Алкоголизм и его история развития на территории россии. «искореним это зло!»

В мае 1985 года в Советском Союзе начинается новая массовая антиалкогольная кампания. Чтобы искоренить пьянство, в ход шли все средства: от пропаганды здорового образа жизни до вырубки виноградников. Однако результаты получились весьма противоречивыми, население было недовольно, и в скором времени кампанию пришлось свернуть. Автор сайт Николай Большаков вспоминает, как проходила эта кампания.

Новая кампания

Антиалкогольные кампании в Советском Союзе проводились не единожды. 1918, 1929, 1958, 1972 — все эти года ознаменованы массовой борьбой с пьянством. Но наибольшую известность получила кампания, инициированная Михаилом Горбачевым. Придя к власти, генеральный секретарь понимал, что потребление алкоголя стало массовым. В среднем на душу населения приходилось десять литров выпитого спиртного за год, и с этим надо было как-то бороться. Это прекрасно понимал не только новоиспеченный глава СССР, но и Егор Лигачев вместе с Михаилом Соломенцевым, которые стали идейными вдохновителями этой кампании. Грядущими планами Горбачев поделился с гражданами, когда посещал Ленинград во время своей первой поездки в должности генсека в мае 1985 года. А 7 мая вышло официально постановление № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения» от Совета Министров. Именно с этого постановления начинается антиалкогольная кампания в СССР.

Михаил Горбачев вместе с Егором Лигачевым — одним из вдохновителей кампании

Наступление по всем фронтам

У кампании тут же появился свой лозунг: «Трезвость — норма жизни». А самым громким рупором этого масштабного движения стала газета «Правда». «Следует считать совершенно недопустимым употребление спиртных напитков на работе, в общественных местах, расценивать такие случаи как аморальное, антисоциальное поведение, используя против пьяниц всю силу закона и общественного мнения», — писалось на передовицах этого издания.

Теперь из кинофильмов аккуратно вырезались сцены застолья и приветствовались безалкогольные свадьбы. Сам алкоголь можно было получить только строго в определенное время, а это от двух до семи часов дня, и строго в специальных магазинах. Были повышены штрафы за появление в нетрезвом виде, запрещалось пить при производстве. И по всей стране организовались общества трезвости и здорового образа жизни. Вообще планировалось постепенно сокращать производство водки на десять процентов каждый год, а винные изделия вовсе перестать выпускать к 1989 году. Потому антиалкогольная война нанесла большой урон винодельческой отрасли.


Очереди в магазины за спиртным били все рекорды

Антиалкогольная кампания нанесла сильный удар по винодельческой отрасли


В Молдавии и в Абрау-Дюрсо, где вино является традиционным товаром производства, и во многих других местах массово вырубались виноградники. По официальным данным, только в Молдавской ССР было уничтожено 80 тысяч гектаров виноградных участков.

Противоречивые результаты

Самая активная фаза кампании пришлась с 1985 по 1987 годы. Будет объявлено, что благодаря таким действиям удалось предотвратить более миллиона смертей. На деле производство спиртных напитков сократилось вдвое, а выпуск винной продукции был урезан на две трети. Но все эти акции по борьбе с пьянством негативно сказались на населении. Прежде всего, резко выросла спекуляция, многократно увеличился спрос на сахар и другие товары, среди которых была и зубная паста, и одеколон, и прочие спиртосодержащие продукты. В спекуляции обвинялся каждый десятый работник из сферы торговли, а к ответственности за нарушение продажи спиртного было привлечено более 60 тысяч человек.

Около магазинов повсеместно случались драки и большие очереди. Многие люди перешли на самогон. Также появилось много наркоманов и токсикоманов и среди взрослых, и среди молодежи. По данным МВД СССР, употребление самогона и других одурманивающих веществ привело к отравлению более сорока тысяч человек, из которых одиннадцать тысяч погибло. Число больных наркоманией выросло в два раза с 1985 по 1987 года.


Во время одного из антиалкогольных митингов

Было объявлено, что кампания спасла жизни миллиону людей


Кампания ударила не только по населению, но и по советскому бюджету, который и так в то время страдал от дефицита. В сумме государственная казна недополучила 19 миллиардов рублей из торговой сферы. А из-за потерь в производстве вина недосчитались еще 6.8 миллиардов. Недовольства по всей стране в итоге вынудили Михаила Горбачева сбавить обороты антиалкогольной кампании. Вскоре последовала отменена монополия государства на торговлю спиртных напитков, и борьба с пьянством постепенно ушла в никуда. Иван Лаптев, председатель Всесоюзного общества борьбы за трезвый образ жизни, потом напишет: «Пить на Руси меньше не стали, культура питья не повысилась, зеленый змий, отлежавшись в подвалах и погребах, так и остался лучшим другом советского человека».

Михаила Горбачева нарекли «лимонадным Джо» из-за борьбы с пьянством


Самого Михаила Горбачева нарекут в народе «минеральным секретарем» и «лимонадным Джо». Тем не менее, кампания была высоко оценена мировым сообществом. «Она отсрочила смерти миллионов людей, подвергавшихся опасности лишиться жизни в результате несчастных случаях, алкогольного отравления или самоубийства», — говорилось в одном из докладов ООН.

Рассказывая об СССР 70-х и 80-х годов нельзя не упомянуть об одном из самых существенных факторов тогдашней жизни – о пьянстве. Рассуждая на эту тему, я не хотел бы упрощать – вот проклятые ленинцы споили народ, чтобы он меньше думал. Но ведь споили. Отчасти сознательно. Алкоголь и общество, алкоголь и власть – это сами по себе очень интересные темы.

Дело в том, что алкоголь единственный наркотик, к которому белая раса относится вполне терпимо. Почему это так - понять не сложно, алкоголь веселит, снимает стресс (на начальных этапах), а зависимость от него возникает у большинства отнюдь не сразу. Короче, «праздник, который всегда с тобой». Но действует алкоголь совершенно так же как другие наркотики. Постепенно какая-то часть мозга не может уже существовать без «дозы», и мозг делает все, чтобы человек приложился и выпил.

И когда говорят, что есть сильные люди, которые могут контролировать себя и есть слабые люди, которые уступают пороку, то это смешно, конечно. Тут все зависит не от силы или слабости человека, а от того, как успешно расщепляется алкоголь в печени, насколько «биохимия» мозга в состоянии «противостоять» алкоголю. Если не в состоянии, то человек будет пить все чаще и чаще с понятными последствиями.

Любопытно, что элементарные знания о действии алкоголя до сих пор не очень доступны потенциальным «клиентам», скажем, если принимать алкоголь два раза в неделю (не подряд), то печень справляется, и зависимость не наступает, или наступает медленно.

Степень алкоголизации страны – это тест на психическое здоровье народа. Психологически здоровый человек в алкоголе не нуждается. Психологически здоровое общество тоже не нуждается в алкоголе. Поздний СССР страстно нуждался в алкоголе. Но дело в том, что алкоголь это мощнейший депресcант. Жизнь для пьющего человека становится все мрачнее и мрачнее. И депрессивность позднего советского общества в очень большой степени была усилена алкоголизацией населения.

