Он был лет сорока худощав и широкоплеч. Капитанская дочка

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» интересна тем, что центральным ее персонажем, на котором завязан конфликт произведения, является реальная историческая личность – Емельян Пугачев. Художественный текст в принципе предполагает наличие вымысла, и даже если в основу его положены исторические события, сам жанр обусловливает их вольную трактовку. То же касается и исторических личностей – автор романа или повести рисует нам очень субъективные и не обязательно достоверные портреты этих людей. Однако само произведение обязательно заключает в себе объяснение того, почему автор видит этого героя именно таким.

Один из главных приемов передачи характера в литературе – описание портрета. Пушкин большое значение придает деталям одежды, поведению и мимике, так что по одному только внешнему виду Пугачева мы можем составить вполне определенную характеристику и понять, что это за человек.

Впервые Пугачев появляется в романе в образе провожатого . Описание его внешности лаконичное, но при том вполне исчерпывающее: «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Крепкое телосложение могло бы навести на мысль о том, что это простой крестьянин, однако выражение лица и глаз создают совершенно особенное впечатление. Тень плутовства на лице и живые, сверкающие глаза – это именно те черты, которые на протяжении всего произведения неоднократно подчеркиваются, именно они выдают в нем бунтовскую натуру, дух авантюризма и дерзость: «Пугачев устремил на меня огненные свои глаза», «Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости» и т.д.

В дальнейшем Гринев видит Пугачева уже предводителем казаков. Выглядит он соответствующе: «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Ничто, кроме этих глаз, не могло в нем выдать оборванного пьяницу-провожатого, которому Гринев подарил судьбоносный заячий тулуп, даже не подозревая о том, какую службу он сыграет ему в дальнейшем. Поведение Пугачева соответствует его статусу: он сидит, гордо и важно подбочась, и уверенно играет роль государя Петра III, чье имя он со свойственной ему дерзостью присвоил. Примечательно также, что при всей жестокости Пугачева Гринев отмечает, что «черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого».

Колоритная и весьма примечательная фигура Пугачева изображена в романе с помощью буквально нескольких штрихов, однако они позволяют полностью раскрыть личность предводителя восстания. Жестокий убийца, ослепленный жаждой крови – таким его рисуют историки. Пушкин же предлагает взглянуть на него с другой стороны. Да, Пугачев жесток, однако и ему не чужды великодушие, обязательность и честность.

Как на­зы­ва­ет­ся сред­ство ха­рак­те­ри­сти­ки персонажа, ос­но­ван­ное на опи­са­нии его внеш­но­сти («Наружность его по­ка­за­лась мне замечательна...»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввёл меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка.

Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, ещё свежий и бодрый. Савельич внёс за мною погребец, потребовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не казался мне нужен. Хозяин пошёл хлопотать.

— Где же вожатый? — спросил я у Савельича.

«Здесь, ваше благородие», — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати, и увидел чёрную бороду и два сверкающие глаза. — «Что, брат, прозяб?» — «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик». В эту мaинуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднёс ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питьё». Я с охотой исполнил его желание. Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошёл к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхе» — сказал он — опять ты в нашем краю! Отколе бог принёс?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?»

— Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. — «Молчи, дядя», — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!« — При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати.

Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмирённого после бунта 1772 года. Савельич слушал с видом большого неудовольствия. Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого. Постоялый двор, или, по- тамошнему, умёт, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойническую пристань. Но делать было нечего. Нельзя было и подумать о продолжении пути. Беспокойство Савельича очень меня забавляло. Между тем я расположился ночевать и лёг на лавку. Савельич решился убраться на печь; хозяин лёг на полу. Скоро вся изба захрапела, и я заснул, как убитый.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

«Капитанскую дочку» часто на­зы­ва­ют повестью. Ука­жи­те другое, не менее распространённое жан­ро­вое опре­де­ле­ние этого произведения.

Пояснение.

«Капитанскую дочку» часто на­зы­ва­ют романом. Со­глас­но опре­де­ле­нию романа, в «Капитанской дочке» дей­стви­тель­но рас­ска­за­на жизнь глав­ных ге­ро­ев в её самый кри­зис­ный период.

Ответ: роман.

Гость 21.02.2016 20:18

А разве это не исторический роман?На википедии указано,что это именно исторический роман!

Татьяна Стаценко

Верно, "Капитанская дочка" - это исторический роман. Разновидностей внутри жанра может быть много: исторический, социально-психологический, психологический роман и т.д. Но это уже более узкие внутрижанровые определения. Поэтому вернее все-таки будет ответить на вопрос задания: роман.

В приведённом фраг­мен­те пе­ре­да­на бе­се­да во­жа­то­го и хо­зя­и­на по­сто­я­ло­го двора. Как на­зы­ва­ет­ся такая форма об­ще­ния персонажей?

