Первое пиво в мире. История создания пива и кто его придумал

Первое упоминание об особом «ячменном соке», производимом в баварском городке 1айзенфельде, относится к 736 г. Спустя почти 30 лет старейшая в мире «пивная грамота» засвидетельствовала поставку этого напитка из Гейзингена на Дунае в аббатство Сен-Галлен. В южной 1ермании пивоварение в Средние века находилось в руках монастырей, разработавших процесс низового брожения и получавших значительные доходы от продажи пива.

Родом из Месопотамии Баварцы склонны считать, что именно они придумали «жидкий хлеб», чтобы кружкой крепкого питья облегчать себе тяготы поста. Но они ошибаются. Первыми начали варить пиво шумеры. Уже в III тыс. до н.э. оно было в Месопотамии популярным народным напитком. В Древнем Египте всякий мужчина выпивал в день не менее двух кружек пива.

Чистое и беспримесное

Через посредство римлян пиво попало к германцам, которые сочли его напитком богов. В XVIII в. пиво было так популярно, что производилось на всей территории Германии, правда, по разным строго соблюдавшимся региональным правилам. Борясь с фальсификацией, баварский герцог Вильгельм IV издал в 1516 г. закон о чистоте пива, ставший с 1906 г. обязательным для всей Германской империи. Закон предписывал при варке пива ничего не использовать, кроме солода, хмеля и воды; о дрожжах в нем не упоминается, поскольку природа брожения была тогда неизвестна. И хотя с 1987 г. рынок открыт также для соевого, рисового и прочего подобного пива, немцы по-прежнему предпочитают отечественный «ячменный сок», выпивая в среднем 110 литров любимого напитка в год,

  • 1759 г.: Артур 1иннес открыл первую в Ирландии пивоварню. Его темное крепкое пиво получило название «стаут».
  • 18б4 г.: в Амстердаме семейство Хейнекен приобрело пивоварню, существующую с 1592 г.
  • 1888 и Ральф и Уильям Фостер в австралийском Мельбурне выпустили в продажу свое первое пиво.
  • 1895 г.: открыла торговлю пивоварня Будвайзер.

Кто придумал пиво, доподлинно неизвестно. История этого напитка уходит в далекое-далекое прошлое. И даже сегодня не известно имя той особы, которая впервые сварила столь обожаемый ныне пенный эликсир. Никто точно так же не знает и того, в какой именно стране появился этот нектар. Ученые выдвигают разные версии, проводят исследования, пытаются установить название той державы, в которой впервые было придумано пиво. Но версий и теорий столько, что определиться тяжело, и многие государства имеют право называться родиной пенного.

Шумеры и вавилоняне

Кто придумал пиво, точно не известно, но зато точно известно, что этот напиток считается самым древним спиртным продуктом. Историки связывают происхождение пенного нектара с Месопотамией. На территории этой страны во время археологических раскопок были найдены шумерские таблички из глины, на которых были изображены пивовары, склоняющиеся над чаном. Находка датируется VII тысячелетием до нашей эры. Шумеры имели и богиню пива - Нинкаси Светлоструйную. Божеству не только поклонялись, но также ей посвящали и целые поэмы. Шумерское пиво нельзя назвать полностью хмельным, так как варили его без добавления хмеля. В жидкость добавляли полбу и ячмень, а также душистые травы для обеспечения аромата. Крепость итогового состава была три-четыре процента.

Вавилоняне - наследники шумеров - усовершенствовали рецепт пива. Они начали варить напиток из солода, а не из ячменя, как это делали их предшественники. Вавилоняне вели серьезную борьбу за качество пенного продукта. (II тысячелетие до н. э.) выдал закон, согласно которому, трактирщик, завышающий цены на напиток, подвергался смертной казни - утоплению. За разбавление пива водой трактирщика поили испорченной жидкостью до тех пор, пока он не умирал от страшных мук. Если в заведении трактирщика поддерживалась беседа о политике, то хозяина заведения также приговаривали к смертной казни.

