Сколько миллиграмм в 250 грамм. Сколько миллиграмм в грамме


Мы часто забываем, что учились в школе и проходили курс физических величин и единиц их измерения. Многие даже не знают: сколько в грамме миллиграмм, и наоборот.

Почему это так важно?

Давайте, для начала, разберёмся: где это знать необходимо (в обязательном порядке), и как знания о граммах и миллиграммах могут когда-нибудь пригодиться в жизни каждого из нас.

Медицина и промышленность

Без этих знаний, просто не обойтись, если речь заходит о медицинских дозировках, промышленных и косметических пропорциях. Тем более, если говорить о медицине, то тут никак нельзя относиться легкомысленно к величинам. Ведь от этого зависят жизни миллионов людей! То же самое в промышленности, где важна точность. Представьте себе, если бы работник оружейного завода не знал: сколько миллиграмм в одном грамме пороха. Страшно даже порассуждать о том, чего может случиться из-за отсутствия знаний о граммах и миллиграммах.


В медицине, из-за ошибки в пропорциях активных веществ, лекарство может стать смертельным ядом, даже если лишним или недостаточным окажется половина миллиграмма!

К сожалению, современных людей, которые даже понятия о конвертации (переводе) физических величин не имеют, всё больше. Наверное, уже не секрет, что такие люди могут попасть и уже попали в медицинскую или промышленную сферу, где без этого не обойтись. Встречаются и такие, которые уверенно говорят: «В одном грамме сто миллиграмм». Это касается не только массы, но и знаний о других величинах. И кто знает, где они работают? Такие ошибки чреваты авариями и катастрофами.

В системе СИ для вычислений используются только килограммы. Даже маленькая величина массы переводится в кг. Например, 123 грамма надо записывать как 0,123 кг.

Благодаря тем людям, которые прекрасно владеют переводами единиц измерения физических величин, мы живы и имеем возможность лечить болезни, пользоваться иными веществами для облегчения собственной жизни. Фармацевты, к примеру, умеют правильно дозировать лекарственные средства. Химики, которые разрабатывают ядохимикаты и удобрения, получают действенные препараты, чтобы урожай был хорошим, а вредители не уничтожали культуры. Уж они, как никто иной, знают: сколько мг в 1 грамме.

Жизненные ситуации

Наверное, вы часто слышали от детей, которые учатся в школе, например, такие слова: «Да зачем это знать? Я буду полицейским, а это мне в жизни не пригодится!». На самом деле, ещё как пригодится.

Допустим, вы должны дать старенькой бабушке лекарство. В инструкции написано, что принимать нужно по 250 мг два раза в сутки. 250, не больше и не меньше! Иначе препарат начнёт неправильно действовать, вызовет побочные действия, или же, вовсе – передозировку. На коробочке с таблетками надпись: «В упаковке 50 таблеток по 1 г активного вещества». В инструкциях же не пишут, что надо разломить таблетку ровно на четыре части, а пишут, что принимать по 250 миллиграмм. Как видите, нужно знать: сколько в одном грамме миллиграмм.

Или же, случаи с удобрениями, которые иногда фасуются по несколько грамм. Например, в пакетике содержится один грамм порошка. Чтобы удобрить, скажем, комнатный цветок, нужно 500 миллиграмм развести в 200 миллилитрах воды. Опять-таки, не написали, что пол пакетика надо разводить, а именно 500 мг.


Охота, тот же случай с порохом. Придумаем ситуацию. Человек не покупает готовые патроны, а заряжает их самостоятельно. Берёт килограмм пороха. В патрон нужно сыпать, к примеру, 2,25 г. У него есть точные весы, которые показывают только в миллиграммах. Сидит он и думает: «Что же мне должны показать миллиграммовые весы, чтобы я засыпал в патрон 2,25 грамма?». Уместно было бы знать, что необходимая масса пороха должна составить на его весах 2250 миллиграмм. Конечно, можно воспользоваться специальными программами.

Такие случаи можно приводить в качестве примеров бесконечно. Вывод из этого всего один: работаете вы в сфере точной промышленности или нет, но знания единиц измерений величин в голове быть должны. Всё равно пригодится.

Как рассчитать

Теперь разберёмся в этом: сколько мг в 1 грамме и наоборот. Прежде всего, стоит помнить, что в одном грамме 1000 миллиграмм. А 1 миллиграмм – это одна тысячная доля грамма. То есть, 1 мг – это 0,001 г и 1 г – это 1000 мг.

Главное, не ошибиться с нулями и правильно переносить запятую десятичных дробей:

  • 1 грамм = 1000 миллиграмм;
  • 10 грамм = 10 000 миллиграмм;
  • 5 миллиграмм = 0,005 грамма;
  • 50 миллиграмм = 0,05 грамма;
  • 500 миллиграмм = 0,5 (половина) грамма.

