Где турки. История появления джезвы (турки) для кофе

Территория, ныне называемая Турцией, на самом деле является территорией Ромейской (Византийской) империи, захваченной в своё время турками.
Турки же возникли в Х веке на территории Уральской области Казахстана. Первоначально это было племя под названием кынык, обитавшее на берегах Сырдарьи при впадении её в Аральское море. Племя кынык и по сей день обитает в местности Камыстыколь в Чапаевском районе Западного Казахстана и входит в состав байбакты из Младшего жуза.
Кыныки входили в состав племенного объединения Беджене, известного на Руси как печенеги.Появление турок тесно связано с событиями в соседнем с кочевьями печенегов . В 740 году один из хазарских правителей Булан, женившись на еврейке, перешёл в иудаизм и принял еврейское имя Сабриэль. Однако основное население Хазарии оставалось язычниками, среди которых постепенно пускало корни магометанство, распространявшееся проповедниками из Хорезма. Хазарские иудеи тут же были освобождены от налогов, и вся тяжесть налогового гнёта пала на неиудейскую часть населения. Налоговый гнёт был настолько суровым, что люди бежали в степь или добровольно просились в рабство иудеям. Естественно, такое правительство у коренного населения популярностью не пользовалось, и воевать за его интересы не желало, при первой возможности переходя на сторону противника. Поэтому иудейское правительство Хазарии вынуждено было для поддержания порядка внутри страны и для удержания в повиновении вассальных стран, использовать чужеземных наёмников. Основу хазарской армии составляли предки будущих – носители нахско-дагестанских языков. Однако для того, чтобы они не сговорились и не совершили переворота, хазары стали разбавлять армию наёмниками из состава живших в нынешнем Западном Казахстане печенегов. Одним из таких отрядов и командовал некий племенной бек Сельджук Дукакович Кыныков. Сельджук пользовался доверием царя Иосифа, поскольку в 955 в 20-летнем возрасте году принял иудаизм.

После разгрома нашими войсками Хазарского каганата наёмники оказались на вольных хлебах. Служившие хазарам печенеги начали нападать на Русь. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 они участвовали в битве под Аркадиополем на нашей стороне, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги князя Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их в 992 году на Трубеже, но в 996 сам потерпел от них поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов. Сельджук же объявил себя мусульманином и был со своим отрядом принят хорезмшахом Абу-Абдаллах Мухаммадом на службу в чине мукаддама. Ему в кормление был передан город Дженд в Кзыл-ординской области нынешнего Казахстана и его окрестности. Сельджук получил право обирать население подконтрольных территорий и обязался охранять вверенный ему участок хорезмийской границы.

В 995 году последний хорезмшах из династии Афригидов Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча. В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи. К тому времени отряд Сельджука разросся до крупного войска, корпусами которого командовали старшие сыновья Сельджука Израиль и Михаил, и младшие Муса, Юсуф и Юнус, родившиеся уже после принятия Сельджуком ислама. Поскольку при захвате Хорезма сыновья Сельджука не поддержали прежнего правителя и признали власть Махмуда Газневи, последний стал раздавать сыновьям и внукам Сельджука губернаторские должности. Однако в 1035 году кыныки, которых в ираноязычном Хорезме звали туркменами, во главе с внуком Сельджука Тогрулбеком Михайловичем, его братом Даудом (Давидом) и их дядей Мусой Сельджуковичем ушли из Хорезма. Они форсировали Амударью и расселились на территории современной Туркмении. Преемник Махмуда Газневи Масуд, опасаясь потерять Хорасан, двинул летом свое войско на туркменов. Туркмены устроили засаду и разгромили султанскую армию.

В 1043 году туркмены захватили сам Хорезм, а также почти весь Иран и Курдистан. В 1055 году туркменами был захвачен Багдад и весь Ирак. При султане Алп-Арслане, племяннике Торгула, умершего 4 сентября 1063, правившем в 1063-72 годах, была завоёвана Армения (1064) и одержана победа над византийцами при Манцикерте (1071). В этой битве один из византийских военачальников Андроник Дука, объявив, что император погиб, дезертировал с поля боя, вследствие чего битва была проиграна, а в плен к Алп-Арслану попал император Византии Роман IV Диоген. Через неделю он был отпущен Алп-Арсланом под условие выдачи сельджукских пленных и уплаты миллиона золотых.

С этого момента началось завоевание Малой Азии, то есть той территории, которая сейчас представляет собой азиатскую часть Турции. Эта территория принадлежала Риму и составляла несколько римских провинций – Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия. После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Восточной Римской империи. Малая Азия была захвачена турками с 1071 по 1081 в основном уже при сыне и преемнике Алп-Арслана Мелик-шахе. Своего наибольшего политического могущества государство турок-сельджуков достигло при султане Мелик-Шахе (1072-92). При нём турками были подчинены Грузия и Караханидское государство в Средней Азии.

После распада Сельджукской державы под ударами татар-монголов, в Малой Азии продолжал существовать Румский султанат от тюркского названия Рима Рум. Первоначальным центром государства была Никея, с 1096 года столица была перенесена в город Конья, из-за чего Румский султанат в нашей литературе часто называют Конийским. В результате феодальных распрей и вторжения монголов Конийский султанат к началу 14-го столетия году распался на ряд бейликов. В одном из этих бейликов правил бей Осман. В 1299 году он отделился от Румского султаната, а в 1302 году разбил войска Византии под командованием Георгия Музалона.Византия потеряла фактический контроль над сельскими областями Вифинии, из-за чего в ходе дальнейших осад лишилась и оставшихся изолированных крепостей. Поражение вызвало массовую эмиграцию христианского населения, что изменило демографическую ситуацию в регионе. Тем не менее, завоевание Вифинии османами было постепенным, и последний византийский оплот - Никомедия, был захвачен ими в 1337 году. Последняя кампания Османа, перед смертью от старости, была направлена против византийцев в городе Бурса. После смерти Османа I власть Османской империи начала распространяться над Восточным Средиземноморьем и Балканах.