Любопытно, что Николай II сам выпивал изрядно, но тогдашнее гражданское общество вело яростную антиалкогольную пропаганду. Хотя по степени потребления алкоголя дореволюционная Россия в подметки не годится позднему СССР. Но царская власть не очень хотела бунтов пьяных мужиков, и вполне шла на встречу борцам за трезвость. И когда с началом войны 1914 года в России был введен сухой закон, это был закономерный шаг для тогдашней власти.

Вожди большевиков - Ленин и Троцкий на дух не выносили спиртного, Ленин, правда, пытался пить пиво в Германии, следуя привычкам немцев (да и его кумир Карл Маркс любил выжрать), но алкоголь – это не то, что пьянило его. Пьянство он терпеть не мог, то же самое и Троцкий. Поэтому эта пара и поддерживала сухой закон, хотя это было очень трудно. В осатаневшей от боли и крови стране наркотики (в основном кокаин) и алкоголь (в основном спирт и самогон) пользовались повышенным спросом.

Но сухой закон в Красной Армии поддерживали изо всех сил, т.к. очень боялись восстаний и погромов, в том числе, еврейских погромов (а что было, то было), а вот в Белой Армии с трезвостью была беда. Это не шутка воевать со своими, как выражались белогвардейцы: «болты слетали с резьбы», психика не выдерживала, белые пили. В Красной Армии были те же люди с теми же проблемами, но за пьянку там могли и расстрелять. А трезвая армия воюет, конечно, лучше пьяной, хотя победа красных все равно была в достаточной мере случайной, что легко доказать, зная, как обстояли дела.

Большевики пьяных мужиков и пролетариев боялись еще больше, чем цари. К производству водки приступили уже тогда, когда Троцкий мало на что влиял. Не случайно, что отцом советской водки был председатель правительства Рыков, сам человек весьма пьющий. Кстати, подлецы редко сильно пьют и спиваются. Рыков спивался. Он был самым порядочным человеком в советском руководстве, к примеру, категорически возражал против того, чтобы братские республики развивались за счет России.

Главной причиной начала производства водки – была причина экономическая. Стране нужны были деньги, продажа водки это самый быстрый способ выкачать эти деньги, позиции в руководстве двух пьющих людей Сталина и Рыкова были сильны, и к радости широких масс, в СССР началось производство водки, которую прозвали «рыковкой».

Доходы у людей были тогда очень небольшие, в 20-е годы еще и безработица в городах, после коллективизации опять ввели карточки, лучше стали жить только в конце 30-х годов, и тут же возросло потребление алкоголя.

Главный политический цензор СССР Солодин рассказывал мне о том, как жила их семья перед войной, он помнил, что в выходные обязательно покупали «Спотыкач», тридцатиградусную водку, и пили всей семьей за обедом. Потом война, потом нищета и разруха, и бутылку водки купить было очень дорого. Поэтому после войны водку продавали во всех магазинах в разлив.

Зашел человек в любой магазин, есть в кармане хоть что-то, брал сто граммов и выпивал, и жить уже не так погано. На тридцать минут. В фильме «Невеста с приданым» про колхозную жизнь пятидесятых, есть такая сцена. Героиня, которую играла Татьяна Пельтцер, пошла на вокзал, что-то продать. Ну что тогда продавали? Дары леса в основном. Продала, хотела домой деньги принести, но по ее словам, «чтой-то в животе у нее так забурчало», что она не выдержала и купила на всю выручку колбаски и выпила водочки.

По мере роста доходов – росло и пьянство. Значительная часть проблемы заключалась в том, что из всех сословий дореволюционной России, по-настоящему пили только пролетарии. «Пьяная мастеровщина» - это один из признаков большого города начала ХХ века.

С победой пролетарской партии в России, пролетариат стал культивироваться, принадлежностью к пролетариату стали гордиться. Что само по себе не плохо, если бы «мастеровщина» не несла в себе массу отрицательного. Тут были, конечно, и объективные причины. Жизнь в промышленном районе, изнурительная работа на заводе или фабрике, требовала какой-то разрядки. Ведь крестьянин мог восстанавливать силы примерно шесть месяцев в году, а здесь круглый год изматывающий, механический труд.

Пролетарские окраины всегда пили по-черному, не имея никакой культуры употребления спиртного. И постепенно, по мере формирования советского человека, привычки мастеровщины стали распространяться на все общество. Был некий идеал простого рабочего парня, который может подраться, может выпить, но он свой, она за советскую власть и никогда не предаст. И образ этого выпивающего парня, кочевал из фильма в фильм. Образ пьющего Вани Курского (Алейников) из фильма «Большая жизнь», это было близко к реальности. Ваня пьет, но советскую власть не предаст.

Постепенно употребление алкоголя, как единственный праздник в жизни, стало привычным для большинства населения страны. Это стало чем-то обыденным и естественным, хотя чего уж естественного было в валявшихся на улицах городов и сел, пьяных мужиках.

Про сейчас мало говорят, но в 1970-х, во времена "благословенного застоя" (как любят выражаться поклонники СССР) люди очень много пили. А особенно смешно, когда фанаты СССР говорят про какую-то "тотальную алкоголизацию населения" в девяностых — про это писать могут только те, кто не знал истинных причин и цифр употребления алкоголя в СССР времен Брежнева.

Как бы ни спорили с этим фанаты Союза, но эта страна в период 1970-1980-х годов была самой настоящей страной бытовых алкоголиков — именно в эти годы потребление алкоголя среди обычных граждан достигло максимальных цифр.

Итак, в сегодняшнем посте — цифры и факты о том, как в СССР пили при Брежневе, а также про то, что случилось при Горбачёве. Заходите под кат, там интересно)

СССР спился при Брежневе.

Тем, кто считает "высокоразвитый брежневский СССР" страной культурных и малопьющих людей, я предложу обратиться к статистике. Согласно её данным, в 1960-е годы рядовой гражданин в СССР потреблял в среднем 4,6 литра алкоголя в год, к началу "застойных" 1970-х эта цифра выросла сразу до 8,44 литра (то есть, почти в 2 раза), а к началу 1980-х этот показатель достиг аж 10,6 литров чистого алкоголя.

А теперь давайте переведем это в конкретные напитки. В поллитровой бутылке водки содержится 200 грамм чистого алкоголя, а это значит, что среднестатистический советский человек в 1981 году выпивал 53 бутылки водки в год . Если же переводить на вино — то это будет 118 бутылок сухого вина. Не знаю, как вас, а меня эти цифры шокируют.

Тут ещё нужно учесть тот факт, что статистика считает "среднюю температуру по больнице", ведь в СССР были и абсолютно непьющие люди, и те, кто потребляет весьма умеренно (скажем, до 10 бутылок водки в год). Но тогда получается, что и так достаточно высокие цифры потребления (фактически, бутылка водки в неделю) нужно еще умножать для того, чтобы получить истинную картину потребления алкоголя.

