Что пили на руси до появления чая. Что пили на Руси до появления чая

На Руси было очень много напитков, которые употребляли до появления всем известного чая. Прадеды очень любили настои и отвары из душистых трав, пили ягодные морсы, варили квас, компоты и из коры деревьев. Для красивого цвета в такие отвары добавляли сушеные плоды моркови и свеклы, которые предварительно обжаривали. Из кисломолочных продуктов употребляли простоквашу, сыворотку.

Но истинно русскими напитками всегда были:
- сбитень,
- взварец,
- медовуха,
- квас,
- сыть или сыто.

Сбитень представляет собой горячее питье, которое получалось после настаивания меда на воде. Растворенный в воде мед с добавлением пряностей варили в течение получаса. Пили этот напиток и , и холодным.

В Россию чай впервые привез в 1638 году русский боярин и посол Василий Старков в дар от монгольского правителя. Был это не привычный сегодняшний напиток, а знаменитый Алтын-Хаан: чай с молоком и салом.

Взварец и медовуха

Взварец представлял собой густой (похожий на кисель) отвар - отсюда и название. Чаще всего для приготовления использовали ягоды малины и клювы. Процесс приготовления был , один горшочек могли томить в печи до суток, после чего процеживали и оставляли на ночь отстояться.

Медовуха, как и сбитень, готовилась на основе меда. К сказать, сахар Русь не так давно - пару веков назад, а потому во все напитки до 18 века добавляли мед. Медовое питье варилось в русской печи с добавлением хмеля, после его вынимали и оставляли в теплом месте на трое суток, в это время процесс брожения.

Медовуха считалась готовой лишь тогда, когда пузыри воздуха прекращали гулять по жидкости. Напиток переливали в бутыли и хранили в подполе. Стоит отметить, что медовуха считается слабоалкогольным напитком, ее подавали на праздники, возили мужикам в поле во время покоса.

Квас

Впервые на Руси квас стали изготавливать и употреблять в качестве пития в 996 году. Готовили его на основе овса, ржаной муки и ржаной закваски. Любой из этих компонентов заливали теплой водой с добавлением меда. Напиток настаивали в течение нескольких суток.

Благодаря Домострою сегодня известно более 500 видов кваса, которые готовили на Руси. Вопреки распространенному мнению этот напиток пили не только крестьяне, но бояре и даже цари.

Сыть

И, наконец, сыть или сыто на Руси в древности заменял чай по своим свойствам и характеристикам. Питье это готовилось просто: мед разводили и пили горячим или охлажденным. Для аромата нередко добавляли .

Известно также, что на Руси пили Иван-чай или копорский чай, который готовили из листьев растения кипрея. Этот напиток по вкусу напоминал современный чай. Интересно, что это питье и сегодня имеет большую популярность благодаря своим целебным свойствам.

Если вкратце - водка в современном смысле слова появилась на территории России только при СССР. До этого русские пили хлебное вино

(аналог виски).

Много букв.

По крайней мере в XIX веке слово «водка» было собирательным для всех крепких алкогольных напитков, включая и те, которые мы сейчас назвали бы настойками или наливками. Но что именно настаивали наши предки на малине, померанце или полыни, и как тот напиток соотносится с современной водкой, иногда используемой с аналогичной целью?

На протяжении по меньшей мере четырех веков, с XVI до конца XIX, русским национальным алкогольным напитком было хлебное вино - получаемый преимущественно изо ржи («хлеба») дистиллят, по технологии производства на первой стадии аналогичный виски. Этот напиток употреблялся большинством населения, продавался в каждом питейном заведении и производился в каждом поместье. В народной комедии Льва Толстого «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886) есть характерная сцена, в которой работник выгоняет из «теста» вино - светлое, как вода, и «духовитое» [Толстой 1987: 12–13].

А что же водка, которую с некоторых пор принято считать русским национальным алкогольным напитком? Под водками на Руси изначально понимались спиртовые лекарственные настойки, затем возникшие благодаря им ароматные напитки на основе хлебного вина и его производных, а начиная с XIX века словом «водка» стали обозначать любые крепкие алкогольные напитки [Родионов 2011: 257]. Производство же современной водки было технологически невозможно до 1870-х годов, когда в Россию из Западной Европы завезли ректификационные колонны для получения чистого этилового спирта. В последней трети XIX века появился прообраз современной водки - «столовое вино», которое пили не более 1,5% от общего числа потребителей [Родионов 2011: 106]. В 1895–1904 годах этот тип вина стал господствующим из-за введения государственной монополии на производство спиртных напитков, но уже спустя 10 лет, в 1914 году, в Российской империи был введен «сухой закон».