Теперь мы знаем, сколько миллиграмм составят 1 грамм. А если наоборот, то надо разобраться с десятичными дробями. Один нуль – это перенос запятой на один знак. Если мы хотим записать 1 миллиграмм в виде граммов, то получится 0,001.

1 миллиграмм – одна тысячная грамма. 1 делим на тысячу, то есть, переносим запятую влево на три знака, так как в тысяче три нуля. 10 миллиграмм – одна сотая грамма (на два знака). 100 миллиграмм – одна десятая (один знак).

Например, у вас 24 миллиграмма. В граммах это выглядит так: 0,024 г. 24 делится на тысячу. Если из граммов в миллиграммы, то нули прибавляются соответственно. 356 грамм – это 356 000 мг.

Легче работать с переносом запятой. Так быстрее, и вы никогда не ошибётесь.

Практический расчет - видео


Эта шпаргалка позволит не запутаться в единицах измерения и цифрах, написанных врачом, а также рассчитать правильную дозу лекарства для вашего малыша.

В качестве единиц измерения количества препарата врач может указать:

  • единицы массы (грамм, миллиграмм, микрограмм);
  • единицы объема (литр, миллилитр, капля);
  • специальные единицы (условные, биологические);
  • единицы конкретной лекарственной формы (таблетка, капсула, ампула).
Единицы массы

1 грамм (г) = 1000 миллиграмм (мг) = 1000000 микрограмм (мкг).

Если врач указал после названия препарата только цифры (например, "кальция глюконат, 0,5"), значит, имеется в виду именно масса.

1,0 - это грамм; 0,001 - это миллиграмм; 0,000001 - это микрограмм.

Единицы объема

В миллилитрах назначаются жидкие лекарственные препараты. Если в упаковке нет мерной ложечки, колпачка, пипетки или дозатора, значит, необходимый объем нужно измерять шприцем для инъекций или специальным мерным стаканчиком, который можно приобрести в аптеке.

Объемом капли в медицине принято считать 0,05 миллилитра (мл), то есть 1 миллилитр - это 20 капель. Если назначено небольшое количество капель, удобно отмерять их обычной пипеткой, если же лекарства нужно много, проще посчитать его объем и отмерить шприцем.

Реже врач может назначить принять сколько-то ложек препарата, тогда стоит уточнить, какая именно ложка имеется в виду. Помните, что объем чайной ложки - 5 мл; десертной - ориентировочно 10 мл; столовой - в странах СНГ - 18 мл, в США и Канаде - 15 мл, в Австралии - 20 мл. В некоторых странах используется такое понятие, как детская ложка, это 10 мл.

Если малышу прописали принять стакан отвара, раствора или настойки, это значит, что необходимо приготовить 200 мл лекарства.

Концентрация вещества

Назначая маленькому пациенту микстуру, суспензию, капли в нос или мазь, врачи должны указывать концентрацию активного вещества.

Концентрация - это количество единиц массы в единице объема. Например, "5% раствор" или "суспензия 150 мг/мл".

Если нужной формы препарата в аптеке не оказалось, или она есть, но другой концентрации, стоит посчитать, какую дозу лекарства назначили ребенку. Например, формулировка "10 мл 5% раствора" означает, что необходимо принимать 500 мг активного вещества (при концентрации 5% в 1 мл содержится 50 мг препарата). И если ваше чадо уже умеет принимать таблетки, а в продаже как раз есть таблетки по 250, 500 или 1000 мг, 10 мл раствора вполне можно заменить двумя, одной или половиной таблетки.

Доктор не указал в рецепте концентрацию лекарства? Обязательно спросите, что он имел в виду: возможно, просто забыл дописать необходимые цифры, а может, этот конкретный препарат существует только в одной форме.

Специальные единицы

Эти единицы всегда связаны с объемом и формой лекарства, о чем врач должен отдельно предупреждать. Например, в 1 мл раствора инсулина может быть 40, а может быть и 100 единиц препарата. Поэтому обязательно уточните, в каком объеме лекарства должно находиться необходимое количество единиц.

Единицы лекарственной формы

Прописывая "1 таблетку", "10 мл", "2 капсулы" препарата, врач обязан указать, сколько грамм, процентов или единиц вещества в них должно быть. Исключение составляют препараты, которые выпускаются в одной единственной форме.

Если необходимо давать ребенку половину, треть или четверть таблетки, доктор запишет это дробью: 1/2, 1/3, 1/4.

Бывает, что родители, памятуя о прошлых назначениях врачей, приобретают лекарства для детей самостоятельно. К примеру, малыш температурит, и вы хотите дать ему парацетамол. Но как рассчитать, сколько именно препарата дать за один раз? И сколько давать в день?