Плюс ко всему, сюда же нужно приплюсовать потребление самогона и всяких домашних "наливок" из самодельного спирта, а также потребление всяких "нецелевых жидкостей", вроде одеколона, политуры и стекломоя — которые вообще никто никогда не учитывал. Какой могла быть реальная картина? Сложно сказать, так как такими подсчетами никто не занимался, но думаю что среди пьющего населения цифру в 53 бутылки в год можно смело умножать в 1,5-2 раза.

О чём нам ещё говорит статистика брежневских лет? От алкогольных отравлений в СССР в начале 1980-х умирало 2% всех умерших в стране мужчин. Повторяю — не от последствий многолетнего злоупотребления алкоголем (вроде инфарктов, панкреатитов, циррозов и прочих "прелестей"), а именно от отравления. Примерно черверть всех убийств в стране (23,7%) происходила в состоянии алкогольного опъянения, примерно таким же было и количество самоубийств в пьяном виде.

В абсолютном исчислении, от причин так или иначе связанных с алкоголем, в СССР умирало 351 тысяча мужчин и 135 тысч женщин ежегодно, что в сумме составляло 486 тысяч человек . Это сопоставимо с населением немаленького города областного значения.

Почему люди в СССР пили?

Почему же советские люди так много пили? Может быть, таким образом реализовывался хитрый план Даллеса по уничтожению СССР, и ночью над каждым советским слесарем стоял десантник НАТО, который вливал тому через воронку в рот водку? Разумеется, нет. Причиной тотального пьянства было само советское государство и сама советская система.

Современная наука гласит, что спиваться начинает тот, у которого нет "внутреннего стержня" и стремления развиваться и чего-то достигать в жизни. Именно эти условия "максимально качественно" обеспечивались в СССР — внутренний стержень у личности не мог возникнуть в обществе, основой существования которого было беспрекословное подчинение начальству и идеологии (вырабатываемое еще ), а чего-то "достигнуть в жизни" было тоже сложно — потолком развития советского человека была должность инженера в КБ с зарплатой в 200 рублей, дрянная дачка (вовсе не такая, как у ) и дрянная же квартирка.

Проще говоря, рядовой советский человек бухал просто от скуки. Выше слесаря-станочника не прыгнешь, никакое своё дело не начнешь, за границу не поедешь, больше 200 рублей в месяц не получишь. Вот и оставалось только, что ездить по выходным на дачу да выпивать с друзьями.

Помимо этого, в советском обществе была крайне высокая толерантность к алкоголикам. "Официально" существовали всякие антиалкогольные плакаты, вытрезвители и кинофильмы, в которых милиционер всячески ругал пропойцу, но в реальности алкашей жалели, с ними возились и старались не увольнять без особых причин. В отличие от "проклятых диссидентов", которых запирали в дурдомы и тюрьмы, алкоголики были плоть-от-плоти свои в этой системе — считалось, что "товарищь немного оступился, но он безусловно наш, пролетарий".

Что случилось при Горбачёве.

06. Обратите особое внимание на то, что всё это происходило в те самые "годы благословенного брежневского застоя", которые так любят нахваливать фанаты СССР. Мол, вот тогда-то СССР был ого-го! Нас боялись больше всех в мире, эге-гей! А потом пришел "хрен с пятном на лбу" и всё развалил!

Давайте вспомним, что произошло в те годы. При Горбачёве началась политика перестройки и была объявлена гласность — это значит, что о многих проблемах советского строя стало принято открыто говорить. В середине восьмидесятых наконец-то открыто было сказано, что СССР — это страна бытовых алкоголиков, и нужно с этим что-то делать. 7 мая 1985 года было принято постановление ЦК КПСС "О мераз по преодолению пьянства и алкоголизма", больше известное как "начало антиалкогольной компании".

Параллельно с этим, советское государство пошло на беспрецедентные меры — более чем в 2 раза повысило цену на водку, в результате чего её потребление сильно снизилось. Мера эта, кстати, была принята далеко не сразу и долго обсуждалась в правительственных кругах — потому что доход от продажи водки населению составлял немалую часть советского бюджета (да, спаивало население именно советское государство, а не десантники НАТО по плану Даллеса).

А ещё параллельно с этим советское государство наконец-то разрешило более-менее беспроблемный выезд за границу, занятие своим делом, Кооперативы и т.д., что позволило найти себя многим из тех, кто при Брежневе был вынужден просто тихо спиваться у себя на заводе или в НИИ от бессмысленности и безысходности.

Согласно статистике, в самые последние годы существования СССР потребление алкоголя на душу населения составляло 3,9 литра вместо 10,6 при Брежневе.

Пристрастие к выпивке у русских - чуть ли не главная национальная черта. Но история также знает, что не менее активно идет постоянная . Например, в СССР было проведено пять таких больших кампаний, когда резко ограничивался выпуск и продажа спиртных напитков. Хорошо запомнилась последняя, самая масштабная, 1985-87 годов.

Трудно забыть дикие очереди, давку и драки у винно-водочных магазинов. Ну а безалкогольные свадьбы и проводы в армию, где водка все равно подавалась, только в чайниках или как березовый сок, до сих пор являются предметом разных анекдотов. Многие искали замену хмельным напиткам. В ход пошел не только самогон, но и все возможные заменители: одеколон, денатурат, растворители, лосьоны, медицинские настойки на спирту. В результате была масса отравлений суррогатом. Хотя задумывалось все на благо народа.

Ведь множество семей распались из-за того, что кто-то пил. А сколько преступлений совершалось на почве алкоголизма. Сколько людей ушло из жизни, сколько судеб поломано. Естественно, бороться с пьянством начинали в семье. Для этого использовали различные, иногда даже смешные, методы. Например, летом в малине нужно было поймать лесного зеленого клопа, издающего неприятный резкий запах. Настоять на водке, и давать пьющему человеку. Отвращение к алкоголю прививалось довольно быстро. Разумеется, исцеление проводилось тайно, пьющий ничего не подозревает о таком методе.

Казалось, государством все было продумано для успешного проведения антиалкогольной кампании. В первую очередь снижалась доступность спиртного. Вводился запрет на торговлю хмельным в вечернее и ночное время. Действовало возрастное ограничение.

Оказывалась помощь зависимым от алкоголя людям. Часто против их воли. Вспомните фильм «Кавказская пленница», где врач говорит, что алкоголики - их профиль. Вылечить всех обещают и в картине «Иван Васильевич меняет профессию». Но что давало такое лечение? Во всяком случае, положительный результат очень редко. Ведь условия пребывания в ЛТП (лечебно-трудовом профилактории) мало чем отличались от тюремных. Здесь и карцер был, и режим, и забор с колючей проволокой. А если учесть, что большинство попадало туда по решению суда, то лечиться они просто не хотели и умудрялись по-всякому достать спиртное. Да и не лечили там, по сути. Это была скорее просто изоляция от общества. А попасть туда было довольно легко. Достаточно, чтобы в соответствующие органы попало заявление, например, от жены. И при наличии свободных мест, комиссия выносила решение.

