Как называется чайная церемония. Японская чайная утварь

В рамках празднования 40-летней годовщины основания Сиднейской школы Урасенке (Chado Urasenke Tankokai Sydney Association), была проведена выставка чайной утвари (dogu/道具) , большинство предметов которой принадлежали Джону Хендерсону (John Henderson) /чайное имя Soei/. Жаль сам Джон не дожил до выставки. Собирал он чайную утварь в течении 35 лет.

Furo Daisu so Kazari — Kasane jawan
Приготовление чая коича с использованием двух чашек и стенда «Дайсу». Kasane-jawan/重ね茶碗 означает «сложенные чашки»

«Дайсу» (Daisu/台子) – особый вид переносной полки-подставки для процедуры формального типа. Может также использоваться в высших типах чайной церемонии «гё-но-гё дайсу» (Gyou-no-gyou daisu / 行之行台子) и «син-но-гё дайсу» (Shin-no-gyou daisu / 真之行台子).

Вообще-то, полка «Дайсу» изначально была подставкой, на которую дзенские монахи клали свои принадлежности для различных церемоний, а чайные церемонии проводились с ее использованием, с самой лучшей китайской утварью КАРАМОНО.

Золотая и серебряная чаши Ака Раку (Aka-raku или Red Raku / 赤楽) типичны для проведения Хацугамы (Hatsugama/初釜) , но так как Австралия находится в южном полушарии, то Новый год приходится на лето, поэтому используется очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉) . Сосуд кама (Kama/釜) так же формальный.

Все перечисленные выше предметы утвари японские.

  • — Чайница для коича (густого чая) сделана австралийцем Бобом Поутером (Bob Powter).
  • — Чайница для усуча (жидкого чая) сделана Майком Дарлоу (Mike Darlow) из древесины черного орехового дерева Квинсленда.
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson).

Комплект из 4х предметов из селадона (celadon/青磁) сделаны Полом Девисом (Paul Davis)

  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓)
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水)
  • — Сосуд/высокий кувшин шакудате (shakudate/杓立)

Одна из разновидностей фарфора, которая считается самой подходящей для заваривания зеленого чая – это цинцы, или селадон . Cамо название «цинцы» переводится как «сине-зеленая керамика».

При производстве этого вида керамики используется высокотемпературный обжиг (более 1000 градусов) и особая глазурь с добавлением оксида железа, из-за чего посуда приобретает зеленовато-синий оттенок и особый блеск. Изделия цинцы очень плотные, с толстыми стенками, округлые и гладкие. Зачастую такую посуду сравнивают с нефритом. Цвет глазури колеблется от светло-зеленого или бледно-голубого («Цвет озерной воды») до зеленоватого («Цвет зеленой сливы»), темно-зеленого или серо-голубого («Цвет грозового неба»). При производстве часто применяют особый прием, из-за которого на поверхности появляются маленькие трещинки, «кракле», которые придают изделиям более «древний» вид. Чаще всего посуда из цинцы ничем не украшается, чтобы не отвлекать от красоты линий и прекрасного цвета глазури.

Предшественницей фарфора была зеленая керамика - «цин тао». Ее делали из смеси каолиновых глин с песком и покрывали глазурью серо-зеленого или зеленовато-коричневого цвета. Такой тип керамики научились делать в II в. н.э. на юге Китая. Позднее, после изобретения в VII веке уже настоящего фарфора, стали выпускать похожий на нее тип керамики - селадон (доу цин тао - «горохово-зеленая керамика»). Это были монохромные изделия, хотя цветовая гамма постоянно расширялась.


Furo Nagaita so Kazari (風炉 長板そ飾り)
Приготовление чая с использованием длинной доски, на которой выставлена почти вся утварь

«Нагаита» (Nagaita/長板) — это и есть длинная деревянная доска, обычно используемая для очага фуро, на которой мы видим:

  • Очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉 тут mayu-buro/眉風炉) — сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney
  • — Сосуд кама (Kama Shin Nari/釜 真形) — производство Япония
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) — сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney — в кесу мы видим хрустальную вазочку, используемую как футаоки (Futa-oki/蓋置), т.е. как подставку для бамбукового ковшика хишаку (Hiskahu/柄杓)
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши из сине-зеленого стекла — сделан Chuck Willoughby, USA
  • — Сосуд, похожий на высокий кувшин, имеющий название шакудате (shakudate/杓立) , сделан Bill Campbell, USA

Рядом мы видим сосуд для холодной воды мидзуцуги (Mizutsugi/水次) или мизуцуги , похожий на чайник и используемый для долива воды в мизусаши и кама, так же австралийского происхождения сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney.

Ну и конечно заграждение (板) сделанное Майком Дарлоу (Mike Darlow) из истинно австралийского дерева с названием Казуарина (анг. She Oak). Да и мотив у изделия австралийский — кенгуру и страус эму, которые являются символами Австралии и обычно красуются на гербе страны.

