Царевы кабаки. История пьянства на Руси: от «Царёва кабака» Ивана Грозного до «сухого» закона Николая II

Традиции «царёвых кабаков»: питейные заведения в Крестецком уезде до 1917 г. (по документам Государственного архива Новгородской области).

Среди разнообразных развлечений человека питейные заведения - кабаки, корчмы, трактиры и харчевни - были неотъемлемой частью жизни горожан и сельских жителей и занимали одно из ведущих мест по количеству посетителей. В императорской России продажа спиртных напитков находилась под жёстким контролем государства.

С 1765 г. Указом Екатерины II в России вместо государственной винной монополии вводилась откуп-ная система. Это делалось для увеличения сборов в казну от торговли алкоголем, причём деньгами, выплаченными заранее, а не собранными постепенно в результате розничной торговли.

Развитие питейных заведений на территории Крестец и Крестецкого уезда точно не известно, но в XIX в. данные заведения были широко распространены, а их деятельность строго контролировалась местными властями.

Как правило, в питейных заведениях торговали наёмные продавцы, так называемые сидельцы. Между местной конторой питейных сборов и сидельцем на определённый период времени заключался контракт на конкретных условиях. Во-первых, сидельцы должны были отвечать за все строения питейного дома, погреба и ледники, посуду и всякое имущество, которое принималось ими по описи. Во-вторых, сидельцы долж-ны были отпускать «питеи» исключительно по узаконенным ценам. Подписывая контракт, сидельцы вносили денежный залог в обеспечение вверенного им имущества и выручаемых от продажи денег, который в случае недоимок или взысканий контора имела право присвоить себе, не дожидаясь решения суда. В том случае, если суммы залога было недостаточно, сиделец «ответствовал всем своим движимым и недвижимым имением».

Обязательным документом, который должен был содержаться в каждом питейном заведении в это время, была так называемая книга питейного дома для записи сидельческих погрешностей. Записи в книгу вносил поверенный конторы питейных сборов. В Государственном архиве Новгородской области сохранилась книга одного из питейных домов Крестецкого уезда, куда в июле 1831 года сиделицей была назначена мещанка вдова Анна Кривцова. 14 сентября этого же года в книге была сделана запись об обмере посыльного.

«Сестра сиделицы Кривцовой обмерила посыльного у 9\50 части ведра на 4 копейки, перебору учинила 4 копейки, отпущенное посыльному вино с пробою оказалось на 3 градуса слабее». При осмотре поверенным помещений питейного дома грязь оказалась «на посуде, на мерах и на полках». По результату проверки сиделице был вынесен выговор и взыскано 50 рублей. Надо заметить, что и к следующей проверке замечания не были исправлены, поверенный вновь отмечал грязь, «на крыльцо вывалены из окошка помои, и в питейном доме во всём неаккуратность». Новое взыскание составило 51 рубль 70 копеек, а Анна Кривцова лишилась должности. Новым сидельцем в питейный дом был назначен Алексей Богданов.

При поступлении на должность Анной Кривцовой был внесён залог в размере девяноста рублей, который контора засчитала в уплату штрафа. Принимая во внимание прошение Анны Кривцовой в учреждённый при Крестецком городническом правлении полицейский третейский суд об уменьшении штрафа за её проступки, контора простила ей недостающую сумму.

На основании заметок, содержащихся в отчётных листах сидельцев питейных заведений Крестецкого уезда, также можно судить и о предпочтениях в напитках среди местного населения. Особой популярностью пользовались вино в бочках, французская водка, сладкая 3-го сорта водка и наливка «Ерофеича», та самая, которая получила своё название в честь цирюльника Василия Ерофеича, который вылечил своей настойкой графа Алексея Орлова.

В 1863 г. была введена новая система продажи спиртных напитков, получившая название акцизной. Государство уступало право на изготовление водки частным заводчикам. Массовое промышленное производство водки в условиях свободной конкуренции и отмены монополии откупщиков привело к снижению её цены, увеличению продаж и росту доходов казны от акцизных сборов. С введением акцизной системы разнообразие питейных заведений увеличилось: появились пивные и портерные лавки, штофные лавки, рейнские погреба и погреба для торговли русскими виноградными винами, погреба с распивочной продажи акцизных питей, винные и ведёрные лавки.

Владельцами питейных заведений в это время становились мещане и купцы, крестьяне и дворяне, женщины и мужчины, однако Министерство финансов строго контролировало открытие питейных заведений. Так, чтобы открыть лавку или трактир, необходимо было направить прошение управляющему акцизными сборами губернии с просьбой о разрешении открыть питейное заведение с правом торговли распивочно или только на вынос. Управляющий выносил своё решение, затем направлял прошение на рассмотрение губернатору. Губернатор, если не встречалось никаких препятствий, давал своё разрешение. Если же у губернатора возникали сомнения, он отправлял запрос исправнику (исправник - судебная и полицейская должность Российской империи в 1775-1917 гг.; действовал в границах уезда), который предоставлял определённые сведения о лице, пожелавшем открыть заведение и «об обстановке в поселении в целом».

Как правило, причиной отказа просителям являлось существование в населённом пункте уже действующей питейной лавки, в связи с чем открытие второй не вызывало необходимости. Другой причиной отказа являлось то, что, имея в виду сомнительную характеристику потенциального владельца заведения, нельзя было ожидать надлежащей организации торговли крепкими напитками.

В 1900 г. крестецкий купец Франц Петрович Реш, которому было разрешено открыть пивную лавку с выносной продажей в деревне Парахино Крестецкого уезда, повторно обращался к управляющему акцизными сборами Новгородской губернии с ходатайством о разрешении ему перенести «означенную лавку» в усадьбу дворянина Подушкина при деревне Поддубье того же Крестецкого уезда. Из ответного письма управляющего известно следующее: «…Имея в виду, что д. Поддубье находится рядом с деревней Парахино, где была разрешена просителю пивная лавка, и что, по собранным сведениям в данной местности, по её торговому и промышленному значению, а также по привычкам населения к потреблению пива, надобность в открытии пивной лавки имеется, я с своей стороны полагал бы ходатайство купца Реша удовлетворить и разрешить ему открыть пивную лавку с правом продажи только на вынос вместо д. Парахино Крестецкого уезда при д. Поддубье того же уезда».

Не исключено, что именно из-за действующей пивной лавки купца Реша в том же году было отказано в открытии пивной лавки в деревне Поддубье крупному и довольно известному даже за пределами Новгородской губернии производителю пива и прохладительных напитков - Новгородскому товариществу пивомедоваренного завода «Богемия». Попытка открыть лавку в этой же деревне не удалась и крестецкому дворянину Василию Васильевичу Харламову, проживавшему на станции Торбино Николаевской железной дороги.

Удивительно, что, вопреки распространённым представлениям о значительных масштабах потребления населением алкогольных напитков, в документах управляющего акцизными сборами можно было встретить совершенно неожиданную аргументацию отказа. Так, крестьянка Матрёна Фёдорова, проживавшая в д. Заручевье Крестецкого уезда, не получила разрешения на открытие в той же деревне пивной лавки с правом продажи спиртных напитков только на вынос в связи с тем, что, по собранным сведениям, население д. Заручевье было «не привычно к их потреблению».

Изменения законодательства, распространение питейных заведений и традиции потребления алкогольной продукции в каждом веке накладывали особый отпечаток на данную сторону жизни общества.

О. Рашковская, Ю. Струков,

отдел использования документов Государственного архива Новгородской области

5: Отлично 4: Хорошо 3: Средне 2: Плохо 1: Ужасно

О кабаках (в продолжение "О трезвости и питие на Руси")

О кабаках

Кабак - питейное заведение. Слово кабак в письменных источниках впервые появляется в 1563 году (эту дату называет этимологический словарь Фасмера). Считается, что слово заимствовано из нижне-немецкого диалекта kabacke, kaback - «ветхий дом, хибара, завалюшка». По другим данным, кабак - слово, заимствованное из тюркских языков и означающее сосуд. В тюркских языках слово кабак означает тыкву и сосуд из тыквы, бывший распространённым у кочевников. От слова кабак (т.е. тыква) произошло и название разновидности тыквы кабачок.
Родоначальником кабака может считаться древнеславянская корчма, куда народ сходился для питья и еды, для бесед и попоек с песнями и музыкой. В корчмах у западных славян приставы передавали народу постановления правительства, судьи творили суд, разбирались дела между приезжими; корчмы долго заменяли ратуши и гостиные дворы. Начиная с XI века упоминания корчмы встречаются почти у всех славян. Древнейшие напитки, продаваемые в корчме - квас, пиво и мёд. Почти в каждом городе была минимум одна корчма, а где-то и несколько. Сначала западно-славянские корчмы были вольными учреждениями, и только позже сделались княжескими, казёнными; тогда стали появляться и тайные. Следы корчмы у восточных славян, именно на юге, сохранились дольше всего.

