Похоронное меню. Морс из клюквы

Смерть родственника всегда беда и боль. Поэтому о правилах проведения церемоний близкие, как правило, думают в последнюю очередь. В народе существовал обычай, живой и поныне. Когда в семье случается горе, приходят соседи, знакомые, дальние и близкие родственники. Кто-то из них берет «бразды правления» в свои руки. Обычно, это женщины старшего возраста, являющиеся знатоками обрядов и традиций.

Традиционные блюда для поминок

Поминки — древняя традиция. Она заключена в том, что народ, помогающий при погребении, необходимо накормить. То есть, смысл не в застолье, а в еде. Люди, не знакомые с традициями, стараются устроить из поминок настоящее застолье. Готовят разносолы, стремятся сделать меню многообразным, «дорогим». Это неправильно.

Суть в том, чтобы просто и сытно накормить людей. Поминки – это обед. Он должен состоять из трех блюд. Приблизительно так:

  • первое (обычно, борщ);
  • второе блюдо;
  • компот с булочкой или пирожком.

Никаких излишеств в виде нарезок и закусок на стол ставить не следует. Во-первых, на застолье людям задерживаться не положено. Во-вторых, это не праздник. Лишние «посиделки» являются неуважением к памяти усопшего.

Приблизительное меню поминок

Первый вариант:

  • борщ,
  • пюре с котлетой,
  • узвар и пирожок.

Рассчитывать необходимо порционно. Естественно, если поминальный обед проходит дома, то нужно приготовить «про запас». Ведь на похороны могут прийти те люди, на которых вы не рассчитывали. Неудобно будет выгонять их сразу после погребения.

Второй вариант:

  • суп с фрикадельками,
  • отварной рис, рыба в кляре,
  • компот и булочка.

Третий вариант:

  • суп-лапша,
  • гречневая каша, курица жареная,
  • кисель и печенье.

На стол обязательно ставят кутью. Это блюдо не обсуждается и не меняется. Что бы вы ни готовили, кутья обязательно должна быть в составе меню. Она имеет более духовный смысл, нежели физический.

Главное блюдо — кутья

Кутья представляет собой сладкую зерновую кашу. В каждой области ее готовят по-своему. Кто из риса варит, кто из пшеницы. Только зерно еще нужно уметь сварить, чтобы люди могли его есть. Поэтому приведем рецепт кутьи из риса. Данной порции хватит на сорок человек.

Универсальный рецепт поминальной кутьи

Сварите полкило риса до готовности. Когда остынет, добавьте в него по двести грамм кураги, изюма, сто грамм меда. Еще можно добавить размельченные орехи, цукаты, иные фрукты. Это по желанию повара. Данное блюдо ставят на стол в пиалах или салатниках. Те, кто пришел на поминки, должны взять себе по ложечке и съесть прежде, чем приступить к основной трапезе.

Учтите, что нынче не все в курсе данной традиции. Желательно просто сказать людям о том, что необходимо сделать (или показать собственным примером). Кроме того, кутью принято носить в Храм на панихиду. Батюшка ее освящает перед поминальной церемонией.

Как проводят поминки?

Данное застолье традиционно заканчивает погребальную церемонию. То есть, пришедших с погоста людей приглашают к столу. Перед тем, как войти в помещение, все должны вымыть руки. Для этого на улице ставят умывальник или ведро с водой, полотенце. Считается плохой приметой войти в любое помещение с невымытыми руками после кладбища. Необходимо это учитывать.

Одно место за столом необходимо оставить незанятым. Оно готовится «для покойного». Рядом садятся близкие люди. Начинается застолье с прочтения молитвы «Отче наш». Обычно это делает кто-то из старших членов семьи. Иногда все вместе читают 90 псалом. Но это не обязательно.

Хозяева за стол приглашают всех участников траурной церемонии словами:

«Просим, разделите наше горе».

За столом не принято громко разговаривать, тем более ругаться, браниться нецензурно или смеяться. Кстати, острые предметы тоже не употребляются. Независимо от меню к столу подают только ложки (вилки не используют). Застолье не должно продолжаться долго. Все, кто покушал, встают и уходят, предварительно выразив соболезнования родным и близким.

Об алкоголе следует сказать отдельно. Священнослужители не рекомендуют его вообще на стол ставить. Но многие люди уверены, что таким образом нарушают народные традиции. Поэтому, в каждом отдельном случае люди сами решают, как быть. Если хозяева считают, что во время поминок алкоголь необходим, то покупают водку и красное вино. Обычно, «Кагор». Этот напиток считается «церковным».

Гостям наливают в рюмки не более трех раз.

Пьянка во время поминок строго запрещена. То есть, необходимо следить, чтобы никто лишнего не выпил. Учтите, что на первые поминки приходят все желающие. Среди них могут оказаться совсем случайные люди, охотники до «дармовой выпивки». За мини и следует присматривать.

Блюда на 9 дней, 40 дней, полгода, год

Эти даты традиционно считается «семейными». На эти поминки не принято приходить без приглашения или предупреждения. Хозяева обычно знают, сколько человек ожидается к обеду. В этот день меню можно немного разнообразить, так как тон застолья меняется. Оно проводится не с целью накормить, а для того, чтобы посидеть и вспомнить усопшего.

Но это не означает, что следует проводить банкет. К обычному обеду можно добавить пару закусок или салатов, нарезку. С алкоголем следует поступать так же, как и во время первого поминального обеда. Не стоит превращать скорбную трапезу в веселое застолье. Подойдя к столу нужно прочесть «Отче наш», затем все усаживаются и ведут неспешную беседу, вспоминая только хорошее из жизни усопшего.