Традиционно доза лекарства для ребенка высчитывается исходя из его веса. Например, 10–15 мг парацетамола на килограмм веса. Допустим, малыш весит 10 кило, значит, за один раз ему можно принять 100-150 мг вещества. И если в вашем распоряжении суспензия с концентрацией 120 мг/5 мл (в одном мл - 24 мг) разовая доза приблизительно равна 4,2–6,3 мл. А если вы приобрели таблетки по 200 мг, разовая доза - половина таблетки.

Так же можно посчитать и суточную дозу лекарства. Максимальная суточная доза парацетамола для детей не должна превышать 60 мг/кг. То есть ваш маленький пациент может за сутки получить не больше 600 мг препарата. Несложно посчитать, что это 25 мл вышеописанной суспензии или 3 таблетки.

Исходя из необходимого количества активного вещества, вы можете выбрать наиболее удобную форму лекарства, чтобы не пришлось запихивать в ребенка 5 таблеток или заливать 50 миллилитров микстуры.

Преобразовать миллилитры (мл) в граммы (г) сложнее, чем просто добавить нули к значению, так как нужно переводить единицы объема - миллиметры - в единицы массы - граммы. Это значит, что у каждого вещества будет своя формула для преобразования, но все они не потребуют знаний математики сложнее умножения. Такие преобразования обычно используются для перевода кулинарных рецептов из одной системы измерений в другую, или для решении химических задач.

Шаги

Быстрый перевод для кулинарных ингредиентов

    Чтобы преобразовать значение объема воды, ничего не делайте. Один миллилитр воды имеет массу один грамм и в обычной ситуации, включая кулинарные рецепты и математические и научные задачи (если не задано иначе). Нет необходимости прибегать к вычислениям: значения в миллиметрах и граммах всегда одинаковые.

    • Такое простое преобразованием - не совпадение, а результат того, как определяются эти меры. Многие научные единицы измерений определялись при помощи воды, потому что вода - распространенное и полезное вещество.
    • Единственный случай, когда вам будет нужно использовать другую формулу - если вода окажется сильно горячее или холоднее возможного в повседневной жизни.
  1. Чтобы провести преобразование для молока, умножьте на 1.03 . Умножьте значение в мл для молока на 1.03, чтобы получить его массу (или вес) в граммах. Эта формула подходит для жирного молока. Для обезжиренного коэффициент ближе к 1.035, но это не важно для большинства рецептов.

    Чтобы провести преобразование для масла, умножьте на 0.911 . Если у вас нет калькулятора, для большинства рецептов достаточно будет умножить на 0.9.

    Чтобы провести преобразование для муки, умножьте на 0.57 . Есть много разных видов муки, но большинство сортов - это мука общего назначения, мука из цельного зерна или хлебопекарная мука - имеют примерно одинаковую плотность. Так как сортов много, добавляйте муку в блюдо по чуть-чуть, используя большее или меньшее количество в зависимости от того, как выглядит тесто или смесь.

    Воспользуйтесь онлайн калькулятором для ингредиентов. Большинство типов продуктов есть в данном калькуляторе . Миллилитр - тоже самое, что и кубический сантиметр, поэтому выберите опцию «кубический сантиметр», введите значение объема в миллилитрах, а затем тип продукта или ингредиента, вес которого вы хотите найти.

    Разбираем основы

    1. Разберитесь с миллилитрами и объемом. Миллилитры - единицы объема , или занимаемого пространства. Один миллилитр воды, один миллилитр золота, один миллилитр воздуха будут занимать одно и то же пространство. Если вы разобьете предмет, чтобы сделать его меньше и плотнее, это изменит его объем. Примерно двадцать капель воды или 1/5 чайной ложки занимают объем один миллилитр.

      • Миллилитр сокращается до мл .
    2. Разберитесь с граммами и массой. Грамм - единица массы или количество вещества. Если вы разобьете предмет, чтобы сделать его меньше и плотнее, это не изменит его массу. Скрепка, пакетик сахара или изюминка весят по одному грамму.

      • Грамм часто используют как единицу веса, и его можно измерить, используя весы в бытовых ситуациях. Вес - значение силы гравитации, действующей на массу. Если бы вы отправились в космос, у вас все равно бы осталась та же самая масса (количество вещества), но у вас не было бы веса, так как там нет гравитации.
      • Грамм сокращается до г .
    3. Разберитесь, почему вам нужно знать, для какого вещества вы переводите значение. Так как единицы измеряют разные вещи, нет формулы быстрого перевода между ними. Вам нужно будет найти формулу в зависимости от объекта измерений. Например, у мелассы в миллилитровом контейнере будет не такой вес, как у воды, занимающей контейнер того же объема.