При опорных пунктах милиции создавались отряды добровольных дружин, которые патрулировали улицы населенных пунктов с целью охраны общественного порядка. В их задачи также входило выявление лиц в нетрезвом состоянии и доставку тех в вытрезвитель. Это медицинское специальное учреждение, где фельдшером производился осмотр доставленного, устанавливалась его личность, и находился он там, вплоть до полного вытрезвления. Существенный риск быть ограбленным или избитым присутствовал как при задержании, так и непосредственно внутри самого заведения.

В стране велась пропаганда здорового активного образа жизни. Организовано было информирование широких масс населения о вреде алкоголя. Плакатами типа «Все на борьбу с пьянством», зеленый змей, выглядывающий с бутылки, пестрели доски объявлений. Модными стали конкурсы молодежных агитбригад на эту тему. Выпускались стенгазеты, «Комсомольский прожектор», бюллетени, где высмеивались те, кто злоупотреблял «зеленым зельем». Не было ни одного номера сатирических журналов «Крокодил», «Перец» без такого материала.

Перед каждым художественным фильмом в кинотеатрах демонстрировали 10-15-минутные документальные кинохроники. Многие из них, особенно в перестроечное время, были посвящены антиалкогольному вопросу.

При каждом районном комитете партии была должность лектора. Он направлял и координировал работу внештатных лекторов из числа партийных и комсомольских активистов.

На факты злоупотребления на работе обязательно реагировали партийные и комсомольские организации. Собрания, заседания бюро, актива ставили в повестку дня вопросы борьбы с пьянством. Пример можно привести, обратившись снова к отечественному кинематографу. Афоню из одноименного фильма разбирают на таком собрании. Герой нехотя слушает и практически не реагирует на замечания. А выступающие все какие-то напыщенные, позирующие. Видно, что им не раз приходится держать речь. И, действительно, были дежурные выступающие, заготовленные фразы. Особенно страшно было попасть на крючок членам КПСС. Исключение с партии было очень строгим видом наказания. О какой-либо карьере сразу можно было забыть.

Тем не менее, борьба с пьянством тормозилась самими продавцами хмельного зелья, ведь личная выгода побуждала их нелегально, «испод полы» распространять спиртные напитки. Нажива на продаже самогонки тоже делала свое черное дело.

Посмотрев историю борьбы с этим социальным злом, видим, что никакие запрещения, директивы, суровые наказания, распоряжения, предписания и проповеди, устремленные к его искоренению или хотя бы сокращению, в основном оставались тщетными.

Нельзя победить его с помощью страха, издавая строгие законы. Не преодолеть пьянство и обращаясь к чувствам стыда, достоинства и чести. Проблема значительно глубже.

  • Повлиял ли распада СССР на увеличение числа этнических конфликтов в мире?

ЦСУ СССР, к сожалению, не публикует основные данные по алкогольной и курительной проблемам, потому многие из нас вынуждены прибегать к подсчетам и предположениям.

Перед империалистической войной пьянство в России было значительно ниже, чем в других ведущих христианских странах, о чем свидетельствуют следующие данные о потреблении абсолютного алкоголя на душу населения: Франция – 23,32; Италия – 11,67; Германия – 10,06; США – 6,56; Россия – 3,13 литра в год («С.-Петербургские ведомости», 1914, 19 января /1 февраля/, № 15, с.1). Еще большее преимущество мы имели в первые годы после Октябрьской революции. По данным Э.Дейчмана, даже в год введения водочной монополии в СССР (1925) потребление абсолютного алкоголя на душу населения составило всего лишь 0,88 л, а в других странах этот показатель был таким: Франция – 17,99; Италия – 13,77; Англия – ,6,17; Германия – 2,74. В последующие годы по темпу роста пьянства мы заняли ведущее место и в настоящее время обогнали многие страны. Как показывает таблица 4.3., в 1970 г. по распространенности пьянства Советский Союз занимал 8, США – 14, Великобритания – 19 места среди 25 основных «пьющих» стран.

Таблица, 4.3

Число лиц, употребляющих в среднем более 150 мл абсолютного спирта в день

на 100 000 населения в возрасте 15 лет и старше в 25 странах, 1970 г.

страна страна Число лиц, потребляющих более 150 мл/день
Франция США
Италия Югославия
Испания ГДР
Люксембург Дания
ФРГ Канада
Португалия Великобритания
Швейцария Швеция
СССР Нидерланды
Австрия Польша
Бельгия Ирландия
Венгрия Финляндия
Австралия Норвегия
Новая Зеландия

В примечании к этой таблице ВОЗ сказано: «Среднее суточное потребление алкоголя в количестве, превышающем 150 мл, характерно для алкоголиков, поступающих для клинического лечения...» Следовательно, в таблице приведен процент вполне выраженных алкоголиков среди населения старше 14 лет.



За период 1970-1980 гг. продажа алкогольных изделий, а, следовательно, и пьянство выросли в 1,77, численность же населения лишь в 1,09 раз («Народное хозяйство СССР в 1980 г.». М., «Финансы и статистика», 1981, стр. 7 и 403). В 1980 г. в нашей стране было среди людей в возрасте старше 14 лет выраженных алкоголиков примерно 7,593 % (4,290 х 1,77 = 7,593). Если учесть, что в странах, которые в 1970 г. опережали нас по алкоголизму, потребление спиртного мало изменилось, то, можно думать, в настоящее время мы «угрожаем» традиционному чемпиону по пьянству – Франции.

За период I940-1980 гг. продажа алкогольных и табачных изделий выросла соответственно в 7,8 и в 8,7 раз («Народное хозяйство СССР в 1980 г,», стр. 402 и 430). Советское государство с каждым годом импортирует все большие количества спиртного и табака. В 1980 г. закуплено винно-водочных изделий на 507 023, табака и табачных изделий – на 493 154 млн. руб. Водки завезли на 2 609 070 л больше, чем в 1979 г., а сигарет – на 976 млн. штук («Внешняя торговля СССР в 1980 г.», «Финансы и статистика», 1981, стр.41 и 43).

Наше общество несет огромные людские, идеологические и материальные потери из-за высокой распространенности, потребления алкоголя.

Людские потери

«Мы, советские граждане, являемся свидетелями и творцами небывалого и великого события – более трети века наша Родина пользуется благами мира. В то же время мы являемся свидетелями и творцами небывалого по масштабам и пагубного явления – междоусобной борьбы, в которой в роли противников выступают жены и мужья, родители и дети, братья и сестры, начальники и подчиненные… более того, человек сражается с собой, он калечит и медленно умерщвляет себя. Средством ведения этой дикой, смертоносной и разорительной междоусобицы являются спиртные напитки. «Алкогольная война» в отличие от обычной ведется непрерывно, безостановочно работает невидимый конвейер смерти и ежегодно уносит в небытие фантастическое число жертв. Очень много сограждан теряем мы и из-за курения» (Г.А.Шичко, 1981).