Чем больше времени проходит после похорон, тем меньше людей приходит на поминки. Такова жизнь. У всех свои дела. Поэтому поминальный обед не является строгой традицией на полгода, год. В это время уже собираются только самые близкие. Всех остальных принято угощать сладостями. Чаще всего, люди покупают конфеты и печенья. Их раздают детям, сотрудникам на работе, соседям или просто чужим людям.

В православии принято организовывать поминальные обеды, которые собирают вместе близких и родственников усопшего. Мы чтим покойного на похоронах и после них, на 9 и 40 дней и на годовщину смерти, накрывая стол и вспоминая близкого, но ушедшего от нас человека.

Если христианские поминки отличаются открытым выражением боли утраты и обилием блюд соответственно, то у мусульман не принято выражать свое горе в слезах и рыданиях, а стол должен быть скромным.

Поминальный обед: меню

Поминальный обед, или трапеза – это один из обрядов поминовения усопших, который является заключительной частью богослужения. Он имеет не только свою историю, традиции, но и меню. Стоит отметить, что трапезы для поминовения умерших проводились с древних времен, но христиане имеют на этот счет свое мнение. Итак, стол для почтения памяти усопшего накрывают на третий день после смерти, а также на 9, 40 дней и 1 год . Христиане не должны вкушать пищу на могилах умерших, а только после возвращения с кладбища и совершив перед трапезой обряд очищения. Если в давние времена это воплощалось в омовении всего тела, изменении одежды и мытье полов и стен, то в наше время все упростилось до мытья рук перед едой.

Для поминальных трапез установлен и свой этикет. Так, на них не могут прийти без приглашения. Сервировка стола происходит особым образом: используется обыденная посуда, ставится прибор для усопшего и его портрет с черной лентой, а гости рассаживаются по дальности родства, то есть, ближе всех к прибору покойного будут сидеть супруг или супруга, родители, дети и т.д. Все прибывшие с кладбища, должны вымыть руки, садятся за стол по приглашению. Во время обеда не принято громко разговаривать и смеяться. Трапеза для поминовения всегда начинается с зажигания свечи и чтения молитвы, а также заканчивается ею. Кроме обращения к богу во время такого обеда принято говорить и вспоминать все хорошее об усопшем, в память о котором он организован. После окончания обед и чтения молитвы все расходятся не прощаясь.

Теперь поговорим о меню. На стол в поминовение усопших готовят кутью из пшеничных либо рисовых зерен, заправленную медом. С нее начинается вкушение пищи, ею же завершается. Здесь зерна символизируют воскрешение, обещанное праведникам после страшного суда, а мед показывает, насколько сладкой будет жизнь в царстве господнем. Кутью святят в храме.

Далее еду готовят в зависимости от наличия в день проведения поминок поста. Желательно спиртное на поминальной трапезе исключить. Обязательными блюдами, которые подают на поминках, являются блины и кисель. Здесь блины символизируют суточный круг, когда после заката обязательно следует восход, так и бессмертная душа ждет возрождения. В старину блины подавались обязательно с медом до вкушения блюд основных.

Вообще вся еда, которую принято подавать к столу на поминовение усопшего, несет в себе особое значение и является конкретным символом. Первым яством, которое ставили на стол после кутьи с блинами, был горячий суп, от которого непременно должен подниматься пар, помогая душе усопшего вознестись к богу. На первое обычно подают борщ либо щи, а иногда их заменяют супом с лапшой. Далее по важности шла ячневая или пшеничная каши, демонстрируя заключенную в них силу. Также есть нужно было яйца, как символ перерождения души и ее бессмертия. Если обед приходится не на день поста, то среди необязательных блюд могли быть поставлены на стол:

  • котлеты;
  • голубцы;
  • отбивные;
  • мясная и сырная нарезки;
  • другие мясные блюда.

На поминках подают салаты из овощей. Самыми популярными в таких случаях считаются винегрет, салат из свежих огурцов и помидоров, а также из капусты свежей или квашенной. Если поминальную трапезу организовывают дома, то ставят и холодец.

Подают и сладкие блюда: печенье, оладьи, конфеты, другую выпечку. Но не принято в таких случаях подавать торты, пирожные.

В старину по таким поводам подавали густой овсяный кисель, который разрезали на куски ножом. Сейчас напитками для поминовения на трапезах выступают компоты и узвары из сухофруктов, соки и кисели фруктовые.

Пищу, оставшуюся после окончания поминок, принято раздавать участвующим в нем, чтобы они дома со своими близкими продолжили поминовение, и тем самым, помогли душе усопшего приблизиться к творцу. При их организации следует помнить, что они должны служить поддержкой душе умершего в ее нелегком пути к господу, а не становиться пиршеством. Поэтому не стоит готовить и заказывать много еды. Все должно быть скромно и строго.

Все сказанные ранее слова были о людях, которые приняли крещение. Для некрещеных и самоубийц, по которым не свершается молебен и литургия, также можно организовать поминки, прочитав домашние молитвы, а в храме о таких людях молятся в родительскую субботу перед Троицей, когда читается моленье обо всех умерших.

Поминальный обед на 40 дней

Религиозные каноны говорят о том, что по истечении сорока дней после кончины душа умершего предстает перед господом и судят ее, и определяют ее место. Последнюю надежду на ее спасение могут дать молитвы и поминовение родственников. Оно заключается не только в мольбах, возносимых к богу, но и в добрых словах об упокоенном, в поминальном столе, который продолжает богослужение и является демонстрацией любви и уважения к нему.

