Виды амфор. Что такое амфора

Амфора - это особая разновидность посуды, получившая широкое распространение в и Древнем Риме. Амфоры бывают разных размеров и форм. Кроме того, они еще и несут в себе определенный символ. Какой именно? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Амфора - это...

Прежде всего, нужно выяснить, что же такое амфора?

Значение слова амфора весьма интересно. С оно переводится как "емкость с двумя ручками".

Амфора - это сосуд особой удлиненной формы, имеющий ручки с обеих сторон. Довольно часто дно у амфор коническое, заостренное. Материал, из которого производилась эта посуда в древности, чаще всего глина. Реже находят бронзовые амфоры.

В Древней Греции, а также Риме, амфоры выполняли разные функции. Например, их использовали:

  • как емкость для хранения жидких продуктов (различных масел, вина, молока, сока или мёда);
  • как награду за победы в спортивных состязаниях;
  • как погребальные урны для праха или для установки на могильных курганах.

Размеры амфор могут быть самыми различными. В целом, они вмещают в себя от 5 до 50 литров жидкости. А в Древней Греции амфору (объем которой был 26,03 л) даже использовали в качестве единицы измерения - греческого "таланта".

Классификация амфор

Генрих Дрессель - это немецкий ученый и археолог, который как раз и занимался изучением древних амфор. Ниже вы можете увидеть, как выглядел этот человек. В частности, он разработал детальную типологию древних амфор. Из отечественных исследователей значимый вклад в изучение этого внес археолог Сергей Монахов.

В своем каталоге (издан еще в 1899 году в Германии) Генрих Дрессель представил 45 разновидностей древнеримских амфор. Он смог установить возраст каждой из них. Помогли ему в этом имена консулов, которые часто печатались на всех амфорах. Стоит отметить, что классификацией Дресселя пользуются до сих пор, когда нужно идентифицировать ту или иную археологическую находку.

Первые 6 форм в типологии Дресселя - это древнеримские амфоры для вина. Они датируются I ст. до н. э. - II ст. н. э. Амфоры с 7-й по 12-ю в этом каталоге - это испанские сосуды для хранения рыбы. Далее в каталоге немецкого ученого приведены уже более поздние экземпляры амфор, которые датированы III веком или даже позднее.

Греческая амфора - символ жизни и смерти

Амфоры символизируют собой как жизнь, так и смерть. Как же это может быть?

Однажды, при раскопках Херсонеса - древнегреческого города в Крыму, археологи обнаружили странные амфоры, в которых были останки погребенных детей. Таким образом, эти сосуды в древности исполняли роль гробов. Кроме этого, на могилах взрослых людей, также часто находили установленные сверху амфоры.

С другой стороны, греческая амфора символизирует собой женскую утробу. Более того, её преднамеренно наделяли женскими чертами. Так, даже элементы амфоры были названы следующим образом: горло, туловище, ножка и ручки. И такие названия были даны амфоре совсем не случайно.

Таким образом, амфора - это сосуд, символизирующий в себе равно как жизнь, так и смерть.

Где и как находят древние амфоры?

В наши довольно часто извлекают амфоры из акваторий Черного, Адриатического или Средиземного моря. Происхождение этих амфор, в большинстве своем древнегреческое, римское или финикийское.

В заключение...

Таким образом, амфора - это не только древний элемент посуды. Их применяли не только для хранения продуктов. Археологи неоднократно находили древнеримские или древнегреческие амфоры с прахом усопших, и даже с погребенными в них младенцами.

Древние амфоры изготовляли из глины, реже из дерева или некоторых металлов. Глиняные амфоры лепили вручную. Нередко их также украшали росписями, орнаментами или определенными рисунками. Сегодня археологи находят множество древних амфор, которые являются важнейшими артефактами той или иной культуры или же исторической эпохи.

, этрусков . Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы , серебра, мрамора, стекла. Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина . Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.

Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма , что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.

Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед или греческий «талант ») применялись для измерения жидкостей.

Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель . Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов .

Также амфорами называются двуручные расписные вазы различного назначения. Расписные Панафинейские амфоры (от Панафинейских игр), наполненные оливковым маслом, служили призом в спортивных соревнованиях.

Нередко амфорами также называют сосуды похожих форм других культур.