Naka oki with Oita — Nagao
Приготовление чая осенью, используя шелковый футляр для чайницы с длинным шнуром. Перед очагом стоит большое деревянное заграждение, а на доске-дисплее дежит ковш хишаку

Нака-оки (Naka oki/中置) — вид чайной церемонии, которую проводят обычно в октябре. Она одна из 3х октябрьских процедур, при которой используют высокий сосуд мизусаши. Варианты размещения которого дают различные виды процедур (темае/temae/点前). Тут сосуд мизусаши размешен слева от очага. К тому же «Разбитый очаг» (Broken Furo / yatsureburo / やつれ風炉 / 窶風炉) , что мы видим, тоже используется в чайной церемонии в последние дни октября.

  • — Заграждение или О-ита (Oita/大板) из Австралийсктно Каштаноспермума древесина, которго напоминает древесину грецкого ореха. Мастер James Carr.
  • — Очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉 тут «Broken Furo» — yatsureburo / やつれ風炉 или 窶風炉) — производство Япония
  • — Сосуд кама (Kama/釜) — производство Япония
  • — Чайница для коича (густого чая) сделана австралийцем Бобом Поутером (Bob Powter)
  • — Шелковый футляр для чайницы с длинным шнуром (So Ryo Donsu/宗良緞子) принадлежит нашей сенсей
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана в Японии мастером Chikuho.
  • — Чашка сделана Полом Девисом (Paul Davis)
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши цвета осенних красок — мастер Ingrid Mueler
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓) — это стеклянная подставка для яйца 1920х годов под оранжевый мрамор (на фото она перевернутая вверх дном). Мастер не известен.
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) в виде вложенных друг в друга чашек керамики коричневого и серо-голубого цвета, мастер Campbell Hegan, ныне живет в Новой Зеландии.

Вот картинка найденная на просторах интернета показывающая разные виды переносного очага.

Эта картинка показывает детали сосуда Кама (Kama/釜)

Arai Jakin (洗い茶巾)
Приготовление усуча или жидкого чая летом, с использованием низкой чашки с широкими краями

Чайная церемония Arai Jakin (洗い茶巾) обычно проводится в августе. Август в Японии, самый жаркий и знойный месяц, поэтому посредством чайной утвари создается ощущение прохлады. При этом виде чайной церемонии, хозяин приносит посуду в чайную комнату и в чайной чаше есть немного холодной воды (в отличие от пустой и сухой чаши, как правило).

Вообще-то иероглифы «茶巾» переводятся как «чакын», это небольшой кусок ткани, которым протирается чашка. Так уже смоченные чакин и венчик, по существу призваны дать ощущение прохлады перед началом церемонии. На самом деле, дело в том, чтобы создать более эстетическое ощущение прохлады, чем нечто физически прохладное.

  • — Плоская плитка шикигавара (Shikigawara/敷瓦) или как еще можно перевести «каменная ступенька», тут керамическая сделана Полом Девисом (Paul Davis). Такая подставка предохраняет татами от следов разогретого очага, а эта сделана так, буд-то она сама покоробилась от зноя дня, но не от жара очага.
  • — Комплект очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉) (обычно в таком стиле бывает бинкакэ (binkake / 瓶掛) — маленькая переносная жаровня, на которой греют не кама, а чугунный чайник тэцубин (tetsubin / 鉄瓶) ) и котла (Kama/釜) сделанны из белой глазурованной керамики (陶器), японского производства.
  • — Контейнер для чая нацумэ (Natsume/大棗) , используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, сделан из древесины Бразильского грецкого ореха. Мастер Jual.
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson).
    — Летняя чашка сделана Яном МакКай (Ian McKay), Австралия.
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши из стекла с зеленым низом и синим верхом, сделана Keith J. Rowe
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓) из черного бамбука из Eden Gardens, NSW — принадлежит Энтони Брайену (Anthony Brien)
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) — производство Robertson Pottery, NSW

Мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши/мидзусаси могут быть бронзовыми, керамическими, стеклянными и деревянными, иметь самые различные формы, но все они должны отвечать одному обязательному требованию - быть удобными для выноса из «водной комнаты» в помещение, где проводится чаепитие, будучи наполненными водой. Мизусаши закрывается крышкой, причем иногда корпус мидзусаси и крышка делаются из различных материалов, например, керамическая емкость может иметь деревянную крышку, покрытую лаком. Предпочтение отдается гончарным и фаянсово-фарфоровым изделиям. Среди керамических и фаянсовых сосудов мизусаши ценились емкости, изготовленные на знаменитых гончарных производствах в Сэто, Мино, Бидзэн, Сигараки, Ига, Токонамэ, Тамба, Карацу.

Первые японские мизусаши из керамики начали делаться в Бидзэн и Сигараки в конце XV в. Об утвари именно из этих мастерских говорил в своем иисьме к Фуруити Харима первый патриарх чайной церемонии Мурата Сюко. Данные мизусаши представляли собой горшки, использовавшиеся в хозяйственных целях в деревенских домах.