Душа умершего на 40-й день возвращается в родной дом, чтобы через сутки покинуть его навеки. Для этого и накрывают стол, чтобы за ним еще раз помолиться о ее спасении и помочь обрести покой. Считается, что неуспокоенные души остаются в доме навсегда, потому что не могут уйти из него пока не успокоятся.

Для того чтобы облегчить скитания и мытарства духа усопшего, после его смерти нужно выполнить несколько условий:

  1. В церкви заказывают сорокоуст – молебен, который служится по покойному 40 дней. Дополнительно к нему, все эти дни молятся о душе покинувшего их родственники и близкие люди усопшего.
  2. Чтобы оказать ей весомую помощь, православные священники советуют принести себя в жертву хотя бы на этот период, отказавшись от пагубной привычки: курение, употребление алкоголя, чревоугодие и т.д.
  3. На 40 дней зовут лишь крещенных и верующих в бога людей. Только в их силах помочь душе близкого, но почившего в боге человека, получить прощение грехов и попасть в рай.
  4. Поминальная трапеза не должна превращаться в застолье. Это обряд поминовения и пустые разговоры неуместны.
  5. На поминках запрещено употребление спиртных напитков, веселье и пение песен.

На 40 дней накрывать на стол можно теми же блюдами, что и поминки после похорон. Здесь обязательными будут кутья и блинчики, а приготовить можно различные блюда. Меню на такую трапезу можно собрать такое:

  • закуска овощная из баклажанов и помидоров с чесноком;
  • гречневая каша с мясом или грибами;
  • бутерброды со шпротами;
  • салат из овощей, например, винегрет – зимой, а помидорно-огуречный – летом;
  • котлеты;
  • жареная рыба;
  • фаршированный перец или голубцы;
  • пироги с различными начинками: грибами, капустой, яблоками;
  • кисель из ягод или узвар.

Если на дату для проведения поминок припадает пост, то и подавать должны исключительно постные блюда.

На 40 дней христианский обычай предполагает раздавать нуждающимся вещи умершего с просьбой помолиться о его душе. Эта благотворительность может засчитаться ей при принятии решения о ее участи. Не розданные вещи принято относить в храм. Но выкидывать ничего нельзя.

В этот день во время вкушения пищи говорят слова в поминовение не только усопшего, по которому они организованы, но и вспоминают всех умерших родных. Считается, что все они незримо присутствуют вместе с живыми. Слова об умерших произносятся стоя.

Поминальный обед на 9 дней

По истечении 9 дней после похорон также принято поминать усопшего, организовав обед. Такая трапеза происходит исключительно дома.

Душа умершего после похорон готовится для встречи с творцом. Она, после трех суток пребывания с нами, отправляется в рай, где должна отдохнуть от мирских страданий и боли. Ей показывают все совершенные человеком при жизни грехи. На девятый день душа усопшего предстает перед богом, после чего ей положено отправиться в ад, чтобы претерпеть мытарства.

В православии считается, что постоянно оплакивать умершего нельзя, нужно постепенно успокоиться, ибо это мешает душе усопшего обрести покой. Своими слезами живые не дают душе уйти, удерживая ее на земле.

На 9 дней не принято приглашать людей, все сами приходят. Вначале и конце трапезы читают «Отче наш». Во время трапезы нужно молиться о прощении грехов покойного.

Начинают трапезу с кутьи, а после подают борщ и кашу. К ней подают котлеты, рыбу, грибы, мясо. Напитками могут быть компоты, а заканчивают ее пирожками с повидлом или другой сладкой начинкой, могут быть блины.

Поминальный обед на год

Годовщина смерти является итогом жизни на земле. В этот день ходят на кладбище и поминают умершего в церкви . Тогда же и накрывают стол, приглашая на поминальный обед. На годовщину смерти, кроме обязательной кутьи, принято подавать любимые покойным блюда. Меню должно быть простым. В этот день можно подать:

  • борщ;
  • лапшу или кашу с курицей и грибами;
  • мясные и рыбные блюда;
  • кисель, компот или сок;
  • пирог или пирожки;
  • нарезки: мясную, сырную, рыбную.

Поминальный обед в пост

Посты не являются причиной отказа в поминовении усопших. Исключением являются те дни, когда 9 и 40 дней попадают на будние дни Великого поста. В таком случае поминальная трапеза переносится на ближайшую субботу. Для проведения трапезы в пост примерное меню может быть таким:

  • постные борщ или щи;
  • грибы с картофелем, лапшой, гречневой кашей;
  • соленые, квашенные или свежие овощи;
  • бобовые: соя, фасоль;
  • постные блины и пирожки;
  • орехи и изюм;
  • на такие праздники, как Благовещенье и Вербное воскресенье разрешается готовить рыбу.

Молитва перед поминальным обедом

Ни один поминальный обед не обходится без молитвы. Вся суть этого обряда заключается в вымаливании прощения грехов душе усопшего и дарования ей вечной жизни в царствие господнем. Какую молитву читают перед усаживанием за стол? Традиционной для начала поминок является 17 кафизма. Также читают «Отче наш» или домашнюю молитву.

Значение ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ в Словаре Обрядов и таинств

ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ

Поминки. Поминальный стол

После погребения и в дни поминовений обязательно устраивался поминальный стол. Обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Еще у древних иудеев было обыкновение "в утешение об умершем... преломлять для них хлеб".