      Познакомьтесь с плотностью. Плотность показывает, как сильно вещество в предмете сгруппировано вместе. Мы можем различать плотность в повседневной жизни даже не измеряя ее. Если вы поднимите металлический шар, вы удивитесь, как много он весит для своего размера. Это произойдет из-за того, что у него большая плотность. Большое количество вещества сгруппировано в небольшом пространстве. Если вы поднимите смятый из бумаги шар такого же размера, вы сможете легко его бросить. У бумажного шара низкая плотность. Плотность измеряется в единицах массы на единицу объема. Например, сколько массы в граммах помещается в один миллилитр объема . Поэтому ее можно использовать для преобразования между двумя единицами измерений.

    Рассчитываем формулу перевода самостоятельно

    1. Постарайтесь найти плотность вещества. Как описано выше, плотность - это отношение массы к единице объема. Если вы решаете задачу по химии или по математике, это может помочь вам узнать плотность вещества. В остальных случаях ищите плотность вещества онлайн или в таблице.

      • Используйте эту таблицу , чтобы посмотреть плотность любого чистого элемента. (обратите внимание, что 1 см 3 = 1 миллилитр).
      • Используйте

Меры объема жидкостей

1 чайная ложка = 5 мл.

1 десертная ложка = 2 чайных ложки = 10 мл.

1 столовая ложка = 3 чайных ложки = 15 мл.

Пример: 1

Состав - 15 мг / 5 мл. (указано на упаковке или в инструкции) Это значит, что 1 чайная ложка содержит 15 мг. лекарственного средства.

Если Вам назначена разовая доза 15 мг, значит, за 1 прием вы должны принять 1 чайную ложку сиропа.

Если Вам назначена разовая доза 30 мг, значит, за 1 прием вы должны принять 2 чайные ложки сиропа.

Пример: 2

Флакон содержится 80 мг / 160 мл, где 80 мг - действующее вещество. При этом препарат рекомендуется принимать по 1 чайной ложке 2 раза в день.

Рассчитываем дозу в 1 мл: для этого дозу вещества во всем объеме нужно разделить на весь объем жидкости:

80 мг делим на 160 мл = 0,5 мг в 1 мл.

Так как чайная ложка вмещает 5 мл, полученный результат умножаем на 5. То есть: 0,5 мг Х 5 = 2,5 мг.

Следовательно, 1 чайная ложка (разовая доза) содержит 2,5 мг. действующего вещества.

Пример: 3

В инструкции указано, что в 60 мл готового раствора содержится 3000 мг действующего вещества.

А 60 мл - это 12 чайных ложек по 5 мл.

А теперь занимаемся подсчетами: указанную дозу вещества 3000 мг. разделить на 12. То есть: 3000 мг / 12 = 250 мг.

Значит 1 чайная ложка готового раствора – это 250 мг.

Пример: 4

100 мг. действующего вещества содержится в 5 мл.

В 1 мл. содержится: 100 разделить на 5 = 20 мг. действующего вещества.

Вам нужно 150 мг.

Делим 150 мг на 20 мг - получается 7,5 мл.

КАПЛИ

1 мл. водного раствора – 20 капель

1 мл. спиртового раствора – 40 капель

1 мл. спиртово-эфирного раствора – 60 капель

СТАНДАРТНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ ДЛЯ ВНУТРИМЫШЕЧНОГО ВВЕДЕНИЯ

1 мг = 1000 мкг;

1 мкг = 1/1000 мг;

1000 мг = 1 г;

500 мг = 0,5 г;

100 мг = 0,1 г;

1% соответствует 10 г/л и 10 мг/мл;

2% 20 г/л или 20 мг/мл;

1:1000 = 1 г/1 000 мл = 1 мг/мл;

1:10 000 = 1 г/10 000 мл = 0,1 мг/мл или 100 мкг/мл;

1:1 000 000 = 1 г/1 000 000 мл = 1 мкг/мл

Если растворитель в упаковке не предусмотрен, то при разведении антибиотика на 0,1 г. (100 000 ЕД) порошка берут 0,5 мл. раствора.

Таким образом, для разведения:

0,2 г. нужен 1 мл. растворителя;

0,5 г. нужно 2,5-3 мл. растворителя;

1 г. нужно 5 мл. растворителя;

Пример: 1

Во флаконе находится 0,5 г. сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества.

При разведении антибиотика на 0,1 г. сухого порошка берут 0,5 мл. растворителя, следовательно:

0,1 г. сухого вещества – 0,5 мл. растворителя

0,5 г. сухого вещества - Х мл. растворителя

Ответ: чтобы в 0,5 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества необходимо взять 2,5 мл. растворителя.

Пример: 2

Во флаконе находится 1 000 000 ЕД сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл. раствора было 100 000 ЕД сухого вещества.