Древнеегипетское пиво

На вопрос о том, кто придумал пиво в Египте, ученые отвечают: Такой вывод они делают, ссылаясь на одну из древнеегипетских рукописей. Жрецы, которых Осирис научил пивоварению, стали единственными особами, которым были известны секреты приготовления божественного нектара. Многие фараоны владели пивоварнями. Так, пивоварней владела даже Нефертити, и на стенах этого заведения изображалась царица, разливающая через ситечко

В Древнем Египте пиво варили из ячменя, но в некоторых случаях его заменяли пшеничным солодом. Лук, хлеб и, конечно же, пиво составляли основной продуктовый комплект обыкновенного древнеегипетского жителя. Центром пивоварения в этом государстве был город Пелузий, отчего сам продукт именовали «пелузийским напитком». На него существовал специальный налог. Во время какого-либо смешивали вместе с медом либо вином.

История пива из Древней Греции и Рима

Неизвестно и кто придумал пиво в Древней Греции и Риме. Но то, что в этих странах его презирали, - это факт. Здесь оно считалось напитком бедных людей, которые не могли себе позволить лакомиться винами. Но, невзирая на это, Гиппократ посвятил пенному эликсиру целый научный трактат, а Аристотель сделал умозаключение, что после опьянения вином человек шатается по сторонам, а после пива он падает назад. Самое слабое пивко являлось для греков весьма крепким и горьким, так как вина они привыкли разводить водой, поэтому их настоящий вкус не ощущался в полной мере, а вот эль доводилось употреблять в чистом виде.

Не нравилось пиво и римлянам. Пили его только по праздникам в честь Цереры - богини земледелия. Поэтому в Древнем Риме называли напиток ceres. По утверждению ученого-историка Броделя, пиво оставалось «напитком бедняков и варваров» вплоть до Х столетия.

Появление пива в Африке

Кто первый придумал пиво на планете, сказать довольно трудно. Но вот то, что оно было известно и в Африке, - это факт. Здесь оно являлось весьма распространенным продуктом. В Абиссинии его варили из крушины и из хмеля. В некоторых африканских регионах, в которых не произрастал ячмень, для производства хмельного состава использовалось просо, а для более крепкого продукта - дагусса.

В разнообразных обрядах народов Африки пиво отыгрывало важную роль. На похоронах рядом с телом умершего в обязательном порядке ставили этот напиток. Каждый присутствующий на обряде человек должен был выпить данный состав. Народы Гвинейского побережья и Судана варили эликсир из проса. Но со временем просо было вытеснено сорго - еще одной злаковой культурой. А в XVI столетии сорговое пиво стало известным и в Европе.

История европейского пива

В какой стране придумали пиво, сказать точно неспособен ни один источник. Но в Европе оно было популярным с незапамятных времен. У кельтов оно являлось традиционным напитком. В I веке до нашей эры Посидоний упоминает о том, что он готовил эликсир на основе меда и пшеницы. В это же время в Галлии пиво носило название corma и называлось оно народным напитком. У германцев оно являлось национальным продуктом.

Среди раскопок, проведенных в Великобритании, были обнаружены таблички, надпись на которых сводилась к тому, что кто-то просит выдать указ о доставке пива легионерам, у которых оно закончилось.

Пиво древних викингов

Где придумали пиво впервые, не скажет точно ни один человек на Земле. Но вот исторические документы утверждают, что грозные викинги, проживавшие в северных далеких краях, также владели искусством пивоварения. Они использовали еловые и сосновые иголки вместо хмеля. В итоге получившийся состав был обогащен витаминами С и В, которые поддерживали силы употреблявших напиток людей. Так, пиво, которое варили викинги, именовалось брагой Одина.

Любое застолье у этого народа сопровождалось неимоверными пьянками. А умение выпить больше, чем твой товарищ, приравнивалось к воинским успехам. Существующая сегодня традиция наливать опоздавшему гостью внеочередную рюмку произошла именно от викингов.

