Ресторан альпийская роза. Улиц пушечная

Ресторанные порядки

Со временем менялись и состав посетителей петербургских кафе и ресторанов, и часы работы, и царившие в них порядки.

Во времена A.C. Пушкина, да и позднее, рестораны предназначались главным образом для холостяков, для тех, кто не имел собственного повара или кухарки и домашнего стола. Дорогие французские рестораны служили местом встреч «золотой молодежи», светских львов, а их посещение вписывалось в распорядок дня петербургских денди. «Холостяцкий» характер трактирных заведений сформировал и особый уклад их существования, в котором находилось место для бурных кутежей, для дам сомнительных добродетелей, но не для порядочных женщин.

Считается, что женщины посещать рестораны начали только со второй половины 1840-х годов, причем ни в коем случае не в одиночку.

Однако А.П. Керн в своих мемуарах подробно описывает состоявшийся в более ранее время обед у Дюме в компании A.C. Пушкина, А.Н. Вульфа и П.А. Осиповой. Она же вспоминала и устроенную бароном A.A. Дельвигом поездку также смешанной компанией в Красный кабачок «на вафли». Правила хорошего тона предусматривали, что без сопровождения собственного мужа или другого члена собственной семьи мужского пола дама могла пойти в ресторан только в компании, включавшей непременно семейную пару, впрочем, как видно из мемуаров Керн, это правило соблюдалось далеко не всегда. Поскольку поначалу это было внове, то приглашение дам в ресторан быстро сделалось «модным».

Сцены ресторанной жизни

Вслед за вполне добропорядочными женщинами эту моду стали быстро осваивать и представительницы древнейшей профессии. Петербургские «камелии» посещали рестораны со своими поклонниками и даже превратили некоторые фешенебельные кафе и рестораны в настоящие места знакомств. Содержанки высокого полета и таких же высоких гонораров, те, кого называли «сенаторские девушки», в начале XX столетия в одиночку или парами занимали столики в знаменитых французских ресторанах столицы, причем исключительно во время завтрака. Таким образом, одновременно соблюдались приличия и можно было заполучить выгодного клиента. Впрочем, к 1910-м годам, по мере того как посещение ресторанов делалось все более и более популярным в столице, почти все крупные трактирные заведения оказались оккупированы девицами легкого поведения, в особенности в послеобеденное время.

Делались попытки завлечь в некоторые заведения общественного питания женщин из простонародья, впрочем, с вполне благородными целями. Так, в 1910-е годы активистки женской прогрессивной партии выступили с инициативой создания специальных женских чайных-аудиторий, как тогда называли чайные, специально создавшиеся с целью отвлечения народа от пьянства, заменив хождение в кабак посещением чистых цивилизованных заведений с безалкогольным меню и с обширной просветительской программой: лекциями, чтениями, библиотекой и т. п.

С начала XX века в первоклассных ресторанах столицы стало появляться значительно больше гвардейских офицеров. Из соображений престижа был введен строгий запрет на посещение гвардейцами трактиров и прочих заведений второго класса, что не столько повысило статус столичного офицерства, сколько обеспечило неплохими заработками владельцев перворазрядных ресторанов. Офицеры быстро стали завсегдатаями самых фешенебельных ресторанов Петербурга, которые «разделялись» по видам войск и по полкам. К примеру, ресторан Бореля называли «кавалергардским»: здесь в одном из больших кабинетов действительно встречались за регулярными трапезами кавалергарды, прославив заведение своими грандиозными кутежами. Располагавшийся неподалеку ресторан Кюба считался «гвардейским». А соседний Дюссо был рестораном конной гвардии. Офицеры являлись в рестораны главным образом вечером. В каждом полку существовали на этот счет свои неписаные законы. Так, согласно полковым правилам, офицеры Семеновского полка, приезжавшие в послеобеденное время, должны были заказывать в перворазрядных ресторанах только шампанское, а оно стоило тогда не менее 10 рублей за бутылку.

Если в первой половине XIX века, когда курение еще только входило в моду, в кафе-ресторанах были отдельные курительные комнаты, то к концу столетия в ресторанных залах курили уже вовсю. И только летом 1902 года в столичных газетах появились сообщения о том, что с 1 января следующего года владельцы перворазрядных ресторанов будут обязаны организовать хотя бы один специальный зал для некурящих, однако как на практике выполнялось это распоряжение, неизвестно. Зато известно, что некоторые шикарные столичные заведения, как, например, кафе «Централь» на Невском проспекте, для удобства посетителей завели отдельные табачные киоски, цены в которых были выше, чем в соседних табачных лавках.

С конца XIX века в Петербурге, где было много приезжих, установился обычай для людей, не обремененных семьей, или приезжих встречать в ресторанах Новый год в отличие от Рождества, которое оставалось домашним праздником, отмечаемым непременно в семейном кругу. Появились особые новогодние меню, а также поздравления клиентам. Так, в ресторане «Контан» под Новый год посетителям предлагали стихотворные поздравления, например в декабре 1903 года столики ресторана украшали такие строки:

Контановские слуги,

Утром ранним, в поздний час

Для вниманья и услуги

Мы приставлены для Вас.

Мы встречаем Вас с поклоном,

Рады гостю угодить

И шампанским, и крушоном…

Что угодно закусить ?

К Вам в усердьи, как в азарте,

Мы летим на первый зов :

Что закажите по карте,

Завтрак, ужин вмиг готов !

Здесь, у нас, в «Контане »,

Сладко пить и сладко есть,

Нашим кушаньям заране

Мы Вас просим сделать честь.

Для Лукулла-гастронома

Все у нас припасено, -

Наша кухня Вам знакома,

Наше лучшее вино.

И поздравить Вас с участьем

Нам почтительно велит :

С Новым годом, с новым счастьем,

Будь лишь старый аппетит !