Поэтому официальной датой рождения современной водки следует признать 23 января 1936 года, когда советское правительство утвердило стандарт ОСТ 279 со следующим определением: «бесцветная и прозрачная смесь этилового ректификованного спирта (ОСТ 278) с водой, имеющей жесткость не более 2,5 немецких градуса, обработанная активированным углем, пропущенная через фильтры и обладающая характерным для водки вкусом и запахом». В том же году на бутылках впервые (sic!) появилась этикетка с надписью «Водка», закрепив однозначную интерпретацию этого слова [Родионов 2011: 28]. Стандарт ОСТ 279 без существенных изменений дожил до наших дней.

В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны). В то время на Руси основным сырьём для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки были слабоградусные: медовуха, пиво, брага, а с Х в. и виноградное вино, а их приём сопровождался, как правило, обильной трапезой, что в совокупности сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя.

Водку – свой собственный, оригинальный напиток русские изобрели в 1448–1474 гг. Тогда водка представляла собой разбавленный хлебный спирт, поэтому имела другое название – хлебное вино или хлебная водка.

Истоки современного алкоголизма в России надо искать в 1960-ых годах. Со времен Хрущева и далее Брежнева. В итоге, чтобы обуздать алкоголизм в СССР, пришлось проводить горбачевскую антиалкогольную компанию. Хотя и ранее в истории СССР, начиная с отмены в 1925 году сухого закона Российской империи, проводились антиалкогольные кампании.

В свое время по работе мне пришлось пойти в библиотеку им. Ленина, чтобы изучить вопрос - что же пили на Руси. Опираясь на источники составленные на записках русских георграфов, выяснилось, что чуть ли не самым любимым напитком на Руси было пиво.

Что мне удалось узнать:

Считается, что использование хмеля для пива было открыто на Руси, после чего эти знания перешли в Западную Европу, а вместе со знаниями и хмель стал одним из основных товаров, которыми мы торговали.

Начиная с 14 века государство постепенно усиливало контроль за варкой пива. Несколько раз государство запрещало пивоварение полностью (сухой закон). Чем ближе к нашим дням, тем сильнее был контроль за производством.

Чтобы народ не спился, а также чтобы повысить доходы казны пивоварение обложили налогом примерно с 14 века. В 15-16 веках пиво использовали также в качестве дани.

После появления на Руси водки (15 век), пивоварение все больше отходило на задний план, тк была значительно крепче и быстрее действуя на человека. Помимо прочего пиво было менее выгодно продовать, тк с него получалось меньше дохода.

К середине 16 века пивоварение практически исчезло, в связи с чем пиво стали импортировать из за границы. В времена правления Екатерины II всем так полюбилось английское пиво, что даже простые крестьяне стали варить домашнее пиво на английский манер.

Главным признаком деревенского праздника является присутствие у каждого домохозяина домашнего пива. Исключение составляли летние праздники, когда из-за недостатка времени и занятости крестьян на полевых работах пиво не варили. Приготовление пиво на праздниках было настолько повсеместным, что даже сами праздники называли пивными. Пивными они также назывались еще и потому, что сопровождали обильной выпивкой, а продолжались до тех пор, пока не выпивали все наваренное пиво (от 2-х до 4-х дней).

Были даже свои суеверия при посадке хмеля:

"В Вологодской губернии: отсадки хмеля должны были быть обязательно украдены, а во время их посадки надо непременно с кем-нибудь ссориться. Такое суеверие было из-за боязнь сглаза уражая хмеля.

"Садильщик торнет колом землю и смотрит по сторонам, нейдет ли кто. Если нет более приличного субъекта, ругает даже летящую мимо ворону. Если кто-то увидет сажанье хмеля, нарочито идет туда и начинает говорить: "Напрасно садишь, лебеда вырастет, а не хмель". Тот, кто скажет, ругал его, и чем пуще они разругаются, тем лучше. Поэтому пройти мимо, не поругавшись, было неделикатно"

"Если один человек дает другому "маточек" (корни хмемя) или продаст их из своего хмельника, его собственный хмель пропадет". Поэтому никто никому ничего не давал и приходилось красть"

Поддержали бы вы запрет на вопросы, связанные с ЛГБТ и наркотиками на сайте TheQuestion, ради безопасности ваших 9-летних детей, если бы это было возможно?