Выбор того или иного вида мизусаши обусловливался помимо степени формальности чаепития еще рядом факторов. Если в чайной комнате стоит полка-тана, то не рекомендуется использовать кувшины из керамики, не покрытые глазурью, а также деревянные емкости, поскольку их нельзя выставлять на полку (такие мизусаши могут находиться только на татами). Летом предпочтение отдается кувшинам с широким горлом. Когда «хозяин» снимает крышку, «гости» видят воду, и это вызывает у них ощущение свежести и прохлады. Если используют неглазурованную керамическую или не покрытую лаком деревянную емкость, перед выносом в чайную комнату ее обливают снаружи водой, что должно вызвать у смотрящих на кувшин «гостей» ощущение чистоты.

Чаще всего, если вы будите искать информацию о японской чайной церемонии, то будите находить разновидности ее, типа — «Чайная церемония включает в себя много разновидностей, но традиционных существует только шесть: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя и специальная.» Это, скажу я вам, глубокое заблуждение и разновидностей так много, что порой изучение может занять 20 лет.

Человек, изучающий японскую чайную церемонию, должен изучать кроме приготовления чая и проведения самой церемонии, еще и каллиграфию (по крайней мере уметь читать прописные иероглифы), искусство составление букета — Икебано (生け花) и стиля Икэнобо, а конкретнее Чабана («чайные цветы»). Композиции для чайной церемонии должны быть скромными и чаще всего состоять из одного цветка в простой и неброской вазе.

Kinin Kiyotsugu Koicha Ro (炉 貴人清次 濃茶)
Приготовление чая для дворянина или его приближенного слуги, т.е. для особого гостя

Этот стенд единственный, где представлен зимний очаг (Ro / 炉) , а так же представляет интерес заграждение или О-ита (Oita/大板) в котором есть миниатюрные вазочки для цветов. Если учитывать, что эта чайная церемония проводится в холодное время года, то присутствие цветов, есть знак особого уважения.


  • Полочка — Koko-dana (更好棚) — черный лак, с красными краями. Стиль этой полочки был введен в использование чайной церемонии в середине 19 века Gengensai (玄々斎). Когда-то сам Сен Рекю (Sen Rikyu / 千利休) использовал такую же, но со временем это забылось.
  • — Контейнер для чая нацумэ (O-natsume/大棗) , используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, сделан из древесины Хуанской сосны (стоит на полочке) — из коллекции Джона Хендерсона (John Henderson)
  • — Очаг/жаровня Ро (Ro/炉) тут «Oki Ro»
  • — Чайница для коича (густого чая) сделана Яном МакКай (Ian McKay), Австралия.
  • — Шелковый футляр для чайницы из 3х-цветной парчи принадлежит Joyce Millege
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson)
  • — в стиле Тэммоку (Temmoku / 天目) — чаша с темной глазурованной поверхностью, тип классических японских глазурей — сделана Яном МакКай (Ian McKay), Австралия.
  • Вторая чаша (chawan / 次茶碗) стиль Хаги (Hagi / 萩) сделана Полом Девисом (Paul Davis)
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指), так же сделан Полом Девисом (Paul Davis)
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓) из селадона (celadon/青磁) сделана Полом Девисом (Paul Davis)
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) в стиле Temmoku сделан Полом Девисом (Paul Davis)

Чаши Тэммоку (Temmoku / 天目)
Чашки эти были особые – такими пользовались в монастырях на горах Тяньму, а изготовлялись они китайскими гончарами по очень сложной технологии. В Китае эти изделия называли черным фарфором – из-за цвета глазурованной поверхности, в темной глубине которой вспыхивали и переливались разноцветные точки, пятна и разводы. В Японии китайские чашки получили название тэммоку, или тэнмоку, — от названия гор Тяньму, откуда были привезены.

Существует несколько разновидностей тэммоку, но непревзойденной по своей красоте считалась - и считается до сих пор! - Ёхэн-тэммоку (тэммоку «Меняющиеся светила»), по гладкой поверхности которой будто бы случайно рассыпаны белые, бледно-голубые и темно-синие пятна, напоминающие звезды в ночном небе

Shozumi (初炭)
Приготовление очага перед чайной церемонией

Очень редко когда обычный человек увидит приготовление очага перед чайной церемонией. Так вот, в корзине утварь, которая необходима для этого.

В своем журнале я уже упоминала две чайных церемонии, где как часть церемонии проводится Shozumi (初炭) , это — Хацугама (Hatsugama/初釜) и Открытие чайного кувшина (Kuchikiri-nо-Chaji / 口切の茶事) . В последней, «сосуд» в котором размещена утварь сделан из большой тыквы.