В России поминки вдень похорон являются слабым отголоском поминальной тризны. Тризна бывала многодневной и представляла собой сложный комплекс коллективных символических действий, включающих пирование, поминки, поминания, песнопения и семейный совет по различным вопросам наследства или помощи семье умершего.

Поминовение по усопшим родственникам у русских справляли, как правило, на 3, 9, 20, 40 дни, в годовщину и праздники. Отмечая поминки, крестьяне верили, что в 9, 20, 40 дни после смерти душа прилетает домой, поэтому надо ее ублаготворить. Крестьяне считали, что поминовение облегчает страдание умершей душе.

На обед приглашались все, кто участвовал в похоронах. Как правило, народу собиралось много, поэтому обед устраивали в 2-3 приема. Поминальный обед начинался с молитвы. Вначале угощали служителей церкви, обмывальников и копальщиков, родных и близких. Стол накрывался до моленья. Считалось, что покойный невидимо присутствует на поминках; для него на время поминального обеда оставляли место за столом, клали ложку (иногда под скатерть), ломоть хлеба и обычно стопку водки, если умирал мужчина. Бывало, оставляли на ночь на столе соль и хлеб и меняли его на свежий в течение сорока дней.

Непременными кушаниями обеда после похорон бывали кутья, мед и овсяный (клюквенный) кисель, в некоторых районах - рыбный пирог, блины.

Общеизвестно, что кутья составляет обязательную принадлежность похоронного обряда и поминок. Кутья, как правило, варилась из цельных, нераздробленных зерен - чаще всего пшеницы. (В городах ее заменил рис). Зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, умножая ее. К кутье обычно примешивались ягоды (черемуха, в городах - изюм). Можно предположить, что кутья знаменует собой постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть. Ведь кутью употребляли и на свадьбах, крестинах, родинах.

Готовили кутью обычно сладкой, с медом или патокой. Говорили "чем слаще кутья, тем жальче покойника".

Кутью следовало взять ложкой три раза.

Помимо ржаного, овсяного или клюквенного киселя, обязательной на столе была чаша с медом, разведенным в воде или браге. Полагали, что ими "торили дорогу покойнику".

Где-то полагались блины, где-то - рыбный пирог. Но, как правило, блины подавались на 9 и 40 день, а в день похорон (обычно это 3-й день после смерти) блины на стол не ставились.

В некоторых местностях подавали еще муковню - заваренную кипятком муку с молоком или кулеш - кашу с салом.

На западе Псковщины, кроме кутьи, еще делали камы:

сваренные в воде "колобочки" из тертой картошки с мукой, салом и луком и поливку - бульон с мясом, заправленный ржаной мукой и луком. Камы готовили и в Смоленской области. На западе обязательным блюдом были клецки.

Поминальный стол состоял из 7-8 блюд. Еда готовилась в зависимости от того, на какой день приходились похороны (постный или скоромный). На скоромный день подавали жаркое из телятины, холодец, каши на молоке, яичницу. На постный день подавали похлебку из сухих грибов с постным маслом, соленые грибы, каши из проса, кисели. Сладкие пироги, шаньги готовили в любой день.

Не в обычае было подавать на поминки картофель и чай. Ели ложками (ножами и вилками за поминальным столом не пользовались очень долго), а пирог разламывали руками.

Сегодня принято считать, что на поминках в день похорон всегда много пили. Неправда это. Много водки, пива, вина и еды выставляли на поминках сорокового дня, годовщинах, специальных родительских субботах, 9-й и 20-й дни отмечали скромно, в узком семейном кругу. Варили кутью из риса или пшеницы с медом, патокою или сахаром, пекли пироги и затем разносили пироги и кутью по всей деревне или соседям, предлагая каждой семье помянуть умершего. Обязательно посещали кладбище и подавали нищим милостыню. Постепенно обычай поминать усопших на 20-й день забылся вовсе.

Если поминки (3, 9, 40 дни, годовщина) приходятся на время Великого Поста, то в 1-ю, 4-ю и 7-ю неделю Поста на поминки никого не приглашают. За столом должны присутствовать лишь самые-самые близкие. Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого Поста, то они переносятся на ближайшие субботу и воскресенье. Это называется встречным поминовением.

Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни родительских постов - постной, в мясоед - скоромной.

Поминальная кутья

1. 1 стакан риса, 2 стакана воды или молока, 1/2 стакана изюма, 2 ст. ложки сахара, соль по вкусу.

Рис промойте, сварите рассыпчатую кашу на воде или молоке с сахаром, добавив в середине варки промытый изюм. Уложите на блюдо горкой.

2. 200 г риса, 100 г кишмиша, 100 г мелкого сахара, 50 г грецких орехов, 100 г мармелада.

Рис промойте и отварите в воде до мягкости, вместе с кишмишом, обдайте холодной водой, дайте стечь воде. Затем переложите на блюдо, облейте сахаром, разваренным в горячей воде, смешайте с грецкими орехами и уберите мармеладом.

3. Кутья (крещенская) готовится так же, как предыдущая, но из пшеницы вместо риса и меда вместо сахара. Овсяный кисель с медом 2 стакана истолченной овсяной крупы, 4 стакана воды, 2 чайн. ложки сахара, 1/2 чайн. ложки соли, мед и масло по вкусу.