См. также

Напишите отзыв о статье "Амфора"

Ссылки

  • Амфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Амфора

Север кивнул, и мы снова оказались в чьей-то чужой, незнакомой жизни... В чём-то давным-давно прожитом и покинутом прошлом.
Перед нами благоухал южными запахами тихий весенний вечер. Где-то вдалеке всё ещё полыхали последние блики угасающего заката, хотя уставшее за день солнце давно уже село, чтобы успеть отдохнуть до завтра, когда оно снова вернётся на своё каждодневное круговое путешествие. В быстро темнеющем, бархатном небе всё ярче разгорались непривычно огромные звёзды. Окружающий мир степенно готовил себя ко сну... Лишь иногда где-то вдруг слышался обиженный крик одинокой птицы, никак не находящей покоя. Или время от времени сонным лаем тревожил тишину переклик местных собак, этим показывавших своё неусыпное бдение. Но в остальном ночь казалась застывшей, ласковой и спокойной...
И только в огороженном высокой глиняной стеной саду всё ещё сидели двое. Это были Иисус Радомир и его жена Мария Магдалина...
Они провожали свою последнюю ночь... перед распятием.
Прильнувши к мужу, положив уставшую голову ему на грудь, Мария молчала. Она ещё столько хотела ему сказать!.. Сказать столько важного, пока ещё было время! Но не находила слов. Все слова уже были сказаны. И все они казались бессмысленными. Не стоящими этих последних драгоценных мгновений... Как бы она ни старалась уговорить Радомира покинуть чужую землю, он не согласился. И это было так нечеловечески больно!.. Мир оставался таким же спокойным и защищённым, но она знала – он не будет таким, когда уйдёт Радомир... Без него всё будет пустым и мёрзлым...
Она просила его подумать... Просила вернуться в свою далёкую Северную страну или хотя бы в Долину Магов, чтобы начать всё сначала.
Она знала – в Долине Магов их ждали чудесные люди. Все они были одарёнными. Там они могли построить новый и светлый мир, как уверял её Волхв Иоанн. Но Радомир не захотел... Он не согласился. Он желал принести себя в жертву, дабы прозрели слепые... Это было именно той задачей, что воздвиг на его сильные плечи Отец. Белый Волхв... И Радомир не желал отступать... Он хотел добиться понимания... у иудеев. Даже ценой своей собственной жизни.

Слово «амфора» происходит от греческого «amphoreos» или «amphiphoreos», где «amphi» — это с обеих сторон, а «phero» — несу. Таким образом, амфора — это то, что можно нести с обеих сторон и их, действительно, носили именно так, ведь это ни что иное, как сосуд или масла, а также для сыпучих веществ, который с обеих сторон имеет по одной закругленной ручке. Так, часто для их переноски использовали две деревянные палки, которые просовывали в ручки амфоры.

Их изготавливали из глины, хотя иногда можно встретить амфоры и из металла, и из дерева. Существовало несколько способов для изготовления амфор из глины — самым древним из них является ручная лепка. Для этого, изготавливали веревочный каркас , на который позже «надевали» амфору. После того, как был изобретен гончарный круг, амфоры стали делать уже на нем. А еще античные сосуды делали на основе заранее приготовленных форм.

Для Древнего Грека амфора была не просто предметом для хозяйственных нужд, она была еще и человеком с... женской . Даже то, из чего она состоит, назвали частями человеческого тела. Так, амфора имеет горло, тулово, ножку и ручки и все эти названия были даны ей совсем не случайно!

Кроме того, амфора была и определенным символом . Так, в древнем некрополе Херсонес были найдены амфоры с захороненными в них детьми, которые лежали в позе эмбриона. Таким образом выяснилось, что сосуды часто использовали в качестве гроба. Кстати, при захоронениях взрослых людей амфоры ставили сверху на курган. Получается, что амфора, которая напоминает по форме женщину и имеет женскую душу олицетворяла утробу матери (дети в позе эмбриона) и, в то же время, выступала в роли гроба и могильного камня.

А еще амфора — это важный предмет культуры, ведь они зачастую украшены необычной и яркой росписью или интересными рисунками, которые называли dipinti. Историкам удалось проследить переход простых геометрических орнаментов к более сложным изображениям животных и растений. Так, во время среднеминойского периода (Среднеминойский период длился с XXII в. до XVIII в. до н.э., для него характерно появление раннегосударственных образований, строительство монументальных дворцовых комплексов. В это время появились ранние формы письменности) наблюдается появление многокрасочной росписи, которую поселения, в котором впервые нашли такие амфоры — камарес. Такая роспись была очень распространена на Крите. Позже появляются достаточно сильно стилизованные образы животных и морских обитателей.

Часто при раскопках античных городов можно найти много керамических изделий. По этой причине они для ученых. Раскопки античных городов проводятся постоянно, в том числе и сейчас. Так, амфоры были найдены в 1941 г. при Мирмекийской археологической экспедиции, во время Подводно-археологической экспедиции на Черном море в 1997 г., участниками Таманской археологической экспедиции в 2006 г., а также во время археологических раскопок в Фанагории, проходивших совсем недавно. Раскопки для поиска амфор могут вестись как на суше, так и под водой. Для раскопок на земле используют лопаты и кисточки, а при поиске амфор в море применяют металлоискатели .