В 1352 году османы, переправившись через Дарданеллы, впервые самостоятельно ступили на европейскую землю, захватив стратегически важную крепость Цимпу. Христианские государства упустили ключевой момент, чтобы объединившись, выбить турок из Европы, и уже через несколько десятилетий, пользуясь междоусобицами в самой Византии, раздробленностью Болгарского царства, османы укрепившись и освоившись, захватили большую часть Фракии. В 1387 году, после осады, турки захватили крупнейший, после Константинополя, город империи, Салоники.

Турецкое государство, быстро набиравшее мощь и успешно боровшееся за расширение своих границ и на западе, и на востоке, давно стремилось к завоеванию Константинополя. В 1396 году османский султан Баязид I подвёл свои войска под стены великого города и семь лет блокировал его с суши, но Византию спасло нападение на турецкие владения эмира Тимура. В 1402 году турки потерпели от него сокрушительное поражение при Анкаре, что на половину столетия отсрочило новую большую осаду Константинополя. Несколько раз турки нападали на Византию, но эти атаки не удавались из-за династических конфликтов в турецком государстве. Так был сорван поход 1423 года, когда султан Мурад II снял осаду города из-за слухов о восстаниях в его тылу и обострения придворных интриг.
В 1451 году к власти в Османском султанате пришёл Мехмед II, убивший в борьбе за трон родного брата. Зимой 1451-1452 гг. Мехмед начал строительство крепости в самом узком месте пролива Босфор, отрезая тем самым Константинополь от Чёрного моря. Византийские послы, направленные Константином узнать цель постройки, были отосланы обратно без ответа; посланные повторно были пленены и обезглавлены. Это было фактическим объявлением войны. Крепость Румелихисар или Богаз-кесен (с турецкого - «перерезающий пролив») была достроена к августу 1452 г., и установленные на ней бомбарды стали обстреливать византийские корабли, ходящие через Босфор в Чёрное море и обратно. Мехмед II после постройки крепости подступил к стенам Константинополя в первый раз, но через три дня отступил.
Осенью 1452 года турки вторглись в Пелопоннес и напали на братьев императора Константина, дабы они не сумели прийти на помощь столице (Сфрандизи Георгий, «Большая Хроника» 3;3). Зимой 1452-1453 начались приготовления к штурму самого города. Мехмед издал приказ турецким войскам захватить все ромейские города на фракийском побережье. Он считал, что все прошлые попытки взять город провалились из-за поддержки осаждавших с моря. В марте 1453 турки сумели взять Месемврию, Ахелон и другие укрепления на Понте. Силимврия была осаждена, ромеи блокированы во многих местах, но продолжали владеть морем и на своих кораблях опустошали турецкий берег. В начале марта турки раскинули лагерь у стен

Константинополя, а в апреле начались земляные работы по осаде города. 5 апреля к столице подошла основная часть турецкой армии. 6 апреля Константинополь был полностью блокирован.
9 апреля турецкий флот подошёл к цепи, перекрывавшей Золотой Рог, но был отбит и вернулся в Босфор. 11 апреля турки сконцентрировали тяжёлую артиллерию напротив стены над руслом речки Ликоса и начали бомбардировку, которая длилась 6 недель. 16 мая турки начали вести подкоп под стены возле Влахернского квартала, в то же время их корабли под звуки труб и барабанов 16, 17, и 21 мая подходили к цепи у Золотого Рога, пытаясь привлечь к себе внимание, чтобы скрыть от греков шум подкопа, но ромеи сумели все-таки обнаружить подкоп и стали вести контр-подкопы. Подземная минная война закончилась в пользу осаждённых, они взрывали и затопляли водой проходы, вырытые турками. 29 мая 1453 года после длительной осады город пал. Константинополь стал столицей Османской империи.
Император Константин IX Палеолог бросился в бой как простой воин и был убит. Его наследником сал его брат Фома, дочь которого Софья Фоминична стала женой нашего великого князя Ивана III. В 1490 году в Москву прибыл ей брат Андрей, ставший после смерти отца наследником византийского престол, и передал права на престол своему зятю. Его дочь Мария вышла замуж за нашего воеводу верейского удельного князя Василия Михайловича Удалго, троюродного брата великого князя московского Ивана III Васильевича.