Д о появления чая и кофе на Руси пили сбитень, медовуху, квас и кисель. Густые напитки на меду с травами не потеряли свою актуальность и сегодня. Ими можно согреться после прогулок по морозным улицам и укрепить свое здоровье.

Медовуха для участников фестиваля «Богатырские забавы». Фотография: В. Смирнов / ИТАР–ТАСС

Любопытный факт :
Пару столетий назад напитки на основе меда были самыми популярными. Мед был значительно дешевле сахара, поэтому и мед, и напитки, его содержащие, считались самым доступным средством от всех болезней.

Славяне считали, что медовуха - напиток богов. И потому готовили и пили ее чаще всего. Даже в русских народных сказках появился рефрен про пиры: «И я там был. Мед-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало» . Самый первый рецепт медовухи был найден в книге «Домострой» XVI века.

Медовуха. Фотография: М. Володько / фотобанк «Лори»

Бочонок с медовухой. Фотография: P. Parmenov / фотобанк «Лори»

«Все пиры, которые мы помним, - со времен князя Игоря или княгини Ольги. На этих пирах пили меды. Мы можем взять летописи Нестора, открыть, и в Повести временных лет прочтем, что Ольга потчевала свою дружину медами. И все сидели, гудели, пели, ели меды. Таким образом, мы довольно долго не знали крепких напитков, что, видимо, было большим благом для народа».

Эльмира Меджитова, историк русской и советской кухни

Первоначально медовуху получали методом сбраживания свежего меда в бочках с ягодным соком, без добавления дрожжей. Процесс шел очень медленно, 15–20 лет, а иногда и полвека. От мучительного ожидания готовности волшебного напитка спасли… дрожжи.

Медовуха безалкогольная
Мед положить в большую кастрюлю, залить холодной водой (1 к 7) и довести до кипения на слабом огне. В процессе кипения нужно снимать пену, а когда она перестанет появляться, кастрюлю можно убрать с плиты. Затем в теплую воду с медом добавить дрожжи и поставить на месяц в теплое место. По истечении месяца в массу опять положить дрожжи и оставить «питьевой мед» настаиваться еще на месяц. После этого можно процеживать и разливать по бутылкам. Домашняя медовуха не портится шесть месяцев.

Секрет прадедушек: медовухой угощали молодоженов перед медовым месяцем, потому что она укрепляет мужскую силу.

Сбитень (русский глинтвейн)

Этот напиток появился на столах наших предков около тысячи лет назад. Сбитень подавали в чайниках. О сбитне сочиняли песни, пословицы и поговорки, а изображение сбитенщика встречалось на лубочных картинках, старинных гравюрах, на страницах романов и повестей. Напиток носили в медных баклагах, завернутых в одеяло, и продавали на улицах, в трактирах, чайных, на базарах и ярмарках. Иностранные дипломаты, посещавшие Россию во времена Петра I , тоже очень полюбили «русский глинтвейн».

Сбитенщик (продавец сбитня). Старая почтовая открытка по литографии из серии «Российские типы». Фотография: Anna P. / фотобанк «Лори»

Городецкий музей самоваров. Чайник-сбитенник и рецепт сбитня. Фотография: П. Широков / фотобанк «Лори»

Приготовление сбитня, Коломна. Фотография: Д. Неумоин / фотобанк «Лори»

Любопытный факт :
Сбитень впервые упоминается в летописи в 1128 году. Великий князь Всеволод на боярском пиру приказал выставить на столы перевар (сбитень). Первый рецепт его приготовления можно найти в «Домострое» XVI века. Сбитень заменял русскому народу чай и кофе до конца XIХ века.

«А вот сбитень, вот горячий! Кому сбитню моего? Все кушают его: и воин, и подъячий, и лакей, и скороход, и весь честной народ. Сбитень горячий пьют и подъячи! Сбитень-сбитенек пьет щеголек», - зазывали на свой товар сбитенщики (баклажники).