И.Н.Пятницкая и А.М.Сточик сообщили о том, что, по данным ВОЗ, алкоголизм является причиной каждой третьей смерти, если учитывать частоту среди злоупотребляющих спиртными напитками сердечно-сосудистых заболеваний, болезней печени, желудка, почек, венерических заболеваний, травматизма в состоянии опьянения, самоубийств. Также по данным ВОЗ, 20% умирающих жителей индустриально развитых стран являются жертвами курения. Исходя из этих данных, а также из численности населения и смертности, взятых из сб. «Народное хозяйство СССР в 1980 г.» (стр.7 и 31), я произвел подсчеты числа умерших в нашей стране в 1975-I980 гг. Из таблицы 4.4 видно, что мы понесли астрономические потери, причем совершенно неоправданные.

Таблица 4.4

Число умерших в СССР из-за алкоголизма и курения в 1975-1980гг. *

Годы Численность населения в млн. Число умерших на 1000 чел. Умерло жителей из-за
всего алкоголиков Курильщиков алкоголизма курения
253,3 9,3 3,10 1,86 785 230 471 138
255,6 9,5 3,17 1,90 810 252 485 640
257,9 9,6 3,20 1,92 825 280 495 168
260,1 9,7 3,23 1,94 840 123 504 594
262,4 10,1 3,37 2,02 884 288 530 048
264,5 10,3 3,43 2,06 907 235 544 870

(* Цитата и таблица взяты из моей рукописи «Алкогольная проблема и возможности успешного ее решения», отправленной в ЦК КПСС в связи с подготовкой XXVI съезда партии. Таблица дополнена данными за 1980 г.).

В 1980 г. умерло из-за алкоголизма и курения примерно полтора миллиона человек, что в два с лишним раза превосходит потери нашей Родины на фронтах империалистической войны (626 400 убиты + 38 600 отравлены газами + 17 200 умерли от ран = 682 200 человек. Сб. «Мы и планета», М., Политиздат, 1967, стр. 52). Смертность так велика, что каждый из нас может назвать не один случай гибели людей из-за поглощения спиртных напитков. П.Д. – бывшая директор школы и мать алкоголиков Василия Д. и Ивана Д., прошедших у меня дезалкоголизмию, подарила мне два собственных рукописных рассказа: «С этим нельзя мириться» и «Трагедия одной семьи». В них она пишет о следующих горестных фактах: I) в селе с населением 2 500 человек с 8 и до 20 часов в 9 точках продается спиртное; 2) процветает самогоноварение, виновников оштрафовали на 5 руб. каждого; 3) за короткое время погибли из-за спиртного четверо коммунистов и 7 беспартийных; 4) среди женщин имеется 9 явных алкоголичек и много пьяниц; 5) 6 подростков осуждены на разные сроки за тяжкие преступления; 6) из-за алкоголепития почти вымерла большая колхозная семья, которую составляли родители, четверо мальчиков и одна девочка, остались мать – алкогольная деградантка, стоящая у края могилы, и пьянствующий сын.

П.Д. перечислила только часть случаев – трагедий, но и их достаточно, чтобы составить представление о горе, которое пышно растет на алкогольной почве.

За пятнадцатилетний период трое мужчин, проживавших на 4 и 5 этажах по нашей лестнице, разбились при падении с балконов; двое из них перед гибелью участвовали в попойке.

Мы, работники системы здравоохранения, в большом долгу перед народом: в нашей стране сосредоточена треть врачей и четверть ученых мира, однако пагубный процесс роста смертности пока не остановлен. За I960-1980 гг. она выросла с 7,1 до 10,3 на тысячу населения, а естественный прирост упал с 17,8 до 8,0; особо неблагоприятны эти показатели в славянских и прибалтийских республиках («Народное хозяйство СССР в 1980 г.», стр.31-33). Некоторые успокаивают себя предположением, что в других странах положение не лучше. Во многих лучше! Обратим внимание на три крупнейшие державы мира: КНР, США и Японию. Смертность равнялась в 1950 и 1980 гг. соответственно: в КНР – 17,0 и 6,2 (1979 г.); в США – 9,6 и 8,7; в Японии – 10,9 и 5,9; в СССР – 9,7 и 10, 3 (там же, стр. 90).

Алкоголь является прямой или косвенной причиной очень многих заболеваний. По данным ВОЗ, алкоголизм причина ¼ сердечно-сосудистых заболеваний. В.В.Волков пришел к заключению: 90 % заражений сифилисом и 95 % заражений гонореей происходят в состоянии опьянения. Е.И.Архангельская отмечает не только зависимость распространенности венерических заболеваний от распространенности алкоголепотребления, но и зависимость результатов лечения от этого фактора. Она признала лечение больных, употребляющих алкоголь, неэффективным, поскольку под его влиянием перерождаются микробы, обретают оболочку, защищающую их от лекарств. Это ею подтверждено убедительным иллюстративным материалом.

Малоэффективным считается лечение пьющих туберкулезных больных. Об этом неоднократно сообщалось в печати, приведу собственные факты. В 1973 г. я проводил в Белорусской республиканской психиатрической больнице четырехдневный семинар на тему: «О более полном использовании наличных возможностей для усиления борьбы с алкоголизмом». Был удивлен участием фтизиатров, в перерыв обратился за разъяснениями. Мне сказали, что они хотят овладеть методом отрезвления, чтобы с его помощью подготавливать своих пациентов – любителей спиртного к специфическому лечению. 27 марта 1981 г. я прочел в санатории «Свецк» (Гродненская область) лекцию о гипнозе и его возможностях (с противоалкогольным уклоном) на которой случайно оказался инспектор из Минска. В Гродно мы возвращались вместе, мой попутчик уговаривал приехать в Минск и прочесть в Туберкулезном институте цикл противоалкогольных лекций или хотя бы одну. Он с горечью рассказал о тяжелом положении фтизиатров в связи с пьянством их пациентов.

Хорошо известно, что многие психические заболевания являются следствием употребления алкоголя (около ¼ мест в психиатрических стационарах заняты алкоголиками), что цирроз печени поражает преимущественно любителей спиртного, что алкогольные напитки, особенно в сочетании с табаком, содействуют развитию рака... Алкоголь вызывает многие генетические уродства, он, подобно ионизирующим излучениям, является мутагенным фактором, не имеет предельно допустимой дозы, всякий прием его соответственно отражается на генетическом субстрате. Последствия приема алкоголя могут сказаться не на первом, а на последующих поколениях.

Отказ нашего народа от употребления спиртных напитков и табачных изделий преобразит жизнь страны: примерно наполовину снизится смертность, резко упадет заболеваемость, советское здравоохранение сможет в короткое время заметно расширить список полностью побежденных заболеваний, увеличится период молодости, поднимется продолжительность предстоящей жизни, много реже будут происходить разводы, умнее, крепче здоровьем и жизнерадостнее станут подрастающие поколения; к двухтысячному году мы сможем отрапортовать человечеству: «Советские люди обрели максимально возможное в наше время здоровье».