Разные амфоры, в зависимости от места производства могут немного отличаться друг от друга. Так, на острове Лесбос амфоры имели круглые ручки, а их ножка сужалась книзу, а на острове Хиос амфоры были пухлогорлыми. Вообще, в 1899 г. была проведена серьезная классификация почти всех амфор. Ее сделал ученый Генрих Дрессель. Он составил таблицу из 45 амфор и расположил их в хронологическом порядке. Он сумел определить возраст многих сосудов за счет того, что на большинстве из них были начертаны имена известных консулов, которые имели власть в течение определенного периода времени.

А еще амфора, правда не совсем «настоящая», а стилизованное под нее современное изделие, может служить прекрасным сувениром для ваших друзей и знакомых. Лично я была бы не против получить такой подарок на день рождения или , а Вы?

Испокон веков человек искал способ хранения жидкости. Первоначально для этой цели могли служить случайно сформированные природные объекты, например, камни с полостями. Позже люди научились самостоятельно создавать ёмкости из различных подручных средств: очищать изнутри и высушивать плоды, создавать углубления в камне, дереве и других материалах. Наконец, был освоен метод производства керамики, после чего появляются различные виды глиняных изделий, и один из них - это амфора.

Название

Слово «амфора» происходит от греческой приставки, обозначающей удвоение, и корня «нести». Вольно переводя данное название на русский язык, получим «сосуд с двумя ручками для переноски».

Но что такое амфора и чем она отличается от других глиняных изделий? Многие люди могут использовать это название по отношению к любым видам сосудов: маленьким и большим, с ручками и без них, использующимся для хранения продуктов или их производства. Однако такая утварь, как амфора, имеет вполне определенный внешний вид и назначение.

Использование

Амфора - это ёмкость для хранения жидких и сыпучих веществ, в первую очередь - оливкового масла и вина. Для производства этих продуктов использовались сосуды величиной больше человеческого роста - пифосы. Амфоры для этих целей не годились, так как были слишком малы. В современных единицах измерения объём сосуда мог варьироваться от пяти до нескольких десятков литров.

После использования по прямому назначению амфора могла найти применение в качестве урны для захоронения - примеры подобного рода встречаются в греческой культуре уже на ранних этапах её существования. В более позднее время амфора стала использоваться также как урна для голосования.

Форма

Можно отметить несколько интересных особенностей сосуда, имеющих существенное значение. Амфора имеет две ручки, ориентированные вертикально, что не слишком удобно для ручной переноски. Всё потому, что сквозь отверстия обычно продевались палки: держась за них, два человека переносили сосуд. При необходимости можно было одновременно нести более одной амфоры.

Второй особенностью является часто встречающийся заостренный низ, иногда сходящийся к небольшой плоскости, а иногда и вовсе имеющий вид конуса. В получающемся углублении оставался осадок, выпадающий при хранении вина. Кроме того, такая форма позволяла укреплять амфоры при транспортировке на корабле - нижняя часть сосудов закапывалась в песок.

Происхождение

Древнейшие известные амфоры датируются концом второго тысячелетия до нашей эры. Очевидно, существовали и более древние экземпляры, однако археологических подтверждений этому пока не найдено. Амфора - это лишь сосуд, и после использования о его сохранении никто не заботился. Таким образом, многие обнаруживаемые сегодня изделия представляют собой разбитые или утерянные экземпляры, а также сосуды, вторично использованные в качестве урн для захоронения.

Процесс создания сосуда

Первоначально глиняные амфоры создавались методом ручной лепки. Веревочный каркас обмазывался глиной и высушивался. После изобретения гончарного круга основная масса сосудов стала производиться с его помощью - это ускорило время производства и способствовало улучшению качества изделий.

Позже мастера стали экспериментировать и с материалами: известны деревянные и мраморные, бронзовые и стеклянные амфоры. Зачастую они уже не использовались по прямому назначению, выполняя исключительно декоративную функцию. К примеру, мраморные амфоры тяжелы и неудобны при использовании по назначению.

Амфора в культуре

Амфора - символ жизни и смерти. Возможно, появлению такой ассоциации способствовало использование сосудов в качестве погребальных урн. И сегодня ученые обнаруживают амфоры в местах захоронений.

В Древней Греции в зимнее время сосуды использовались для хранения зерна: глиняное изделие зарывалось в землю, и зерно оставалось под землёй до тех пор, пока в нём не возникала необходимость. Логическая связь между «сосудом для хранения» и «сосудом для захоронения» могла возникнуть именно по этой причине.

В различных контекстах сосуд также может символизировать изобилие, чистоту.