Пояснение.

Диалог - ли­те­ра­тур­ная или те­ат­раль­ная форма уст­но­го или пись­мен­но­го об­ме­на вы­ска­зы­ва­ни­я­ми (репликами) в раз­го­во­ре между двумя и более людьми.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог

Установите со­от­вет­ствие между тремя персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фрагменте, и поступками, ко­то­рые им пред­сто­ит совершить.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Пояснение.

А-2: Гри­нев был тя­же­ло ранен на дуэли со Швабриным.

Б-4: Имен­но в тот момент, когда Са­ве­льич бро­са­ет­ся на ко­ле­ни перед Пу­га­че­вым с прось­бой по­ми­ло­вать ба­ри­на (Гринева), тот вспо­ми­на­ет Гри­не­ва и передумывает.

В-1: Во­жа­тый ока­жет­ся Еме­лья­ном Пугачевым, ко­то­рый воз­гла­вит кре­стьян­ское вос­ста­ние 1773 году.

Ответ: 241.

Ответ: 241

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая по­дроб­ность в ху­до­же­ствен­ном тек­сте («На стене ви­се­ла вин­тов­ка и вы­со­кая ка­зац­кая шапка»)?

Пояснение.

Художественная де­таль - особо значимый, вы­де­лен­ный эле­мент ху­до­же­ствен­но­го образа, вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в произведении, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Ответ: художественная деталь.

Ответ: художественнаядеталь|деталь

События в «Капитанской дочке» пе­ре­да­ют­ся от лица Гринёва. Как на­зы­ва­ет­ся такой пер­со­наж в ху­до­же­ствен­ном произведении?

Пояснение.

Рассказчик (повествователь) - персонаж, от лица ко­то­ро­го ве­дет­ся по­вест­во­ва­ние в ху­до­же­ствен­ном произведении. В ли­те­ра­ту­ре рас­сказ­чик на­блю­да­ет и опи­сы­ва­ет то, что при­ду­мал автор.

Ответ: рассказчик.

Ответ: рассказчик|повествователь

Назовите ху­до­же­ствен­ный метод, прин­ци­пы ко­то­ро­го фор­ми­ро­ва­лись в позд­нем твор­че­стве А. С. Пуш­ки­на и нашли своё от­ра­же­ние в «Капитанской дочке».

Пояснение.

А. С. Пуш­кин счи­та­ет­ся ро­до­на­чаль­ни­ком ре­а­лиз­ма в рус­ской литературе. Ре­а­лизм - прав­ди­вое изоб­ра­же­ние ре­аль­ной действительности.

Ответ: реализм.

Ответ: реализм

Что сви­де­тель­ству­ет о за­рож­да­ю­щей­ся сим­па­тии Гринёва к его но­во­му знакомому?

Пояснение.

Гринев, ока­зав­шись в без­опас­но­сти на по­сто­я­лом дворе, тут же ин­те­ре­су­ет­ся и судь­бой сво­е­го вожатого:«Где же вожатый?». О сим­па­тии Петра Гри­не­ва к сво­е­му но­во­му зна­ко­мо­му сви­де­тель­ству­ет и об­ра­ще­ние к нему не иначе как «брат», и пред­ло­же­ние вы­пить го­ря­че­го чаю. Автор также подчеркивает, что лицо не­зна­ком­ца по­ка­за­лось Гри­не­ву «довольно приятным».

В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи. Вполне естественно, что автор по-разному выстроит свой текст, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причины каких-либо явлений.

На протяжении столетий постепенно формировались функционально-смысловые типы речи, то есть способы, схемы, словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание , повествование и рассуждение . Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.
1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.

а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.
Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

Продемонстрируем структуру и способ оформления разных функционально-смысловых типов текстов на следующих примерах.

В качестве примера текста-описания взят отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с описанием внешности Емельяна Пугачева:

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

Описывая внешность неизвестного пока ему человека, Пётр Гринёв прежде всего передает свое впечатление от этой внешности, выделяя те детали, которые показались ему наиболее примечательными. Так, общее представление о незнакомце даётся в начале описания: Наружность его показалась мне замечательна . Далее следует характеристика героя: возраст, телосложение, лицо, волосы и элементы одежды. Автор стремится не только дать представление о внешности Пугачёва, но и показать, как по этим деталям можно составить мнение о его образе жизни, характере, поведении. Например, крепкое телосложение явно свидетельствует об активном образе жизни. Причёска и одежда - о социальном статусе незнакомца: это бедный яицкий казак. Но основное внимание автор уделяет выражению глаз. Именно по этой детали читатель может понять, что Пугачёв обладает живым умом. Это не злодей, напротив, его внешность располагает к себе, но в то же время вожатый Гринёва явно что-то скрывает (ср.: бегающие глаза и плутовское выражение лица ).