Газеты отмечали, что в начале нового столетия у швейцаров лучших ресторанов столицы установился обычай – встречать и провожать новогодних посетителей подходящим к случаю стихотворным экспромтом. Не нужно объяснять, что экспромты эти тщательно готовились загодя в расчете на щедрые чаевые…

В последней трети XIX столетия окончательно сформировалась структура большого столичного ресторана. По русской традиции непременной принадлежностью ресторана был буфет с крепкими напитками и горячими и холодными закусками. Это могла быть отдельная комната (первая при входе) или же просто стойка в общем зале 18 . Так, ресторан М.Ф. Федорова на Малой Садовой славился именно «стойкой» (имелась в виду буфетная стойка); отмечали современники и закуски у Лейнера… Заведовавший стойкой буфетчик пользовался особым уважением среди ресторанного персонала, в тех же заведениях, где не было метрдотеля, именно буфетчик выполнял его обязанности и был полным хозяином обеденного зала, отвечающим за работу и официантов, и кухни. По мере развития ресторанного дела в больших ресторанах стали заводить не только обыкновенный закусочный буфет, но и чайный. Соответственно отвечали за них особые – винный и чайный – буфетчики. В XX веке при ресторанах появились «американские бары» – со стойкой, высокими «барными» стульями и непременными коктейлями. Затем были непременно общий обеденный зал (иногда не один) и «кабинеты», и, опять же в начале XX века, нередко рядом с рестораном, но с отдельным входом имелась еще кофейная или кондитерская. Последняя обычно работала с раннего утра, когда ресторан был еще закрыт.

В некоторых ресторанах за платьем гостей присматривал швейцар, получавший за это какую-то мелочь, что, впрочем, не исключало и недоразумений, когда верхняя одежда клиентов оказывалась подмененной. Такое случалось в самых популярных ресторанах с большим наплывом посетителей. В частности, известно о подобных кражах в ресторане «Северной» гостиницы. В других заведениях «вешалку» арендовали частные лица, платившие владельцам ресторана немаленькие деньги, но компенсировавшие свои расходы за счет клиентов. Вообще большой столичный ресторан представлял собой сложную организацию. Главным в ней была гастрономическая часть и все с ней связанное, а прочие услуги – уборные, гардеробы, бары – считались скорее дополнительными. Содержать их должным уровнем было делом хлопотным, поэтому чаще всего их отдавали в аренду. Вопрос с устройством гардеробов очень волновал как посетителей, так и самих рестораторов, так что в 1910-е годы даже предлагалось воспользоваться опытом американских ресторанов, оснащенных автоматическими камерами хранения для одежды клиентов.

Одной из типичных петербургских традиций в последней трети XIX столетия сделались деловые встречи за завтраком. Это во многом объясняет широкую популярность завтраков в дорогих ресторанах «Кюба», «Донон» и «Доминик», о которых так часто вспоминают мемуаристы… За завтраком в петербургских кафе и ресторанах встречались не только «погибшие, но милые создания» и их клиенты, здесь артисты находили ангажемент, антрепренеры – артистов, издатели – авторов; за завтраком композиторам заказывали оперы и балеты, художникам – декорации и костюмы; за завтраком получались стотысячные подряды и заключались миллионные сделки.

«„Деловой“ Петербург, в свою очередь, распадается на несколько категорий, так сказать, „покафэйно“, т. е. по месту, где он делает свои „дела“…

Есть дельцы от кафе Рейтер и от Caf? de Paris (на Морской), от „Ермака“, „Капернаума“ и прочих „низков“.

По внешнему виду между всеми этими дельцами разница громадная. У одних: атомобиль, платье английского портного и бутылка шампанского за завтраком; у других -„трам“, лодзинское трико от Ягельской (в рассрочку) и пиво.

Но общее у них у всех – миллионы.

Эти миллионы, т. е. миллионные проекты и „дела“, начинаются у Кюба и по использовании переходят к Рейтеру и дальше – в „низки“», – отмечали газетчики 19 .

Начиная со второй половины XIX века большинство петербургских ресторанов специально указывали время завтраков, впрочем, довольно поздних, которые долго именовали на немецкий манер – «фриштик» 20 . Завтраки обычно сервировали в промежуток с 11 до 15 часов. Чем дороже и респектабельнее был ресторан, тем позже в нем подавали завтрак. Для чиновников, конторских и банковских служащих это было время перерыва в работе. Недаром ресторан В.И. Соловьева (ул. Гоголя, 15) в 1910-е годы рекламировался как «старинный ресторан завтраков».

В 1900-е годы в столичных ресторанах появилось понятие «шведский стол», правда, относилось оно поначалу только к завтракам. По крайней мере в 1903 году петербургские газеты разместили следующее рекламное объявление: «Ресторанъ „Петергофъ“ / с 15-го сентября ежедневно; / с 11 1 / 2 до 3 ч. дня шведский завтрак. / Водка, закуска, 2 горяч, блюда 1 р. с персоны. / Во время завтраков обедов и ужинов играет румынский оркестр». В 1915 году уже настоящий шведский стол в течение всего дня предлагал своим посетителям ресторан «Турист» (Невский пр., 110). В 1916 году на месте бывшего «Бара-Экспресса» на Екатерининском канале хозяйка «Туриста» Л.М. Сазонова открыла «Бар-Турист» с такой же организацией дела. За 1 руб. 25 коп. в «Туристе» и за 1 руб. 50 коп. в «Баре-Туристе» клиент мог по собственному выбору взять со стола любые закуски, горячие блюда и безалкогольные напитки в любом количестве. Это были первые в стране рестораны самообслуживания, прислуга ресторана только убирала грязную посуду со столов. Закусочный стол в «Баре-Туристе» состоял из 15 наименований: заливное из дичи, винегрет, ассорти из сыров и колбас, соленья и маринады, заливное из рыбы, холодная осетрина, грибы, телятина и т. д. Также можно было получить перловый суп, бульон с рисом, консоме жульен, бефстроганов, антрекот, кокиль из рыбы, сливочное мороженое и прочее. Алкогольные напитки в этих ресторанах не подавались.

Впрочем, позавтракать в петербургском ресторане можно было далеко не всегда. Довольно долго для завтраков использовались… фруктовые лавки, в которых, несмотря на название, продавались также сыры, сардины, трюфели и устрицы, шла торговля винами. В задних комнатах расположенных на Невском проспекте фруктовых лавок накрывались столы и подавались «модные завтраки», как их характеризовали современники: мадера, рейнвейн, английский портер, зельтерская вода, аи, креман 21 , устрицы, сыры, салфеточная икра, сельди…

Первые столичные рестораны ориентировались, главным образом, на обеденное время: открывались поздно и закрывались рано. Вечера приличная публика проводила в театрах, на маскарадах и балах, где непременно накрывался стол для ужина или подавалась какая-либо закуска. В первой трети XIX века обед в петербургских ресторациях по сравнению с минувшим веком начинался поздно – обычно часа в 4 пополудни. Это была дань «европейской» традиции. К концу столетия обеденное меню предлагали уже в 18 и даже в 20 часов. А ужином в петербургской традиции было принято называть прием пищи, следовавший после посещения спектаклей в Императорских театрах или же после танцев на частных балах. Кто не ходил в театры и на балы, тот, как правило, и не ужинал, довольствуясь чаем. Само понятие ужина в Петербурге появилось довольно поздно.