Глава I. Царев, монастырский и боярский кабак

История кабаков на Руси началась в 1533 году. Когда был поставлен первый, так называемый, царев кабак появился в московском районе Балчуга. Царев кабак представлял собой обыкновенный сруб, на крышу которого ставили березы, а чаще всего елку, которые служили опознавательными знаками заведения. Завсегдатаями царевых кабаков были опричники. В задачу кабатчика входило обобрать зашедшего мужика до нитки. Люди буквально вывались из кабаков в чем мать родила, бывало что и детей пропивали». Иван IV запретил в Москве продавать водку, позволив пить её одним опричникам, и для их попоек построил «на балчуге» (на топи) особый дом, названный Кабак. Кабак «на балчуге» полюбился царю, и из Москвы начали предписывать наместникам прекращать везде торговлю питьями, то есть корчму, и заводить «царевы кабаки» (около 1555 года). С ними появился и откуп.
В царских, московских кабаках можно было пить только одним крестьянам и посадским; люди других сословий пили напитки у себя дома и имели право владеть кабаком (напр. духовенство и бояре). С этого времени распространение кабаков на Руси пошло очень быстро. Дж. Флетчер писал, что в его время (1588 год) уже в каждом большом городе стоял кабак. Борис Годунов завёл «откупные кабаки» по всем городам. Рядом с царскими кабаками распространялись по городам и кабаки боярские. Кормленье тамгой и кабаком стало с половины XVI века желанной целью бояр и князей. В 1651 году откупа были уничтожены и кабаки названы кружечными дворами, и «велено во всех государевых селах и городах быть по одному кружечному двору». В 1652 году были запрещены кабаки, принадлежавшие частным лицам, и оставлена одна казённая продажа на вере. Олеарий насчитывал кружечных дворов во всем государстве до 1000. Несмотря на указы 1651 года и 1652 года, откупа и кабаки продолжали существовать и вскоре даже получили правительственную санкцию. Из Московской Руси кабаки в том же XVII веке пытались перейти и в Малороссию, но укорениться здесь не могли: корчма и шинок до последнего времени остались коренным отличием южной Руси от северо-восточной. Увеличившееся пьянство в кабаках возбудило «омерзение» в правящих сферах, и в 1746 году слово «кабак» было заменено словами: «питейное заведение». Слово «кабак», однако, не исчезло из употребления, и осталось известным как в России, так и за её пределами. Так, в знаменитой «Энциклопедии» (1765 г) объяснялось:
Кабак…, так называют в Московии публичные места, где продаются вина, пиво, крепкие алкогольные напитки, табак, игральные карты и другие товары, доход от чего поступает царю, чьей монополией торговля этими товарами является на всей территории царства. Есть два типа кабаков: большие - оптовые, и малые - розничные.
Иван Прыжов в «Истории кабаков в России, в связи с историей русского народа» писал:
Рядом с царскими кабаками распространялись по городам и кабаки боярские. Кормленье тамгою и кабаком, не известное доселе ни князьям, получавшим уделы, ни боярам, кормившимся от поместий, - теперь, с половины XVI века, стало желанной целью и князей и бояр. Ещё в 1548 году Иван IV отдал боярину Игнатью Борисовичу Голохвастову в кормление город Шую «с правдою, съ пятномъ и съ корчмою». В Москве после 1552 года он построил кабак для опричников; в 1570 году немцы Таубе и Краузе, выдававшие себя за римских дворян, получили от него право продавать мёд и вино. Царь Фёдор, вступив на престол, пожаловал кабаком Шуйского. Наступило Смутное время, и московские бояре, являясь к польскому королю, предлагали ему воспользоваться кабацкими доходами Московского царства, причём не забывали и себя, и себе выпрашивали тамги и кабаков. Михаил Салтыков со товарищами, делая в 1610 году договор о призвании на московский престол Владислава, десятым пунктом этого договора постановили: «Пожитки, доходы господарскiе всякiе съ городовъ, съ волостей, такожъ съ кабаковъ и съ тамги гроши велить господарь его милость выбирать по давному». Избрав на царский престол поляка Владислава, московские сановники бросились просить у его отца, Сигизмунда III, отчин и кабаков. В длинном ряду этих искателей кабачной мзды мы встречаем дьяка Чичерина, получившего сельцо Лыжино с тамгою и со всякою пошлиною; крайчему Льву Афанасьеву даны в Новгородском уезде в Бежецкой пятине дворцовая волостка Липенская и рядом Боровичи с кабаком, и с тамгою, и с перевозом; окольничему князю Ф. Ф. Мещерскому дано в Новоторжском уезде село Кушалино с деревнями, тамгою и кабаком; дьяку Степану Михайлову Соловецкому в Старицком уезде дано дворцовое село Детунино с пошлиною и кабаком; Ивану Тарасовичу Грамотину в Вологде, в Красной Слободе, в Темникове кабак и тамга, и, наконец, Маржерету, вместо его села с деревнями и кабаком, которое от него отошло и отдано кому-то иному, пожалованы поместья в Двинском уезде. Подобным образом выдано разным лицам из бояр восемьсот различных привилегий на земли и оброки, и подобные же милости бояре не прочь были получать от Тушинского и других воров.
Раздача кабаков боярам продолжалась и в последующее время. В 1629 году боярам князю Юрию и брату его Мамеште (мирзе) Шулешевым (татарам) были даны в Муромском уезде: село Карачарово с кабаком, да деревня Новая с тамгою и кабаком. В 1645 году боярину князю Александру Михайловичу Львову (ярославскому) пожалованы в Ярославе на посаде рыбные ловецкие слободы да кабак. В период Смутного времени распространение царёва кабака должно было притихнуть. «Для Смутного времени, - писали в 1611 году в Пермь казанские воеводы, - кабаки заперты были по многое время». Кончилось Смутное время. Земским собором 1613 года выбран на царство шестнадцатилетний Михаил Фёдорович, и снова пошли по городам приказания, чтоб, опричь государева кабака, питья никто не держал. Грамотой 1614 года из Галицкой чети белозерскому воеводе велено на Белоозере «квасной и сусленой кабак завесть, и держати на веру, а целовальников выбирати посадских людей, а двор кабацкой поставит тем людям, кто старой кабацкой двор разволочил». Белозерцы завели сусленой и квасной кабак, и по 28 января прибыли оказалось 13 рублей два алтына с деньгою, да казаки отняли у сусляного и квасного кабака два воза солоду, посланного на мельницу, а про двор кабацкий белозерцы доносили, что его пока нет, потому что старый растаскали в литовское разоренье, и они нашли одну клетку от кабака, а ныне целовальники «квас и сусло варят для поспешенья в городе, а кабацкой двор учнут ставити, как будут прибыльные деньги». Но в грамоте следующего года опять велят поставить кабак тем людям, кто его развёз. Кабацкая прибыль по-прежнему сделалась источником для удовлетворения всяческих нужд царя, начиная от государственных и до семейных. Умерла в 1615 году в Суздали царица-старица Александра, и указом царя велено было, чтоб тотчас взяли на её погребение из кабацких денег пятьдесят рублей*.