Идеологические потери

В.И.Ленин писал: «...только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо». Мы терпим поражение за поражением в борьбе с пьянством и будем терпеть, пока не посмотрим горькой истине в лицо. А ее суть заключается в следующем: алкогольная проблема по преимуществу идеологическая и решать ее нужно в первую очередь с помощью соответствующих методов; рост пьянства свидетельствует о недостаточности нашей идеологической работы, о значительном преобладании проалкогольной, а не противоалкогольной пропаганды.

Употребление алкогольных напитков противоречит материалистическому мировоззрению. «Материалистическое мировоззрение, – писал Ф.Энгельс, – означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений...». Характерным для него являются правильное восприятие действительности, научное понимание ее и соответствующая деятельность.

Пьющим присущи неправильное восприятие действительности, тенденциозное понимание алкогольной проблемы и противоестественные действия.

Неправильное восприятие реальности любителями спиртного нашло яркое отражение в крылатой фразе князя Владимира: «Руси есть веселье пити, не можем без того быти». Это утверждение – клевета на наших предков, поэтому многократно предпринимались попытки представить ее выдумкой или княжеской шуткой. Владимир был пьяницей, поэтому ему мерещилось, будто и его подданные не могут жить без спиртного. Приведу современные факты.

В 1974 г. совершил туристскую поездку по Египту, первостепенная причина – получить достоверный материал об отношении арабов к алкогольным напиткам. Ко времени возвращения в Александрию для отбытия на Родину, у меня сложилось такое мнение: в Египте свободно продаются спиртные напитки, однако мусульманское население отрицательно относится к ним, потребителями являются местные христиане (копты) и туристы. Накануне отъезда обратился к нашей руководительнице с просьбой познакомить меня с администратором ресторана для выяснения вопроса о его посетителях и об их отношении к спиртным напиткам. Она с недоумением и несколько вызывающе спросила: «А что тут выяснять? Все арабы пьют, как и мы». Я возразил, собеседница с некоторым раздражением стала доказывать: «Вы были в Каире в ресторане, где показывали танец живота? Видели с нами сидели два араба? Они пили вместе с нами». Я опроверг это утверждение: «Мы с женой специально заняли места рядом с вашим столиком для наблюдения за арабами. Один из них ни капли не выпил, он поднимал вместе с вами свой фужер и ставил на место, второй, кроме этого, производил пригубление. Он систематически подливал вам и Вы с приятельницей добросовестно пили». Руководительница сначала удивилась, потом задумалась и воскликнула: «А ведь и правда, они не пили! Да, представьте себе, арабы, кажется, совсем не пьют». Знакомить меня с администратором она отказалась, поэтому мы с женой использовали свободную первую половину следующего дня для прогулки и сбора дополнительных сведений по алкогольной проблеме.

Справились у пешехода о дороге, разговорились, он назвался грузином, давно проживающим в Египте. На мой вопрос уверенно ответил: «Арабы много и всё пьют: вино, водку, коньяк». Я выразил недоумение и сослался на свои сведения, однако собеседник настаивал на своем: «Арабы любят пить, не могут без этого, вот как я. Если я вечером не выпью с пол-литра, то спать не могу, а, если утром не выпью, то мне плохо». Я знал, что это болтовня алкоголика, однако для очистки совести решил спросить еще двух-трех человек. Нам с женой повезло, через несколько минут мы на улице встретились с двумя советскими дамами; они даже возмутились, услышав мой вопрос от отношении арабов к спиртному: «Мы здесь живем два года и отлично знаем, что арабы совершенно не употребляют ни водку, ни вино, ни другие алкогольные напитки». Я рассказал о встрече с грузином, соотечественницы рассердились, одна из них спросила: «А-а, это тот, что рыбу продает? Ему нельзя верить». Другая подчеркнуто сказала: «Здесь ни молодежь, ни взрослые, ни старики не употребляют алкогольные напитки, им это запрещает «Коран». Пьяного араба не увидишь, не почувствуешь запах алкоголя ни в трамвае, ни в автобусе, ни на улице; арабы совсем не пьют». Я справился: «Для кого в таком случав свободно продаются спиртные напитки?» Услышал такой ответ: «Да, действительно продают и стоят они сравнительно дешево: наша водка 1,5 фунта, вино 50 пиастров, фунт и дороже. Покупают эти напитки туристы, местные христиане, но не мусульманское население».

На теплоходе «Башкирия» невольно подслушал разглагольствование туриста, который часто находился во хмелю. Он «просвещал» небольшую группу земляков-вологодцев: «Чего этим египтянкам не жить: четыре бабы обслуживают одного мужа, время девать некуда, вот они пьянствуют и курят». Никто из слушателей не возразил. Удивительные факты: люди совершили путешествие по Египту и не заметили главную достопримечательность – трезвость его населения, достопримечательность, которая значительнее пирамид и сфинкса.

Алкоголики неоднократно мне сообщали о том, что только после отрезвления они начали видеть красоту памятников, зданий, улиц. Один из них неоднократно бывал в Москве, но имел о ней смутное представление, став трезвенником, взял отпуск и с дочерью специально поехал знакомиться со столицей. Профессор ЛГУ с удивлением рассказывал о том, что теперь пища доставляет ему вкусовое наслаждение. Прежде, по его утверждению, она напоминала ему безвкусную вату, которую он нехотя заталкивал в рот, чтобы не умереть с голоду.

Несколько слов о неправильном понимании пьющими алкогольной проблемы. В печатных материалах содержится масса проалкогольных и самых нелепых высказываний по алкогольной проблеме, исходящих от пьющих авторов. Они взяли на вооружение не материалистическую, не ленинскую противоалкогольную стратегию, а поповскую, суть которой сводится к пропаганде и поддержке так называемого умеренного питья и бичевании трезвенников и пьяниц. Алкоголепийцы не понимают элементарной истины, что термин «умеренность» приложим только к хорошему, полезному. Можно ли говорить об умеренном употреблении героина? Об умеренном хулиганстве? Об умеренном воровстве? На таком же основании следует признать нелепым словосочетание «умеренное употребление спиртных напитков».

Пьющие рассматривают умеренное питье как нечто стабильное: если умеешь пить, то до конца дней останешься в границах умеренности. В действительности же в силу привыкания организма к алкоголю с течением времени для достижения прежнего уровня опьянения требуются все более высокие дозы. Так постепенно суточные дозы доходят до 1,2, а в отдельных случаях до 4 литров водки.

Известно, что спиртные напитки затуманивают сознание, ослабляют контроль; поэтому умеренное питье, тем паче в наши дни, явление исключительное. Намерение немного выпить слабеет после приема первой порции, еще больше после очередных, вместе с тем умеренник все меньше сопротивляется уговорам собутыльников. Обычно пьют до опустошения запасов спиртного, или до расходования денег, или до значительной интоксикации. Иллюзорность рассуждений об умеренном питье была известна в древности, о чем свидетельствует, например, замечательное произведение философа Платона «Пир».