Поскольку трактиры и рестораны нередко открывались при гостиницах, в XVIII – первой половине XIX века в них приглашали публику к общему столу – табльдоту 22 . Для модных ресторанов это было вполне оправдано, ведь за столом собирались, как правило, люди одного круга, и им было о чем поговорить.

В середине XIX столетия при петербургских ресторанах появились и так называемые «кабинеты» – отдельные помещения, где можно было уединиться, не привлекая внимания остальных посетителей ресторана. Полагают, что первым отдельные кабинеты (cabinets particuliers) устроил в своем кафе-ресторане на Невском пр., 42, И.И. Излер в 1849 году. Стоит иметь в виду, что уже в 1820-1830-е годы в большинстве иностранных ресторанов Петербурга, например у Сен-Жоржа, гость мог не только пользоваться табльдотом, но и заказать себе обед в отдельной комнате, что мало чем отличалось от кабинета.

Появление отдельных кабинетов, вероятнее всего, связано с целой системой гласных и негласных запретов, действовавших в столице. Так, запрещалось посещение ресторанов «нижними чинами»: «По окончании каждого из экзаменов (в Константиновском пехотном военном училище, т. е. экзаменов на звание офицера. – Ю.Д .) мы вместе посещали находившийся против училища серапинский трактир. Это было очень опасно, так как нижним чинам в то время вход в трактиры и рестораны строго воспрещался. Поэтому мы ходили в трактир с заднего хода, откуда и попадали прямо в отдельный кабинет, где хозяин редким гостям „из господ“ давал завтраки по особому заказу. Обыкновенные посетители, лавочники и мастеровые, сидели в двух залах за столиками и пили без конца чай с блюдечка» 23 . Так что находилось немало желающих эти запреты нарушить. Именно для них и были созданы «особые условия».

Ресторанные кабинеты использовались как для деловых встреч, так и для интимных свиданий. В них, в частности, можно было пообедать с дамой, не являвшейся близкой родственницей своему спутнику. О характере взаимоотношений внутри таких пар можно только догадываться…

В отдельных кабинетах петербургских ресторанов проходили и конспиративные встречи деятелей русского революционного движения. Вероятно, именно поэтому в 1907 году владельцам столичных ресторанов предписывалось не предоставлять отдельных кабинетов компаниям, насчитывающим более 15 человек. О свиданиях в ресторане Палкина упоминает в своих «Воспоминаниях террориста» Б.В. Савинков. Размеры некоторых кабинетов позволяли устраивать в них довольно многолюдные пирушки. К началу XX столетия в некоторых петербургских ресторанах было до 10–20 отдельных кабинетов, убранных «в разных стилях» и оснащенных настоящими пианино или же музыкальными аппаратами.

"Москва и москвичи - ДВА КРУЖКА"

Московский артистический кружок был основан в шестидесятых годах и окончил свое существование в начале восьмидесятых годов. Кружок занимал весь огромный бельэтаж бывшего голицынского дворца, купленного в сороковых годах купцом Бронниковым. Кружку принадлежал ряд зал и гостиных, которые образовывали круг с огромными окнами на Большую Дмитровку с одной стороны, на Театральную площадь-с другой, а окна белого голицынского зала выходили на Охотный ряд.

Противоположную часть дома тогда занимали сцена и зрительный зал, значительно перестроенные после пожара в начале этого столетия.

Круг роскошных, соединенных между собой зал и гостиных замыкал несколько мелких служебных комнат без окон, представлявших собой островок, замаскированный наглухо стенами, вокруг которого располагалось круглое фойе.

Любимым местом гуляющей по фойе публики всегда был белый зал с мягкой мебелью и уютными уголками.

Великим постом это фойе переполнялось совершенно особой публикой-провинциальными актерами, съезжавшимися для заключения условий с антрепренерами на предстоящий сезон.

По блестящему паркету разгуливали в вычурных костюмах и первые

"персонажи", и очень бедно одетые маленькие актеры, хористы и хористки. Они мешались в толпе с корифеями столичных и провинциальных сцен и важными, с золотыми цепями, в перстнях антрепренерами, приехавшими составлять труппы для городов и городишек.

Тут были косматые трагики с громоподобным голосом и беззаботные будто бы, а на самом деле себе на уме комики - "Аркашки" в тетушкиных кацавейках и в сапогах без подошв, утраченных в хождениях "из Вологды в Керчь и из Керчи в Вологду". И все это шумело, гудело, целовалось, обнималось, спорило и голосило.

Великие не очень важничали, маленькие не раболепствовали. Здесь все чувствовали себя запросто: Гамлет и могильщик, Пиккилы и Ахиллы, Мария Стюарт и слесарша Пошлепкина. Вспоминали былые сезоны в Пинске, Минске, Хвалынске и Иркутске.

Все актеры и актрисы имели бесплатный вход в Кружок, который был для них необходимостью: это было единственное место для встреч их с антрепренерами.

Из года в год актерство помещалось в излюбленных своих гостиницах и меблирашках, где им очищали места содержатели, предупрежденные письмами, хотя в те времена и это было лишнее: свободных номеров везде было достаточно, а особенно в таких больших гостиницах, как "Челыши".

Теперь на месте "Челышей" высится огромное здание гостиницы

"Метрополь", с ее разноцветными фресками и "Принцессой Грезой" Врубеля, помогавшего вместе с архитектором Шехтелем строителю "Метрополя" С. И.

Мамонтову.

А в конце прошлого столетия здесь стоял старинный домище Челышева с множеством номеров на всякие цены, переполненных великим постом съезжавшимися в Москву актерами. В "Челышах" останавливались и знаменитости, занимавшие номера бельэтажа с огромными окнами, коврами и тяжелыми гардинами, и средняя актерская братия-в верхних этажах с отдельным входом с площади, с узкими, кривыми, темными коридорами, насквозь пропахшими керосином и кухней.