Овсяную крупу истолките в ступке, залейте теплой водой и оставьте в теплом месте на 1-1,5 суток. Затем размешайте, процедите и отожмите. В полученную жидкость добавьте сахар, соль и варите, помешивая, пока не загустеет. Если нужен кисель более жидкий, то его можно разбавить 1 стаканом горячей воды или молока. Горячий кисель разлейте в формы и охладите. Подавайте с маслом и медом. Этот кисель можно варить из овсяных хлопьев " Геркулес".

Несколько советов: при варке киселя разведенный водой крахмал вливайте сразу, а не частями, и быстро размешивайте. Лейте крахмал ближе к стенкам кастрюли, а не в середину.

Лимонная кислота улучшит не только вкус киселя, но и его окраску.

Если в горячий кисель добавить ванилин, немного цедры лимона, апельсина или гвоздику, корицу, он будет ароматнее.

Обряды и таинства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТОЛ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если Вы видите во сне накрытый к обеду стол - значит, скоро Вас ждут приятные знакомства и благоприятные обстоятельства.Если Вы …
  • СТОЛ в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) в древней Руси княжий престол; 2) низшая структурная часть центральных и местных учреждений дореволюционной России; 3) учреждение, занимающееся каким-либо …
  • СТОЛ в Большом юридическом словаре:
    - 1> в Древней Руси княжий престол; 2> низшая структурная часть центральных и местных учреждений дореволюционной России; 3> учреждение, занимающееся …
  • СТОЛ в Словаре экономических терминов:
    - 1) в Древней Руси - княжий престол; 2) в дореволюционной России - низшая структурная часть государственных центральных и местных …
  • СТОЛ
  • ПОМИНКИ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ПОМИНКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    обычай устраивать угощение, сопровождая его различными обрядами, в память об умершем, после его похорон и в т. н. поминальные дни; …
  • ПОМИНКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, которое …
  • СТОЛ в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, м. 1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. Обеденный, письменный, рабочий, кухонный, садовый с. …
  • ПОМИНКИ в Энциклопедическом словаре:
    , -нок. Обряд угощения после похорон в память умершего. Справить п. по ком-н. или по кому-н. Звать на п. На …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    см. …
  • СТОЛ
    в Др. Руси - княжеский престол. Низшая структурная часть гос. центр. и местных учреждений в дорев. России. Учреждение, занимающееся к.-л. …
  • ПОМИНКИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОМ́ИНКИ, обычай поминовения умерших. Устраиваются после похорон и в установленные традициями дни. В прошлом сопровождались жертвоприношениями, магич. обрядами, общей трапезой, …
  • ПОМИНКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, …
  • СТОЛ
    сто"л, столы", стола", столо"в, столу", стола"м, сто"л, столы", столо"м, стола"ми, столе", …
  • ПОМИНКИ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    поми"нки, поми"нок, поми"нкам, поми"нки, поми"нками, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    помина"льный, помина"льная, помина"льное, помина"льные, помина"льного, помина"льной, помина"льного, помина"льных, помина"льному, помина"льной, помина"льному, помина"льным, помина"льный, помина"льную, помина"льное, помина"льные, помина"льного, помина"льную, помина"льное, помина"льных, …
  • ПОМИНКИ в Весёлом этимологическом словаре:
    1) ежедневник; 2) ботинки сапера; 3) женщины-минёры; 4) массаж; 5) саперные работы; 6) …
  • СТОЛ
    Накрыт …
  • СТОЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Ломберная …
  • СТОЛ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • СТОЛ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • СТОЛ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. питание, пища || жить на готовом столе, сидеть за …
  • СТОЛ
    бильярд, бюро, верстак, вибростол, вибростолик, дастархан, еда, жертвенник, жратва, кассореал, княжение, конторка, кормежка, кульман, мебель, питание, пища, плангерд, планшайба, престол, …
  • ПОМИНКИ в словаре Синонимов русского языка:
    новемдиалин, обряд, паренталии, …
  • СТОЛ
    1. м. 1) Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на одной или нескольких ножках (иногда с ящиками, тумбочками), на …
  • ПОМИНКИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. Обрядовый обед в память …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: поминовение, поминание, поминки, связанный с ними. 2) Свойственный поминовению, поминанию, поминкам, характерный для …
  • ПОМИНКИ в Словаре русского языка Лопатина:
    пом`инки, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • СТОЛ
    стол, …
  • ПОМИНКИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    поминки, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • СТОЛ в Орфографическом словаре:
    стол, …
  • ПОМИНКИ в Орфографическом словаре:
    пом`инки, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Орфографическом словаре.
  • СТОЛ
    2 В Древней Руси: престол, княжение Киевский с. стол 1 предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках …
  • ПОМИНКИ в Словаре русского языка Ожегова:
    угощение после похорон в память умершего Справить п. по ком-н. Звать на п. На …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= …
  • СТОЛ в Словаре Даля:
    муж. (стлать?) утварь домашняя, для поклажи, постановки чего. В столе отличают: столешницу, верхнюю доску, и подстолье, а в этом: обвязку …
  • СТОЛ
    1) в Др. Руси княжеский престол.2) Низшая структурная часть государственных центральных и местных учреждений дореволюционной России.3) Учреждение, занимающееся каким-либо узким …
  • ПОМИНКИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    обычай устраивать угощение после похорон, сопровождая его различными обрядами в честь …
  • СТОЛ
    стола, м. 1. Предмет домашней мебели, представляющий собою широкую поверхность из досок (деревянных, мраморных и др.), укрепленных на одной или …
  • ПОМИНКИ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    поминок, ед. нет. 1. Обрядовый обед в память умершего (релин.). Справлять поминки. На погосте поминок не правила. Мей. 2. перен. …

Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Среди ритуальных русских национальных застолий наиболее прочно удерживались в течение всего XX в. как при царской, так и при советской власти так называемые поминки - застолье, устраиваемое после погребения какого-либо лица для его родственников, близких друзей, а иногда и для всех тех, кто пришел на его похороны и провожал его до могилы. После кладбища близкие и знакомые покойному люди возвращаются по приглашению близких родственников в его дом, где их обычно уже ждет приготовленный стол.