История формирования турецкого народа. Ту́рки - тюркоязычный народ, основное население Турции. Общая численность около 81 млн человек. Большинство верующих мусульмане-сунниты (около 90 %), распространены суфийские тарикаты. Малая Азия с древнейших времен была населена разными древними народами, которые совсем не являются прямыми предками современных турок. 40 тыс.лет назад там было немногочисленное население – их современные историки и археологи часто называют кроманьонцами, я считаю, что это были потомки переселенцев с уходящего под воду Атлантиды – потомки атлантов. Именно кроманьонцы являются основой всех европеоидных народов современной Европы. В 22 тыс.лет днэ – туда (в юго-восточную часть М.Азии) проникает новый народ – аккадийцы (это древняя основа семито-хамитских народов). С 12 тыс.лет днэ – в западную часть М.Азии начинают проникать племена ориньякской культуры (это тоже поздние потомки переселенцев с Атлантиды), это были тоже европоиды. 7500 г.днэ – на территории Турции сформировалась культура Хаджилар. Племена этой культуры были тоже европейцами – потомками предыдущих жителей М.Азии. 6500 г.днэ – сформировалась Анатолийская культура – потомки предыдущих культур. К 3900 г.днэ – племена Анатолийской культуры кроме М.Азии заселили всю территорию Кавказа и север Месопотамии. Население этой культуры были предками хурритов. К 3300 г.днэ – на территории Кавказа и на севере Месопотамии образовалась новая культура племен Куро-Аракского неолита, между племенами М.Азии и племенами куро-аракского неолита появились небольшие отличия. Но по прежнему население М.Азии было европеоидным (европеоиды средиземноморского типа). К 2500 г.днэ – на территории М.Азии сформировалась культура Полатлы – это культура является продолжением анатолийской культуры. Но на западное побережье М.Азии проникла Крито-Микенская культура (племена этой культуры – минойцы, пришли с территории Древней Греции). К 1900 г.днэ – с севера, на территорию М.Азии начинают проникать многочисленные племена лувийцев, хеттов, палайцев – это индоевропейские племена. Заселение М.Азии индоевропейцами шло постепенно. К 1300 г.днэ – основным населением М.Азии стали хетты. Палайцы и лувийцы занимали небольшие территории. В западной части проживали греческие племена (ахейцы) и троянцы (это потомки ионийцев смешанные с ахейцами). К 1100 г.днэ – произошли сильные этнические изменения. С запада на территорию М.Азии вторгаются фригийцы (они расселяются вплоть до северо-востока М.Азии). Юго-запад М.Азии заселяют карийцы (греческие племена вытесненные из Греции дорийцами). Основное население М.Азии (хетты) получают свое новое название – каппадокийцы. Лувийцы постепенно получили тоже свое новое название – ликийцы. На основе палайцев и вторгшихся на их территорию восточных фригийцев начинает формироваться новый народ – армяне. 700 г.днэ – на северо-запад М.Азии вторгаются племена мисийцев (это часть фракийцев, живущих на Балканском полуострове). 200 г.днэ – на территорию М.Азии вторгаются кельтские племена галатов Этнический состав населения М.Азии становится все слложнее. Но благодаря походам Александра Македонского и последующего создания эллинских государств в М.Азии все большее распространение получает греческий (эллинский) язык. 200 год нашей эры – не смотря на то, что территория М.Азии стала частью Римской империи, господствующим в М.Азии остался греческий язык. 395 год – территория М.Азии стала частью Византийской империи, где греческий язык был главным. Все народы М.Азии – каппадокийцы, галаты, вифины, понтийцы, пафлагонийцы, карийцы, писидийцы, мисийцы, киликийцы – все пользовались греческим языком. Но востоке территории современной Турции господствовал армянский язык (на территории бывшего государства Великая Армения). Армянским языком активно пользовалось население Киликии, там много жило армян. В восточной Анатолии этнический состав населения был более разнообразным: там помимо греков обитали лазы, грузины, курды, арабы. В предпосылках для образования собственно турецкой народности важную роль сыграло языковое влияние тюркютов, сложившихся в I тыс. н. э. изначально далеко от современной Турции на территории Алтая и в степях Центральной Азии. Тюркские элементы стали проникать в Малую Азию и на Балканы начиная с конца IV века, когда здесь появились гунны. Византийский историк Феофан сообщает о живущих во Фракии и на Босфоре гуннах. Однако В.А.Гордлевский относил первоначальное проникновение тюрок в Малую Азию к VIII-X вв., полагая, что в это время здесь появились тюркские племена карлуков, канглы, кыпчаки. В 530 году Византия поселила в Анатолии (районы города Трапезунда, рек Чорох и Верхний Евфрат) часть булгар. Позднее для защиты византийских границ от персов император Юстиниан II в 577 году, а в 620 году и император Ираклий, поселили на территории Восточной Анатолии аварских воинов. Несмотря на то, что первоначальное проникновение тюркских элементов носило эпизодический характер, они не оставили отпечатка в этнической истории Малой Азии. Эти тюрки, расселившись среди местного населения, ассимилировались и растворялись в нём, но в определённой степени подготовили начало тюркизации Анатолии (территории Турции). Накануне и одновременно с сельджукским завоеванием тюрки проникали в Малую Азию с северо-запада, с Балкан: печенеги (во второй половине IX-XI вв.), узы (в XI в.), куманы (в XI-второй половине XII вв.). Византия селила их в пограничных провинциях. Массовое проникновение тюркских племён в М.