Если обратиться к грамматическим средствам оформления текста, то можно констатировать следующее. При описании преобладают простые предложения или цепочки сложных бессоюзных предложений с прямым порядком слов. Кроме того, обращают на себя внимание составные именные сказуемые: показалась замечательна; был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч; были острижены. Глаголы (преимущественно несовершенного вида) указывают на одновременность действия. Использование форм прошедшего, а не настоящего времени во вневременном значении обусловлено тем, что рассказчик повествует о встрече, произошедшей в прошлом (был лет сорока; глаза так и бегали; лицо имело выражение; волоса были острижены; на нём был армяк ). Наконец, практически в каждом предложении можно обнаружить члены с различного рода определительными характеристиками: примечательна; худощав, широкоплеч, чёрная борода; большие живые глаза и т.д.

В этой же повести А.С. Пушкина встречаются и микротексты-повествования , например:

Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»...
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали.

В данном микротексте рассказывается о буране, в который попал Гринёв во время путешествия к месту службы. Описание бурана в данном случае даётся именно как повествование, поскольку чётко соблюдена логическая последовательность событий, причём вся композиция хронологизирована: на небе появляется белое облачко; Гринёв, несмотря на колебания ямщика и Савельича, решает продолжить путь; ямщик пускает лошадей вскачь; ветер усиливается; начинается метель; метель перерастает в буран; обессиленные лошади останавливаются. Смена событий во времени выражена с помощью глаголов совершенного вида: Я увидел облачко; я велел ехать скорее; ямщик поскакал; облако обратилось в белую тучу; пошёл снег и т.д. Те же события, которые включены в один и тот же временной отрезок, описаны с помощью предложений с глаголами несовершенного вида (ср.: Я слыхал; Савельич советовал и т.д.). Предложения с глаголами совершенного вида являются показателями узловых фактов, сигнализируют о смене одного события другим, причём каждое новое событие мыслится во взаимосвязи с предыдущим (в данном случае эта связь хронологическая).

Специфику текста-рассуждения можно продемонстрировать на примере дорожных размышлений Гринёва после проигрыша Зурину ста рублей и ссоры с Савельичем:

Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.

Рассуждение начинается с утверждения тезиса: Дорожные размышления мои были не очень приятны. И хотя далее мы не находим придаточных причины, но само расположение последующих умозаключений воспринимается как объяснение причин недовольства Гринёва собой. В качестве аргументов выступает сумма проигрыша, «глупое» поведение и чувство вины перед старым слугой. В заключении делается вывод о внутреннем состоянии рассказчика, что воспринимается как следствие «горестных умозаключений»: Всё это меня мучило.

В целом, наиболее яркие примеры рассуждений можно обнаружить в научных текстах (см. приведенный в упр. 123 отрывок из книги Ю.М. Лотмана).

Конечно, текст может содержать разные функционально-смысловые типы речи . Так, очень часто повествование совмещается с описанием (это можно проследить и на примере приведенных отрывков). Дополняя друг друга, они нередко сливаются настолько органично, что порой их трудно разграничить. Ср. сочетание этих типов речи в отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»:

Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали [описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание].

Развивающая

· развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Воспитательная

· способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

Оборудование
мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока:

Орг. Момент

2. Проверка домашнего задания .
Проверяется в ходе обсуждения темы.

Работа по теме урока.

Домашнее задание.

Оценка.

6. Слово учителя
Сегодня, ребята, у нас необычный урок - урок литературы и использование знаний об истории, потому что речь пойдет об исторической личности и одном из героев романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка", а именно о Емельяне Пугачеве - предводителе крестьянского восстания 1773 - 1775 гг.

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом.

Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва. (С.М.Петров) Слайд 1.

Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. (В.Б. Броневский) Слайд 1.

o Прочитайте высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского поэта В. Броневского.

o Какой образ, на ваш взгляд, соответствует тому, который вы увидели в повести А.С. Пушкина?

o Действительно Емельян Пугачев - натура неоднозначная, личность-загадка.

o Запишите тему урока: "Сложность и неоднозначность образа Пугачева. Народное восстание в авторской оценке".

Мы должны научиться на уроке :

o в процессе работы над произведением видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом;

o показывать историческую обоснованность и психологическую точность характеристики Пугачёва;

o понимать замысел создания противоречивого образа Пугачёва.

7. Актуализация знаний

· А чем отличается художественный образ от исторического (исторический образ – это реальное лицо, оставившее след в истории)?

· Назовите приемы создания художественного образа в литературе. (схема: приемы создания образа (портрет, речь, поступки, пейзаж, интерьер, хронотоп, психологический анализ, прямая авторская характеристика, характеристика другими персонажами, художественная деталь, прототип ).