  • Сумитори (Sumitori / 炭斗) или «корзинка для угля» — тут аборигенская корзинка из сухой травы цвета красной охры в стиле племени Guralwal.
  • Кого (Kogo / 香合) , это контейнер для благовоний из селадона (celadon/青磁), на крышке изображена маленькая морская раковина. Обычно в сезон, когда используется очаг Фуро (風炉), кого из лакированного дерева, а в сезон Ро (炉) — из керамики.
  • Кан (Kan / 鐶) , это стальные открытые кольца-ручки для котла, тут детали конной упряжи найденные в городке Florence штата Орегон (Oregon)
  • Хабоки (Haboki / 羽箒) или перо-метла. Есть различные стили. Вид, составленный из трех слоев перьев и называемый поэтому mitsubane (三つ羽), используется, чтобы «протереть» портативную жаровню или стационарный очаг во время процедуры закладки древесного угля. Эта — часть комплекта оборудования, который используют контейнером (sumitori).

Древесный уголь — Sumi (炭)
Древесный уголь, используемый в чайной церемонии по большей части, делается из дуба с каштановым листом (kunugi), коксуется долгими часами тления в печи. Длинные части готового древесного угля сокращают до определенной длины в зависимости от использования — будет ли древесный уголь использоваться в переносной жаровне Фуро (風炉) или «затонувшем» зимнем очаге Ро (炉) . Кроме того, уникальный вид древесного угля, названного eda-zumi (枝炭 или освещенный, «древесный уголь из ветвей») , используется в чайной церемонии, для декоративного эффекта. Он делается путем обугливая ветвей азалии, камелии, или некоторого вида дуба, а затем покрывается веществом похожим на известь, сделанное из пудры морских ракушек.

Фуро Усуча (風炉 薄茶)
Стандартное приготовления чая усуча (usucha / 薄茶) с использованием импровизированной утвари

Пожалуй самый распространенный вид чайной церемонии. Обычно его используют на демонстрации Японской чайной церемонии.


  • — Очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉) и сосуд кама (Kama/釜) — производство Япония
  • — Заграждение — Oribe (織部) или «тканое заграждение» — производство Япония
  • — Контейнер для чая нацумэ (natsume/棗) , используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, тут коробочка «Беседка секретного сада»
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана из Австралийского эвкалипта Robert Devies
  • Главная чаша (Omo-chawan / 主茶碗) сделана неизвестным мастером в Австралийском городке Ковра (Cowra)
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) — фарфоровая жардиньерка (корзинка, ящик или подставка для домашних цветов) фирмы Belleek
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) из шишки Австралийской Банксии
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) сделана неизвестным мастером в Австралийском городке Миттагонг (Mittagong)

Чаепитие для жителей Востока, особенно Китая и Японии, — древняя традиция. Чайная культура неотделима от искусства, культуры этих стран, всего образа жизни. Древняя культура Японии насыщена непривычными для нас символами и традициями, загадочными, как иероглиф. Одна из таких традиций — знаменитая на весь мир чайная церемония.

Чай завезли в Японию из Китая в VII веке. У истоков распространения чая в стране стояли японские монахи. В Китае его ценили как лекарственное растение, помогающее от усталости, болезни глаз, ревматизма. Потом, как утонченное времяпрепровождение. Но такого культа чая, как в Японии, пожалуй, не было ни в одной стране. Этот ритуал на протяжении столетий в практически неизменном виде исполняют почти в каждом японском доме. Девушки еще в школе запоминают основы старинного искусства. Умеют проводить чайную церемонию и многие мужчины.

В свою очередь этот ритуал породил такие искусства, как икебана, стиль керамики в духе ваби, японские сады, оказал влияние на фарфор, живопись, интерьер японского дома. Чайный ритуал повлиял на мироощущение японцев, и, наоборот, мироощущение японцев XVI века вызвало к жизни стиль ваби, определив размеренный уклад жизни, вкусы, психический склад японцев. Японцы говорят, что всякий, кто хорошо знаком с чайной церемонией, должен уметь регулировать свое поведение во всех случаях жизни с легкостью, достоинством и изяществом. Японские девушки перед замужеством брали уроки тя-но ю, чтобы приобрести красивую осанку, изящные манеры.

Существовало и существует четыре основных принципа чайной церемонии: гармония (ва), почтительность (кэй), чистота (сэй) и покой (сэки). Восточный взгляд на мир: попытка понять его суть через простые вещи, действия, созерцание, наполнил чайную церемонию высоким смыслом и очарованием. Смысл чайной церемонии в том, что благодаря простым действиям человеку доступен путь духовного совершенствования. Все стадии ритуала проходят в строгом порядке. Одежда должна соответствовать традиции ритуала. Для церемонии участники (как правило, 5 человек) одеваются в однотонные шелковые кимоно и специальные белые носки, предназначенные для деревянной обуви. У каждого в руке небольшой складной веер (сэнсу).

Перед началом чайной церемонии гости проводят некоторое время в передней комнате (мачиаи).

Там помощник хозяина (ханто) подает им ароматизированную горячую воду.