Азию началось в XI веке, когда сюда под эгидой сельджуков вторглись огузы и туркмены. В завоевании Малой Азии участвовали тюркские племена кынык, салур, авшар, кайы, караман, байандыр. Наибольшую роль из них сыграло племя кынык, в особенности та часть, которая возглавлялась предводителями из рода Сельджуков. В 1071 году сельджукский султан Алп-Арслан нанёс сокрушительное поражение византийскому императору Роману IV Диогену в битве под Манцикертом и захватил самого императора в плен. Успеху сражения сопутствовало и то, что тюрки, находящиеся в рядах византийской армии (на правом фланге - узы из Фракии, на левом - печенеги), перешли вместе со своими вождями на сторону сельджуков. Победа под Манцикертом открыла огузо-туркменским племенам дорогу в глубь Малой Азии. Первоначально расселение огузо-туркменских племён, видимо, происходило путём их традиционного деления на правое (бузук,бозок) и левое (учук,учок) крыло (фланг). Продвигаясь на запад племена бузук, как правило, селились севернее племён учук. Как показывает анализ анатолийской топонимии, по дороге огузские племенные объединения распадались, из чего может следовать, что в дальнейшем какого-либо порядка расселения огузо-туркменских племён уже не соблюдалось. Этому способствовало проводимая Сельджукидами политика, намеренно расчленявшие сильные племенные образования и распределявшие их частями по разным районам страны. Вместе с кочевниками-скотоводами в Малую Азию хлынули и полукочевники, занимавшиеся помимо скотоводства также и земледелием. С ними пришли присоединившиеся в пути крестьяне-земледельцы из Ирана, Арабского Ирака. Будучи степными жителями эти тюркские племена, продолжая сохранять привычный для них уклад жизни, поселились на равнинных местах, преимущественно на плоскогорье центральной Анатолии, охватывающий пространство от истоков реки Кызыл-Ырмак до Кютахьи. По мнению М. Х. Йынанча для кочевий и поселений они выбирали не горы, а равнины, и потому на первых порах ими были освоены степи Центральноанаталийского плоскогорья. Здесь тюрки (в значительной степени они принадлежали к племени кынык) оказались в большинстве по отношению к местному населению. Заселив Центральную Анатолию огузы и туркмены двинулись на запад - через горные перевалы Западной Анатолии - и вышли к Эгейскому морю, затем, преодолев горы Ильгаз, достигли Черноморского побережья. С XIII века они проникли в горы Ликии и Киликии, спустившись отсюда к побережью Средиземного моря. Одна из ветвей сельджукидов вскоре образовала в Анатолии Румский султанат; ещё одна тюркоязычная династия - Данишмендиды, стала правящей в регионе Сивас. Переселение тюркских племён происходило и позднее. Так, после уничтожения в конце XII века хорезмшахом Тешеком сельджукского султаната в Иране, часть просельджукских племён ушла в Анатолию. В XIII веке, сюда, спасаясь от монгольских завоевателей, ушли как тюрки, так и нетюрки. Вместе с остатками войск хорезмшаха Джелал ад-Дина здесь появилась часть племён уничтоженного монголами государства Хорезмшахов, которые, по сообщениям хронистов Несеви и Ибн Биби, поступили на службу к сельджукскому султану Рума. По сей день на юге Турции кочует юрюкское племя хорзум. В XI-XII вв. много тюрок перешло на оседлость. Началось этническое смешение оседлых тюрок с местным, преимущественно с исламизированным, оседлым населением, что положило начало тюркизации части коренного населения Малой Азии. В процессе этногенеза участвовали греки, армяне, грузины, а также арабские, курдские, южнославянские, румынские, албанские и другие элементы. К началу XIV века на территории Анатолии образовались десятки самостоятельных государственных образований - бейликов, существовавшие вплоть до XVI века. Все они образовались на племенной основе как объединения кочевых и полукочевых тюркских племён вокруг правящего рода. В отличие от сельджуков, язык администрации которых был персидский, анатолийские бейлики использовали турецкий язык в качестве формального литературного языка. Правители одного из таких бейликов - Караманиды овладели столицей сельджукидов - Коньей, где в 1327 году тюркский язык стал употребляться в качестве официального - в канцелярской переписке, в документах и т. п.. И хотя караманидам удалось создать одно из сильнейших государств в Анатолии, основную роль в объединении всех тюркских бейликов под своей властью сыграло небольшое османское государство, правители которого происходили из племени кайы. Вопрос о сложении турецкой народности Н.А.Баскаков полагает, что турки как народность стали существовать только с конца XIII века. По мнению А. Д. Новичева турки сложились в народность к концу XV века. Д. Е. Еремеев относит завершение формирования турецкой народности к концу XV - первой половине XVI в. Современные турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племен (в основном огузы и туркмены), переселившиеся в XI-XIII вв. из Средней Азии и Персии, и местного малоазийского населения. Издававшаяся в конце XIX - первой половине XX вв. в Российской империи энциклопедии Брокгауза и Ефрона писала, что «османы (имя турок считается насмешливым или бранным) были первоначально народом урало-алтайского племени, но вследствие массового прилива из других племён совершенно утратили свой этнографический характер. В особенности в Европе нынешние турки являются по большей части потомками греческих, болгарских, сербских и албанских ренегатов или произошли от браков турок с женщинами из этих племён или с уроженками Кавказа». В период монгольских завоеваний огузское племя кайы откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-Дином и поступило на службу к сельджукскому султану Рума. В 1230-х гг. вождь племени кайы Эртогрул получил от султана на границе с Византией владение на р. Сакарья с резиденцией в городе Сёгют. Его сыну Осману I султан в 1289 году присвоил титул бея. В 1299 году Осман I провозгласил своё княжество самостоятельным государством, став основателем новой династии и государства, вошедшее в историю под названием Османская империя. В результате завоевательных походов османским султанам удалось овладеть византийскими владениями в Малой Азии, во второй половине XIV-XV в. они завоевали Балканский полуостров, а в 1453 году султан Мехмед II Фатих взял Константинополь, положив конец существованию Византийской империи. История формирования турецкого народа еще раз напоминает нам, что нет «чистых» народов – все современные народы сложились в результате длительных исторических событий, среди любого народа есть представители других народов (которые забыли о прошлом своих предков). И в настоящее время в состав турецкого народа постепенно вливаются другие народы – курды, арабы, лазы, черкесы, татары, армяне, которые пользуются турецким языком. Постепенно они забывают свое прошлое (прошлое своего народа). А турецкие политики по прежнему мечтают восстановить великую Османскую империю, завоевав весь Ближний Восток и Северную Африку. Об этом же мечтают лидеры ИГИЛ, но они мечтают восстановить Арабский Халифат. Но одни и те же события в истории не повторяются.