Не было, нет и никогда не будет государств, население которых пило бы умеренно. Одно время в Древних Афинах считалось уделом раба поглощать чистое вино, свободные граждане разбавляли его несколькими частями воды, однако и среди них было много пьяниц и алкоголиков. Христианское духовенство почти два тысячелетия грозит пьяницам вечными муками, однако число их не снижалось. Запугивали пьющих и земными карами. Например, Г.Медведев издал свой перевод французского трактата о возгорании пьяниц, в котором приводятся «факты» воспламенения любителей спиртного, отмечается большая подверженность этому женщин, подчеркивается почти полная невозможность затушить пламя. Со времен глубокой древности в отдельных государствах за пьянство, а иногда и за умеренное питье строго наказывали, вплоть до смертной казни. Там, где дозволялась умеренность, даже умерщвления варварскими способами (вливание в рот кипящего вина и др.) не привели к победе над пьянством, оно продолжало существовать. Это – закономерность, ведь пьянство и алкоголизм являются следствием умеренного алкоголепития. В период гражданской войны в нашей стране сурово карали военных за употребление спиртных напитков, что хорошо отобразил Д.Бедный в стихотворении «Слабость» (1918), в котором осуждается матрос, приложившийся к самогону:

Аль не читал ты приказов на стене

О пьяницах и о войне?

Вино выливать велено,

А пьяных, сколько задержат, столько будет расстреляно!

Не только пьяницы и алкоголики, но и умеренники представляют социальную опасность, на их долю приходится масса хулиганств и преступлений; очень многие ценные дела решаются во время «культурной» выпивки.

Обратимся к высказываниям некоторых умеренников. Нарколог Б.Тучин достаточно четко сформулировал основные положения умеренников: «Пей, да меру разумей, – говорят в народе. Именно поиски меры, на мой взгляд, должны стоять в центре нашей профилактической пропагандистской работы. Ищите для себя предел, не переступайте его, – должны сказать мы, медики, всем и каждому. Для алкоголика, лечившегося от болезни, современная медицина такой меры предложить не может. Для этого контингента альтернативой может быть только полное воздержание».

«Не призываю к миру без алкоголя, ибо нельзя требовать повсеместного установления сухого закона. Напоминаю: я – врач, много лет занимавшийся спасением алкоголиков. Мой призыв к умеренности выстрадан, выверен жизнью...

Нелепо и несерьезно бунтовать против наличия алкоголя в повседневном обиходе человечества».

Какое питье надлежит считать умеренным. На этот счет много высказываний, но наиболее откровенную формулировку дали И.Г.Ураков и В.В.Куликов: Умеренное употребление алкоголя – «...обязательное употребление алкоголя в дни семейных и государственных праздников, в дни получения заработной платы». На вопрос о «нормальных» дозах конкретно ответил психиатр Г.Блинов: «И если уж говорить о цифровых выражениях нормы алкоголя для здорового взрослого человека, то она лежит где-то в пределах 100-150 граммов водки, либо 200-300 граммов крепкого вина, или же 300-400 граммов сухого вина. Цифры эти очень приблизительны, вывожу я их эмпирически, из своих житейских наблюдений. Но хочу отметить, что если экономно и нечасто прибегать к таким не слишком большим дозам, то вы сохраните «свежесть» и приятную достаточную «остроту» опьянения в течение длительного времени, не нуждаясь в дополнительной дозе, в наращивании дозы. А если вы будете систематически ее превышать, то со временем вам понадобится все более и более увеличивать дозу для достижения того же эффекта». Человек, который последует указаниям этих авторов, сразу же станет пьяницей.

Некоторые любители спиртного давно сообразили, что умеренное питье занятие грязное, поэтому начали говорить о «культурном». Поскольку они стояли не на материалистической, а на поповской позиции, то допустили грубый алогизм: понятие «культура» и «питье спиртного» противоположны. Можно ли считать человека, причиняющего вред себе, близким и обществу культурным? Употребление самых изысканных вин и в малых дозах, в особо культурной обстановке, в компании «сливок общества» представляет собой загрязнение своего организма, химическое членовредительство, вызывание у себя состояния социальной опасности. Пропаганда «культурного» алкоголепотребления давно осуждена, как прикрытая форма пропаганды пьянства. Она осуждалась, например, журналом «Трезвость и культура». Так, Э.И.Дейчман в 1929 г. с возмущением писал: «Центроспирт твердо ведет свою линию. В Донбассе додумались до... развозки по домам в праздничные дни и в дни получек водки, И в это же время раздаются голоса о культурной выпивке». Высмеян сотрудник Госплана Т.Астерман за призыв пить «культурно».

В.Никитин сделал новое «открытие»: «...пищевое употребление спиртного само по себе социальной опасности не представляет. До тех пор, конечно, пока не перейдет в злоупотребление». Он же подбросил идею «...соблюдения так называемой «пищевой нормы» потребления вина...» Автор не знает детской истины: яд, отравляющая жидкость не является пищевым продуктом и разговор о его пищевой норме – нелепость.

Умеренники часто твердят: «Спиртные напитки сближают людей». Совсем наоборот: они дважды разъединяют их – физически и идейно. Физическое разъединение заключается в совершении опьяневшими хулиганских поступков, драк, грабежей и др. Часто собутыльники дерутся между собой, иногда гибнут в результате «алкогольного сближения». Спиртные напитки разъединяют не только отдельных людей, но и население. Вот старый, но выразительный факт, взятый из книги С.Д.Дрейдена «За ваше здоровье»: «25 млн. «прогуленных» рабочих дней, 500 000 человек зарегистрированных по РСФСР (а сколько не зарегистрировано?) убитых, искалеченных и раненых в результате пьяных драк, 88 % всех хулиганских и 60 % уголовных дел, набухших и расцветших на зыбкой алкогольной почве, треть всех растрат и государственных преступлений, произошедшая «по пьяной лавочке…» В наши дни подобное физическое «сближение» с помощью одуряющей жидкости дает более значительные последствия.

Идейное разобщение выражается в том, что трезвенники и пьющие придерживаются различных взглядов и убеждений. Алкоголепотребление делит людей на три группы: трезвенников, умеренников и алкоголиков. Эти группы враждуют между собой, причем особой агрессивностью отличаются вторые, считающие свою позицию золотой серединой. В действительности же их позиция фальшивая, поповская. Факт употребления спиртных напитков показывает, что пьющий не усвоил основы алкогольной проблемы. Достаточно ему восполнить пробел и он добровольно откажется от противоестественного занятия.

Спиртные напитки препятствуют настоящему тесному сближению нашего населения в одну всенародную семью. Имеется только один фактор истинного объединения людей – научные знания. Именно на их основе возникает общность взглядов, единомыслие, идейное родство. Только научные знания позволяют находить оптимальные решения, формировать оптимальное поведение, строить оптимальную жизнь. В дореволюционное время россияне были разъединены по религиозному признаку, и тогда значительной была межрелигиозная вражда. Широкое распространение в послеоктябрьский период образования и атеизма привели к значительному сближению трудящихся.