Затем появляется хозяин церемонии (тэйсю), который приглашает гостей в чайный домик. Через маленький сад, прилегающий к чайному домику, шла специальная дорожка из камней (ридзи), в саду возвышались каменные фонари и просто камни, поросшие мхом.
В саду обычно высаживали сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленый кустарник. Все элементы сада чайной церемонии должны были создавать особое настроение сосредоточенности и отрешенности.

Гости следуют друг за другом сквозь полумрак сада, любуясь окружающей их красотой. Чем ближе к домику, тем больше гости и сам хозяин отдаляются от суетного мира. Подойдя к небольшому колодцу с прозрачной водой, они омывают руки и рот. Затем гости входят в чайную комнату. Вход в чайный домик был низкий и узкий (шириной 66 см и высотой 60 см), так что гостям приходилось буквально вползать через него, смиряя свой нрав. Считалось что, наклоняясь, гость показывает своё уважение к хозяину. Низкий вход давал еще один эффект: самурай не мог войти в чайный домик с длинным мечом и оставлял его снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом всю агрессию, которая одолевает человека в мирской суете.

В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями. Токонома располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей. Свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным атрибутом обсуждения во время церемонии. Важное значение придавалось освещению тясицу. Как правило, в домике было по шесть-восемь оконцев, разных по размеру и форме, дававших оптимальное - не слишком яркое и не слишком тусклое - освещение. В некоторых случаях можно было раздвинуть рамы, и тогда гости получали возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или Луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике были закрыты.

Гости проходили в чайный домик и только после того как гости освоятся с обстановкой, появлялся хозяин и низким поклоном приветствовал собравшихся. Он садился рядом с очагом напротив гостей. Затем подавалась еда на простых деревянных подносах (каиси). Во время подачи еды принято было обмениваться поклонами. Затем хозяин приглашал гостей в сад. После небольшой прогулки 5-7 ударов гонга возвещали о продолжении церемонии в чайной комнате. Гости покидали сад и возвращались в дом. Начинается процедура непосредственного заваривания чая (тэмаэ) и его подачи гостям. Молча хозяин садился у очага, над которым уже заранее был подвешен котелок (кама) с кипящей водой.

Перед “хозяином” лежали все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Каждый из этих предметов, неся важную эстетическую и философскую нагрузку, зачастую являлся настоящим произведением искусства.


“Хозяин” не торопясь насыпал в чашку зеленого чая, затем заливал его кипятком. Потом четкими, сосредоточенными движениями он взбивал эту массу бамбуковым веничком, пока порошок полностью не растворялся и не появлялась светло-зеленая матовая пена.

Гости молчаливо наблюдали за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чашки. Затем “хозяин” с поклоном передавал чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивал чай - зеленую горьковато-терпкую, тающую во рту массу - и, неторопливо обтерев края, возвращал чашку “хозяину”. Чашка передавалась из рук в руки, чтобы каждый смог внимательно рассмотреть ее, ощутить руками ее шершавую поверхность, теплоту глины.

Гости вступали в беседу. Здесь нельзя было говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка в токонома, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки. Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.

Одна чаша была рассчитана на троих гостей. Процедура прохождения круга занимала не более 10 минут. В целом процесс чаепития представлял собой весьма длительную церемонию.

Заканчивался ритуал так: когда гости выпивали весь чай, хозяин споласкивал тяван и тясэн, вновь протирал тясяку и выливает полный ковш холодной воды в котел с кипятком. На этом заканчивалась официальная часть церемонии. Потом помощник хозяина говорил гостям, что они могут принять более свободную позу (что строго запрещено во время церемонии). По окончании церемонии гости благодарили хозяина и расходились по своим делам. Хозяин наблюдал за их уходом через открытую дверь чайной комнаты.

Источник - http://selfire.com/

Чайная церемония в Японии сродни медитации, которая освобождает участников от привычной суеты, отравляющих мыслей и гнетущих разговоров. Чаепитие восстанавливает душевные силы и возвращает сознанию ясность. Церемония помогает «поклониться Красоте в сером цвете будней» и вспомнить, что жизнь прекрасна! Нужно лишь взглянуть на неё под правильным углом, празднуя свои прозрения глотками ароматного чая.

Искусство чайной церемонии сложилось в Японии под влиянием дзен-буддизма, поэтому каждый элемент напоминает отточенный ритуал духовной практики. Возвышение души через обыденные действия – обычная практика буддийских монахов, которая быстро прижилась в среде деловитых японцев. Чайная церемония стала способом возвращения внутреннего равновесия и возможностью сосредоточить внимание на гармонии мира.

Ритуальное чаепитие оттачивалось в Японии столетиями. Буддистские монахи применяли чай, как подношение Будде. Самураи и представители аристократии устраивали особые чайные турниры, где участники состязались в знании сортов, происхождения и даже способов заваривания чая.