Основную часть населения современной Турции составляют этнические турки, принадлежащие тюркской этнической группе народов. Турецкая нация начала складываться в XI-XIII вв., когда проживавшие на территории Средней Азии и Ирана тюркские скотоводческие племена (главным образом - туркмены и огузы), под натиском сельджуков и монголов были вынуждены переселиться в Малую Азию. Некоторая часть тюрков (печенеги, узы) пришла в Анатолию со стороны Балкан. В результате смешения тюркских племен с разнородным местным населением (греками, армянами, грузинами, курдами, арабами) и сформировалась этническая основа современной турецкой нации. В процессе турецкой экспансии в Европу и на Балканы, турки испытали некоторое влияние со стороны албанского, румынского и многочисленных южнославянских народов. Период окончательного формирования турецкой народности обычно относят к XV веку.

Тюмрки - этноязыковая общность, оформившаяся на территории степей Северного Китая, в I тыс. до н.э. Тюрки занимались кочевым скотоводством, а на территориях, на которых было невозможно заниматься им - земледелием. Не следует понимать современные тюркоязычные народы прямыми этническими родственниками древних тюрок. Многие тюркоязычные этносы, называемые сегодня тюрками, образовались в результате многовекового влияния тюркской культуры и тюркского языка на другие народы и этносы Евразии.

Тюркоязычные народы относятся к самым многочисленным народам земного шара. Большая их часть издавна проживает в Азии и Европе. Они живут также на Американском и Австралийском континентах. Тюрки составляют 90% жителей современной Турции, а на территории бывшего СССР их насчитывается около 50 млн., т.е. они составляют вторую по численности после славянских народов группу населения.

В древности и рением средневековье существовало множество тюркских государственных образований: скифское, сарматское, гуннское, булгарское, аланское, хазарское, западное и восточное тюркские, аварский и уйгурский каганаты и т.д.» Из них до настоящего времени сохранила свою государственность только Турция. В 1991-1992 гг. на территории бывшего СССР тюркские союзные республики стали независимыми государствами и членами ООН. Это Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан. В составе Российской Федерации обрели государственность Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия). В форме автономных республик в составе Российской Федерации имеют свою государственность тувинцы, хакасы, алтайцы, чуваши.

В состав суверенных республик входят карачаевцы (Карачаево-Черкесия), балкарцы (Кабардино-Балкария), кумыки (Дагестан). Свою республику в составе Узбекистана имеют каракалпаки, в составе Азербайджана - нахичеванские азербайджанцы. Суверенную государственность в составе Молдовы провозгласили гагаузы.

До настоящего времени не восстановлена государственность крымских татар, не имеют государственности ногайцы, турки-месхетинцы, шорцы, чулымцы, сибирские татары, караимы, трухмены и некоторые другие тюркские народы.

Не имеют своих государств и тюрки, проживающие за пределами бывшего СССР, за исключением турок в Турции и турок-киприотов. В Китае проживает около 8 млн. уйгур, свыше I млн. казахов, 80 тыс. кыргызов, 15 тыс. узбеков (Москалев, 1992, с. 162). В Монголии проживает 18 тыс. тувинцев. Значительное число тюрок проживает в Иране и Афганистане, в том числе около 10 млн. азербайджанцев. Число узбеков в-Афганистане достигает 1,2 млн., туркмен - 380 тыс., кыргызов - 25 тыс. человек. Несколько сот тысяч турок и гагаузов живут на территории Болгарии, Румынии, Югославии, небольшое количество караимов " - в Литве и Польше. Представители тюркских народов проживают также в Ираке (около 100 тыс. туркмен, много турок), Сирии (30 тыс. туркмен, а также карачаевцы, балкарцы). Тюркоязычное население имеется в США, Венгрии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Австралии и некоторых других странах.

Тюркоязычные народы с глубокой древности оказывали значительное влияние на ход всемирной истории, внесли - существенный вклад в развитие мировой цивилизации. Однако подлинная история тюркских народов еще не написана. Немало неясного остается в вопросе об их этногенезе, многие тюркские народы до сих пор не знают, когда и на основе каких этносов они образовались.

Ученые высказывают ряд соображений по проблеме этногенеза тюркских народов и делают некоторые выводы, опираясь на новейшие исторические, археологические, лингвинистические, этнографические и антропологические данные.

При освещении того или иного вопроса рассматриваемой проблемы авторы исходили из того, что, в зависимости от эпохи и конкретной исторической ситуации, какой-то вид источников - исторических, языковых, археологических, этнографических или антропологических - может иметь более или менее существенное значение для решения проблемы этногенеза данного народа. Однако ни один из них не может претендовать на принципиально ведущую роль. Каждый из них нуждается в перепроверке данными других источников, и каждый из них в каком-либо конкретном случае может оказаться лишенным реального этногене-тического содержания. С.А. Арутюнов подчеркивает: «Ни один источник не может быть решающим и преимущественным по сравнению с другими, в разных случаях разные источники могут иметь преобладающее значение, но в любых случаях достоверность выводов зависит прежде всего от возможности их взаимной перепроверки»