Во второй половине поста многие переезжали из бельэтажа наверх...

подешевле.

Вторым актерским пристанищем были номера Голяшкина, потом -

Фальцвейна, на углу Тверской и Газетного переулка. Недалеко от них, по Газетному и Долгоруковскому переулкам, помещались номера "Принц", "Кав-

каз" и другие. Теперь уже и домов этих нет, на их месте стоит здание телеграфа.

Не менее излюбленным местом были "Черныши", в доме Олсуфьева, против Брюсовского переулка.

Были еще актерские номера на Большой Дмитровке, на Петровке, были номера при Китайских банях, на Неглинном, довольно грязные, а самыми дешевыми были меблирашки "Семеновка" на Сретенском бульваре, где в 1896 году выстроен огромный дом страхового общества "Россия".

В "Семеновку" пускали жильцов с собаками. Сюда главным образом приезжали из провинции комические старухи на великий пост.

Начиная от "Челышей" и кончая "Семеновкой", с первой недели поста актеры жили весело. У них водились водочка, пиво, самовары, были шумные беседы... Начиная с четвертой-начинало стихать. Номера постепенно освобождались: кто уезжал в провинцию, получив место, кто соединялся с товарищем в один номер. Начинали коптить керосинки: кто прежде обедал в ресторане, стал варить кушанье дома, особенно семейные.

Керосинка не раз решала судьбу людей. Скажем, у актрисы А. есть керосинка. Актер Б., из соседнего номера, прожился, обедая в ресторане.

Случайный разговор в коридоре, разрешение изжарить кусок мяса на керосинке... Раз, другой...

А я тоже собираюсь купить керосинку! Уж очень удобно! - говорит актер Б.

Да зачем же, когда у меня есть!-отвечает актриса А.

Проходит несколько дней.

Ну, что зря за номер платить! Переноси свою керосинку ко мне... У меня комната побольше!

И счастливый брак на "экономической" почве состоялся.

Актеры могли еще видеться с антрепренерами в театральных ресторанах:

"Щербаки" на углу Кузнецкого переулка и Петровки, "Ливорно" в Кузнецком переулке и "Вельде" за Большим театром; только для актрис, кроме Кружка, другого места не было. Здесь они встречались с антрепренерами, с товарищами по сцене, могли получить контрамарку в театр и повидать воочию своих драматургов: Островского, Чаева, Потехина, Юрьева, а так-

же многих других писателей, которых знали только по произведениям, и встретить знаменитых столичных актеров: Самарина, Шумского, Садовского, Ленского, Музиля, Горбунова, Киреева. Провинциальные актеры имели возможность и дебютировать в пьесах, ставившихся на сцене Кружка-единственном месте, где разрешалось играть великим постом. Кружок умело обошел закон, запрещавший спектакли во время великого поста, в кануны праздников и по субботам. Кружок ставил-с разрешения генерал-губернатора князя Долгорукова, воображавшего себя удельным князем и не подчинявшегося Петербургу,- спектакли и постом, и по субботам, но с тем только, чтобы на афишах стояло: "сцены из трагедии "Макбет", "сцены из комедии "Ревизор" или

"сцены из оперетты "Елена Прекрасная", хотя пьесы шли целиком.

Литературно-художественный кружок основался совершенно случайно в немецком ресторане "Альпийская роза" на Софийке.

Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах.

В одном из них председательствовал певец А. И. Барцал, а в другом-литератор, историк театра В. А. Михайловский - оба бывшие посетители закрывшегося Артистического кружка.

Как-то в память этого объединявшего артистический мир учреждения В. А.

Михайловский предложил устраивать время от времени артистические ужины, а для начала в ближайшую субботу собраться в Большой Московской гостинице.

Мысль эта была подхвачена единодушно, и собралось десятка два артистов с семьями. Весело провели время, пели, танцевали под рояль. Записались тут же на следующий вечер, и набралось желающих так много, что пришлось в этой же гостинице занять большой зал... На этом вечере был весь цвет Малого и Большого театров, литераторы и музыканты. Читала М. Н. Ермолова, пел Хохлов, играл виолончелист Брандуков. Программа вышла богатая. И весной 1898 года состоялось в ресторане "Эрмитаж" учредительное собрание, выработан был устав, а в октябре 1899 года, в год столетия рождения Пушкина, открылся Литературно-художественный кружок в доме графини Игнатьевой, на Воздвиженке.

Роскошные гостиные, мягкая мебель, отдельные столики, уголки с трельяжами, камины, ковры, концертный рояль... Уютно, интимно... Эта интимность Кружка и была привлекательна. Приходили сюда отдыхать, набираться сил и вдохновения, обменяться впечатлениями и переживать счастливые минуты, слушая и созерцая таланты в этой непохожей на клубную обстановке. Здесь каждый участвующий не знал за минуту, что он будет выступать. Под впечатлением общего настроения, наэлектризованный предыдущим исполнителем, поднимался кто-нибудь из присутствовавших и читал или монолог, или стихи из-за своего столика, а если певец или музыкант - подходил к роялю. Молодой еще, застенчивый и скромный, пробирался аккуратненько между столиками Шаляпин, и его бархатный молодой бас гремел: Люди гибнут за металл...

Потом чаровал нежный тенор Собинова. А за ними вставали другие, великие тех дней.

Звучала музыка известных тогда музыкантов... Скрябин, Игумнов, Корещенко....

От музыки Корещенки Подохли на дворе щенки,-

сострил раз кто-то, но это не мешало всем восторгаться талантом юного композитора-пианиста.

Все больше и больше собиралось посетителей, больше становилось членов клуба. Это был единственный тогда клуб, где членами были и дамы. От наплыва гостей и новых членов тесно стало в игнатьевских залах.

Отыскали новое помещение, на Мясницкой. Это красивый дом на углу Фуркасовского переулка. Еще при Петре I принадлежал он Касимовскому царевичу, потом Долгорукову, умершему в 1734 году в Березове в ссылке, затем Черткову, пожертвовавшему свою знаменитую библиотеку городу, и в конце концов купчиха Обидина купила его у князя Гагарина, наследника Чертковых, и сдала его под Кружок.