Фундамент традиционной церемонии был заложен монахом Мурата Дзюко. Мастер объединил разрозненные принципы в стройную систему, отталкиваясь от идеи «ваби», которая подчёркивала значимость простоты и естественности. Основными принципами церемонии стало стремление к Гармонии, Почтительности, Чистоте и Покою.

Философскую и эстетическую составляющую в дальнейшем углубил Сэн-но Рикю, который стремился распознавать красоту не в предметах роскоши, а в простых вещах. Верный своим принципам мастер был вынужден совершить ритуальное самоубийство, получив приказ от своего сюзерена (Тоётоми Хидэёси), любящего пышные и шумные торжества. Вопреки трагедии, стремление к простоте, стало основой японской культуры чаепития.

Структура чайной церемонии – этапы очищения

Японская чайная церемония всегда проходит без спешки в атмосфере уважительной почтительности. Условно ритуал можно разделить на несколько частей:

Приход гостей – отрешение от мирских проблем

Чайная церемония в классической форме начинается с прихода гостей. Приглашённых впускают на специальную ограждённую территорию, состоящую из уютного сада, «чайного дома» и нескольких «хозяйственных сооружений».

На входе гости получают возможность оставить лишние вещи и переобуться, после чего обязательно совершается небольшая прогулка по саду. Специальная тропинка (родзи) ведёт к дому чайного мастера, позволяя гостям неторопливо погружаться в Тишину и созерцательное состояние.

Чайный мастер встречает гостей вежливым поклоном, предлагая им совершить омовение рук и лица. Затем все входят в «тясицу» (чайный домик) через маленькую дверцу (высотой около 90 сантиметров) – гости вынуждены склоняться в поклоне, что имеет глубокий смысл (проявление почтительности, оставление забот за порогом, отказ от вражды).

Торжественная часть – ритуальное чаепитие

Чайная церемония начинается с момента, когда гости оказываются в таинственной атмосфере чайного домика. Помещение обустроено предельно просто – однотонные стены, приглушённого оттенка, татами на полу и заранее подготовленная токонома (ниша для благовоний, свитков с буддийскими текстами, цветочных украшений). В центре домика обычно располагают простой бронзовый очаг, на котором мастер кипятит воду и готовит чай.

  • Подготовка. Считается, что голод лишь помешает постижению гармонии. Поэтому японская чайная церемония включает в себя предварительное угощение (простую пищу «кайсеки» до начала чаепития и специальные сладости «омогаси» в процессе). После принятия пищи гости могут выйти в сад, освежить голову, а затем возвращаются к ритуальной части.
  • Ритуал. В абсолютном молчании при свете очага чайный мастер приступает к приготовлению чая. Начинается волшебство отточенных движений, которые погружают наблюдателей в медитативное состояние. Треск горящих дров, звуки закипающей и льющейся воды, тихое приготовление чая в специальной посуде – мастер показывает, что каждое движение может быть проявлением высокого искусства.

Наиболее значимой частью церемонии является создание «густого чая» (кой-тя), который заваривают в большой керамической чашке и передают по кругу между гостями (от старшего к младшим или по социальному уровню).

Принято делать не более одного символического (при принятии чаши) и трёх полных (после трёх поворотов посуды в руках) глотков чая. А также заботиться о присутствующих – после пробы напитка нужно бережно протирать края чаши льняной или бумажной салфеткой.

После осушения напитка, каждый гость вновь имеет возможность подержать чашу в своих руках и внимательнее изучить её форму, индивидуальные особенности (окрас, трещинки) и остаточный аромат чая. Ритуальная часть считается завершённой, приходит время расслабляющей беседы.

  • Отдых и возвышенные речи

Чайная церемония приобретает светский характер – мастер готовит чай отдельно для каждого гостя, услаждая слух присутствующих поучительными легендами и притчами, шедеврами японской литературы, философскими высказываниями. В этой части гости могут задавать вопросы о символизме чайной церемонии или вести беседы на возвышенные темы.

Расслабленное чаепитие и обсуждение интересных тем может длиться несколько часов – мастер сам принимает решение о завершении церемонии. После приношения ритуальных извинений он удаляется из домика, гости получают возможность неспешно выйти из медитативного состояния.

Чайная церемония в Японии проходит неспешно, чтобы каждый участник смог в полной мере насладиться красотой ритуала. Каждый этап направлен на очищение разума от гнетущих мыслей, сердца от груза переживаний. Все проблемы и дела остаются за воротами чайного комплекса, чему способствует чёткая структура церемонии.

Суть процесса сводится к достижению полного умиротворения и обретению возвышенности – благодаря одухотворённым действиям мастера, гости учатся наслаждаться каждым моментом и видеть Красоту в простейших вещах.

Время пить чай – когда проводят церемонию

Ничто не остаётся неизменным – таков неумолимый закон времени. Поэтому чайная церемония может проводиться в любое время суток. Ночь, как и день – отличное время, чтобы пить чай. Впрочем, в зависимости от времени суток выделяют различные виды церемоний.