· Сегодня, работая над образом Емельяна Пугачева, мы остановимся на двух, наиболее ярко отражающих тему урока: портрет, речь.

Что такое ПОРТРЕТ? Мы знаем два понятия портрета: портрет в ИЗО, который создаётся при помощи кистей, красок. А есть ещё и словесный портрет, созданный при помощи слов. Следовательно, мы будем обращать внимание на словесные детали. Они помогут нам понять внутренний мир героя.

Проверка д/з(работа с табл.)

ГЛАВА ХАРАКТЕРИСТИКА ПУГАЧЕВА
II гл. "Вожатый" "Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары". Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие, плутоватые глаза. (113 стр.) Как вы думаете, о чем говорят детали этого человека?
VII гл. "Приступ" "Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев". Стр. 150. "Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо". Стр. 152. Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку. В художественном произведении словесный портрет может быть сосредоточен в одном месте и может быть рассыпан. Итак, какими чертами, красками расширяется портрет? Как они дополняют представление о характере, о его натуре? (амбициозный, тщеславный, возомнивший себя царём)
VIII гл. "Незваный гость" "Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого". Стр. 159. О чем говорят эти портретные детали? (перед нами человек).Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.
XI гл. "Мятежная слобода" "Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь". Стр. 177. «Глаза засверкали». Стр. 179. ":он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке". Стр. 182. "Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие". Стр. 183. "Хвастливость разбойника показалась мне забавна". Ребята, Найдите ключевое слово, по которому Пушкин определяет Пугачева. Слайд 3.
XII гл. "Сирота" Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь. "Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: "Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь". Стр. 190. Исчезает Царственность, проявляются человеческие качества.

· Итак, ребята, мы рассмотрели различные описания Пугачева. Какими качествами обладает Пугачев? (проводник, предводитель, царь, самозванец, Человек – предстаёт как противоречивая личность ).

· Таким увидел Емельяна Пугачева А.С. Пушкин, но и художники не могли оставаться равнодушными и неоднократно изображали предводителя восстания. Сегодня мы расскажем вам историю одного портрета.

Работа с иллюстрацией
В Историческом музее Москвы хранится портрет Емельяна Ивановича Пугачева, написанный неизвестным художником. Сравнительно недавно реставраторы обнаружили, что он написан поверх другого портрета. Когда же частично был снят наружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II. Пытаясь восстановить историю двойного портрета, писательница О. Чайковская отмечала: "Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать. И может быть, тут же возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям - и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета (если не считать того, где Пугачев изображен уже пленным, в цепях).

· Разделяете ли вы точку зрения О. Чайковской, которая утверждает: "Этот "двойной" портрет являет собой как бы сопоставление двух царей (тем более что одним замазали другого - это значит, что в народном сознании один другого уже победил)?

· Сопоставьте словесный портрет Пугачева в "Капитанской дочке" с изображением крестьянского вождя на портрете, выполненном, возможно, с натуры неизвестным художником? Что объединяет литературный и живописный портрет? Подкрепите свою точку зрения цитатами из "Капитанской дочки". (рассмотрение деталей портрета: одежда, цвет, глаза, комментарии к портрету, отличается ли портрет ИЗО от словесного)

Снова обратимся к тексту и ответим на вопросы.

· Что общего вы находите в отношении к Пугачеву автора и рассказчика в "Капитанской дочке" и художника, создавшего столь необычный портрет? В чем вы видите различие в отношении к Пугачеву автора повести и автора живописного портрета?

· (Неизвестному художнику удалось передать на портрете сильный, грозный характер Пугачева).

РЕЧЬ

С целью увидеть особенности речи Пугачева обратимся к тексту.

Карточка с избранными репликами Пугачёва .

Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: "Эхе. сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: "В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?"
- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
"Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!" При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати...
- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".

· Найдите в предложенных отрывках

· народные пословицы и поговорки;

· просторечные слова;

· постоянные эпитеты;

· слова высокой лексики.

· Как характеризует речь героя?

· Мастерство писателя проявляется в его умении владеть словом: речь каждого героя Пушкина индивидуальна и содержит в себе черты характера героя. Л.Н. Толстой: ":тем удивителен Пушкин, что в нем нельзя ни одного слова заменить. И не только нельзя слова отнять, но и прибавить нельзя. Лучше не может быть, чем он сказал".

· Концепция времени и пространства в художественном произведении также служит для создания литературного образа.

· Кто ввел термин хронотоп в литературоведение?

· (Михаил Михайлович Бахтин)

· Мир повстанцев противостоит миру дворян. Это два художественных мира, каждому из которых соответствует свой хронотоп.

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...