Сбитень московский
Состав: мед - 200 г, патока - 150 г, корица, хмель, гвоздика, мускатный орех, душистый перец - по 2 г, вода - 1 л.
Мед и патоку вскипятить вместе с водой, добавить пряности и проварить 5 минут. Дать настояться в течение 30 минут и процедить перед подачей.

Сбитень обыкновенный
Состав: вода - 1 л, мед - 1 кг, 4%-ный уксус - 2 ст. л., молотый имбирь - 1 ч. л., молотый черный перец - 1/2 ч. л., тертый корень хрена - 1 ч. л.
Горячую воду с уксусом, имбирем, перцем, хреном кипятить 15–20 минут, добавить мед, быстро перемешать, довести до кипения.

Ароматный и слегка хмельной напиток любили и простолюдины, и знать, просто одни его пили из баклаг, а вторые из чарок. У каждой хозяйки был свой рецепт кваса.

Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая отчасти была именно в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.
Какое же оно настоящее русское чаепитие?
Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.
Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
За чашкой чая решались все семейные дела, заключались торговые сделки, велись дружеские беседы, возникали новые знакомства. Сердечность и простота - характерная черта русского чаепития. Атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной.
Было замечено долгим жизненным опытом, что чай приводит человека в мирное, благодушное настроение. После чая человек делается как-то мягче, добрее. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представлялись менее обостренными, в более мягком свете, многие ссоры иногда совсем прекращались после нескольких стаканов чая.
Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписался в нашу ментальность: доброта, теплота и близость, - все это создало свою национальную традицию чаепития.
Душистый полезный чай с медом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению - в том числе и деловых - вопросов.
В отличие от традиций Китая и Японии, в России ценилось не только качество приготовляемого напитка, но и выпечка и сладости, подаваемые к чаю. Бисквит, сухари "аглицкие", бриоши, булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Мёд, колотый сахар, ватрушки, баранки, пряники, пироги, фрукты и ягоды были непременными атрибутами русского чаепития.
Чаепитие стало в России особой национальной традицией. Чай пили несколько раз в день. Именно с него день и начинался, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба с ее размеренным и неторопливым бытом.
Москва в скором времени стала "чайной столицей" России, где с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком. Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен "бежать по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.
По приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии - ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету "Ведомости". В стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет, появляется особый вид приглашения в гости "на чай".
Долгое время чай оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург, где был открыт только один специализированный магазин, чай привозили из Москвы, где их было уже около ста.
А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой были ценителями и любителям чая и считали его напитком не только для тела, но и для души.
Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. И.Г.Коль пишет, что "чай является утренним и вечерним напитком русских, так же, как “Господи, помилуй! их утренней и вечерней молитвой". К. фон Шенкенберг упоминает в своем путеводителе чай как "повсеместно употребляемый и желанный напиток".

Употребление китайского чая сегодня является самой настоящей традицией буквально во всём мире. Однако в Европе и России о чае узнали только в XVI-XVII веке. Изначально его употребляли как лечебное средство, однако вскоре его стали пить как обычный напиток. Несмотря на отсутствие собственного производства и дороговизну этого продукта, он так полюбился жителям нашей страны и других стран мира, что вскоре стал таким же национальным напитком, как в Китае и Японии. При этом многие уже успели забыть, что же пили наши предки до XVI-XVII века, когда о чае ровным счётом не знали абсолютно ничего.

Вы ошибаетесь, если думаете, что древние и средневековые славяне пили только воду из колодца или компот из ягод. На Руси был свой собственный чай, который был не только вкусным, но и очень полезным. Сложно сказать, какой чай — древнерусский или китайский является более полезным, так как китайски чай, который можно приобрести на https://zakazat-chay.ru , также обладает полезными свойствами, как например, бактерицидным действием, нормализует пищеварение, нормализует артериальное давление, способствует расширению сосудов, обладает лёгким мочегонным действием, стимулирует работу почек, оказывает благотворное воздействие на обмен веществ и так далее. И всё же, древние рецепты чая у славян были не менее вкусными и не менее полезными для организма. Почему китайский чай заменил древнерусские рецепты чая из трав? Скорее всего, из-за своего экзотического и необычного вкуса.

Напитки, которые можно назвать русским чаем, готовились из разных трав. Чай готовился из цветов и плодов боярышника, листьев брусники, цветов гречихи, цветов и листьев липы, листьев и плодов облепихи, листьев и молодых побегов чёрной смородины, листьев шиповника, листьев земляники, малины и черники и так далее. Однако самым известным напитком был Иван-Чай.