Предки современных турков - кочевые огузские племена - впервые проникли в Анатолию из Средней Азии в XI-ом веке в период сельджукских завоеваний. В ХII-ом веке на завоеванных сельджуками малоазиатских землях образовался Иконийский Султанат. В ХШ-ом веке под натиском монголов переселение тюркских племен в Анатолию усилилось. Однако в результате монгольского нашествия на Малую Азию Иконийский Султанат распался на феодальные княжества, одним из которых управлял Осман-бей. В 1281-1324 годах он превра­тил свое владение в самостоятельное княжество, которое по имени Османа стало называться Османским. Позже оно превратилось в Ос­манскую империю, а племена, населяющие это государство, стали называться турками-османами. Сам Осман был сыном вождя огузского племени Эртогула. Таким образом, первое государство турков-османов было государством огузов. Кто такие огузы? Племенной союз огузов возник в начале VII-го века в Средней Азии. Преоблада­ющее положение в союзе занимали уйгуры. В 1Х-м веке огузы, тес­нимые киргизами, переселились на территорию Синьцзяна. В Х-м веке в низовьях Сыр-Дарьи создается государство огузов с центром в Яншкенте. В середине XI-го века это государство было разгромлено пришедшими с востока кипчаками. Огузы вместе с сельджуками двинулись в Европу. К сожалению, ничего не известно о государст­венном строе огузов, и сегодня невозможно найти какую-либо связь между государством огузов и османов, но можно предположить, что османское государственное управление было построено по опыту огузского государства. Сын и преемник Османа Орхан-бей в 1326 году завоевал у византийцев Брусу, сделав ее своей столицей, затем захватил восточное побережье Мраморного моря и закрепился на Галлиопольском острове. Мурад I (1359-1389), носивший уже титул султана, завоевал всю Восточную Фракию, в том числе Андрианополь, куда перенес столицу Турции (1365), а также ликвидировал самостоятельность некоторых княжеств Анатолии. При Баязиде I (1389-4402) турки покорили Болгарию, Македонию, Фессалию и подошли к Константинополю. Нашествие Тимура на Анатолию и разгром войск Баязида в битве при Ангоре (1402) на время приоста­новили продвижение турков в Европу. При Мураде II (1421-1451) турки возобновили наступление на Европу. Мехмед II (1451-1481) после полуторомесячной осады взял Константинополь. Византий­ская империя прекратила свое существование. Константинополь (Истанбул) стал столицей Османской империи. Мехмед II ликвиди­ровал остатки независимой Сербии, завоевал Боснию, основную часть Греции, Молдавию, Крымское ханство и завершил подчинение почти всей Анатолии. Султан Селим I (1512-1520) завоевал Мосул, Сирию, Палестину и Египет, затем Венгрию и Алжир. Турция стала крупнейшей военной державой того времени. Османская империя не имела внутреннего этнического единства, и, тем не менее, в XV-м веке закончилось формирование турецкой нации. Что же имела эта молодая нация за своими плечами? Опыт Огузского государства и ислам. Вместе с исламом турки воспринимают мусульманское право, которое столь же существенно отличается от римского права, сколь существенно было отличие турков от европейцев. Еще задолго до появления турков в Европе, в Арабском Халифате единственным правовым кодексом был Коран. Однако подчинение в правовом отно­шении более развитых народов заставило халифат столкнуться со значительными трудностями. В VIl-м веке появляется список сове­тов и заповедей Магомета, который со временем дополняется и вскоре достигает нескольких десятков томов. Свод этих законов совместно с Кораном составлял так называемую сунну, или «праведный путь». Эти законы и составили сущность права огромного Арабского Халифата. Однако завоеватели постепенно ознакомились с законами покоренных народов, в основ­ном, с римским правом, и стали эти же законы именем Магомета преподносить покоренным. В VIII-м веке Абу Ханифа (696-767) основал первую юридическую школу. Он был персом по происхождению и сумел создать юридическое направление, которое гибко сочетало в себе строгие мусульманские принципы и жизненные потреб­ности. В этих законах христианам и евреям давалось право использо­вать свои традиционные законы.

Казалось, что Арабский Халифат пошел по пути становления правового общества. Однако этого не произошло. Ни Арабский Халифат, ни все последующие средневековые мусульманские государства так и не создали утвержденный государством кодекс законов. Главной сущностью мусульманского права является наличие огромной пропа­сти между юридическими и реальными правами. Власть Магомета носила теократический характер и носила в себе как божественное, так и политическое начало. Однако согласно заветам Магомета, но­вый халиф должен был либо избираться на общем собрании, либо назначаться перед смертью предыдущим халифом. Но в действи­тельности власть халифа всегда передавалась по наследству. Со­гласно юридическому закону магометанская община, в особенности община столицы, имела право отстранять халифа за недостойное поведение, за умственную неполноценность или за потерю зрения и слуха. Но на самом деле власть халифа была абсолютна, и вся страна считалась его собственностью. Нарушались законы и в обратную сторону. Согласно юридическим законам немусульманин не имел права участвовать в управлении страной. Он не только не имел права быть при дворе, но и не мог управлять районом или городом. На самом же деле халиф по своему усмотрению назначал немусульман на самые высокие государственные должности. Таким образом, если европейцы при переходе от гармонической эры в героическую, заменили Бога Римским Правом, то, проведя в Средней Азии свой гармонический период, будущие магометане в героическую эпоху право вместе с религией превратили в игрушку правителя Халифата, кото­рый был и законодателем, и исполнителем, и судьей.