В советское время это был либо холодный стол, либо ужин с одним горячим блюдом, либо (если поминки устраивались учреждением) - холодный фуршетный стол. Разумеется, в течение XX столетия состав пищи, блюд во время таких поминок чрезвычайно сильно менялся и в целом, как правило, отражал состояние кулинарных возможностей и всего общества, и конкретной семьи. Важным считалось пригласить и накормить людей, а вот чем, в каком количестве, в каком составе или при каком меню, - это уже вовсе не входило в соображения устроителей. Таким образом, поминальный обед или поминальный ужин совершенно терял, утрачивал свой ритуальный кулинарный характер и превращался в обычный обед или ужин, устраиваемый родственниками, чтобы отблагодарить людей, пришедших на похороны их близкого. Вот почему ели и пили все, что в данный момент смогла достать и выставить на стол конкретная семья.

Между тем, русский поминальный стол (будь то обед или ужин) традиционно должен состоять из обязательного и определенного числа и состава блюд.

Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий.

Между прочим, поминальный стол имеет еще одно традиционное русское название - «горячий», что прямо указывает на то, что замена поминального стола «холодным закусочным», а тем более фуршетным, является грубым нарушением правил этого вида застолья. Это нарушение прямым образом затрагивает и лишает значения сам смысл еды на поминках как выражение уважения памяти покойного. Вот классическое, традиционное, правильное меню поминального стола:

Блины. Они могут подаваться с маслом (сливочным), сметаной, семгой или лососиной и икрой - красной, зернистой или паюсной. Все эти традиционные «приклады» зависят исключительно от индивидуального достатка и вкусов устроителей. Но блины должны быть обязательно, причем именно дрожжевые, а не какие-нибудь блинчики.

Щи. Речь идет о классических русских капустных щах. Из какой капусты будут сделаны эти щи - свежей или кислой, квашеной, будут ли они богатыми или постными (то есть с мясом или без него), свежими или суточными, - все это опять-таки решается индивидуально в каждом конкретном случае. Но щи должны быть непременно и приготавливаться по-настоящему, а не заменяться борщом или иным супчиком.

Пироги могут быть также любые, с любой начинкой - мясные, капустные, луковые, картофельные, рыбные, грибные. Но они должны быть непременно. Тип поминальных пирогов может быть любым. Более того, чем больше представлено на поминках пирогов разных типов, тем лучше. Это могут быть подовые, жирные мясные пироги, многослойные кулебяки или легкие пироги из слоеного теста, они могут быть и из простого кислого теста, из ржаного или пшенично-ржаного теста на закваске.

Единственным строгим требованием ко всем типам и видам пирогов, подаваемых на поминках, является то, что они обязательно должны быть закрытыми, а также несладкими, поскольку сладкие пироги всегда делаются либо открытыми, либо решетчатыми, а также потому, что они служат ритуальными пирогами для дней радости - в дни рождения, свадьбы, юбилеев и т. п., в то время как в дни скорби должны употребляться только закрытые пироги. Уже одно это создает правильный, приличный случаю погребения, сдержанный фон всего застолья, что и должен почувствовать человек, даже не сведущий в любых правилах, условностях и церемониях.

Жаркое. Это блюдо - кульминация поминального застолья. Оно может быть приготовлено из любого мяса или домашней птицы и снабжено, как правило, скромным овощным гарниром, чаще всего картофельным или овощным пюре, поскольку пюре удобно разделить на сравнительно большое число лиц. Реже и, так сказать, беднее, когда в виде гарнира подаются каша или макароны (вермишель), но в XX в. эти замены можно считать допустимыми, особенно для массовых «пиршеств», как продукты, имеющие в основе зерновое (мучное) сырье.

Кисель. Заключительное блюдо на поминках, носит крайне важное ритуальное значение. Его нельзя исключать из меню поминального стола ни при каких обстоятельствах. Даже в случае чрезвычайной бедности покойного, когда разрешается ограничивать и сокращать поминальный стол до минимума. Этим минимумом должны оставаться два блюда: первое - блины и последнее - кисель. Кисель должен быть обязательно кислым и растительным, то есть клюквенным, брусничным или, на худой конец, яблочным, крыжовенным, смородинным, но только не молочным! Это связано как с ритуальным, языческим смыслом поминальной пищи, так и с учтенным еще в древности, на базе многовекового опыта, чисто кулинарным смыслом этой гастрономической процедуры. Дело в том, что тяжелая мучная и мясная пища легко и хорошо усваивается и перерабатывается в кислой среде. Вот почему за тяжелыми блинами обязательно следуют кислые щи, а за пирогами и жарким - кисленькие кисели.