100 000 ЕД сухого вещества – 0,5 мл. сухого вещества

1 000 000 ЕД – Х мл. растворителя

Ответ: чтобы в 0,5 мл раствора было 100 000 ЕД. сухого вещества необходимо взять 5 мл. растворителя.

Пример: 3

Во флаконе находится 0,25 г. сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 1 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества.

1 мл. раствора – 0,1 г.

Х мл. - 0,25 г.

Ответ: чтобы в 1 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества нужно взять 2,5 мл. растворителя.

Пример: 4

Больному необходимо ввести 400 000 ЕД. пенициллина. Флакон по 1 000 000 ЕД. Развести 1:1.

Сколько мл. раствора необходимо взять.

При разведении 1:1 в 1 мл. раствора содержится 100 000 ЕД. 1 флакон пенициллина по 1 000 000 ЕД. разводим 10 мл. раствора.

Если больному необходимо ввести 400 000 ЕД., то необходимо взять 4 мл. полученного раствора.

Внимание! Перед применением лекарственных препаратов необходимо проконсультироваться с врачом. Информация предоставлена исключительно для ознакомления.

Многое из того, что вы прочитаете ниже, может показаться странным и даже обидным. Ведь это «многое» изучается в первых трех классах обычной средней школы.

Но все-таки напоминания и примитивные разъяснения могут оказаться полезными, принимая во внимание тот факт, что подсчетами вы будете заниматься в особо нервном состоянии из-за болезни ребенка...

Итак, мы поговорим о том, как правильно рассчитать дозу лекарственного средства для ребенка.

Дозу назначенного вашему ребенку лекарства следует каким-либо образом измерить, и в качестве единиц измерения могут быть использованы :

  • единицы массы (грамм, миллиграмм и т. д.);
  • единицы объема (литр, миллилитр, капля и т. д.);
  • специальные единицы (условные, биологические и т. д.);
  • единицы конкретной лекарственной формы (таблетка, капсула, ампула и т. д.).

Основной единицей измерения массы является грамм и его производные - миллиграмм и микрограмм.

Общепринятые сокращения:

  • грамм - г;
  • миллиграмм - мг;
  • микрограмм - мкг.

В 1 г - 1 000 мг или 1 000 000 мкг.
В 1 мг - 1 000 мкг.

  • 1,0 - это грамм;
  • 0,001 - это миллиграмм;
  • 0,000001 - это микрограмм.

Основной единицей измерения объема является миллилитр . Привычный в быту литр в качестве дозы применяется редко, но все-таки иногда применяется. Например, «объем жидкости, необходимый для проведения очистительной клизмы - 1 литр» или «суточный объем инфузионной терапии - 1,5 литра».

Общепринятые сокращения:

  • литр - л;
  • миллилитр - мл.

В 1 л - 1 000 мл.

Единица объема в обязательном порядке указывается!

Если не указано, т. е. просто написано 15,0 - значит, это не объем, а масса - 15 грамм. Если же речь идет о миллилитрах, то рядом с числом 15 должно быть написано - мл: 15,0 мл.

Пожалуйста, будьте внимательны: самая частая родительская ошибка - это когда путаются МГ и МЛ .

Еще раз обращаем внимание, поскольку именно этот момент крайне актуален!

Не путать единицы массы и единицы объема - это очень-очень важно!

Всегда, когда некое лекарственное средство назначается парентерально в определенном количестве мл, речь идет о том, что этот объем будет измеряться шприцом для инъекций надлежащего размера или же будет использован флакон инфузионного раствора, имеющий соответствующие объемные метки.

Упаковки современных, дозируемых миллилитрами лекарственных средств для приема внутрь в обязательном порядке содержат специальные измерительные устройства: колпачки, пипетки, шприцы, стаканчики, мерные ложки.

Если ничего подобного нет, а лекарство все-таки назначено внутрь и в мл, значит для измерения необходимого объема следует использовать шприцы для инъекций или специальные градуированные измерительные стаканчики, продающиеся в аптеках.

Нестандартной и неточной единицей измерения объема является капля . Объем капли во многом определяется физическими свойствами дозируемой жидкости.

Так, например, объем одной капли спиртового раствора составляет в среднем 0,02 мл, а объем одной капли водного раствора может колебаться от 0,03 до 0,05 мл.

Фармацевты и врачи довольно давно договорились о том, что стандартной аптекарской, медицинской мерой капли является 0,05 мл .

Таким образом, 1 мл = 20 капель.

Когда раствор конкретного препарата назначен вашему ребенку именно в каплях и речь идет о современном лекарственном средстве, то упаковка обычно содержит специальную пипетку или крышка флакона представляет собой специальную капельницу.