Нечто подобное мы наблюдали в Советском Союзе во времена сталинского правления. Такая форма правления присуща всем восточным деспотиям и в корне отлична от европейских форм правле­ния. Эта форма правления порождает безудержную роскошь прави­телей с гаремами, рабами и насилием. Она порождает катастрофиче­скую научно-техническую и экономическую отсталость народа. Сегодня многие социологи и экономисты, и в первую очередь в самой Турции, пытаются выяснить причины экономической отста­лости Османской империи, которая сохранилась по сей день, несмот­ря на ряд так называемых революций внутри страны. С критикой турецкого прошлого выступают многие турецкие авторы, но ни один из них не осмеливается подвергнуть критике корни турецкой отсталости и режим Османской империи. Подход же остальных ту­рецких авторов к истории Османской империи, в корне отличен от подхода современной исторической науки. Турецкие авторы, прежде всего, пытаются доказать, что турецкая история имеет свои специфические особенности, которые отсутствуют в историях всех других народов. «Историки, изучающие общественный порядок Османской империи не только не пытались сопоставить его с общими историческими законами и закономерностями, но, наоборот, вынуждены были показывать то, чем Турция и турецкая история отличаются от других стран и от всех других историй». Османский общественный порядок был очень удобен и хорош для турков, и империя развивалась своим особым путем до тех пор, пока Турция не попала под европейское влияние. Он считает, что под европейским влиянием произошла либерализация экономики, узаконилось право на собственность земли, свободу торговли и ряд других мероприятий, и все это разорило империю. Иначе говоря, согласно этому автору, Турецкая империя разорилась именно в результате проникновения в нее европейских принципов.

Как указано ранее, отличительными чертами европейской культуры были право, самоограничение, развитие наук и уважение личности. В отличие от этого в мусульманском праве мы видели неограниченную власть правителя, которая ни во что не ставит личность и порождает безудержную роскошь. Отданное вере и страстям общество, почти полностью пренебрегает науками, а следовательно, ведет примитивное хозяйство.

Турки-месхетинцы являются одной из самых древних народностей. По мнению некоторых исследователей, их появление относится еще ко времени правления царицы Тамары.

Однако в последние несколько десятилетий этот народ занимает весьма неоднозначное место на политической и географической арене. Это связано с тем, что в настоящее время точно не установлена этническая принадлежность месхетинских турок. Впрочем, они и сами не могут прийти к единой точке зрения относительно своей идентификации. Рассмотрим самые интересные сведения о происхождении, истории и современном состоянии этого древнего народа.

Появление месхетинских турок

Турки-месхетинцы, происхождение которых относится еще к 11 столетию, появились как народность в те времена, когда происходило массовое заселение тюрками Закавказья и Малой Азии. В пограничных с Грузией районах постепенно формировался особый этнос. В области Месхетского хребта происходили массовые переселения, особенно связанные с приходом монголов в 13-14 столетиях.

Что значительно повысило численность турок на этих территориях. Особенно если учитывать, что Месхетия была гораздо менее защищена от вражеских атак с юга. Все эти факторы повлияли на ассимиляцию местных жителей османскими турками.

История 16-19 веков

В 1555 году территория Месхетии была присоединена к Османской империи. Таким образом, она оказалась под сильным влиянием турецкого этноса и культуры. Началась массовая ассимиляция местных жителей. Это касалось и культуры, и религии (особенно поощрялся добровольный переход в ислам), и языка (разговорный турецкий становился межнациональным на смешанных территориях).

Далее, как гласит история, турки (месхетинцев, кстати, как и жителей других подчиненных местностей, называли именно так, конкретизируя этот этноним названием конкретной местности, в данном случае Месхетии) благополучно сохраняли свое владычество в этих областях вплоть до 1826. Тогда край был оккупирован русскими войсками, а еще спустя три года большинство его районов официально отошло к Российской империи.

Нужно отметить, что в то время численность населения только города Ахалцихе превышала пятьдесят тысяч человек. А впоследствии она начала стремительно уменьшаться. В конце 19 столетия начались массовые гонения на турок. Они были организованы вооруженными армянскими боевиками. Тогда лидеры местных турок сплотились и организовывали все, что было в их силах для поддержания спокойствия и порядка в регионе.

Месхетинские турки в 20 столетии

С образованием Грузинской ССР земли, на которых жили турки-месхетинцы, официально вошли в ее состав. Когда началась Великая Отечественная война, почти все взрослые мужчины были призваны на поля сражений. Из сорока тысяч более двадцати восьми пали в те годы.

А уже в 1944 г. началась первая волна масштабного выселения месхетинских турок из родных мест. Более ста тысяч человек было отправлено в Узбекистан, Киргизию и Казахстан. Турки-месхетинцы, фото которых того периода наглядно и живописно демонстрируют все ужасы и лишения страшных для них лет, были расселены по разным районам и территориям без права изменения постоянного места проживания. Спустя много лет им была возвращена возможность свободно передвигаться по стране, при этом на родину возвращаться им было запрещено. Однако большинство приняли решение остаться на насиженных местах. С тех пор для этого народа начинается пора скитаний, которая, по большому счету, не завершилась и теперь.

Летом 1989 года после межэтнических столкновений и волнений в Фергане многие из месхетинских турок были вынуждены эмигрировать. Большая их часть направилась в Азербайджан, где им была предоставлена государственная помощь.

Значительное число представителей этого народа переехало в Турцию. Однако многих из них не устроили условия, которые предложило им правительство, планировавшее расселить их в бедных регионах.

Современное состояние народа

В настоящее время вопрос репатриации и идентификации месхетинских турок становится все более острым. Грузия почти двадцать лет назад обязалась принять их на историческую родину. Но реальных шагов для достижения этой цели так и не было предпринято. Недостаточно решительная позиция правительства и недружелюбное отношение к репатриантам местного населения привели к тому, что сейчас в Грузии проживает около одной тысячи представителей народа.