Питье во время поминок. На поминках, если они ритуально правильны и культурны, разумеется, предусмотрены определенные каноны и для употребления напитков. К сожалению, в последние десятилетия XX в. поминки превратились в своего рода повод напиться «в честь покойника». Это, конечно, неверно. Употребление алкогольных напитков, как и всей остальной поминальной еды, ритуально, подчинено четким правилам. Первое блюдо - блины - предваряется одной рюмкой чистой водки (примерно 50 г), которую должны выпить все присутствующие в память об усопшем. И на этом в ходе классических поминок употребление водки (или коньяка) как крепких алкогольных напитков, собственно, кончается. Далее на протяжении всего застолья употребляются пиво, брага, квас, а к жаркому, особенно если оно из птицы, подается красное виноградное вино. Но водка, после первой всеобщей рюмки, демонстративно должна быть убрана с поминального стола.

Этот особый характер поминального русского застолья, однако, полностью забылся, игнорировался и нарушался. Между тем, он полон смысла: в момент скорби все должны сохранять трезвость мысли и действий, а также не имеют морального права оскорблять память покойного неприличной формой поведения (пьяным видом).

Как видим, меню и характер еды на поминках, выработанные у русского народа в XVII-XIX вв., подвергались в течение XX в. систематическому нарушению и искажению как в силу утраты опыта предыдущих поколений, так и в силу крайней некультурности подавляющего большинства населения, которое не связывает характер поминальной еды со смыслом данного события и смотрит на поминки лишь как на повод для попойки, встречи со знакомыми и на форму благодарности этим знакомым за их близость или прошлое содействие в чем-либо покойному лицу.

Другая причина искажения поминального застолья в XX в. - это общая утрата кулинарных навыков, привычка пользоваться готовыми или полуготовыми промышленными пищевыми продуктами. Вот отчего на поминальном столе появились колбаса, консервы, шоколад, конфеты, совершенно не подобающие данному событию.

Если внимательно вглядеться в поминальное меню, представленное выше, то станет совершенно очевидно, что в его состав входили основные русские национальные блюда, требующие ручного приготовления из сырых продуктов при помощи печи или плиты (блины, щи, пироги, жаркое, кисель).

А именно эти блюда к концу XX в. совершенно исчезли из состава семейного стола большинства средних советских, и в том числе русских семей, особенно в городах. Эти блюда требуют, конечно, не только хороших кулинарных навыков, но и времени, возни, а при наличии большого числа участников поминок - чрезвычайно большого количества посуды. Вот почему настоящие поминки фактически должны ограничиваться лишь крайне близким кругом родственников и друзей. Только тогда они могут быть осуществлены по-настоящему правильно - как в ритуальном, так и в кулинарном отношении. Только тогда они смогут сохранить нужную данному событию атмосферу и иметь для семьи и ее самых близких серьезное национально-воспитательное значение. А в этом изначально и состояла цель устройства и троекратного повторения поминок - воспитывать будущие генерации в семейно-партриархальном национальном духе, ненавязчиво, но последовательно и определенно устанавливать связь и преемственность поколений, по крайней мере, в сфере усвоения и поддержания национальных традиций.

Ныне, к концу XX в., такая связь, честно говоря, полностью утрачена. И именно это прискорбно и заставляет нас в конце XX в. напоминать тем, кто будет продолжать русский народ в XXI в., о забытых, растерянных и искаженных правилах и канонах русского национального поминального стола. Право, это наследие далеких предков не грех и восстановить, и сохранить, и перенести в XXI в. По крайней мере тем и для тех, кто хотя и равнодушен к «родным могилам», но хочет быть хорошим кулинаром или желает сохранить один из важных «уголков» русской национальной кулинарии и иметь случай вспоминать о нем хоть несколько раз в жизни, при печальном расставании со своими «предками» или близкими друзьями.

Из книги Кухня века автора

Обычное ежедневное меню обследуемой пенсионерки Завтрак: овсянка, приготовленная из 2 столовых ложек геркулеса на воде с чайной ложкой растительного масла, а также 2 стакана сладкого чая с куском черного хлеба со сливочным маслом.Обед: суп без мяса, заправленный фасолью

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Глава 3. Меню: их роль и значение в организации питания в XX

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Примеры меню Обед простой, натуральная кухня (без затей)Carottes r?p?es aux raisins secs - тертая морковь с изюмомIrish stew - баранина, тушенная с луком и картофелемPommes bonne femme - печеные яблокиЛегкий обедPotage ? l’oseille - щи из щавеляDarnes de saumon au concombre - рыба отварная со свежим огурцомGlace au yaourt

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Гостевые меню Обед простого гостяBisque de langoustines - лангусты (или крабы) в густом бульоне с овощамиPetites galettes au chedder - запеканка из яиц с сыромCanard ? l’orange - утка, начиненная апельсинамиSalade Beaucaire - салат Бокер (из отварных овощей и ветчины)Balthazar - Балтазар (запеченный шоколадный

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Меню монахов С течением веков в разных орденах и разных регионах меню претерпевает сильные изменения. Нужно также иметь в виду, что братия могла делать в этой области лишь свои первые шаги. Пионеры кулинарии довольствовались малым, своего рода поварской начальной

Из книги Чудовища морских глубин автора Эйвельманс Бернар

Входим ли мы в меню осьминога? Действительно ли можно теперь утверждать, что все рассказы о его агрессивности, о нападениях на человека есть только плод воображения? По?моему, слишком рано делать такой вывод. В книге «Животные легенд» доктор Морис Бартон из Британского

Из книги Крымская война автора Трубецкой Алексис

Из меню для лондонского ужина Котлеты из омара Нарезать кубиками полфунта омара. Положить на сковороду 2 унции сливочного масла и две чайные ложки мелко нарезанного репчатого лука. Жарить 1–2 минуты, добавить чайную ложку муки, хорошенько размешать и жарить еще минуту.