Появление пива в России

Неизвестно также и то, кто придумал пиво и в каком году в России. Слова «пиво» и «пить» созвучны между собой. Раньше этим словом обозначались все напитки в общем. В Новгородских встречается первое упоминание именно о пиве. Отвары, в основу которых входили пиво и мед, назывались переварами и отличались большой крепостью. Этими продуктами оплачивали дань.

В Древнерусской державе пенное варево и хлеб составляли основной продовольственный комплект. Монастыри были центром пивоварения, а сам напиток стал ритуальным.

Безалкогольный «собрат»

Сегодня, кроме традиционного пива, популярно еще и безалкогольное. И вот кто придумал ученые могут сказать уже точно: американцы. Во времена сухого закона в Соединенных Штатах запрещенными были все напитки, которые содержали этиловый спирт. Все большие производственные компании были под угрозой полного банкротства. Но одному очень крупному предприятию удалось продолжить свое существование. Под брендом Budweiser оно выпустило первое в мире безалкогольное пиво, содержащее полпроцента спирта.

Новый продукт поклонникам традиционного нектара понравился не сразу. Но он помог пивоварам не обанкротиться. Уже больше, чем полтора века, торговая марка Anheuser-Buschc производит пиво, которое называется Budweiser.

Опьянение алкоголем активизирует перемены в человеческой физиологии, поведении и психике. Поэтому в тех государствах, где большинство автомобильных аварий происходит по вине пьяных водителей, принято решение о массовом производстве безалкогольного пенного продукта.

История пива берет начало с древнейших времен и уходит корнями в первые цивилизации Ближнего Востока. Пиво наверняка самый древний вид алкогольных напитков, первые упоминания о нем насчитывают десять тысяч лет. Спустя такую бездну времени можно только предполагать, как появилось пиво. Однако очевидно, что культура пивоварения тесно связана с культурой земледелия, и пиво существует примерно с тех самых пор, как люди научились перерабатывать зерна злаков в хлеб.

Скорее всего, пиво появилось случайно. На территории современной Сирии и Ирана археологами обнаружены древнейшие глиняные сосуды большой емкости с узким горлом, в которых, судя по всему, хранили зерно. Наверняка в такие сосуды иногда попадала дождевая вода, в теплом климате зерно прорастало, и начинался процесс брожения.

Известно, что около шести тысячелетий назад между Тигром и Евфратом существовала мощная и во многом загадочная цивилизация шумеров. Их высокоразвитая культура и создала первое в истории пивоварение.

Шумеры растирали зерна ячменя и спельты (вид злака, от которого произошла пшеница) в каменных жерновах, заливали их водой, добавляли душистые травы и подвергали это сусло брожению. Спустя некоторое время получался вкусный освежающий напиток, который был отдаленно похож на то, что сейчас мы называем пивом. Пивоварение поддерживали крупные землевладельцы, которые снабжали пивоварни зерном и мельницами для его размалывания, глиняными сосудами для брожения, поставляли прочее необходимое сырье.

В Вавилоне существовали смешанные сорта пива из спельты и ячменя, кроме того, вавилоняне первыми начали осознанно применять проращивание солода. В пиво добавляли различные приправы, однако хмель не применялся. Быть может, он был неизвестен древним вавилонянам, возможно также, что его просто не хотели использовать. Поэтому пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус, без привычной для нас хмелевой горечи.

Уже в те времена пиво становится выгодным товаром. Появляются центры коммерческого пивоварения, так, в месопотамском городе-государстве Ур пиво производили профессионально, на продажу.

Благодаря археологическим исследованиям на юго-западе Персии стало известно, как обращались с пивом около 3500 лет назад. При раскопках города Сузы были обнаружены большие шарообразные глиняные сосуды, которые закапывались под полом домов. Эти огромные пивные кувшины накрывались сверху керамической плитой с отверстием посредине.