Помещение дорогое, расходы огромные, но число чле-

нов росло не по дням, а по часам. Для поступления в действительные члены явился новый термин: "общественный деятель". Это было очень почтенно и модно и даже иногда заменяло все. В баллотировочной таблице стояло:

"...такой-то, общественный деятель",- и выборы обеспечены. В члены-соревнователи выбирали совсем просто, без всякого стажа.

Но членских взносов оказалось мало. Пришлось организовать карточную игру с запрещенной "железкой". Члены Охотничьего клуба, избранные и сюда, сумели организовать крупную игру, и штрафы с засидевшихся за "железкой"

игроков пополняли кассу. Штрафы были такие: в 2 часа ночи-30 копеек, в 2

часа 30 минут- 90 копеек, то есть удвоенная сумма плюс основная, в 3 часа

2 рубля 10 копеек, в 3 часа 30 минут - 4 рубля 50 копеек, в 4 часа-9

рублей 30 копеек, в 5 часов- 18 рублей 60 копеек, а затем Кружок в 6 часов утра закрывался, и игроки должны были оставлять помещение, но нередко игра продолжалась и днем, и снова до вечера...

Игра была запрещенная, полиция следила за клубом, и были случаи, что составлялся протокол, и "железка" закрывалась.

Тут поднимались хлопоты о разрешении, даже печатались статьи в защиту клубной игры, подавались слезницы генерал-губернатору, где доказывалось, что игра не вред, а чуть ли не благодеяние, и опять играли до нового протокола.

Тесно стало помещение, да и карточные комнаты были слишком на виду.

В это время Елисеев в своем "дворце Бахуса" отделал роскошное помещение с лепными потолками и сдал его Кружку. Тут были и удобные, сокровенные комнаты для "железки", и залы для исполнительных собраний, концертов, вечеров.

Кружок сделался самым модным буржуазным клубом, и помещение у Елисеева опять стало тесно. Выработан был план, по которому отделали на Большой Дмитровке старинный барский особняк. В бельэтаже-огромный двухсветный зал для заседаний, юбилеев, спектаклей, торжественных обедов, ужинов и вторничных "собеседований". Когда зал этот освобождался к двум часам ночи, стулья перед сценой убирались, вкатывался десяток круглых столов для

"железки", и шел открытый азарт вовсю, переносившийся из разных столовых, гостиных и специальных карточных комнат. Когда зал был занят, игра происходила в разных помещениях.

Каких только комнат не было здесь во всех трех этажах! Запасная столовая, мраморная столовая, зеркальная столовая, верхний большой зал, верхняя гостиная, нижняя гостиная, читальня, библиотека (надо заметить, прекрасная)

и портретная, она же директорская. Внизу бильярдная, а затем, когда и это помещение стало тесно, был отделан в левом крыле дома специально картежный зал-"азартный". Летняя столовая была в небольшом тенистом садике, с огромным каштаном и цветочными клумбами, среди которых сверкали электричеством вычурные павильончики-беседки для ужинающих веселыми компаниями, а во всю длину сада тянулась широкая терраса, пристроенная к зданию клуба в виде огромного балкона. Здесь у каждой компании был свой излюбленный стол.

Едва ли где-нибудь в столице был еще такой тихий и уютный уголок на чистом воздухе, среди зелени и благоухающих цветов, хотя тишина и благоухание иногда нарушались беспокойным соседом-двором и зданиями Тверской полицейской части, отделенной от садика низенькой стеной.

Выше векового каштана стояла каланча, с которой часовой иногда давал тревожные звонки о пожаре, после чего следовали шум и грохот выезжающей пожарной команды, чаще слышалась нецензурная ругань пьяных, приводимых в

"кутузку", а иногда вопли и дикие крики упорных буянов, отбивающих покушение полицейских на их свободу...

Иногда благоухание цветов прорывала струйка из навозных куч около конюшен, от развешанного мокрого платья пожарных, а также из всегда открытых окон морга, никогда почти не пустовавшего от "неизвестно кому принадлежащих трупов", поднятых на улицах жертв преступлений, ожидающих судебно-медицинского вскрытия. Морг возвышался рядом со стенкой сада... Но к этому все так привыкли, что и внимания не обращали.

Только раз как-то за столом "общественных деятелей" один из них, выбирая по карточке вина, остановился на напечатанном на ней портрете Пушкина и с возмущением заметил:

При чем здесь Пушкин? Это профанация!

Пушкин всегда и при всем. Это великий пророк... Помните его слова, относящиеся и ко мне, и к вам, и ко многим здесь сидящим... Разве не о нас он сказал: И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Говорившего дополнил сосед-весельчак:

Уж там запишут или не запишут ваши имена, а вот что Пушкин верно сказал, так это: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть.

И указал одной рукой на морг, а другой - на соседний стол, занятый картежниками, шумно спорившими.

Этот разговор происходил в августе 1917 года, когда такие клубы, действительно, были уже "у гробового входа".

Через месяц Кружок закрылся навсегда.

Когда новое помещение для азартной игры освободило большой двухсветный зал, в него были перенесены из верхних столовых ужины в свободные от собраний вечера. Здесь ужинали группами, и каждая имела свой стол. Особым почетом пользовался длинный стол, накрытый на двадцать приборов. Стол этот назывался "пивным", так как пиво было любимым напитком членов стола и на нем ставился бочонок с пивом. Кроме этого, стол имел еще два названия:

"профессорский" и "директорский".

Завсегдатаи стола являлись после десяти часов и садились закусывать.

Одни ужинали, другие играли в скромные винт и преферанс, третьи проигрывались в "железку" и штрафами покрывали огромные расходы Кружка.

Когда предреволюционная температура 1905 года стала быстро подниматься, это отразилось и в Кружке ярче, чем где-нибудь.

С эстрады стало говориться то, о чем еще накануне молчали. Допущена была какая-то свобода действия и речей.

Все было разрешено, или, лучше сказать, ничего не запрещалось.

С наступлением реакции эстрада смолкла, а разврат усилился.

Правительство боялось только революционеров, а все остальное поощряло: разрешало шулерские притоны, частные клубы, разгул, маскарады, развращающую литературу,-только бы политикой не пахло.

Допустили широчайший азарт и во всех старых клубах.

Отдельно стоял только неизменный Английский клуб, да и там азартные игры процветали, как прежде. Туда власти не смели сунуть носа, равно как и дамы.