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Особенности «египетского пути» и традиции наследования трона фараонов Отчасти возможность легитимного женского правления в Египте была вызвана тем, что в культуре и религиозной традиции Древнего Египта (в отличие от других известных культур Древнего мира, античности

Из книги Еда Древнего мира автора Ивик Олег

Клинописные меню Если понимать Библию буквально, то самая значимая в истории человечества трапеза состоялась в междуречье Тигра и Евфрата, в тех самых местах, где, по мнению большинства богословов, некогда находился земной рай. Именно здесь Адам и Ева вкусили плодов оп

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Сервировка стола Сервировка стола в XVI–XVII вв. была несложной. Скатерти - браные чешуйчатые, золотые, китайчатые, шитые, узорчатые - покрывали узкой полосой края стола. Необходимой принадлежностью стола были солонки, перечницы, уксусницы, иногда горчичницы, которые

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Глава четвертая. Закуски русского стола Царский стол и столы феодальной знати, богатых горожан отличались не только богатой сервировкой, но и парадным, пышным оформлением блюд, особенно холодных закусок. В этом русские повара-профессионалы достигли большого мастерства.

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Напитки русского стола Своеобразие русского национального стола выражается не только в рецептурах и способах приготовления блюд, но и в особых напитках, многие из которых неизвестны другим народам. Конечно, у всех народов есть свои напитки, и некоторые из них очень

Из книги Истории простой еды автора Стахов Дмитрий

Принцесса стола Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. Александр Пушкин. Евгений Онегин Котлета, вопреки воспоминаниям целых поколений советских и постсоветских людей, – не убогий продукт общепита, а

Из книги Большевики, 1917 автора Антонов-Овсеенко Антон Антонович

3.3. Политическое меню: либерализация от Временного правительства и «революционная цензура» от Петроградского совета Политическая конкуренция за властное поле между Временным правительством и Петроградским советом по мере развития ситуации в революционном Петрограде

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Русское меню Во времена ГДР самым большим русским заведением общепита в городе, да, видимо, и во всей стране был двухэтажный ресторан «Москва», построенный в 1964 г. немецкими архитекторами Йозефом Кайзером и Вернером Дучке на Карл-Маркс-Аллее. Фактически это был

Из книги Империя для русских автора Махнач Влаидмир Леонидович

Смута. Разрушители русского общества и русского города Порядок, противостоящий хаосу Смуты, есть корпоративная организация домохозяев, точнее – домосемейств. По-гречески это «демос», а по-русски – «общество». Полноценный гражданин во все времена у всех народов –

После похорон, как правило, всех присутствующих приглашают помянуть усопшего. Так что готовят на поминки и что собственно необходимо для помина? Во-первых, на поминальном столе должна стаять кутья, блины с медом и кисель. Во время похорон и помина даже неверующие родственники стараются достойно проводить усопшего, соблюдая правила и предписания христианской веры. И если помин попадает в дни поста или в постные дни, которыми является среда и пятница, то пищу готовят постную. Понятно, что не все пришедшие на похороны и последующие поминки примут данное обстоятельство, но речь идет не об удовольствие присутствующих. В крайнем случае, в постные дни и во время поста поминальные блины должны быть приготовлены на воде без молока и яиц. Учтите, что женщины, пришедшие молиться за покойника, соблюдают пост, и им в любом случае придется готовить отдельно. Теперь узнаем, как готовить кутью на поминки. Для этого потребуется рис и изюм. Традиционно для кутьи нужно использовать пшено, но сейчас почему-то готовят рис. Его отваривают, чтобы получился рассыпчатый и не переваренный, изюм замачивают. После набухания изюма и полного остывания риса все соединяют. Кутью не солят и не добавляют в нее сахар!

Меню для постного стола

Теперь собственно к меню, и для начала рассмотрим вариант постного стола. Конечно картошка, мятая в этом случае будет не очень верным решением. Лучше отварить очищенный картофель целиком, посыпать зеленью и полить подсолнечным маслом. Соленья увеличат количество блюд на столе, конечно если на дворе не жаркое лето. Если можно пожарьте филе какой-нибудь рыбы или сделайте рыбные котлеты, разделайте сельдь. Хорош будет салат с фасолью, можно начинить перец, вместо мяса используя грибы. Также грибами можно заменить сельдь в салате «Селедка под шубой» подать без яиц и с постным майонезом. Самые обыкновенные салаты: овощные (помидоры, огурцы), салат с капустой или квашеная капуста. Постные блинчики с грибами, грибные котлеты с картошкой, овощные котлеты и все без яиц. Жарким летом можно приготовить окрошку с овощами и зеленью.

Меню для мясного стола

Что готовят на поминки для более богатого на мясные блюда стола? Можно приготовить все что угодно, главное без изыска, все по-простому, сытно, доступно и привычно. Котлеты, жареная курица, жаренная и соленая рыба, колбасная нарезка, нарезка из копченых куриных грудок и другого копченого мяса. Также простые овощные салаты или просто нарезанные овощи. Фаршированный перец, отбивные из печени, блинчики с печенью или мясом. Если погода прохладная, можно приготовить холодец.

В некоторых семьях принято первым делом после кутьи и блинов подавать щи, борщ или куриную лапшу, но это уже на Ваше усмотрение.

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...