* На современные деньги это около 10000 рублей.
Многое из того, что приведено в этой статье, взято из «Истории кабаков» Прыжова. Книга эта напечатана в Петербурге в 1808 году и ныне найти ее очень трудно. Прыжов замышлял обширное научное исследование о питейном деле в России. Им были собраны богатые материалы. «История кабаков» - лишь первая часть задуманной работы. К сожалению, Прыжов, подвергнутый правительственному преследованию за свою политическую деятельность, этой работы не окончил. Куда делись собранные им материалы, неизвестно.
Вообщем, при Иване Грозном и следующих за ним царях (Федоре Ивановиче, Борисе Годунове, Федоре Годунове, Василии Шуйском, Михаиле Федоровиче Романове, Алексее Михайловиче Романове) дело стояло так:
1) были особые так сказать, царские винокурни, о которых речь впереди; затем были винокурни монастырские, боярские, дворянские и очень немного купеческих; крестьянам курить вино строго воспрещалось.
2) были кабаки монастырские и боярские. Главным же образом спиртные напитки продавались из кабаков царевых. Для управления царскими кабаками при Алексее Михайловиче существовали особые «приказы»: приказ большого дворца и приказ большой казны. Всего царевых кабаков было, говорят, около 1000. Некоторые кабаки давали царской казне в год 10-12 тысяч рублей дохода. Со всех же кабаков, как думают, получалось миллиона два*. Но за правильность этой цифры поручиться нельзя. Несомненно, лишь, что доходы были значительны. Посмотрим, откуда они брались.
* Еще раз напомню, что это по тогдашнему счету.

Глава II. Построение кабака

Было, однако, время, когда приходилось просить Христа ради на построение кабака. И люди не смеялись над этими словами, а наоборот, живо соболезновали тому, кто говорил их, и подавали на построение кабака так же усердно, как ныне подают, например, погорельцам. Дело в том, что лишь говорилось, «кабак великого государя московского», но кабаки строила вовсе не Москва. Из Москвы только присылался приказ: «построить кабак». А самую постройку населенно обязано было производить своими средствами и за свой счет. Кроме того, само население обязано было доставлять в кабак вино, т. е. или построить винокурню, или подрядить винокуров. Это также на свой счет. Затем население обязано было выбрать «верного человека» для торговли в кабаке. Этот верный человек, обыкновенно, давал присягу не утаивать доходов и полностью передавать их в царскую казну. Отсюда и название «целовальник», т. е. кабацкий торговец целовал крест и Евангелие в подтверждение своей присяги. Но присяга была лишь для формы. А на деле за своего выборного отвечало опять-таки население. То есть, если выборный целовальник растратил выручку, или не внес в царскую казну столько, сколько назначено Москвою, то всю недостачу взыскивали с населения. В приказах об открытии кабаков так и писалось: «а буде явится остановка какая-нибудь, или выберете дурных людей, или учините какой-нибудь убыток, то быть вам в опале, и во всяком разоренье». Недостающая выручка, обыкновенно, разверстывалась. И кто не платил наложенной на него доли, того «ставили на правеж», т. е. выводили на площадь, раздевали и били палками до тех пор, пока не заплатит. От правежа могли избавиться только дворяне. Дворянин имел право вместо себя поставить на правеж своего холопа.
Бывало, что хоть господские служители и усердно бьют неисправного плательщика, а он все-таки не платит. На этот случай воеводы имели приказ: «если людишки на правеж начнут отстаиваться и денежных доходов платить не станут, у таких дворы их, имения, лавки отписать на великого государя». Таким образом, поступление в казну кабацкого дохода было обеспечено. Но вот, положим, население построило кабак, поставило вино, выбрало целовальника. Началась торговля. Целовальнику надо во что бы то ни стало продавать как можно больше, чтобы собрать, сколько нужно, в царскую казну. Из Москвы на этот счет приказы были решительные. Целовальнику вменялось в обязанность «действовать бесстрашно, за прибыль ожидать государевой милости и в том никакого себе опасения не держать, а питухов не отгонять».
«Питухи» - по нынешнему, пьяницы. Их прежде всего надо было привлечь к кабаку: иначе какая же торговля? В Москве строго за этим следили. Одному целовальнику, который жаловался: «в твоих, государь, царских кабаках, питухов мало», было отвечено: «вам бы где искать перед прежним прибыли, а вы кабаки хотите оставить, чего прежде не бывало».
В городе Орлове в 1681 году кабак, по причине неурожая и скотского падежа, недовыручил восьми рублей за год, а целовальники пожаловались, что питухов стало меньше; в ответ из Москвы велено было произвести строгое дознание. В Белозерске в 1677 году случился недобор по той же причине («люди оскудели, а питухов было мало»); из Москвы вышел приказ произвести повальный обыск. Попадали в целовальники, конечно, и ловкие люди, которые умели спаивать народ. Напр., в Верхотурье одно время водворилось повальное пьянство. Пьянствовали «служилые люди, стрельцы, казаки, ямщики, пашенные крестьяне». Все стали «питухами». «Крестьяне от кабака одолжали и обнищали». Служилые люди, стрельцы и казаки, чтобы добывать денег на выпивку, впали в тяжкое лихоимство. Обо всем этом воеводы Барятинский и Языков в 1623 году донесли в Москву. «Унимать не смеем, - писали они, - боясь кабацкого недобора». На это из Москвы воеводам дан был выговор:
То вы пишете, не радея о нашем деле... Кабак, ведь, заведен не вчера, а давно... И до вас много воевод перебыло в Верхотурье, но никто из них о том кабаке нам не писал, а вы вместо того, чтобы искать перед прежним прибыли, хотите старое потерять... У вас в Верхотурье не одни служилые люди пьют, а есть много приезжих из разных мест Сибири, и поэтому кабак уничтожить нельзя... Поручаем смотреть накрепко, чтобы доходы перед прежними годами собраны были непременно с прибылью....
Для спаивания употреблялось много средств. Во-первых, целовальники заводили при кабаках игры в карты, в зернь (т. е. в кости). И таким образом, кабак превращался в игорный притон. Игры в царевом кабаке не считались делом позорным. Наоборот, они поощрялись. Так, соликамскому кабацкому голове Андрияну Жданову была выдана награда за хорошую выручку «от вина и карт». Во-вторых, при кабаках или поблизости от кабаков устраивали помещение для продажных женщин. В Москве к этому относились как к неизбежному злу. В-третьих, в кабаке каждый оседлый житель имел возможность получить водку и под заклад и даже без заклада - просто в долг. Человеку стоило лишь один раз напиться. А когда он приходил опохмеляться, ему давали водки, сколько хотел, не спрашивая денег. Долг кабаку считался долгом государю. И каждого, кто не платил добровольно кабацкого долга, ставили на правеж. А если и правеж не помогал, то имущество должника отбиралось в пользу государя. Если же имущества не хватало, то кабацкий долг взыскивался со всего общества, к которому должник был приписан. Кабак был страшное место. И недаром народ решает самому царю писать, что «подле государева кабака жить не мочно». И недаром целые села порою умоляли: лучше обложите нас всех дополнительным оброком, только закройте ради Бога кабаки. Но Москва, обыкновенно, на это не соглашалась. И она была права. По оброку неизбежны недоимки. Оброк - дело заметное. Неловко, стыдно назначать его свыше меры. А кабацкий доход без недоимок. Кабак добывал деньги вернее всякого налога.
В 1626 году в Москве было только 25 кабаков, в 1775 году на 200 тысяч жителей - 151, в 1805 году - 116, а в 1866 году, когда сивуха получила название дешевки, - 1248 кабаков. Вот названия некоторых старинных кабаков: Истерия (Назван так потому, что здесь была греческая кофейная, называвшаяся евстиаторией, т. е. местом пира. Русские прозвали ее истерией. Кабак был здесь открыт в 1773 г. и назывался "Ветошная истерия"), Карунин (Прозванн по бывшему здесь домовладельцу (в 1742 г.) Карунину.), Хива (От малороссийского "хиба" (так как).), Лупихин, Варгуниха (Кабак находился у Дорогомиловского моста), Крутой Яр (В Рогожской ямской слободе, в последствии стал знаменитым рестораном Яр), Денисов (В Денисовском переулке. Переулок получил название от бывшего здесь содержателя бань Денисова.), Наливки, Ленивка (Близ Колымажного двора, на нынешней Волхонке, где происходили кулачные бои. Это был один из буйнейших кабаков.), Девкины бани, Агашка, Заверняйка, Красилка, Облупа, Шипунец, Феколка, Татьянка (Татьянка, или Танькин кабак, по одним сказаниям, находился у Мясницких ворот, по Другим - на Пегировке, против нынешнего Театрального училища. По преданиям, Танька Ростокинская наезжала сюда со своими молодцами из Ростокинских лесов и гуляла здесь с ними по целым ночам.) , Плюшиха и прочие. Между прочим, был кабак, носивший название Неугасимого. Он находился за храмом Василия Блаженного под горой и помещался в подвале без дневного света; весь день и всю ночь он слабо освещался ночниками. Там преимущественно сбывалось все краденое, и пойманные воры благодаря темноте действительно могли утверждать, что не в состоянии указать никого в лицо. Тут же поблизости, почти примыкая к Лобному месту с северной стороны, находился "Кабак под пушками", названный так потому, что подле него, по свидетельству Олеария, лежали на земле две огромные пушки, обращенные на ту улицу, по которой обыкновенно татары делали нападение на город. Кабак этот уничтожен только в начале XIX столетия вместе с облегавшими его со всех сторон лавками и прилавками всякого рода торговцев.