Если пипетки или крышки капельницы нет, значит вы можете использовать стандартную, продающуюся в любой аптеке медицинскую пипетку. Если назначено много капель, вполне можно использовать одноразовый шприц для измерения необходимого объема жидкости.

Назначено по 10 капель - значит, это 0,5 мл; 40 капель - соответственно, 2 мл.

Вы даже можете использовать формулу:

количество мл = количество капель разделить на 20 .

Главное помнить о том, что всегда, когда некое лекарственное средство назначено в каплях, и вы не можете разобраться, чем эти капли добывать-измерять, так вот, в таких ситуациях однозначно подразумевается, что объем одной капли равен 0,05 мл. И это означает, что, имея в доме медицинский шприц объемом 1 мл, вы без труда и абсолютно точно сможете определить нужный объем лекарства: 2 капли - 0,1 мл, 3 капли - 0,15 мл, 5 капель - 0,25 мл и т. д.

Еще более нестандартными (по сравнению с каплями) единицами измерения объема являются разнообразные бытовые ложки , которые иногда (но все реже и реже) используются для дозирования малоактивных и относительно безопасных лекарств.

Стандартный объем ложек в мл:

  • чайная ложка - 5 мл;
  • десертная ложка - ориентировочно 10 мл (единого стандарта нет);
  • столовая ложка - в странах СНГ - 18 мл, в США, Канаде - 15 мл, в Австралии - 20 мл;

В некоторых странах используется такое понятие, как детская ложка.

  • детская ложка - 10 мл.

Чтобы совсем закрыть тему кухонных принадлежностей для измерения объема, вспомним о стакане . Дозирование стаканами больше принято в кулинарии, но иногда применяется и в медицине для измерения объема настоев, отваров, полосканий и т. п.

  • один стакан - 200 мл.

Действующее вещество находится в жидком лекарственном средстве в определенной концентрации. Цифровое значение этой концентрации отражается в таком, казалось бы, очевидном, но не всегда понятном выражении, как процент раствора .

Выражение «5% раствор аскорбиновой кислоты» вовсе не выглядит сложным и загадочным. Но все-таки следует дать некоторые разъяснения, дабы окончательно расставить точки над i.

Итак, концентрацию в фармакологии принято отображать как количество единиц массы в единице объема . Таким образом, выражение «1% раствор» означает, что в 100 мл жидкости находится 1 г действующего вещества.

В подавляющем большинстве случаев объем жидкости, назначенный ребенку, измеряется миллилитрами. Поэтому пересчитываем:
100 мл - 1 г;
10 мл - 0,1 г;
1 мл - 0,01 г.
0,01 г - это 10 мг. Вполне логичный вывод: в 1 мл 1% раствора содержится 10 мг действующего вещества .

Тренируемся:

  • в 1 мл 5% раствора аскорбиновой кислоты - 50 мг аскорбинки;
  • в 1 мл 50% раствора анальгина - 500 мг анальгина;
  • в 1 мл 0,1% раствора лоратадина - 1 мг лоратадина;
  • в 1 мл 66,7% раствора лактулозы - 667 мг лактулозы;
  • в 1 мл 0,05% раствора хлоргексидина - 0,5 мг хлоргексидина…

Производители детских лекарственных форм весьма скептически относятся к родительским математическим способностям. В инструкции вполне может быть написано «раствор лоратадина 0,1%», но на упаковке будет указано большими буквами: «лоратадин 1 мг/1 мл» или «лоратадин 5 мг/5 мл».

Огромное количество жидких лекарственных средств выпускается в разных концентрациях. В 1 мл суспензии парацетамола может быть 20, а может и 50 мг: на коробочке с суспензией напишут «120 мг/5 мл» или «250 мг/5 мл». Работник аптеки не сможет правильно отпустить, а мама не сможет правильно дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «5 мл суспензии» - надо знать, о какой концентрации суспензии идет речь. Таким образом, всегда, когда вашему ребенку назначается что-либо жидкое, важно убедиться в том, что вы знаете не только название раствора, но и его концентрацию!

Ситуация, когда врач назначает раствор, сироп, суспензию и т. п., но не указывает при этом концентрацию, тем не менее, возможна.

Так, например, сиропы лактулозы практически всеми производителями выпускаются в виде 66,7% раствора. И когда врач написал: «Сироп лактулозы 5 мл утром до завтрака », то в этом никакой ошибки нет.

Еще один вариант: речь идет о лекарственном средстве, назначенном под конкретным торговым названием.

Пример такого назначения: «нурофен для детей, суспензия, при температуре выше 39 °С 10 мл внутрь ». Суспензия под названием «нурофен для детей» выпускается только в одной концентрации - 100 мг/5 мл. Поэтому все написано правильно, ошибиться невозможно.