Иван-чай узколистный или Кипрей-узколистный — растение, которое наверняка видели все. Сегодня иван-чай считается обычным сорняком или диким растением, которое цветёт красивыми розовыми цветами. Другие названия этого растения — Богородицына трава, Верба трава, Кипрейник, Копорка, Копорский чай, Курильский чай, Плакун, Дикий лён, Пуховник, Скрыпей, Дикая фиалка, Хлебница, Яровник, Бурьян, Полевые васильки, Петушковы яблоки, Пырей, Сорочьи глаза и так далее. Кипрей известен своим пухом, который образуется в стручках этого растения. Этим пухом набивают подушки, а в древние времена из него даже делали пряжу.

Ещё несколько столетий назад иван-чай использовался в качестве приготовления вкусного напитка. Данный напиток до начала XX века пользовался большой популярностью у всех слоёв общества и даже экспортировался в Европу. После распространения китайского чая, иван-чай незаслуженно забыли, и сегодня разве только опытный или человек, увлекающийся историей Древней Руси и России, может знать, что растение, которое растёт буквально всюду, некогда было одним из самых востребованных как в глухих деревнях, так и в больших городах. Иван-чай называли копорским чаем, копоркой или просто — русским чаем. Стоит отметить, что название «копорский» данный чай получил от местности Копорья в Петербургской губернии, где было налажено настоящее производство традиционно-русского чая для продажи на территории России, а также для экспорта в Европу.

В качестве напитка использовали листья растения, заваривая их после ферментирования и сушки. Исследования показали,что иван-чай обладает сильными противовоспалительными и обволакивающими, болеутоляющими и жаропонижающими свойствами, снимает нервное напряжение и стресс, очищает кровь, повышает иммунитет и даже снимает пищевые отравления, в том числе и алкогольные, то есть помогает отрезветь или снять похмелье. В народной медицине его использовали при отите, ангине, язве желудка, мигрени, золотухе, желудочных заболеваниях, от бессонницы, алкогольных психозов, малокровии, а также как мягчительное и потогонное при простуде.

Как приготовить иван-чай в домашних условиях

Иван-чай сегодня можно купить в аптеке и заварить согласно инструкции, но если вы хотите лично собрать урожай иван-чая и приготовить его по настоящим древнерусским рецептам, то дальше вы узнаете как это сделать правильно.

1. Идём собирать иван-чай или кипрей. Собираем листья и цветки. Предпочтение отдаём только самым крепким, зелёным, сочным листьям, без повреждений. Не нужно вырывать растения полностью. Обычно это растение растёт большими группами, так что можно срывать по несколько листьев и цветков с каждого, чтобы не причинить растениям вреда.

2. Дома листья тщательно моем и чуть подсушиваем в тёплом месте (не на солнце). Чтобы подсушить, листья нужно рассыпать небольшим слоем (не толще 5 см.) на день или сутки, пока они не станут вялыми. Периодически перемешивайте листья, чтобы сверху и по бокам они не высохли.

3. Скручиваем листья. Берём листья и скручиваем их между ладоней в колбаски. Скручивать нужно до тех пор, пока они не потемнеют от выступившего сока. Если колбаски получились длинные, их можно порезать.

4. Полученные колбаски из листьев складываем в эмалированную кастрюлю и накрываем влажной марлей, или туго заворачиваем в льняное влажное полотенце. После этого ставим в тёплое место на 6-12 часов. Обычно окончание процесса ферментации листьев можно определить по запаху. Кипрей изменяет свой запах с травянистого, на цветочно-фруктовый. Нельзя сушить при очень жаркой температуре и крайне нежелательно передерживать, иначе иван-чай потеряет свой вкус.

5. После этого листья режут, раскладывают на противнях или ситах и сушат при температуре 100 градусов около часа. Хорошо просушенный чай имеет чёрный цвет и при сдавливании ломается, но не рассыпается в труху. Сушку можно проводить в печке, духовке или даже на сковороде. Сушку можно проводить и на солнце, но тогда получится зелёный чай.

6. Хранить такой чай лучше в плотной упаковке, например, стеклянной банке с пластмассовой крышкой. Считается, что чем больше хранится иван-чай, тем сильнее становятся его вкусовые качества.

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...