Глава III. Доходы с откупа

Откупом в царской России называлось право, которое государство давало частному лицу на сбор различных платежей с ежегодным перечислением фиксированной, заранее оговоренной суммы в казну. Процедура получения откупа в то время выглядела следующим образом. Ежегодно проводилось что-то похожее на тендер - купцы, желающие торговать хлебным вином, съезжались в губернский центр на откупные торги. Тот, кто мог пообещать государству наибольший откуп, получал право торговли. Затем следовало "поклониться казной губернатору", с тем, чтобы он, воспользовавшись своей властью, максимально снизил величину откупа.
Ставили кабаки на самых выгодных местах. Ни одно место торгов не обходилось без кабака, кабаки были при постоялых дворах и ямских станциях. Практически не существовало древни без кабака, а во многих крупных сёлах он был не один. Ставили их возле волостных и сельских управ. Помещики стали жаловаться, что откупщики ставят кабаки «чуть не против барского дома». О доходах и «честности» откупщиков можно судить по следующему случаю:
В 1811 в селе Кармышеве, Медынского уезда, крестьяне вдруг перестали пить водку. Встревоженный откупщик донес об этом начальству. Начальство не замедлило приехать, согнало сход и приступило к допросу:
- Почему вы не пьете водки?
- Так, не желаем, - ответили крестьяне.
- Почему не желаете?
Несколько крестьян надумали объясниться откровенно:
- Вино - это один разор хозяйству. Шутка сказать - восемь рублей ведро.
Начальство сделало вид, что оно этого не слышит, ибо за такую цену по закону откупщика надо было наказать.
- Да и вино-то больно плохо, - пожаловался один мужик. - Хуже нашей воды.
На этот раз начальство услышало. И «смутьян» подвергся строгому допросу:
- Как плохо?
- Да так плохо, как бывает плохо: живот больно пучит.
- Как ты смеешь это говорить?
И вслед за тем «смутьян» получил в ухо...
Почему власти мирволили откупщику, догадаться не трудно. Само министерство финансов в конце концов опубликовало, сколько платил «некий откупщик» взяток разным чиновникам. Вот этот список:
1) По губернскому городу: губернатору 3000 р., канцелярии губернатора 1200 р., полицеймейстеру 1200 р., секретарю полиции 300 р., 3 частным приставам 720 р., 6 квартальным 360 р., исправнику 600 р., окружному 500 р., 3 становым 720 р., непременному заседателю 300 р., секретарю земского суда 300 р., председателю казенной палаты 2000 р., советнику питейного отделения 600 р., столоначальнику того же отделения 500 р., винному приставу 600 р. - Итого 13000 р.
2) По уездному городу: городничему 420 р., секретарю полиции 200 р., частному приставу 240 р., 2 квартальным 120 р., исправнику 420 р., окружному 420 р., 3 становым 240 р., непременному заседателю 240 р., на казенную палату 500 р., винному приставу 420 р. - Итого 3700 р.

Здесь не упомянуты откупщиковы поминки архиереям и министрам. А без поминок и там дело не обходилось. Знаменитый в свое время откупщик Кокорев так понравился в Петербурге министрам, что ему была предоставлена в Орловской, напр., губернии, «власть не стесняться». В 1844 году он, будучи поверенным одного винного откупщика, подал в правительство записку о преобразовании откупов. В доказательство своих слов он просил дать ему один из самых «неисправных», то есть задолжавших казне, откупов. В министерстве ему поверили и дали орловский откуп, за которым числился долг в 300 000 рублей серебром. Уже в первые месяцы своего автономного откупщичества он сменил большую часть откупных служащих, провел массовое сокращение, заявив, что настоящий водочный торговец должен трудиться «не из воровства... а из насущного лишь хлеба», поднял цену на водку, наладил ее продажу в розлив и резко ухудшил качество производимого в губернии напитка. Воодушевившись успехом молодого откупщика, правительство передало ему в управление кроме орловского еще 23 задолжавших откупа. В результате головокружительного взлета Кокорев получил в 1851 году звание коммерции советника и приобрел немалое влияние в кругах высших чиновников, близких к Министерству финансов. Вронченко (тогдашний министр финансов), как впоследствии и его преемники, советовался с ним во всех важнейших делах. В кратчайшие сроки Кокорев нажил огромное по тем временам состояние: к началу 1960-х годов, по некоторым оценкам, оно доходило до 7 миллионов рублей. Хотя современники считали, что оно было намного больше.
Состоялись откупа с 1807 по 1811 годы, и цены на торгах поднялись: винный откуп отдан был за 27 913 555 рублей, пивной за 1 273 172 рубля, портерные лавки за 149 118 рублей, всего же за 29 336 145 рублей. В марте 1809 года по представлению государственного канцлера Голубцова учреждён новый комитет для раскрытия злоупотреблений откупщиков, который и нашёл, что откуп портерных лавок, за исключением столиц, давал только 20 000 рублей, а между тем подрывал главный пивной откуп, производя незаконный торг «простым кабацким пивом». В 1809 году, объявляя откуп на срок с 1811 по 1815 год, оставляли по-прежнему два откупа, пивной и винный, и откупщики по-прежнему получали особые права.
Мы совершенно удостоверены, - говорил указ, - что дворянство и купечество, имеющие, по изданным от нас и предков наших узаконениям, право вступать в содержание винных откупов, первое же и поставлять в казну и откупщикам вино, на заводах и в поместьях оного выкуриваемое, приняв новым опытом наши благоволения, даруемые ныне от нас обеим сим состояниям, столь знатные в промышленности сей выгоды, по представлению залогов и по ограждению прочих их имуществ и самой личности их от разного рода стеснений, обратят, при наступающих на винные откупа торгах, общие усилия к умножению польз государственных.
На торгах откупная цена возросла с двадцати девяти до пятидесяти трёх миллионов рублей. В это четырёхлетие во многих губерниях питейные сборы, а вместе с тем и Томские и Тобольские винокуренные заводы содержал откупщик Евреинов, на котором к 1818 году накопилось недоимки до четырёх миллионов. По делу оказалось, что он виновен в умышленном накоплении недоимок, но что имения у него никакого не оказывается, кроме показываемого им, которое или ограблено, или сожжено, или в споре находится. Всего к 1818 году накопилось недоимок 18 400 000 рублей. Об этом даже писал государю Гавриил Державин.

ПИСЬМО КЪ ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ I
О ВЗЫСКАНIЯХЪ
ПО ОТКУПНЫМЪ НЕДОИМКАМЪ.