Другой вопрос в том, что в аптеке вам могут сказать примерно следующее: «У нас сейчас нет нурофена для детей в суспензии. У нас есть другое лекарство, но в составе ибупрофен, как и в нурофене, и это другое - только в таблетках по 0,4. Все остальное есть в областном центре, автобус завтра утром…»

И тогда вы подсчитаете:

10 мл с концентрацией 100 мг/5 мл - это значит, нам назначили 200 мг.

А в таблетке 0,4 - это 400 мг.

Значит, будем уговаривать Машеньку проглотить полтаблетки…

Еще один принципиально важный момент. Знание концентрации необходимо не только тогда, когда лекарства принимаются внутрь и дозируются в мл. Для местного применения и дозирования каплями - это не менее актуально.

И если назначено «ксилометазолин по 2 капли в каждую ноздрю 3 раза в день », то до того, как капать, следует пренепременно уточнить, о каком ксилометазолине речь - 0,1% или 0,05%?

Концентрация активного вещества в дерматологических средствах также обозначается процентами, но никакой специфики здесь нет. Поэтому если написано «гидрокортизоновая мазь 1% », то это значит, что в 1 мл этой мази содержится 10 мг гидрокортизона. Но точно так же, как и с суспензией парацетамола, нельзя написать просто «гидрокортизоновая мазь», поскольку мазь эта бывает 0,5%, 1%, 2,5%...

Теперь о дозировании с использованием специальных единиц . Всегда, когда речь идет о неких лекарственных единицах, количество этих единиц увязывается либо с единицей объема, либо с конкретной упаковкой или лекарственной формой. И эту взаимосвязь в обязательном порядке следует уточнить!

Т. е. надо непременно знать о том, что в 1 мл раствора инсулина содержится именно 40 единиц или именно 100 единиц препарата.

Надо обязательно знать, что именно в этой таблетке с панкреатином содержится доза, равная 10 000 единиц липазы. Именно 10 тысяч, а не 40 или 25.

Надо обязательно знать, что именно в этом стерильном флаконе находится 500 000 единиц натриевой соли бензилпенициллина .

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что всегда, когда нечто назначено в единицах, следует в обязательном порядке уточнить, в каком объеме, в каком флаконе, в какой капсуле содержится именно это количество единиц .

С огромными сложностями и множеством ошибок сопряжено использование в качестве единицы дозирования наименования конкретной лекарственной формы.

В одной таблетке одного и того же фармацевтического средства может быть разное количество действующего вещества. Так, например, в одной таблетке парацетамола может быть 80, 120, 125, 200, 285, 325, 500 или 564 мг. Очевидно, что никто не сможет правильно продать в аптеке или дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «1 таблетка».

Поэтому рядом с названием препарата и выбранной лекарственной формой должно быть обозначено количество действующего вещества именно в этой, назначенной конкретному больному лекарственной форме.

Примеры:

  • кальция глюконат , таблетки по 0,5;
  • цефалексин , капсулы по 0,25.

Указание на некую таблетку или капсулу, при отсутствии сведений о содержании действующего вещества, может в некоторых случаях быть оправдано тем, что никакого выбора таблеток именно этого медикаментозного средства нет.

Подобное возможно, если:

  • препарат выпускается в данной лекарственной форме лишь со строго определенным количеством действующего вещества. Например, орнидазол выпускается в таблетках по 0,5. Других таблеток нет. Не ошибешься;
  • препарат назначается под торговым названием, а конкретный производитель выпускает его лишь в такой лекарственной форме - выбора нет. Например, одна таблетка супрастина всегда содержит 0,025 хлоропирамина . Поэтому, если назначен супрастин по одной таблетке два раза в день, - не ошибешься;
  • препарат представляет собой строго определенную, защищенную торговым названием комбинацию неких ингредиентов. Например, декатилен , таблетки для рассасывания. Никакого другого декатилена нет. Не ошибешься.

Мы уже знаем, что оптимальный способ дозирования лекарственных средств детям основан на взаимосвязи дозы с весом ребенка.

Рассмотрим тонкости подобного дозирования на примере самого популярного детского жаропонижающего средства - парацетамола .

Из параграфа 2.1. нам известно, что разовая доза парацетамола составляет 10-15 мг/кг.

Имеем ребенка с массой тела 15 кг. Таким образом, разовая доза лекарства составляет от 150 (10 х 15) до 225 (15 х 15) мг.

Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 24 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза приблизительно равна 6,2-9,3 мл.

Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 50 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - 3-4,5 мл.

Мы купили таблетки по 200 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - 1 таблетка.

Мы купили таблетки по 325 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - полтаблетки.