Через отверстие пиво либо вычерпывали, либо вставляли туда специальную трубку, и пили непосредственно через нее. Предполагается, что пить пиво через трубочку приходилось из-за обильной пены на поверхности, в которой были взвешены частицы дробленого солода, а также из-за осадка на дне сосудов. Трубочкой удавалось тянуть пиво из срединной части кувшина, где не было твердых частиц.

Процесс употребления пива через трубочку запечатлен на многочисленных наскальных рисунках той эпохи. Археологам удалось даже выяснить, что в зажиточных домах такие емкости для пива устанавливались под полом помещений, предназначенных для мужских собраний, из чего следует, что пивоварением и потреблением пива уже тогда занимались мужчины. В то время как кулинария была женской стезей.

Кстати, в конце прошлого века пивоваренный завод «Hoepfner» в Карлсруе (Германия) решил поэкспериментировать, используя историческое наследие древних цивилизаций. На протяжении нескольких месяцев испытывались различные комбинации зерновых и пряностей, после чего в соответствующем ассирийскому стилю заведении «Nacht von Susa» («Ночи в Сузах») интернациональной публике, в том числе профессионалам, были представлены три сорта пива, приготовленного по рецептам древних шумеров и вавилонян. Отзывы были самые разные – от самых негативных до восторженных. Все дегустаторы сошлись в одном – шумерское и вавилонское пиво совершенно не похоже на тот напиток, который мы называем пивом сейчас.

Пиво «отметилось» и в знаменитом ныне Кодексе Хаммурапи. Великий вавилонский царь Хаммурапи, подчинивший себе Месопотамию и Ассирию, среди прочего установил правила, связанные с производством и употреблением пива. В 1902 году под Сузами была найдена двухметровая колонна из черно-зеленого диорита с многочисленными клинописными параграфами законов. Знаменитая находка хранится в Лувре. Этот древнейший свод законов, получивший название Кодекса Хаммурапи, составлен примерно за 1700 лет до Рождества Христова.

Кодекс Хаммурапи содержит два параграфа, посвященные производству и продаже пива. Первый параграф устанавливал предельные цены на пиво (в перерасчете на зерно), был направлен против злоупотреблений торговцев, и гласил «если трактирщица поднимет цену за пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна и это будет доказано, тогда следует бросить ее в воду».

По всей видимости, с тех пор как до сведения широкой общественности был доведен этот параграф древнего закона, и пошла юмористическая поговорка «губит людей не пиво, губит людей вода». Второй параграф воплощал в себе заботу древних вавилонян о фальсификаторах, которых полагалось до смерти упаивать собственным же варевом. Там же было указано, что за политические дискуссии среди посетителей питейных заведений хозяева последних могли поплатиться жизнью. Помимо сведений об этих устрашающих мерах, Кодекс Хаммурапи также сообщает, что в те времена почти все лекарства либо растворяли в пиве, либо запивали пивом.

Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами и в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, пиво теряло большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство, и пиво вскоре стало народным напитком, одним из основных продуктов питания.

Древнеегипетский иероглиф, обозначающий трапезу, в буквальном переводе звучит как «хлеб и пиво», т.е. тесная связь между питанием, хлебом и пивом существовала уже в те древние времена. Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

Древнеегипетское пиво, которое называлось «хек», было сладким и крепким. Египтяне приправляли его ядовитой мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. Кроме того, в разные сорта пива добавляли шафран, анис и другие пряности.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до Новой Эры. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Примерно в 1250 году до Новой Эры фараон Рамсес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

Торговлю пивом запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек, однако древнеегипетская антиалкогольная кампания не возымела особого успеха. Народ продолжал пить пиво. А пивовары были в Египте настолько уважаемы, что фигурки, изображавшие представителей этой профессии, помещали в захоронения.

Несмотря на то, что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов (даже Рамсесу II) на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать производство пива налогами, хотя производство других видов сельскохозяйственной продукции исправно обкладывалось невыносимыми поборами.