1816.
(См. Т. VI, стр. 334, 337 и 343.)
Всемилостивѣйшій Государь!
При нынѣшнемъ исполненіи указа Вашего Императорскаго Величества о взысканіи недоимокъ, состоя въ числѣ залогодателей по графѣ Зубовѣ, который представилъ нынѣ Вашему Величеству въ удовлетвореніе казеннаго на немъ иска все свое имѣніе, и я, въ случаѣ недостатка онаго готовъ будучи внести сумму, на мнѣ счисляющуюся, осмѣливаюсь всеподданнѣйше просить, а паче въ защиту графовъ Віельгорскихъ, бывшихъ у меня подъ попечительствомъ, всемилостивѣйшаго вниманія.
Первое. Имѣя право, по оставленному мнѣ покойною оберъ-гофмейстериною графинею Матюшкиною духовному завѣщанію, съ согласія пришедшихъ въ совершенный возрастъ наслѣдниковъ, съ позволенія опеки и пр. Сената, далъ я въ 1811 и 1812 годахъ довѣренности помянутому графу Зубову на представленіе въ залогъ по винному откупу съ 1811-го по 1815 годъ графовъ Віельгорскихъ, жены моей и мое собственное недвижимое имѣніе; но узнавъ о необыкновенномъ постановленіи, что откупщики заключеннымъ съ ними контрактомъ освобождаются отъ всякаго отвѣтствія, какъ личнаго, такъ и ихъ имуществомъ, за невзносъ откупной суммы, а обезпечивается оная одними только залогами, и то въ половину цѣны откупнаго дохода, а другая половина не охранялась ничѣмъ, чрезъ что какъ залоги, такъ и казна остались въ неминуемой опасности, - обязалъ я графа Зубова и всѣхъ его компаніоновъ особыми 1811 и 1812-го годовъ условіями отвѣчать, какъ за залоги, такъ и за ущербъ казнѣ, другъ по другѣ поручительствомъ и всѣмъ ихъ движимымъ и недвижимымъ имѣніемъ безъ суда, какое гдѣ найдется, которыя условія записаны, гдѣ слѣдуетъ, по законамъ. Но, увѣдомясь потомъ, что по взятому винному откупу графомъ Зубовымъ и его компаніею накопляются многочисленныя недоимки, прибѣгъ я съ просьбою къ пр. Сенату, и приложа вышеписанныя условія въ подлинникѣ, просилъ взять мѣры къ отвращенію казеннаго убытка и къ сохраненію залоговъ, а именно: чтобъ тѣмъ, которымъ я довѣрилъ, какъ неисправнымъ откупщикамъ, при наступавшемъ 1815 года откупѣ болѣе довѣряя не дѣлать и къ торгамъ ихъ не допускать, сдѣлавъ на имѣніе ихъ запрещеніе, ибо у нихъ были еще тогда въ залогѣ по прежнему откупу 1807 года знатныя недвижимыя имуществы, заложенныя несравненно въ нижайшей цѣнѣ, нежели они по продажѣ чего-либо могли стоить, и слѣдовательно легко было ими обезпечить какъ казенный доходъ по откупу 1811-го года, такъ и залоги отъ описи избавить; но, не взирая на сіе, и хотя законами именно повелѣвается: «неисправныхъ откупщиковъ и подрядчиковъ, хотя бы они и взнесли послѣ откупную сумму, впредь до откуповъ и подрядовъ не допускать, и казенныя недоимки сверхъ мѣсячной пропорціи, на нихъ накопившіяся, строго доправлять изъ имѣнія ихъ, какое гдѣ найдется», - со всѣмъ симъ не только сего не исполнено, но и самые тѣ же несостоятельные откупщики вновь къ торгамъ на 1815 годъ допущены были, съ принятіемъ, къ великому удивленію, несмотря на неоконченные счеты, тѣхъ же самыхъ залоговъ, которые состояли уже въ казнѣ и изъ-подъ залога не освобождены; прибавили только цѣны на души отъ 80-ти до 200 рублей, такъ что и теперь нѣкоторые изъ нихъ заложены и въ банкѣ и по откупамъ и 1807 и 1811-го и 1815 года, а прошеніе мое отдано мнѣ мая 12 дня 1814-го года съ такою надписью, что якобы оно, какъ дѣло частное, не принадлежитъ разсмотрѣнію пр. Сената, а слѣдуетъ быть подано въ установленныя для того мѣста. Пр. Сенату извѣстно однако было, что имѣнія графовъ Віельгорскихъ, мое и жены моей, подъ залогъ мною представленныя, состоятъ во многихъ губерніяхъ, а именно: въ Пензенской, Рязанской, Ярославской, Владимірской, Московской, Казанской, Оренбургской, Витебской, Екатеринославской и Новогородской, и слѣдовательно дѣло сіе изъ частнаго становилось общественнымъ и государственнымъ. Какая же оставалась мнѣ возможность во всѣхъ тѣхъ губерніяхъ по судебнымъ мѣстамъ ходатайствовать и благовременную отъ всѣхъ получить резолюцію, тѣмъ болѣе что и торги 1815 года тогда наступали и производились въ пр. Сенатѣ, который есть центромъ общихъ соображеній по государственнымъ откупнымъ оборотамъ и охранитель условныхъ Вашего Величества интересовъ?
Второе. Въ мартѣ мѣсяцѣ 1813 года получилъ я изъ департамента государственныхъ имуществъ отношеніе, въ которомъ писано было, что по довѣренности отъ графа Зубова статскій сов. Лѣнивцевъ и казанскій купецъ Евреиновъ представили въ залогъ подъ восьмилѣтнее арендное содержаніе казенныхъ винокуренныхъ заводовъ, въ Тобольской и Томской губерніяхъ состоящихъ, 813 душъ принадлежащія графамъ Віельгорскимъ, и что на арендаторахъ открылось уже казенное требованіе на 408,893 р. 393/4 коп. Я никогда и никому не довѣрялъ залоговъ подъ какое-либо арендное содержаніе и на восемь лѣтъ, а только на четыре года, и именно подъ винные откупы, подряды, поставки и обязанности, а тутъ есть великая разница: по откупу, подряду и обязанностямъ залогодатель отвѣчаетъ за невзносъ откупной суммы, за недоставку подряженнаго вина и за неисполненіе обязанностей; а по арендѣ, сверхъ сего отвѣчаетъ еще и за заводскія строенія и за капиталы, принятые въ арендное содержаніе, какъ то дѣйствительно и сдѣлалось, что департаментъ казенныхъ имуществъ вдругъ открылъ помянутое важное взысканіе за недоставку вина и за забранныя арендаторами суммы. Слѣдовательно, таковой залогъ будучи принятъ вопреки моей довѣренности, прибѣгалъ я того же года мая 27-го дня въ пр. Сенатъ съ покорнѣйшею просьбою: представленное отъ Лѣнивцева и Евреинова подъ арендное содержаніе имѣніе, по несогласію съ довѣренностію моею, изъ-подъ залога освободить; но пр. Сенатъ, основываясь на мнѣніи министра финансовъ, въ томъ мнѣ февраля 14-го дня 1814 года отказалъ, почтя довѣренность мою достаточною, яко бы и на арендное содержаніе, но только не на восемь лѣтъ, а на четыре года. Поелику же въ отношеніи ко мнѣ департамента государ. имуществъ сказано было: на 8 лѣтъ, и то по сіе время имѣніе графовъ Віельгорскихъ изъ-подъ залога не освобождено.
Третіе. По вторженіи въ Москву извѣстнаго врага, когда въ сей столицѣ содержаніе откупа пресѣклось, тогда безъ всякаго увѣдомленія залогодателей, по законамъ, не желаетъ ли кто изъ нихъ принять откупа за цѣну, состоявшую(ся) при торгахъ въ Сѣнатѣ 1811 года, или вновь торговаться, отдана была продажа питей сперва на вѣру, а потомъ приставленнымъ казеннымъ сборщикамъ, отъ чего, какъ всѣмъ извѣстно, возросла болѣе недоимка. За недоимку сію залогодатели отвѣтствовать естественно не могли, потому что откупъ, за который они ручались, по причинѣ впаденія непріятельскихъ силъ, кончился, слѣдовательно и залоги ихъ должны были освободиться; а хотя нѣкоторая недоимка, отъ содержанія откупщиками оставшаяся, еще числилась, то по справедливости долженствовало съ каждаго залогодателя оставить по соразмѣрности съ оною и часть залога, остальныя же возвратить; но вмѣсто того всѣ и мои и графовъ Віельгорскихъ залоги, неизвѣстно почему, остаются еще донынѣ подъ запрещеніемъ.
Изложивъ разстроенное положеніе дѣлъ моихъ по той единственной причинѣ, что не благоволилъ пр. Сенатъ внять моимъ просьбамъ, въ надлежащее время ему поданнымъ, само по себѣ открывается, что вся запутанность настоящихъ дѣлъ произошла отъ тѣхъ легкихъ, такъ-сказать, мѣръ, какія по откупамъ съ 1811-го по 1815-й годъ приняты были.
Главнѣйшія причины недоимокъ по откупному доходу суть:
1-е) Условія откупщиковъ съ казною, по силѣ которыхъ не отвѣчаютъ они за неисправность ихъ ни лицомъ своимъ, ни имуществомъ, а одними токмо залогами. По сему облегченію мнимо возвысился откупъ, а на самомъ дѣлѣ возросли недоимки.
2-е) Торги состоялись на томъ основаніи, чтобъ откупщикамъ получать казенное вино, а потомъ вышло со стороны казны непреоборимое затрудненіе казеннымъ виномъ откупщиковъ довольствовать. Въ толь стѣсненныхъ обстоятельствахъ, нѣкоторые изъ откупщиковъ приняли ту поставку на себя, съ тѣмъ однако, чтобы имъ выдана была напередъ часть денегъ; но поелику нѣкоторымъ изъ нихъ денегъ не выдано, а удержаны они въ зачетъ за прежнія на нихъ же, откупщикахъ, недоимки: то и нашлись не въ состояніи выполнить принужденнаго такъ-сказать своего обязательства; а которые остались съ поставкою казеннаго вина, тѣмъ казна онаго въ срокъ не выставила: то само по себѣ долженъ былъ открыться въ винѣ недостатокъ, въ откупной суммѣ недоборъ, и слѣдовательно опять тѣ же недоимки.
3-е) На недоимки принимались пополнительные залоги, какъ будто тѣ пополненія могли замѣнять недоборъ откупныхъ суммъ; ибо если умножались залоги приполненіями, то не иначе какъ съ пріумноженіемъ недоимокъ; слѣдовательно, прямаго обезпеченія цѣлости откупнаго дохода симъ средствомъ не было и быть не могло, потому болѣе, что залоги приняты не на всю откупную сумму, а только на половину оной; министерство жъ не помышляло о томъ, что по строгости законовъ не можно было надежно, до окончанія по прежнимъ откупамъ казенныхъ палатъ счетовъ и ихъ ревизовки государственнымъ контролеромъ, довѣрять подъ тѣ же имѣнія, которыя были уже въ залогѣ, и тѣмъ же откупщикамъ, кои оказались въ неисправности, ибо это было то же, что утопающихъ залогодателей, да и самыхъ откупщиковъ погружать въ неисходную бездну; до чего прозорливое и безпристрастное правленіе, во охраненіе какъ частныхъ, такъ и государственныхъ интересовъ, ни подъ какимъ видомъ допускать не долженствовало; ибо до обревизованія счетовъ, кажется, нельзя еще знать, какая впредь откроется истинная недоимка.
Почитая мнѣ непринадлежащимъ коснуться тѣхъ мѣръ, которыя бы могли исправить сіи запутанности, я возвращаюсь къ частному моему дѣлу, и всеподданнѣйше прошу, повели, правосудный Монархъ! учинить на основаніи законовъ разсчеты, и чтó слѣдуетъ по справедливости, буде недостанетъ откупщиковыхъ имѣній за какія-либо умышленныя ихъ захваты, взыскать съ залогодателей; имѣніе же графовъ Віельгорскихъ, принятое и удержанное въ залогѣ несообразно моей довѣренности, благоволи приказать освободить. Если жъ нѣкоторая медленность произойдетъ отъ сихъ разсчетовъ, и сдѣлаетъ остановку во взысканіяхъ, по государственнымъ надобностямъ необходимыхъ, то кажется, можно еще найтить такіе извороты и источники, изъ коихъ удобно будетъ, безъ оскорбленія невинныхъ и отягощенія народнаго, почерпнуть важныя къ наполненію казны пособія.
Подлинныя департамента имуществъ ко мнѣ отношенія, съ откупщиками условія и прошенія мои, отданныя мнѣ съ надписью пр. Сената, представлю я, куды Вашему Императорскому Величеству приказать благоугодно будетъ.
Я крайне озабочиваюсь, Всемилостивѣйшій Государь! что среди непрестанныхъ и тяжкихъ трудовъ Вашихъ, нѣкоторыя истины, мною здѣсь описанныя, оскорбятъ можетъ-быть правосудное сердце Монарха; но удостойте снисхожденія старость мою, въ которой чувствованіе истины есть единая пища и достоинство, и благоволите внять усердію моему къ службѣ В. И. В., которая Вамъ извѣстна.
Всемилостивѣйшій Государь!
Вашего Императорскаго Величества
Вѣрноподданнѣйшій
Гавріилъ Державинъ.
На торгах 1815–19 годов, хотя и оставлено было старое число питейных заведений, но откупщикам дозволено было из существовавших тогда в окладе выставок обратить третью часть в питейные дома, «буде откупщики пожелают». Указом 9 мая 1819 года по представлению министра увеличено число питейных домов и выставок: в Московской губернии положено питейных домов 408, выставок 366, в Новгородской - питейных домов 511, выставок 92, в Смоленской - питейных домов 482, выставок 226. В Курской губернии при торгах на откупа с 1811 года было назначено питейных домов 1174, выставок 300. И теперь курская казённая палата предлагала увеличить число их, но министр решил оставить 1174 кабака и 298 выставок. На Владимирскую губернию казённая палата назначила питейных домов 351, выставок 1000, но министр уменьшил их до 500. Размещение питейных домов возложено было на казённые палаты. В Москве с продажи в питейных домах закусок велено было в 1823 году взимать сбор, подобный установленному в Петербурге, то есть вполовину акциза с харчевен, а именно: в Белом городе - 375 рублей, в Земляном - 250 рублей, за Земляным городом - 200 рублей.
Карамзин, посетив в это время деревню, припоминал, что ещё недавно жизнь народа текла более или менее по-прежнему, а новомодного пьянства этого ещё не было.
Живо помня лета своего детства, - писал он в 1824 году, - помню и то, что прежде в одни большие годовые праздники крестьяне веселились и гуляли, угощая друг друга домашним пивом и вином, купленным в городе. Ныне будни сделались для них праздником, и люди услужливые под вывескою орла везде предлагают им средство избавляться от денег, ума и здоровья: в редкой деревне нет питейного дома. К чести некоторых дворян, соседей моих, скажу, что они отвергают выгоды, предлагаемые им откупщиками, и не дозволяют заводить у себя питейных домов; но другие не так думают - особливо те, которые сами в откупах участвуют. Смею думать, что сей лёгкой и модной способ умножать свои доходы не согласен с достоинством благородного и великодушного патриота: ибо вижу многих почтенных людей, которые прибегают к нему без зазрения совести и хвалятся искусством в сём важном промысле.
В откупных условиях на 1835–39 годы откупщикам предоставлено взимать акциз с пива и мёда (восемьдесят копеек с ведра пива и шестьдесят копеек с ведра мёда). Такой же акциз положен на брагу, сусло и медовый квас. С портерных лавок установлен акциз от трёхсот, до тысячи рублей с каждой. Число питейных заведений увеличено. В это время откупщики снова подняли головы. Стали жаловаться на подрыв, который делают им трактиры, и просили о допущении различных удобств в питейных домах, с целью, как говорили они, отвратить народ от трактиров и гостиниц, где он привыкал к роскоши, к чаю, к виноградным винам во вред нравственности и в разорение семейств. На торгах 1835–39 годов откупная сумма достигла 91 936 000 рублей.
Киселёв, заступаясь за государственных крестьян, указывал на повсеместное пьянство, обеднение, разврат, которые развивались по милости откупщиков, стеснивших пивной промысел и получивших разрешение обратить штофные лавочки в кабаки. Но самое пагубное влияние, говорил он, приносят кабаки в тех селениях, где находится сельское или волостное управление. Кабаки обыкновенно помещаются возле волостных управлений, и мирская сходка по необходимости собирается перед кабаком. Часто эти сходки собираются не для дел, а по проискам целовальника, и ни одна сходка не обходится без пьянства, и такое пьянство тем вреднее, что тут пьянствует не частный человек, а административное собрание, облечённое властию!
Таким образом, можно сказать, что винный окуп и содержание кабаков приносило доход сопоставимый с современной торговлей оружием.