В Купеческом клубе жрали аршинных стерлядей на обедах. В Охотничьем -

разодетые дамы "кушали деликатесы", интриговали на маскарадах, в карточные их не пускали. В Немецком-на маскарадах, в "убогой роскоши наряда", в трепаных домино, "замарьяживали" с бульвара пьяных гостей, а шулера обыгрывали их в карточных залах.

Огромный двухсветный зал. Десяток круглых столов, по десяти и двенадцати игроков сидят за каждым, окруженные кольцом стоящих, которые ставят против банка со стороны. Публика самая разнообразная. За "рублевыми"

столами - шумливая публика, споры,

Вы у меня рубль отсюда стащили!

Нет, вы у меня сперли!

Дежурный!

Кто украл? У вас украли или вы украли?

За "золотыми" столами, где ставка не меньше пяти рублей, публика более

"серьезная", а за "бумажным", с "пулькой" в двадцать пять рублей, уже совсем

"солидная".

На дамах бриллианты, из золотых сумочек они выбрасывают пачки кредиток... Тут же сидят их кавалеры, принимающие со стороны участие в их игре или с нетерпением ожидающие, когда дама проиграется, чтобы увезти ее из клуба...

Много таких дам в бриллиантах появилось в Кружке после японской войны.

Их звали "интендантскими дамами". Они швырялись тысячами рублей, особенно

"туровала" одна блондинка, которую все называли "графиней". Она была залита бриллиантами. Как-то скоро она сошла на нет-сперва слиняли бриллианты, а там и сама исчезла. Ее потом встречали на тротуаре около Сандуновских бань...

Самая крупная игра - "сотенный" стол, где меньшая ставка сто рублей,-

велась в одной из комнат вверху или внизу.

Иногда кроме сотенной "железки" в этой комнате играли в баккара.

Раз игра в баккара дошла до невиданных размеров. Были ставки по пяти и десяти тысяч. Развели эту игру два восточных красавца с довольно зверскими лицами, в черкесках дорогого сукна, в золотых поясах, с кинжалами, сверкавшими крупными драгоценными камнями. Кем записаны они были в первый раз - неизвестно, но в первый же день они поразили таким размахом игры, что в следующие дни этих двух братьев-князей Шаховых- все записывали охотно.

Они держали ответственный банк в баккара без отказа, выложив в обеспечение ставок пачки новеньких крупных кредиток на десятки тысяч. За ними увивались

Ежедневно все игроки с нетерпением ждали прихода князей: без них игра не клеилась. Когда они появлялись, стол оживал. С неделю они ходили ежедневно, проиграли больше ста тысяч, как говорится, не моргнув глазом - и вдруг в один вечер не явились совсем (их уже было решено провести в члены-соревнователи Кружка).

Где же азиаты? - волновались игроки.

Напрасно ждете. Их вы не увидите,-заявил вошедший в комнату репортер одной газеты.

Молчаливое удивление.

Сегодня сообщили в редакцию, что они арестованы. Я ездил проверить известие: оба эти князя никакие не князья, они оказались атаманами шайки бандитов, и деньги, которые проигрывали, они привезли с последнего разбоя в Туркестане. Они напали на почту, шайка их перебила конвой, а они собственноручно зарезали почтовых чиновников, взяли ценности и триста тысяч новенькими бумажками, пересылавшимися в казначейство. Оба они отправлены в Ташкент, где их ждет виселица.

Потому, что для нашего читателя интереснее та сторона жизни, которая даже во времена существования клубов была покрыта тайной, скрывавшей те истинные источники средств, на которые строилась "общественная деятельность" этих клубов.

О последней так много писалось тогда и, вероятно, еще будет писаться в мемуарах современников, которые знали только одну казовую сторону: исполнительные собрания с участием знаменитостей, симфонические вечера, литературные собеседования, юбилеи писателей и артистов с крупными именами, о которых будут со временем писать... В связи с ними будут, конечно, упоминать и Литературно-художественный кружок, насчитывавший более 700

членов и 54 875 посещений в год.

Еще найдутся кое у кого номера журнала "Известия Кружка" и толстые, отпечатанные на веленевой бумаге с портретом Пушкина отчеты.

В них, к сожалению, ни слова о быте, о типах игроков, за счет азарта которых жил и пировал клуб.

Владимир Гиляровский - Москва и москвичи - ДВА КРУЖКА , читать текст

См. также Гиляровский Владимир - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Москва и москвичи - ДРАМАТУРГИ ИЗ СОБАЧЬЕГО ЗАЛА
Все от пустяков - вроде дырки в кармане. В те самые времена, о которых...

Москва и москвичи - ИЗ ЛЕФОРТОВА В ХАМОВНИКИ
На другой день после приезда в Москву мне пришлось из Лефортова отправ...

Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 «Об утверждении правил услуг общественного питания»: "исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации"

Посещая Трактир «Чешский Дворик», вы соглашаетесь с нашими условиями и принимаете правила, указанные ниже:

Все правила и условия обязательны для всех посетителей Трактира «Чешский Дворик».

В кафе не допускаются:

Лица моложе 18 лет (во избежание недоразумений необходимо иметь документ, удостоверяющий личность). Правило действует после 22:00;

В состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;

Агрессивно ведущие себя по отношению к другим гостям или персоналу Трактира «Чешский Дворик»;

Лица в спортивном костюме или ином непрезентабельном виде;

Употребляющие алкогольные напитки возле входа в «Трактир Чешский Дворик»;

Со всеми видами оружия, колющими и режущими предметами, а также со средствами личной безопасности;

Со своими алкогольными и безалкогольными напитками, продуктами питания;

Производить несанкционированные фото и видео съемки;

Нарушать общественный порядок и спокойствие других посетителей;

Наносить вред имуществу Трактира «Чешский Дворик», а также другим гостям;

Грубить сотрудникам и гостям Трактира «Чешский Дворик»;

Находиться в VIP-зоне и занимать свободные столики без разрешения администрации Трактира «Чешский Дворик»;

Заходить в служебные помещения;

Провоцировать конфликты и вступать в драки;

Свистеть и громко кричать.

В ресторане действует система Face Control и Dress Code.

Одежда гостя ресторана должна быть чистой и опрятной. Особых стилистических предпочтений не существует. Гость может предпочитать, как классический, так и строгий стиль одежды. Внимание! Вход в ресторан ЗАПРЕЩЕН в неопрятной, рваной или грязной одежде. После 18:00 в спортивной одежде. Вход в ресторан запрещен в рваной или грязной обуви.