Традиционные разновидности чайных церемоний:

  • Ночная мистерия. Ночью всё воспринимается по-другому, поэтому чайные мастера стремятся создать мистическую атмосферу для церемонии, проводящейся в ареоле лунного света. При свете звёзд из цельных листьев готовят порошковый чай, который всегда заваривают очень крепко. Гости собираются вместе около полуночи и расходятся по домам к 3-4 утра.
  • Чаепитие восходящего солнца. Восход славит жизнь, поэтому церемония проходит воодушевлённо и даже блаженно. Царит атмосфера благодарности и принятия, ведутся беседы о Добре и Любви, Труде и Мечтах. Чаепитие начинается около 3 часов ночи и продолжается вплоть до 6 утра, чтобы участники могли в полной мере оценить тонкую грань между тьмой и рассветом.
  • Освежающий утренний чай. Утренняя чайная церемония начинается в районе 6 часов утра, когда солнце очень нежно греет, а воздух ещё помнит ночную прохладу. Проводят утренний ритуал обычно в жаркую погоду, когда только глубокой ночью и ранним утром доступна прохлада.
  • Послеобеденный чай. Солнце отмерило половину дня, гости успели основательно подкрепиться и нуждаются в расслабляющем чаепитии. Послеобеденная церемония начинается около 13 часов дня и дополняется только лёгкими сладостями, подчёркивающими вкус чая.
  • Вечерняя церемония. Вечер – чудесное время для проведения чайной церемонии. Гости получают возможность освободиться от всех забот дня и полностью погрузиться в созерцание – впереди вся ночь для восстановления сил, значит можно позволить душе воспарить!
  • Заказные чайные церемонии. Помимо цикла суточных чаепитий существует особый вид чайной церемонии – «специальная» (с яп. риндзитяною), которую заказывают к знаковым событиям. Популярны чайные встречи старых друзей, празднование важных семейных дат, организация юбилеев и прочих торжеств.

Зачастую на подобных мероприятиях присутствует много людей, мало знакомых с деталями чайной церемонии, поэтому мудрость и опыт мастера играют решающую роль. От него требуется не только правильно и красиво провести церемонию, но и задать нужный эмоциональный тон, увлечь всех участников внутренней и внешней красотой ритуала. Только чайный мастер высокого ранга обладает столь внушительными душевными качествами.

Как современные японцы пьют чай

Чайная церемония считается великой культурной традицией, нуждающейся в бережном обращении. Большинство японцев не имеют возможности часто посещать чайный домик или изучать тонкости ритуала. Допускается проведение церемонии в отдельной комнате ресторанчика или даже на дому, главное – не допускать слишком вольного обращения с правилами проведения обряда.

Чаепитие в современной Японии зачастую проходит намного проще. Японцы известны своим героическим трудолюбием, поэтому охотно покупают холодный чай в бутылках, экспресс напитки в кафетериях или автоматах, заваривают обычный пакетированный чаёк.

Между тем, чайный дух настойчиво зовёт жителей страны восходящего солнца к таинственному чайному домику, где на бронзовом очаге кипит родниковая вода, а чайный мастер бережно готовит изысканный чай.

В первый раз японцы попробовали чай в VIII в. В это время, чай получил распространение в Китае, и постепенно проник в Японию, тем самым, положив начало искусству чайной церемонии.

Чайная церемония – это действо, в котором участвуют: устроитель церемонии и приглашенные участники. Прежде чем приступить к чайной церемонии, все участники, которых должно быть не более пяти человек, концентрируются на своих ощущениях, мыслях и чувствах, чтобы обрести необходимый психологический настрой. Только так можно ощутить всю духовность чайной церемонии и ощутить «вкус дзэн», что означает – «вкус чая».

Каждой детали чайной церемонии уделяется огромное значение, будь то- само помещение, чайная утварь, настрой гостей или последовательность действий.

Как проходит чайная церемония?

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Чайная церемония начинается с подготовки хозяина к будущему событию. Для этого он выбирает помещение, в котором будет проходить чайное действо, организовывает необходимый уют, подготавливает чайную утварь и свежие платки для приема гостей. Хозяин– главное действующее лицо на чайной церемонии, хотя по сути, он является только прислугой, который встречает гостей, выносит в специальную чайную комнату утварь, готовит чай, подносит его гостям, а по окончании уносит чайную утварь и провожает гостей. Однако, несмотря на это, хозяину предъявляются не меньшие требования.

Помимо подготовки самой чайной церемонии, он еще ответственен за выбор гостей. Для начала устроитель церемонии выбирает «главного гостя» праздника, который обязательно должен быть хорошо осведомлен о чайной церемонии, знать все тонкости ее проведения, и кроме этого – уважаемым человеком. Требования к «главному гостю» предъявляются по причине того, что именно он должен начинать чайную церемонию, подавая пример всем остальным гостям, пришедших в гости к хозяину. «Главный гость» должен быть извещен о том, что его приглашают на церемонию не позднее, чем за неделю до праздничного действа. После этого, приглашенное лицо, может либо подтвердить свое участие, либо вежливо отказаться. Если все же человек соглашается быть «главным гостем» и прийти на чайную церемонию, он должен вместе с хозяином церемонии рассмотреть и утвердить всех остальных гостей. Для этого, устроитель присылает список кандидатур, из которых нужно отобрать пять человек.