До первой половины XVI века на Руси других питейных заведений, кроме корчмы, не существовало. Но 1545-й год нанес решительный удар этому древнему питейному заведению, и его заменил татарский «кабак». Начало было положено Иваном Васильевичем Грозным. Взяв Казань и узнав о существовании в нем Ханского кабака, он страшно заинтересовался этим новым видом питейного заведения и решил культивировать его в Москве. Прибыв в первопрестольную, - он приказал устроить для стрельцов. Царев кабак, отличавшийся от Ханскаго тем, что в нем была воспрещена продажа какой-либо еды. Появление такого кабака было встречено сочувственно и с легкой руки стрелецкого Царевы Кабаки стали появляться везде и всюду. Народ и посадские люди, не имея возможности, в силу запрещения, приготовлять у себя пития, поневоле устремились к кабаку и понесли в него гроши. Кабак стал давать громадный доход. Но со временем доход этот еще более увеличился, так как запрещение перешло от народа и на бояр и на монастыри. С этого момента кабаки сделались единственным местом, где можно было безнаказанно получить напитки. Все кабаки считались казенными учреждениями управлялись кабацкими головами. Кабацким головам в помощники давались целовальники. Последние были выбираемы населением.
В дальнейшем, когда управление кабаками сделалось весьма сложным и затруднительным, правительство, желая оставить за собой доход и в то же время, отстранить от себя надзор, решило сдать все питейные заведения на «откупа». Появились кабацкие головы «на вере». Эту эпоху в истории питейных заведений можно считать самой ужасной и разнузданной. Сохраняя данное читателю обещание не рассматривать вопроса с какой-либо специальной стороны, а представить только строгий исторический обзор, мы все же не можем не сказать несколько слов о так называемых «откупах». Даже в сравнении с «тайной корчмой» откупной кабак являлся чем-то еще более губительным и ужасным!!!