Первой до этого додумалась знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте с 69 по 30 годы до Новой Эры.

Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен первый налог на алкогольные напитки.

Из Египта пиво пришло в Эфиопию, а оттуда – на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в IX-VII веках до Новой Эры изготавливали крепкое пиво. С Кавказа пиво попало в Европу. Скифы делали пиво из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры. Галлы в I веке Новой Эры делали напиток, весьма похожий на пиво, который сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. Примерно к этому же времени восходят свидетельства римлян об употреблении ирландцами напитка из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

Как известно, древние греки и римляне пили преимущественно вино и о пиве знали не много. Более того, пиво они считали напитком варваров. Грекам еще в эпоху Аристотеля было известно об употреблении пива народами северной и центральной Европы.

Ко II веку Новой Эры центром пивоварения в Европе становятся германские земли, о чем сообщил первый «иностранный корреспондент» Римской империи Публий Корнелий Тацит, автор знаменитого трактата «О германцах».

Тацит говорил о пиве как о жутком, зловещем напитке. Впрочем, судя по всему, Тацит был прав. Известно, что германцы использовали для приготовления пивного сусла все, что им казалось подходящим, например, дубовую кору, листву ясеня и бычью желчь. Такие необычные добавки применялись вплоть до наступления эпохи христианства. Более того, некоторое время монахи даже продолжали эти сомнительные эксперименты, используя для производства пива можжевельник, чернику и грибы.

Тацит пришел к выводу, что с германцами можно покончить не только огнем и мечом, но и стимуляцией местного производства пива, что говорит о высокой степени развития военной науки в Древнем Риме. Для того времени очевидное для нас понятие геноцида – путем инициирования деградации народа посредством массового внедрения алкоголя в повседневную жизнь какой-либо национальной общности – было внове.

От германских земель технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию. Да и своим названием европейское пиво обязано древним германцам. В старонемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово «bior», в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое «bier» или английское «beer».

Хотя в том или ином виде пиво существовало во многих странах с незапамятных времен, именно хмель произвел в пивоварении подлинную революцию. Хмелеводство началось в Европе в эпоху великого переселения народов. Кстати, хмель был известен еще в Древней Руси, откуда, вполне возможно, и попал в центральную Европу.

Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в европейскую валюту, на первых порах, впрочем, не вполне конвертируемую, так как в Англии до XV века хмель был запрещен к употреблению.

Надо отметить, что средневековое пиво далеко не всегда было безвредным для здоровья. Входившие в его состав галлюциногенные алкалоиды могли вызывать видения, и это служило поводом для множества суеверий. Вплоть до конца XVI века в Европе практиковалось сожжение «пивных ведьм», которых обвиняли в порче пива, хотя, конечно, дело было в несовершенстве технологии.

Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю.

Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.

Вопрос о том, почему пивоварение в Европе развивалось именно в монастырях, имеет вполне конкретный, но все же несколько комический ответ. Для благочестивых монахов производство хорошего и крепкого пива стало вопросом жизни и смерти, ведь как иначе они смогли бы выдержать долгие посты? И ладно бы еще в теплой Италии, но в холодной и суровой Германии обойтись без источника высококалорийного питания, разрешенного к употреблению в постные дни, было просто невозможно!

Несмотря на доводы оголодавших монахов, правила соблюдения поста для северных братьев во Христе не облегчались. Так появились первые сорта крепкого пива, тогда же родилось выражение «пиво – это жидкий хлеб». Пиво было настоящим счастьем для монахов, потому что клерикальный принцип гласил «жидкость не нарушает поста». От Папы, который наверняка изменил бы этот принцип, положение пива в рационе монахов мудро утаивалось.

Однако в IX веке пиво было почти запрещено для монахов, но одному из церковных иерархов пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком, в результате чего было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами, даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день, не считая полулитра вина. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.

Немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. Только в 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские власти, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена.

Пиво того времени уже вполне можно было сравнить с нынешним. Однако тогда его варили на открытом воздухе, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжами, вызывающими спиртовое брожение, пользоваться не умели, брожение протекало самопроизвольно. В результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Помимо монастырей, в средние века стали появляться и муниципальные пивоварни, а пивовары объединились в гильдии. На территории нынешней Чехии, в Пльзене и Чешских Будейовицах, коммерческое пивоварение началось не позже XIII века. В начале XV века пивоварня в Чешских Будейовицах снабжала пивом королевский двор Богемии. Тогда-то у местного пива и появился девиз «пиво королей». Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии пиво (точнее, его разновидность – английский эль) стало главным национальным напитком к концу XIV века.

К XIII веку в северной Германии варили уже довольно неплохое пиво и притом гарантированно безвредное для здоровья. В ганзейских городах наблюдался настоящий бум пивоварения, а пик этого бума – в Бремене. К концу XV века в Гамбурге действовало около 600 пивоварен.

При ратушах Гамбурга и Любека существовали пивные и винные погреба. Пиво было основной статьей экспорта и поставлялось во многие страны Европы и даже Средиземноморья. Немецкое пиво пили и в русских городах – Новгороде и Пскове. В обратном направлении ганзейцы везли русский мед (пивной напиток), а позже стали импортировать хмель.

Огромную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл принятый в 1516 году баварский закон о строгом соблюдении рецептуры пива. Этот закон, названный Reinheitsgebot (заповедь чистоты), непреложно устанавливал, что пиво можно варить только из ячменя (позже – ячменного солода), хмеля и чистой воды. Поскольку дрожжи в то время еще не были известны, процесс брожения оставляли на волю случая.

Закон отличался суровостью – тех, кто разбавлял и подделывал пиво, строго штрафовали, а самых отпетых – и вовсе топили в собственном пиве. Reinheitsgebot действует в Германии по сей день, являясь старейшим законодательным актом в мире, регламентирующим производство продуктов питания и защищающим права потребителя.

Еще одной важной вехой в истории пивоварения было открытие в XIX веке Луи Пастером дрожжевых грибов – одноклеточных организмов, ответственных за брожение.

В 1881 году датчанин Эмиль Кристиан Хансен впервые получил чистую культуру пивных дрожжей, что открыло перед пивоварами новые возможности, которыми они с блеском воспользовались – в современном мире пиво является самым массовым и популярным алкогольным напитком, не знающим себе равных по объему производства и ассортименту.

Определение: Пиво - слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением солодового сусла (чаще всего на основе ячменя) с помощью пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля.

Откуда оно взялось и кто его придумал?

Пиво - один из древнейших напитков, возможно, уходящий корнями в ранний неолит (примерно 9500 год до н. э., когда началось выращивание зерновых культур).

По некоторому радикальному мнению, выращивание зерновых началось именно ради пива, а не хлеба.

Химические остатки пива, датированные 3500-3100 годами до н. э., были найдены в Годин-Тепе в горах Загрос (западный Иран). Более поздние следы пива обнаружены в древнем Шумере, затем Египте и Ассирии.

Пиво упоминается в древнеегипетских и месопотамских источниках. Строители египетских пирамид получали, помимо пищевого довольствия, пиво. Уже на древнейших шумерских глиняных табличках встречается гимн богине-покровительнице пивоварения Нинкаси, в котором содержится рецепт приготовления этого напитка

Шумеры растирали зерна ячменя и спельты (вид злака, от которого произошла пшеница) в каменных жерновах, заливали их водой, добавляли душистые травы и подвергали это сусло брожению. Спустя некоторое время получался вкусный освежающий напиток, который был отдаленно похож на то, что сейчас мы называем пивом.

Пивоварение поддерживали крупные землевладельцы, которые снабжали пивоварни зерном и мельницами для его размалывания, глиняными сосудами для брожения, поставляли прочее необходимое сырье.