Художественное оформление

Амфора - это не только предмет, используемый в быту, но и объект художественной культуры. Каждый регион привносил свои особые черты при украшении и даже в процессе придания формы сосуду, и на основании этих данных учеными разработана их полноценная классификация.

Наиболее часто амфоры имеют однотонное оформление, однако встречаются и образцы, на которых изображены сцены из греческой и римской мифологии, главными героями которой являются боги и герои. Есть и сюжеты, в основе которых лежат спортивные мероприятия, сражения, а также орнаменты. Найденные артефакты, которые можно увидеть в музеях, практически всегда следов краски не имеют, однако в своё время большинство из них были яркими и красочными.

Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.

Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?

А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…

(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)

Как назывались кубки для вина в древней Греции?

Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису.Киаф (лат. Kyathos — черпак) - сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа раввен 0,045 литра.

Леканида — маленькая лекана с крышкой. Назначение сосуда точно не установлено.

Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

Лидион - сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.

Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.

Несторида (лат. Nestoris) — ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.

Ойнохойя — «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.

Ольпа (лат. Olpa) - древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина.

Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.

Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον - глиняный черепок ) - черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм - изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм - презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п

– двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.

Пиксида (греч. pyxís, pyxídos - ларчик, шкатулка) небольшая коробочка из дерева, глины, кости, металла, а в Древнем Риме из стекла или в виде чаши на трёх ножках, служившей для хранения косметики, ювелирных украшений и разных безделушек, использовались преимущественно женщинами.

Пифос — большой глиняный сосуд в форме шара или яйца для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами. По объёму пифос мог содержать меру Арбата равную -55,08 л. или Метрет = 38,88 литра.

Племохойя - н ебольшой сосуд с крышкой для хранение благовоний, по форме шарообразный и на высокой подставке. Племохойя использовалась в обряде бракосочетания и изображалась в свадебных сценах.

Псиктер (лат. Psykter), другое название бавкалид — керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, характерен для Аттики во второй половине VI в. до н. э.

Псиктер использовался в паре с кубковым кратером. Один из этих сосудов наполняли неразбавленным вином и вставляли другой сосуд, наполненный снегом или ледяной водой. До сих пор не сохранилась информация, какой из сосудов предназначен для льда, а какой - для вина.

Рыбное блюдо - блюдо специальной формы с углублением в центре для масла или соуса. На блюдах изображались различные породы рыбы животом к краю и морских обитателей: кальмар, осьминог, каракатица, гребешок, двустворчатый моллюск, креветки, мурекс, денталий, тунец, лещ, окунь, летучая рыба, скат, скорпена, рыба-шар, липарис, гиппокампус, крабы, дельфины и другие. Плоское по форме блюдо называлось пинака или пинакион — доска. Края плоского блюда загнуты вниз для того, чтобы оно стояло возвышаясь над столом на специальной подставке. Начиная с V века до н. э. рыбные блюда стали расписывать орнаментом из спиральных волн, венков из лавровых листьев, стилизованных листьев, которые назывались меандры. В археологических раскопках найдено около 1000 рыбных блюд.

Стамнос – сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручками, использовался для хранения вина. Первоначально его делали округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским.

Фиала- плоская, широкая и мелкая жертвенная чаша без ручек, в античные времена использовалось как сосуд для ритуальных возлияний. Фиалу преподносили в качестве дара, при расставании, о чём свидетельствуют изображения на вазах древней Греции.

Эпинетрон – прибор для вытягивания волокна в прядении, описан у Гесихия Александрийского. В аттическую эпоху (V в. до н. э) эпинетрон стал предметом культа и его часто клали в могилу незамужним девушкам.

Эпихизис (лат. Epychisis) - античный сосуд с тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, цилиндрическая форма сосуда оформлена двумя горизонтальными рантами и высокой изогнутой ручкой. Эпихизис появился в южной Италии, в Апулии. Сосуд был предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.

Валерий Брюсов “Античные вазы”.

Они пленительны и нежны,

Они изысканно — небрежны,

То гармонически — размерны,

То соблазнительно – неверны,

Всегда законченны и цельны,

Неизмеримо – нераздельны,

И завершенность линий их

Звучит, как полнопевный стих.

От грозных и огромных пифов

До тонких, выточенных скифов,

Амфоры, лекифы, фиалы,

Арибаллы и самый малый

Каликий, все – живое чудо:

В чертах разбитого сосуда,

Загадку смерти разреша,

Таится некая душа!

Глубокий мрак тысячелетий,

Расходится при этом свете!

И преданья мира – немы!

Как стих божественной поэмы,

Как вечно ценные алмазы,

Гласят раздробленные вазы,

Что их творец, хотя б на миг,

Все тайны вечности постиг.

















Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...