Тайная корчма исподтишка спаивала народ, откупной кабак напротив действовал открыто! Неслыханное, безграничное пьянство охватило народонаселение. Кабак спаивал народ, как хотел. Кабацкий голова пользовался неограниченной властью. С нею требовался только огромнейший доход. Для него не существовало ни суда, ни расправы.

Помимо того, что кабацкий голова развращал народ, приучая его к беспросветному пьянству, он еще был жесток и неумолим в тех случаях, когда открывал тайное харчевничество.

«Правеж» действовал во всю. Раз в деревне были открыты тайные питейные заведения, хотя бы в самых незначительных размерах, - расплата была неумолима и жестока. Стоны и вопли избиваемых заглушались криками пьяного разгула.

Это тяжелое время в жизни изуродованной корчмы должно быть отмечено особенно ярко. Полезные учреждения, дававшие возможность народу получать питье и пищу и иметь отдых от дневного труда – обратились в вертеп безумного разгула. Летописцы того времени в таких ужасных красках описывают положение спившегося в конец народа, что невольно становишься в тупик и задаешь себе вопрос. «Правда ли это?» К сожалению, это исторически подтвержденная, правда. Кабак укрепился, кабак разросся, и в продолжение многих столетий, хотя и сильно измененный, благополучно существовал и о нем придется еще говорить много. И очень много.

Верным помощником насилия издавна служил алкоголь.
Обессиленному вином не до сопротивления. Он не думает о тяжёлой жизни, в нем гаснут порывы к свободе.
К тому же торговля хмельным приносит огромные барыши. Это тоже один из способов разбогатеть. Вот почему ею не брезговали самые высокопоставленные особы, даже сам царь. Торговала спиртным и церковь.
Не все знают, что первый кабак в России открыл Иван Грозный. В Москве, на Балчуге, поставили дом для увеселения опричников, где и подавали к столу курное вино, то есть водку. Дом по-татарски назвали кабаком.
Много и жадно пили опричники. Кабак был всегда полон.
Видя это, царь решил, что из такого заведения, если его сделать доступным для всех, можно извлечь немалые доходы. Вскоре во все концы государства к царским наместникам поскакали из Москвы гонцы с приказом заводить вместо всякой другой торговли напитками «царевы кабаки», а для торговли сажать в каждый кабак целовальника, выбранного из местного населения, чтоб тот целовальник вино продавал, а всю выручку посылал в казну.
Для царя открылся небывало богатый источник дохода. Для народа этот шаг имел страшные последствия. На многие годы наложил он зловещий отпечаток на жизнь русских людей.
Царские прибыльщики заранее рассчитали, какой доход должен приносить каждый кабак. Во что бы то ни стало, целовальник обязан был прислать к сроку указанное ему количество денег. Если случался недобор - целовальника ставили на правеж, то есть били палками по ногам до тех пор, пока он «не придумает», откуда извлечь недостающее.
Под угрозой наказания целовальники пускались на все, чтобы продать побольше вина. Они следовали наставлению: «В том приборе никакого себе опасения не держать, а главное, питухов не отгонять», то есть вышибать деньгу, не стесняясь в средствах, а главное, всеми мерами спаивать народ, приучать его к постоянному пьянству. И целовальники проявляли великое усердие. Случалось, что какой-нибудь крестьянин, выпив, пытался уйти из кабака не расплатившись. Его зверски избивали и в уплату за вино отнимали все - и деньги, и одежду.
Один из целовальников писал в челобитной царю:
«Я, государь, никому не наровил, правил твои государевы доходы нещадно, побивал насмерть».
Случалось, что ни эти меры целовальника, ни избиение его самого не давали заданной прибыли. Тогда к кабаку наезжали царские слуги и ставили на правеж жителей тех деревень, которые выбирали целовальника. Били тех, кто пил и кто не пил, пока они, собрав последние гроши, не вносили нужную сумму.
Беда тому, кто хоть как-нибудь мешал царевым кабакам в извлечении прибыли. Никто на Руси не имел права делать для себя вина. Хочешь пить - иди в кабак. Того, кто сам курил вино, приказано было хватать, отсекать руки и ссылать в Сибирь.
Только в виде особой милости к боярам знатнейшего рода царь жаловал их «бражным кормлением», то есть разрешал собирать в своих вотчинах прибыль с кабаков.
Позже появились в России «откупщики». Эти люди покупали у царя право исключительной торговли вином в определенной округе. За такую привилегию они платили большие деньги, но прибыль с лихвой покрывала расход.
В 70-х годах XVIII века некий Голиков за 2 320 000 рублей купил право на торговлю вином в
Москве, а через несколько лет получил 9 258 000 рублей дохода. В 1862 году откупные суммы составляли почти половину всех государственных доходов.
Теперь народ должен был нести в кабак деньги не только для государственной казны, но и для наживы откупщикам.
Ну, а «божьи слуги»? Неужели они остались в стороне и не погрели руки на продаже «зелена вина»? Конечно, нет!
До появления царевых кабаков монастыри собирали лишь дань «с питей». Решил крестьянин сварить пива к свадьбе или к празднику - плати дань монастырю. Уклонишься от уплаты - монахи плетьми побьют.
Но, видя, как из кабаков золотым дождем сыплются монеты в государеву казну, монастыри решили не отставать. Они сами принялись курить вино и продавать его.
Издревле стоял на крутом берегу Волги Макарьевский монастырь, у стен которого проводились знаменитые макарьевские ярмарки. Народу съезжалось уйма. Кто с товарами, кто за покупками, кто в монастырь молиться, а кто и просто так, развлечься.
Хитрые монахи извлекали из этого немалую выгоду: держали на реке перевоз и брали деньги с каждого человека, с каждой животины; принимали на постой богатых людей и за это получали; торговали всякой всячиной: крестиками да иконками. Но мало этого: на обоих берегах Волги монастырь поставил свои кабаки. И потекли деньги в монашескую казну.
Сквернословие, пьяные драки каждый день можно было слышать и видеть подле «святой обители». Совершались даже убийства. Дважды царь советовал монахам не срамиться, прекратить заниматься непотребным делом. Но монахи не слушались. Чересчур велик был соблазн.
Держал кабаки и Пудожский монастырь на реке Костроме, и Хутынь-монастырь, и многие другие.
Так много веков назад, кроме церкви, сосущей из народа деньги, появился и кабак.
Пьянство поощрялось царями и попами. Пьянство, как зараза, распространилось по Русской земле, неся с собой горе, нужду, полное разорение, болезни.
В 1842 году в России от употребления спиртных напитков умерло или, как говорилось тогда, захлебнулось вином 939 человек. В 1863 году в одном только небольшом в ту пору городке Вятке зарегистрировали 285 случаев смерти от пьянства. А во всей России ежедневно умирало от пьянства 7 человек.
Зато богатели царская казна, бояре, монастыри, кабатчики, откупщики, водочные фабриканты. Уже в 1767 году доход от продажи вина равнялся 5 миллионам рублей. Продано было около двух с половиной миллионов ведер.


Пьянство – огромная социальная проблема, с которой в России борются давно и не всегда успешно. Существует даже мнение, что русские пьют больше всех в мире, что это их генетическая особенность. Так ли это? И всегда ли Россия была олицетворением пьяного угара?