В Вавилоне существовали смешанные сорта пива из спельты и ячменя, кроме того, вавилоняне первыми начали осознанно применять проращивание солода. В пиво добавляли различные приправы, однако хмель не применялся.

Быть может, он был неизвестен древним вавилонянам, возможно также, что его просто не хотели использовать. Поэтому пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус, без привычной для нас хмелевой горечи.

Пиво «отметилось» и в знаменитом ныне Кодексе Хаммурапи. Великий вавилонский царь Хаммурапи, подчинивший себе Месопотамию и Ассирию, среди прочего установил правила, связанные с производством и употреблением пива. В 1902 году под Сузами была найдена двухметровая колонна из черно-зеленого диорита с многочисленными клинописными параграфами законов. Знаменитая находка хранится в Лувре. Этот древнейший свод законов, получивший название Кодекса Хаммурапи, составлен примерно за 1700 лет до Рождества Христова.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до Новой Эры. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Примерно в 1250 году до Новой Эры фараон Рамсес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

Несмотря на то, что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов (даже Рамсесу II) на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать производство пива налогами, хотя производство других видов сельскохозяйственной продукции исправно обкладывалось невыносимыми поборами.

Первой до этого додумалась знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте с 69 по 30 годы до Новой Эры.

Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен первый налог на алкогольные напитки.

Из Египта пиво пришло в Эфиопию, а оттуда – на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в IX-VII веках до Новой Эры изготавливали крепкое пиво. С Кавказа пиво попало в Европу. Скифы делали пиво из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры.
Галлы в I веке Новой Эры делали напиток, весьма похожий на пиво, который сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. Примерно к этому же времени восходят свидетельства римлян об употреблении ирландцами напитка из ячменного солода с травяными добавками.

Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в европейскую валюту, на первых порах, впрочем, не вполне конвертируемую, так как в Англии до XV века хмель был запрещен к употреблению.

Надо отметить, что средневековое пиво далеко не всегда было безвредным для здоровья. Входившие в его состав галлюциногенные алкалоиды могли вызывать видения, и это служило поводом для множества суеверий. Вплоть до конца XVI века в Европе практиковалось сожжение «пивных ведьм», которых обвиняли в порче пива, хотя, конечно, дело было в несовершенстве технологии.

Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю.

Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.

Вопрос о том, почему пивоварение в Европе развивалось именно в монастырях, имеет вполне конкретный, но все же несколько комический ответ. Для благочестивых монахов производство хорошего и крепкого пива стало вопросом жизни и смерти, ведь как иначе они смогли бы выдержать долгие посты? И ладно бы еще в теплой Италии, но в холодной и суровой Германии обойтись без источника высококалорийного питания, разрешенного к употреблению в постные дни, было просто невозможно!

Несмотря на доводы оголодавших монахов, правила соблюдения поста для северных братьев во Христе не облегчались. Так появились первые сорта крепкого пива, тогда же родилось выражение «пиво – это жидкий хлеб». Пиво было настоящим счастьем для монахов, потому что клерикальный принцип гласил «жидкость не нарушает поста». От Папы, который наверняка изменил бы этот принцип, положение пива в рационе монахов мудро утаивалось.

Пиво того времени уже вполне можно было сравнить с нынешним. Однако тогда его варили на открытом воздухе, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжами, вызывающими спиртовое брожение, пользоваться не умели, брожение протекало самопроизвольно. В результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Помимо монастырей, в средние века стали появляться и муниципальные пивоварни, а пивовары объединились в гильдии. На территории нынешней Чехии, в Пльзене и Чешских Будейовицах, коммерческое пивоварение началось не позже XIII века. В начале XV века пивоварня в Чешских Будейовицах снабжала пивом королевский двор Богемии. Тогда-то у местного пива и появился девиз «пиво королей». Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии пиво (точнее, его разновидность – английский эль) стало главным национальным напитком к концу XIV века.