Чаще всего хозяин праздника посылает письмо, но в некоторых случаях, он может навестить гостя и переговорить с ним с глазу на глаз.

После согласования списка участников, которые будут приглашены и утверждения «главного гостя», хозяин начинает заниматься подготовкой письменных приглашений для всех гостей. В современной Японии, для этих целей все чаще используется телефон, однако до 30 годов, строгим правилом было либо со стороны гостя – нанести визит организатору праздника, либо направить срочное благодарственное письмо.

Еще одним важным предварительным шагом является согласование с гостями типа события, по случаю которого организовывается чайная церемония. Если это формальное событие, например, в честь какого-то торжественного случая, то мужчины должны надеть шелковое кимоно, специальную накидку черного цвета с начертанием белого знака, хакаму

(широкие штаны) и пояс белого цвета (таби). К женщинам, которые участвую в чайной церемонии, даже если она проходит по неформальному поводу, предъявляется строгое требование – их одежда не должна быть яркой и броской.

Огромные требования предъявляются и к пространству, где будет проходить чайная церемония. Такое пространство должно состоять из двух зон: открытой и закрытой. Открытая зона – это сад, а закрытая – это само помещение, где будет проводиться чайное действо. Гости, которые пришли на чайную церемонию сначала попадают в сад, а затем в чайную комнату. Такое расположение пространства, как бы очерчивает, ограждает чайную комнату от всего мира, делая ее таинственной и недосягаемой. При таком расположении пространства, соединяется энергия инь (закрытое помещение) и ян (садовая зона).

Можно немного укоротить))))

Зародившись в древнем Китае, чайные традиции начали свою экспансию во всех направлениях. В Японию семена чая попали ориентировочно в 9 веке: в ту пору это был напиток для избранных – его пили люди, принадлежавшие к дворцовой знати.

Чайные церемонии также являлись частью культуры буддистских монахов, которые, как предполагается, и завезли чай в Страну восходящего солнца. Другая версия – появление чая в Японии еще в 6 в.н.э., когда Япония стала устанавливать дипломатические отношения с Китаем.

История взращивания чая, согласно имеющимся сведениям, восходит к 802 году н.э., когда монах по имени Сайти разбил чайную плантацию у подножия горы Хией-дзан. Однако именно массовое производство чая в Японии связывают с именем Эйсая – монаха одного из дзен-буддистских монастырей. Он сам привез из Китая чайные кусты отборных сортов и занялся их выращиванием при монастыре. Немногим позже - в 1191 - году Эйсай написал свой известный труд о полезном влиянии чая на организм человека.

Со временем масштабы чайных плантаций в Японии выросли, появились новые выведенные сорта, был освоен способ производства порошкового чая, стало применяться обжаривание чайных листьев для улучшения их вкусовых свойств.

В дальнейшей истории чайных традиций в Японии можно выделить еще несколько интересных событий:

14-15 в.в. – появление чайных турниров, которые стали интересным развлечением не только для богатых, но и для более бедных слоев японского общества. Все участники таких турниров должны были дегустировать различные сорта чая и угадывать их название и происхождение. В этот же период происходит зарождение чайной церемонии, которая в Японии имеет свои особенности. Основоположником такого действа стал в 15 в. н.э. монах Мурата Дзюку;

в 1610 году Япония впервые экспортировала свой чай за пределы страны. Первая партия отправилась в Европу силами датской торговой компании;

в 1736 г. священник Коюгай Байсаоу открыл в городе Киото первый чайный домик, где могли покупать чай простые люди;

в 1740 г. японец Соен Нагатани получил путем селекции новый чайный сорт – сенча , который на сегодняшний день является самым распространенным японским сортом зеленого чая.

  • Правила выбора мате: упаковка и качество

    Если страна-изготовитель определена, стоит обратить внимание на сроки. Просроченный продукт разительно отличается по вкусу неприятной горечью, вязкостью или вовсе посторонними включениями. ...

  • Чай с крапивой

    Крапива – это не простой сорняк, хотя именно так многие привыкли относиться к этому необыкновенно полезному растению. Крапивные щи на Руси готовили издавна, да и сегодня многие хозяйки не брезгуют нарвать по весне молодой крапивы, чтобы угостить близких необыкновенно вкусным и витаминизированным блю...

  • Японский чай

    В Японии используют главным образом зеленый чай, который заваривают особым способом. Сначала сухие листья тщательно растирают в фарфоровой ступке до порошкообразного состояния. Затем порошок засыпают в подогретый горячим воздухом специальный фарфоровый круглый чайник. Обычно заварка берется из расче...

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...