Древняя Русь – хмельные напитки

В стародавние времена на Руси алкогольные, а правильнее сказать, исключительно хмельные напитки употребляли нечасто, на тризнах, игрищах, пирах. К тому же самыми популярными были медовуха, пиво и брага, которые изготавливались на основе меда, и потому не столько опьяняли, сколько бодрили. Вино, сделанное из винограда, стали пить лишь с X века, когда оно пришло из Византии.


Всем в детстве читали русские народные сказки, поэтому поговорка о меде и пиве, которые по усам текли-текли, а в рот так и не попали, знакома каждому. Что имелось под выражением «не попало в рот»? А смысл в том, что хмельные напитки не пили просто так, их подавали как приятное дополнение к щедрой трапезе.

Напитков было много, и все они были очень вкусные. Начиная со времен правления Владимира Великого и до середины XVI века использовали хмельные напитки на основе забродившего мёда или виноградного сока. Это были квас, сито, березовица, мед, вино, пиво, сикера, упомянутые выше и ставшие национальными напитками медовуха и брага.

Надо отметить, что письменных свидетельств, что в Древней Руси пьянство считалось тяжёлой социальной проблемой, нет. Старики времен Киевской Руси говорили молодёжи, чтобы они пили вино ради веселья, но не для того, чтобы сильно опьянеть: «пейте, да не упивайтесь».

Есть мнение, что великий князь Киевский Владимир выбрал религией для Руси православие, так как оно напрямую не запрещало хмельные напитки.

Начало «пьяной эпохи»

Сегодня Россия у многих иностранцев ассоциируется с водкой. Когда этот напиток появился повсеместно, сказать невозможно. Однако есть некоторые документы, в которых можно найти сведения, что во второй половине XV века в России началась переработка ржи, научились изготавливать чистый спирт.


Чуть ранее, в 1533 году Иван Грозный выпустил приказ об открытии «Царёва кабака», который стал первым в стране питейным заведением. Начало XV века для России ознаменовалось появлением таких напитков, как хлебное, варёное и горячее вино. И это были уже не безобидные хмельные напитки из винограда или меда, а самый настоящий самогон, который получали при помощи перегонки.

Простой люд не мог позволить себе напиваться ежедневно, как это делали царские опричники. Рабочие люди баловались алкоголем в Святую неделю, на Рождество, в Дмитровскую субботу. К этому же периоду относятся и первые попытки борьбы с пьянством: если простолюдин напивался в неподобающая время, его безжалостно избивали батогами, а тому, кто перешел все границы, светила тюрьма.

Если рассмотреть пьянство как способ получения прибыли, то именно при Иване Грозном это явление стало распространяться. После «запуска» первого царёва кабака прошло немного лет, и в 1555 году царь разрешил открывать кабаки по всей территории Руси. Кажется, ничего особо страшного не произошло, однако в этих заведениях не подавалась еда, и ее запрещали приносить с собой. Дорвавшийся до спиртного человек, употребляя алкоголь без закуски, мог спустить за день всё, что у него было с собой, вплоть до одежды.

Толчок развитию пьянства дало и то, что всем крестьянам, простолюдинам и посадским было официально запрещено изготавливать в своём доме хмельные напитки и самогон. Естественно, люди стали посещать питейные заведения всё чаще и чаще. Началась пьяная эпоха, когда кабаки получали огромные прибыли, шедшие в Государственную (Царёву) казну.

Вклад в развитие пьянство внес Борис Годунов, при котором на территории Руси были безжалостно закрыты все корчмы, где подавали не только алкоголь, но и еду. Монополия государства в торговле водкой была узаконена. В 1598 году царь выпускает указ, который гласит, что частные лица не имеют право торговать водкой ни на каких условиях. Прошло всего сто лет, а пьянство схватило Россию за горло своей железной рукой.

Title="Николай Неврев. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866 г.
Купцам разрешалось пить и закусывать дома." border="0" vspace="5">


Николай Неврев. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866 г.
Купцам разрешалось пить и закусывать дома.

По словам прусского дипломата Адама Олеария, который создал известные «Описания путешествия в Московию», он был поражён количеству пьяных, валяющихся на улице. Пили мужчины и женщины, молодые и старые, священники и светские люди, простолюдины и титулованные особы. К сожалению, такие русские национальные черты как гостеприимство, сыграли в распространении пьянства не последнюю роль. В России было принято встречать гостя радушно, с трапезой и алкоголем. Если гость мог выпить всё, что ему наливали, то к нему относились лучше, чем к тому, кто пил «худо». Это отмечал дипломат Питер Петрей в своих «Московских Хрониках».

Борьба с пьянством

Началом борьбы с пьянством можно читать 1648 год, когда начались так называемые кабацкие бунты. Причина была проста: простолюдины просто не могли отдать все долги за выпитое в этих заведениях. Владельцы кабаков тоже не хотели остаться внакладе, поэтому кабацкая водка становилось всё хуже и хуже качеством. Бунты были настолько сильными, что без применения военной силы и их подавить не удалось.

Этот факт не прошел мимо царя Алексея Михайловича, которым в 1652 году был созван Земский собор, получивший историческое название «собора о кабаках». Результатом был указ об ограничении числа питейных точек на территории России и определении запрещенных для продажи алкоголя дней. Надо сказать, что их было немало, целых 180. Также царь запретил продавать водку в долг. Были повышены цены на этот продукт аж в три раза. Один человек мог купить только одну чарочку водки, которая тогда имела объем 143,5 грамм.


Патриарх Никон, имеющий большое влияние на царя, настоял на запрещении продажи алкоголя «священническим и иноческим» особам. В церквях усиленно читались проповеди о том, что пьянство - грех и вред для здоровья. Это имело положительный эффект, к пьяницам стало формироваться отрицательное отношение, а не такое терпимое, как ранее.

Всё бы было хорошо, если бы царский указ беспрекословно соблюдался в течение долгих лет. Нет, этого не произошло. Количество кабаков не уменьшилось, а остальные пункты указа работали примерно семь лет.

К сожалению, экономическая выгода не позволила сильно сократить торговлю алкоголем. Когда водочная выручка быстро поползла вниз, государственные интересы перевесили. Однако до того, как к власти пришел Петр 1, пьяницами становились в основном малоимущие люди, которые употребляли алкоголь в кабаках. Купцам и аристократам было можно лакомиться вином дома, используя обильную закуску, потому среди них спившихся личностей было значительно меньше.

Петр I тоже пытался бороться с пьянством. Например, он приказал выпустить медали весом более 7 кг и раздавать их всем, кто был замечен в сильном пьянстве. Носить такую медаль нужно было семь дней, снимать ее запрещалось.

Кампания за трезвость и ее результаты

В 1914 году была начата компания за трезвость. Во время мобилизации на основе царского указа продажа любого спиртного было строго запрещена. Это был тот самый Сухой закон, о котором сегодня много говорят. Чуть позднее местные общины получили право самостоятельно решать, осуществлять торговлю алкоголем или же нет.


Эффект превзошел все ожидания. Царский указ был поддержан в большинстве регионов, и всего за год потребление алкогольных напитков уменьшилась в 24 раза. Отмечалось уменьшение больных с диагнозом алкогольный психоз, снизилось количество прогулов и «пьяных» травм. Широко развернулись агитационные кампании, направленные против пьянства.

Однако эта продолжалась недолго. Постепенно достигнутые эффекты стали сходить на нет, самогоноварение и производство подпольного алкоголя увеличились очень сильно.

Производство спирта продолжалось, и появилась проблема его хранения. В сентябре 1916 года Советом министров оно было запрещено, а запасы продукта должны были быть уничтожены, что привело к существенному снижению доходов государства.

Чтобы компенсировать потери от сухого закона, повышались налоги. Дрова и лекарства, спички и соль, табак, сахар и чай – все подорожало. Были увеличены пассажирские и грузовые пошлины. А народ продолжал гнать самогон и пить.


Пьянство стало настигать не только простолюдинов, но и дворянство, интеллигенцию. Так называемые земские гусары (сотрудники службы обеспечения, которые не участвовали в боевых действиях), развернулись вовсю, воруя и спекулируя алкоголем. Между городскими думами и земствами возникла борьба за расширение влияния, проходящая под знаком компании за трезвость, что превратило сухой закон в причину расшатывания социально-экономического положения Российской империи.

И в продолжение темы рассказ о том,

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...