К XIII веку в северной Германии варили уже довольно неплохое пиво и притом гарантированно безвредное для здоровья. В ганзейских городах наблюдался настоящий бум пивоварения, а пик этого бума – в Бремене. К концу XV века в Гамбурге действовало около 600 пивоварен.

Огромную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл принятый в 1516 году баварский закон о строгом соблюдении рецептуры пива. Этот закон, названный Reinheitsgebot (заповедь чистоты), непреложно устанавливал, что пиво можно варить только из ячменя (позже – ячменного солода), хмеля и чистой воды. Поскольку дрожжи в то время еще не были известны, процесс брожения оставляли на волю случая.

Закон отличался суровостью – тех, кто разбавлял и подделывал пиво, строго штрафовали, а самых отпетых – и вовсе топили в собственном пиве. Reinheitsgebot действует в Германии по сей день, являясь старейшим законодательным актом в мире, регламентирующим производство продуктов питания и защищающим права потребителя.

Еще одной важной вехой в истории пивоварения было открытие в XIX веке Луи Пастером дрожжевых грибов – одноклеточных организмов, ответственных за брожение.

В 1881 году датчанин Эмиль Кристиан Хансен впервые получил чистую культуру пивных дрожжей, что открыло перед пивоварами новые возможности, которыми они с блеском воспользовались – в современном мире пиво является самым массовым и популярным алкогольным напитком, не знающим себе равных по объему производства и ассортименту.

С точки зрения археологов, пиво всегда было весьма популярным напитком, а история происхождения пива берет свое начало с древних времен. Еще 6000-8000 лет назад в Вавилоне зерна ячменя и спельты растирали между камнями, а затем заливали водой, добавляя в ходе приготовления различные травы. , а через несколько дней получали освежающий пенный напиток, который лишь отдаленно походил на современное пиво.

Пить подобное пиво представлялось возможным только с помощью трубочки, поскольку оно не проходило никакой и имело обильный осадок.

Развитие пивоварения активно поддерживали крупные землевладельцы, снабжавшие зерном пивоварни. Употребление пива было настолько распространено, что половина всего урожая ячменя и пшеницы перерабатывали в .

Однако древнегерманское пиво не имело практически никаких общих вкусовых качеств с современным напитком. Обычно такого пива был произвольным и весьма зависел от случая. Для изготовления использовали все, на что была способна фантазия – от любых видов зерна, до меда и фруктов. А затем все это обильно приправлялось различными травами и добавками, в особых случаях использовали даже бычью желчь или перетертые кости. Именовали это пиво Grut-Bier и производили его вплоть до XV века. Грутом его называли за особый сорт вереска , который использовали вместо хмеля и называли Grut.

Кроме этих, самых распространенных типов пива, существуют менее известные, такие как , рисовое пиво различные гибридные сорта, приготовление которых связано с комбинированием различных технологий. Существуют особые сорта, такие как или родственные пиву напитки на основе .

В России, Испании и некоторых других странах, распространена классификация пива по цветам. Различают светлое, белое и красные сорта пива. Такая классификация не совсем точна, ведь цвет пива определяет используемый , который может быть различных марок и характеристик, соответственно, или светлым пивом может быть как , так и . Однако, поскольку большая часть сортов пива продающихся в России относятся к , подобная классификация вполне уместна.

На сегодняшний день, пиво является третьим в списке популярности напитков в мире, первые две строчки занимают вода и чай. Но среди алкогольных напитков пиво уверенно занимает первое место .

При огромных достоинствах, напиток таит в себе не меньшие по размеру недостатки. Избыточное потребление напитка может оказать существенный вред здоровью, связанный с нарушением обмена веществ, работы сердца, мозга, печени, эндокринной системы и других органов. Любители пива должны полностью отдавать себе в этом отчет и стараться не злоупотреблять. В умеренных количествах пиво не представляет опасности , кроме того имеет .

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...