На танцевальном поле не разрешается: курить, распивать спиртные напитки и оставлять их на сцене, сажать друг друга на плечи или поднимать на руки, танцевать без обуви, обнажать интимные части тела.

Находясь на территории Трактира «Чешский Дворик» вы можете стать участником фото-, видео- или аудиозаписи и даете свое согласие на использование данных материалов для видео-, теле- и радиотрансляции или публикации в прессе.

Профессиональная видео- и фотосъемка возможны только для аккредитованных журналистов и частных лиц при наличии разрешения администрации кафе. (По вопросам условий аккредитации обращаться к администрации Трактира «Чешский Дворик») Трактира «Чешский Дворик» не несет ответственности за сохранность транспортных средств, личных вещей и ценностей.

Посетители несут ответственность за соблюдение общественного порядка и сохранность материальной собственности Трактира «Чешский Дворик».

Представители службы безопасности и правоохранительных органов, работающие на территории ресторана-клуба, имеют право ограничить количество посетителей на своё усмотрение или отказать отдельным лицам вправе войти в Трактир «Чешский Дворик». Если нашими сотрудниками принято такое решение, наличие билета на концерт, предварительный заказ или внесённая предоплата не являются гарантией беспрепятственного входа в Трактир «Чешский Дворик».

Представители службы безопасности и правоохранительных органов, работающие на территории Трактира «Чешский Дворик», имеют право досматривать посетителей ресторана и их личные вещи.

Трактира «Чешский Дворик» является частным заведением, и администрация Трактира в любое время вправе попросить вас покинуть территорию Трактира без объяснения причины.

С целью обеспечения надлежащего порядка в Трактире, администрация вправе осуществлять видеоконтроль.

В случае нарушения Правил посещения Трактира «Чешский Дворик» администрация оставляет за собой право:

Производить видео и аудио фиксацию нарушителя;

Удалить нарушителя с территории кафе;

Установить в отношении нарушителя запрет на дальнейшее посещение Трактира «Чешский Дворик»

При причинении посетителем вреда имуществу ресторана взыскать с виновника полную его стоимость и штраф в таком же размере.

Администрация кафе не несет ответственности за сохранность транспортных средств и личные вещи посетителей. Пожалуйста, будьте внимательны и не оставляйте свои личные вещи без присмотра.

Уважаемые гости!

Все вышеперечисленные правила распространяются на всех посетителей кафе и обязательны к выполнению для Вашего комфортного отдыха в Трактире «Чешский Дворик»!

Желаем приятного отдыха и хорошего настроения!

С уважением,

Администрация ресторана

Лучше заранее узнать уровень цен, получить представление о кухне и блюдах из меню. Забронировать столик тоже будет не лишним. Сделайте предварительный звонок в заведение, куда отправляетесь.

Одежда должна соответствовать уровню заведения. В некоторых ресторанах - строгий дресс-код.

В помещение ресторана первой должна входить женщина, мужчина же должен галантно открывать двери. Но примерно на полпути мужчина должен ее опередить и провести к свободному столику. Обычно в ресторанах есть гардеробная, одежду и объемные сумки нужно оставить там. Если столик не заказан заранее, лучше воспользоваться услугой метрдотеля. Наиболее удобными местами обычно считаются у стены - лицом к залу, в середине зала - лицом ко входу, с видом на пейзаж за окном, на музыкантов, с хорошим обзором зала. Мужчина, сопровождающий даму, должен уступить последней более удобное место за столиком. Садиться за столик нужно после того, как села дама. Если вы встретили в ресторане знакомых, то не стоит садиться к ним за столик, если они вас не пригласят.

Заказ блюд

Согласно правилам этикета, выбором меню занимается мужчина. При этом он должен предлагать своей спутнице выбор того или иного блюда, указанного в меню.

Согласно современным правилам, женщина может сделать заказ сама или предоставить это право мужчине.

В ресторане принято заказывать минимум три блюда. Начинают с холодных закусок или салата. Затем суп или основное блюдо. Выбор десерта следует осуществлять только после того, как будет съедено главное блюдо.

Если вы затрудняетесь с выбором, можно спросить совета у официанта. Он может порекомендовать «блюдо дня», рассказать более детально о яствах из меню. С винами поможет сомелье.

Само собой, что в ресторане приступают к еде, когда всем гостям поданы кушанья. Дамы обычно обслуживаются в первую очередь. Показателем хорошего обслуживания является по возможности одновременная подача блюда всем гостям.

Салфетка

Зачастую салфетка вызывает настороженность. Так что же с ней нужно делать? Ответ прост - разверните ее, сложите вдвое и положите на колени. Назначение салфетки - сохранить одежду от случайных брызг, капель жира, крошек. Пальцы, случайно испачканные во время еды, также вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен. Если салфетка случайно упала на пол, не стоит ее поднимать и класть обратно, попросите у официанта чистую. По завершении трапезы салфетку складывать не нужно, просто аккуратно положите справа от своей тарелки. Ни в коем случае не заправляйте салфетку за воротничок. Дурным тоном считается и снятие ею губной помады.

Приборы

Несколько вилок и ножей рядом с тарелкой не должны вызывать панику. Здесь правило самое простое: начинают с приборов, расположенных дальше всего от тарелки, и с каждой сменой блюд берут те ножи и вилки, которые лежат ближе к ней. Обычная сервировка предусматривает не больше трех вилок и столько же ножей. Ближе всего к тарелке - нож для мясного блюда. Закусочные ножи и вилки меньше его по размеру. Часто десертные приборы и нож для хлеба располагаются сверху перед тарелкой. В паузах между едой нож и вилку кладут на блюдо так, как их держали: нож - ручкой вправо, вилку - ручкой влево. Если же вы сложили вилку и нож параллельно (так, чтобы их рукоятки слегка выступали за край тарелки), это будет знаком официанту, что вы завершили блюдо.

Кушанья

Есть надо в определенном порядке: овощи - рыбные деликатесы - мясная гастрономия. Если на столе и рыба, и мясо, то начать нужно с рыбы.

Суп. Ложкой черпаем от себя. Ни во время, ни после еды не кладем ее на стол - она все время покоится в тарелке. Даже если суп очень вкусный, сдержите себя, не наклоняйте тарелку, чтобы доесть последние капли.