Теперь давайте разберемся с суточной дозой того же парацетамола. При наличии показаний это лекарство можно давать в течение суток повторно, но не более 4-5 раз, и очень важно, чтобы интервал между приемами был не менее 4-х часов.

Все тот же ребенок - масса тела 15 кг. Максимальная суточная доза лекарства ни в коем случае не должна превышать 60 мг/кг. Это значит, что нашему малышу можно за сутки не более чем 15 х 60 - 900 мг.

Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 24 мг. А нам надо не более 900. Значит, наша максимальная суточная доза - 37,5 мл (900/24).

Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 50 мг. А нам надо за сутки максимум 900. Значит, наша суточная доза не должна превышать 18 мл (900/50).

Мы купили таблетки по 200 мг. Значит, за сутки нельзя больше четырех таблеток.

Мы купили таблетки по 325 мг. Значит, наша максимальная суточная доза 2 таблетки и еще три четверти таблетки.

Уже это наше перечисление показывает, что, зная вес и необходимую разовую/суточную дозы, довольно-таки легко осуществить рациональный выбор лекарственной формы. Очевидно, что дать ребенку 3 мл суспензии в большинстве случаев намного проще, чем 10 мл или половинку таблетки. Поэтому для дитя с массой 15 кг оптимальной лекарственной формой парацетамола будет, пожалуй, суспензия 250/5 мл.

Еще более показателен в рассматриваемом аспекте выбор оптимальной дозы парацетамола для ректального введения.

Известно, что при использовании суппозиториев разовая доза парацетамола выше, чем при приеме внутрь, и составляет 20-25 мг/кг. Таким образом, ребенок с весом 10 кг должен получить свечу, содержащую от 200 до 250 мг. Мы отправляемся в аптеку, и там выясняется, что в продаже имеются свечи с парацетамолом, содержащие активное вещество в количестве 50, 80, 100, 125, 150, 250, 300, 500, 600 и даже 1 000 мг. В нашей ситуации логичнее всего купить свечи по 250 мг и применять их с минимальной нагрузкой для детской психики. Но можно всего этого не знать и издеваться над ребенком, засовывая в него две свечи по 100 мг, или издеваться над собой, пытаясь отрезать половину от свечи 500 мг.

Обращаем также внимание на то, что внимательное изучение листа с врачебными назначениями во многих случаях позволит вам сэкономить значительные средства.

Пример назначений: «азитромицин суспензия. 200 мг 1 раз в день за полчаса до еды, 3 дня подряд ». Отправляемся в аптеку, и там выясняется, что антибиотик азитромицин в суспензии продается в следующих упаковках:

  • порошок для приготовления суспензии 100 мг/5 мл, флакон 20 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 15 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 30 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 20 мл.

Понятно, что оптимальный в нашей ситуации выбор - 200 мг/5 мл, флакон 15 мл - этого как раз хватит для назначенного курса лечения. Любая другая упаковка экономически не выгодна: либо придется докупать, либо останется.

К сожалению, нередко встречается ситуация, когда врач просто не успевает следить за стремительно меняющимся ассортиментом аптек. И в таком случае вполне возможны такие назначения: «лоратадин 5 мг 1 раз в день в течение 2-х недель ». Это, разумеется, неправильно, но весьма незначительное родительское интеллектуальное усилие позволяет решить проблему.

Итак, приходим в аптеку. - Нужен лоратадин, 5 мг.

Выясняется, что лоратадин бывает в таблетках по 10 мг, а также в сиропах или суспензиях - 1 мг/1мл.

5 мг - это полтаблетки или 5 мл сиропа. Делить таблетки нам не хочется, да и с глотанием таблеток у нашей крохи проблемы, так что приобретаем жидкое-вкусное и даем то, что доктор прописал…

Кстати, перед покупкой проводим несложные подсчеты: 5 мл в день, да на 2 недели, это 5 х 14 - получается на курс лечения надо 70 мл. А сколько ж там во флаконе? Интересуемся: оказывается, в одном флаконе сиропа или суспензии лоратадина может быть 30, 50, 60, 100, 120 и 150 мл. Наверное, наиболее рационально купить флакон 100 мл - дайте, пожалуйста…

И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание. Всегда, когда врачом предписывается делить таблетки, это либо обозначается словами (половинка, треть, четверть), либо дробью: 1/2, 1/3, 1/4.

А если написано «кальция глюконат 0,5» - это не полтаблетки (!), это полграмма - 0,5 г.

0,25 - это не четвертушка таблетки, это 0,25 г.

Здесь и далее, произнося выражение «основная единица», мы имеем в виду единицу, основную с позиции именно дозирования лекарственных средств. Т. е. мы знаем, что с точки зрения международной системы единиц (Система Интернациональная, СИ) основной единицей массы является килограмм (кг), а стандартной единицей объема - кубический метр (м 3).

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...