Некоторые турки-месхетинцы отправились в Америку по масштабной государственной программе. Всего было охвачено более шестидесяти городов. Но на данный момент действие программы приостановлено.

Таким образом, месхетинские турки остаются этносом, который по сей день ищет свою утраченную родину.

Язык и культура

В процессе ассимиляции населения естественным образом наблюдалось и смешение языков, причем доминирующим становился турецкий. Он играл роль межнационального, в то время как грузинский постепенно вытеснялся. И сегодня месхетинцы общаются между собой на одном из диалектов турецкого языка. Впрочем, многие лингвисты заявляют об особом наречии, что поддерживают некоторые ученые-тюркологи. Отметим, что подавляющее большинство населения (по разным данным, до 85 процентов) свободно владеет русским языком.

Депортация негативно повлияла на общее состояние традиционной культуры. Значительный ее пласт был утрачен. Однако религия, фольклор и высокое этническое самосознание остаются существенными консолидирующими факторами.

Проблемы идентификации

Как утверждают некоторые ученые, исследующие данный вопрос, в этногенезе турков-месхетинцев принимали участие многие народы. Возможно, именно поэтому их идентификация и сегодня является предметом многочисленных дискуссий и научных споров. Впрочем, большинство самих месхетинцев придерживается протурецкой версии своего происхождения. Эту же позицию поддерживает и наиболее активная общественная организация «Ватан». Интересно, что ее лидеры отмечают, что наиболее дружественным к народу оказался Азербайджан.

Месхетинцы в мире

Как уже было указано выше, за последние десятилетия турки-месхетинцы расселились по всему миру. Сегодня общая их численность составляет около полумиллиона человек. При этом наиболее крупные группы проживают в Казахстане и Турции. Значительное их количество обрело пристанище в Азербайджане, США и Киргизии. Небольшие группы проживают в Украине, Грузии и некоторых других странах.

Турки-месхетинцы в России обосновались в основном в Ставропольском крае. А в одном из местных населенных пунктов они составляют большинство населения. Всего же, по последним данным, в России проживает около девяноста тысяч месхетинских турок.

Известные представители этноса

Турки-месхетинцы дали миру немало прославленных личностей. В их числе восемь героев Советского Союза, два Героя Социалистического Труда, один лауреат Ленинской премии. Также среди них много известных спортсменов, в частности борцов и футболистов, именитых ученых, артистов и журналистов.

Как и весь народ, эти люди рассеяны по всему миру и представляют разные страны. Будем надеяться, что в конце концов месхетинские турки все же обретут вожделенный дом.

История возникновения и становление такого народа как турки-месхетинцы овеяна интересными историческими фактами. Положение этой нации на географической и социально-политической карте мира остается весьма неоднозначным уже на протяжении нескольких десятилетий. Происхождение турков и особенности их идентификации в современном мире являются объектом исследований ряда ученых - социологов, антропологов, историков и юристов.

До нынешнего времени в изучении этого вопроса исследователи не пришли к единому знаменателю. Важным является тот факт, что и сами турки-месхетинцы неоднозначно обозначают свою этническую принадлежность.

Одна группа относит себя к коренным грузинам, принявшим ислам в 17-18 вв. и освоившим другая - это потомки турков, оказавшихся в Грузии во времена Османской империи.

Так или иначе, представители этого народа в связи с историческими событиями перетерпели немало переселений и вели кочевнический образ жизни. Это связано с несколькими волнами депортаций, которые пережили турки-месхетинцы (из Месхетии, расположенной на территории Южной Грузии в области Месхет-Джавахети). Причем, сами себя месхетинцы именуют ахалцихскими турками (Ahıska Türkler).

Первое масштабное изгнание из освоенных родных мест датируется 1944 г. Именно тогда по приказу И. Сталина следовало депортировать «неугодных» в лице турок-месхетинцев, чеченцев, греков, немцев. Именно в этот период более 90000 месхетинцев отправились в Узбекскую, Казахскую и

Так, не успев оправиться от мытарств, турки-месхетинцы нового поколения перенесли притеснения в результате военных действий в Ферганской долине Узбекской ССР. Став жертвами массовой резни, после распоряжения Правительства СССР они были эвакуированы в Центральную Россию. Одной из основных целей, которые преследовались ферганскими "заварухами", было давление Кремля на Грузию и весь народ, заявивший о желании быть независимыми и свободными в апреле 1989 года.

С нарастанием конфликтности и нестабильности ситуации не только в Фергане, но и на других территориях страны, рассредоточились турки в России, Азербайджане, Украине, Казахстане. Всего порядка 70 тыс. человек стали вынужденными переселенцами.

В современном мире вопрос репатриации и защиты прав месхетинского народа является очень актуальным и сложным, выступая на авансцену международных отношений и политических перипетий. Проблема усугубляется неоднозначностью целей, сроков и пожеланий, как со стороны властей, так и самих представителей народа.

Вступив в в 1999 г., Грузия обязалась в течение 12 лет поднять и решить вопрос о возвращении турок на родину, интенсифицировать процесс репатриации и интеграции, дать им официальное гражданство.

Однако существуют факторы, усложняющие реализацию этого проекта. Среди них:

Некогда активная арменизация исторической родины турков (Месхети и Джавахети); прослеживаются фанатичные настрои агрессии одного меньшинства против возвращения другого на эту территорию;

Недостаточно решительная позиция грузинских официальных органов;

Низкий уровень законодательно-правовой базы, регламентирующей данный вопрос, что является причиной отсутствия результата всех принятых и озвученных решений.

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...