Бульоны. Их подают в чашках-бульонницах. Из бульонницы с одной ручкой содержимое можно пить, как чай, а из чашки с двумя ручками следует есть при помощи ложки.

Рыба . К рыбе подается специальный нож, напоминающий по форме лопаточку. Им отделяют и отодвигают кусочки филе, а также выбирают кости. Если все же косточка попала в рот, ее можно вытолкнуть языком на вилку или снять изящно пальцами и положить на специальную тарелочку (если таковую подадут) либо на край своей. Чтобы одолеть рыбу, поданную целиком, необходима следующая последовательность действий: если кожа несъедобна или на ней осталась чешуя, аккуратно снимаем ее от хвоста к голове, потом поедаем филе с верхнего бока, затем - спинку, и, наконец, перевернув тушку, приступаем ко второму боку.

Исключение из общего правила - маринованная или малосольная сельдь, рыба горячего или холодного копчения, угорь - их едят с помощью закусочных ножа и вилки.

Дичь. Многие стесняются заказывать цыпленка или другую дичь, так как не знают как его есть по этикету. Все не так сложно. Мясо, насколько возможно, обрезается ножом, после чего косточки можно взять рукой и обглодать. Официант должен принести тарелку с подкисленной водой, чтобы вымыть руки.

Мясо . От поданного мяса аккуратно отрезают по кусочку, держа вилку в левой руке, а нож в правой. Возможен и «американский» вариант, когда весь кусок сразу разрезается на множество маленьких, затем нож откладывают в сторону, вилку перекладывают в правую руку, и приступают к еде. Но считается, что при таком варианте мясо быстрее остывает, и вы не сможете полностью насладиться и прочувствовать его вкус.

Овощи . Овощи едят вилкой, помогая себе ножом. Горошек и кукурузу набирают в выемку вилки. Маслины и оливки с косточкой можно брать руками, если нет специальной ложечки. Косточку изящно выплевывайте на вилку и кладите на тарелку. Брать руками не возбраняется также спаржу и артишоки, крупные помидорки черри. Кушанья, подаваемые в горшочках, не раскладывают по тарелкам.

Спагетти. Ложку держим в левой руке. Край ложки опускаем в тарелку, на вилку наматываем спагетти, вращая ею в углублении ложки. Ложкой же отрезаем лишнее. Возможно обойтись и без ложки. Тогда зубцы вилки погружаем в макароны и накручиваем желаемую порцию. Свисающую часть втягиваем в рот, стараясь сделать это как можно тише.

Хлеб. Тарелки для хлеба и масла всегда ставятся слева от вашей основной тарелки. Хлеб берут руками, а не вилкой - и во время еды отламывают по маленькому кусочку. Целый ломоть в руке держать не следует. Если на столе есть общая масленка, возьмите из нее нужное количество на свою хлебную тарелку и намажьте на отломленный кусочек хлеба.

Напитки

Пока вы ждете заказ, вы можете заказать аперитив. В зависимости от того, что вы будете пить, официант предложит вам имеющиеся у них напитки. Если это будет вино, то в некоторых ресторанах вам могут принести нераспечатанную бутылку вина, чтобы вы смогли его оценить и сделать выбор. Посетитель внимательно осматривает этикетку, затем официант наливает небольшое количество вина в бокал, заказчик делает глоток, чтобы попробовать вино на вкус. Только после получения знака одобрения качества вина или другого спиртного напитка служащий зала ресторана наполняет бокалы. Стоит заметить, что этот ритуал носит условный характер. Поэтому считается не вполне приличным отказываться от заказанного спиртного, исключая лишь случаи предоставления недоброкачественного товара. Поводом для отказа от заказанного вина может служить также плохо охлажденный напиток. В том случае если напиток подают в высоких бокалах и с соломинкой, то нет необходимости выпивать его до конца. Издаваемый при этом булькающий звук может лишь помешать приятной беседе.

Обслуживание

В высококлассных ресторанах посетителей обслуживает официант. Он перекладывает кушанье с общего блюда в тарелку каждого сидящего за столиком и разливает вина. В хорошем заведении считается дурным тоном подливать себе вино самостоятельно. Официанты сами наполнят опустевший бокал. Пустые тарелки следует ставить с правой стороны стола. С левой стороны принято подавать блюда. Спиртные напитки наливают также с правой стороны. Пользуясь услугой официанта, всякий раз нужно благодарить его. В ресторанном этикете принято соблюдать временные паузы между блюдами. Обычно это 10-15 минут. Поэтому, если мясо тебе принесли до того, как ты доел суп, можешь смело просить отослать это блюдо на кухню.

Обращение к официанту «девушка», «гарсон», «официант» неприемлемы. Поэтому, если по какой-либо причине официант не представился (хотя должен это сделать), не стесняйтесь спросить его имя сами. Работа официанта тяжелая физически и морально. Нельзя унижать официанта, или возмущаться без очевидной причины - его работа и так не сахар. Вполне возможно также, что не его вина в том, что заказа пришлось долго ждать.

Чаевые

Мужчина платит за даму, пригласивший за приглашенного. В присутствии дамы неприлично обсуждать счет или спорить. Единственно - можно исправить случайную ошибку.

Старой доброй традицией в ресторанах всего мира стали чаевые. Во всем мире к ним относятся спокойно. Однако «давать или не давать», клиент должен решать только сам. Официант обязан подать ему счет и отсчитать сдачу, а уже клиент забирает ее или, наоборот, дает понять, что оставляет деньги. В отличие от Европы, у нас не всегда придерживаются традиции давать чаевые в размере 10% от счета, чаще всего сумму просто округляют. Не дают чаевых в случае, если гость остался недоволен рестораном, если он не хочет портить себе настроение и скандалить, это хороший способ корректно показать ресторану своё недовольство.

Женщина подает знак к началу еды, она же и заканчивает ее, поднимаясь из-за стола. Покидая ресторан, мужчина идет первым к двери, но не допуская, чтобы дама как бы догоняла его. Он идет, слегка повернувшись к даме, открывает дверь перед ней и пропускает ее вперед (в дверь-вертушку кавалер всегда проходит первым, ожидая даму у выхода); в гардеробе мужчина сначала помогает даме одеться, и только после этого надевает свое пальто.

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...