Идейная борьба, вспыхнувшая в прошлом веке между модератистами и абстинентистами, как тогда называли сторонников умеренного питья и противников его, продолжается и будет вестись до тех пор, пока в стране не установится трезвость. Советские модератисты занимают чуждую нашей идеологии, по сути христианскую позицию, используют поповские термины, идеи и аргументы, имеют искаженное представление об алкогольной проблеме.

В соответствии с этим представлением они поступают, причем их действия обычно оказываются нецелесообразными, а подчас уголовными. Сам акт алкоголепития – дикое занятие, придумали его дикари, которые прибегали к нему по ритуальным соображениям. Безрассудность пиршеств ярко показал В.Лебедев-Кумач в стихотворении «О дикарях», в котором имеются такие строки:

В котором века мы живем?

К лицу ль нам пир дикарский?

Ведь жизнь мы новую куем...

К лицу ли нам швырять рублем,

Когда мы строгий счет ведем

Копейке пролетарской?

Пьющий «швыряет рублем», чтобы взамен получить неприятную на вкус, многосторонне вредную жидкость, чтобы со временем потерять семью, работу, свободу, здоровье и жизнь. Взамен за такое огромное «жертвоприношение» он решительно ничего положительного не приобретает. Можно ли назвать такое поведение нормальным, материалистическим? Можно ли отнести к правильным такое поведение: I) Во Дворце бракосочетания регистрируют брак и официально навязывают молодым супругам шампанское. 2) Приехал в гости после долгой разлуки лучший друг, хозяин демонстрирует свое теплое отношение ежедневным отравлением его спиртным. 3) Борцы с пьянством устраивают попойку.

Да, устраивают и часто, в том числе наркологи. Как-то в Психоневрологическом диспансере я проводил психологическую подготовку алкоголиков к встрече Нового года; медицинские сестры неоднократно напоминали мне о том, что в связи с предстоящим праздником диспансер будет закрыт преждевременно, поэтому нужно отпустить пациентов и явиться по важному делу в конференц-зал к гл. врачу. Явился и был поражен: стоял густой табачный чад, сотрудники диспансера пьянствовали. Усиленно агитировали меня «не обижать», я сослался на предстоящую необходимость быть водителем автомобиля. Гл. врач, приплясывая около меня с наполненным бокалом, заявила: ничего особенного, можно пить, ГАИ в наших руках, в случае чего выручим. Всесоюзный семинар по организации наркологической помощи, проходивший в 1976 г. в Ленинграде, завершился «дружеским ужином». В Дзержинске наркологи проявили себя значительно ярче: две конференции наркологов, проходившие некоторое время назад, завершились массивными попойками; некоторые «инженеры душ алкоголиков» так одурели, что обнаженные разгуливали по гостинице; не обошлось без вмешательства милиции. В связи с таким поведением наркологов Дзержинский ГК КПСС возражал против проведения нашей межведомственной конференции; нам запретили устроить дружеское чаепитие, поскольку местные власти не верили в способность борцов с пьянством общаться без пьянства.

Приведенные факты показывают, насколько алкоголь искажает сознание и поведение людей. Наркологи (часть), которые по долгу службы обязаны быть стойкими трезвенниками, решительными противниками всякого употребления спиртных напитков, пьянствуют, причем иногда в рабочее время и на рабочем месте. Пьющий, тем более нарколог, не может считаться обладателем полноценного, стройного и последовательного материалистического мировоззрения. Он эклектик, именно поэтому многое искаженно воспринимает, придерживается ложного понимания алкогольной проблемы, совершает бездумные, противоестественные и противоправные поступки.

Торговля спиртными напитками находится в противоречии с отдельными важными партийными и государственными документами. Один пример. Статья 3 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» гласит: «Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций». Государственные предприятия, учреждения и организации, занимающиеся планированием производства, торговли и закупок за рубежом спиртных напитков, а также выращивающие сырье для их производства и т.п. не только не выполняют требования статьи 3, но приносят огромный вред здоровью населения. Та же статья обязывает граждан бережно относиться к своему здоровью и здоровью других. Все пьющие – нарушители этого требования, они искусственно подрывают здоровье и собственное и других, особенно родственников.

Недостатки, освещенные выше, ослабляют нашу идеологию, препятствуют успешному воспитанию молодежи, полному изжитию разных видов абсурдизма, в том числе религиозного, безраздельному утверждению в стране последовательного материалистического мировоззрения.

Материальные потери

Широко распространено мнение, будто производство и продажа спиртных напитков приносит огромный доход. Приносит частным лицам, а государство, особенно народ, несут огромные потери. По данным Э.Алексеева, Франция теряет из-за употребления населением алкогольных напитков в четыре раза больше, чем зарабатывает на его продаже. Такое же соотношение было в царской России. Огромные убытки несет СССР. Это легко установить путем простого подсчета. В 1940 г. все продовольственные товары, в том числе алкогольные напитки, не поименованные на 429 странице сб. «Народное хозяйство СССР в 1980 г.», стоили 2 873 млн. руб. Будем считать, что вся эта сумма была получена в результате продажи только алкогольных напитков. На стр.402 того же сборника указано, что в I980 г. продано алкогольных изделий в 7,8 раза больше, чем в 1940 г. Следовательно, в 1980 г. продали алкогольных напитков на 22 409 (2873 х 7,8) млн. руб. Если учесть стоимость нерационального использования рабочей силы, земли, складских и торговых помещений, транспорта, издержки производства, транспортировки и торговли, экологический вред, то доход окажется значительно меньше приведенного. Потери, вызываемые употреблением спиртных напитков, во много раз превышают доход, получаемый от их продажи. Даже частичный подсчет дает двенадцатизначное число. Известно, что рост производительности труда в промышленности на 1% дает государству более 5 млрд. руб. Министр внутренних дел Н.А.Щелоков в статье «Во имя человека» заявил, что по подсчетам экономистов «отрезвление производства» увеличивает производительность труда не менее чем на десять процентов. Отсюда выходит, что только промышленность ежегодно лишается более 50 (5 х 10) млрд. руб. В целом же народное хозяйство из-за сниженной производительности труда недополучает продукции примерно на 100 млрд. руб. Если же учесть все наши годовые потери, в том числе преждевременную гибель около миллиона человек, высокую заболеваемость, расходы на лечение, массовые прогулы, брак, низкое качество труда, замедленный темп развития нашего общества, то получится астрономическое число.

Алкогольная проблема для нас особо важна, без ее быстрого и радикального решения мы не сможем успешно справиться со многими другими проблемами (снижение смертности и заболеваемости до неизбежных уровней, полная ликвидация некоторых болезней и т.д.). Успешное решение алкогольной и курительной проблем резко повысит эффективность здравоохранительной службы.

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...