Сказка про овощи для детей. Тематическая неделя «Овощи, фрукты» старшая группа

Наталия Зорина
Тематическая неделя «Овощи, фрукты» старшая группа

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Тема недели : «ОВОЩИ , ФРУКТЫ » .

Цель тематической недели : Обобщить и дополнить представления детей знания детей о фруктах , овощах . Формирование у детей привычки следить за чистотой фруктов и овощей перед их употреблением. Акцентировать внимание детей на особенности фруктов и овощей , влиянии их на организм человека.

Итоговое мероприятие : Презентация «Овощи и фрукты » .

День недели

Дата Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Групповая , подгрупповая Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимных моментах

10.10.16. Понедельник Утро Беседа со всеми детьми о пользе фруктов и овощей в нашей жизни .

Настольно печатные игры : «Сложи фрукты » , «Что лишнее»

Д/и «Чудесный мешочек» , «Где растет» , «Узнай фрукт » . Учить узнавать фрукты и овощи на ощупь .

Трудовая деятельность в уголке природы. Полить растения-важность полива и степень орошения для разных типов растений, повторить понятия «влаголюбивый, засухоустойчивый»

Артикуляционная гимнастика «Грибок» , «Вкусное варенье» Инд. раб. по ФЭМП с Варей, Захаром, Иваном Б., Лизой : Рассматривание и сравнение по форме, цвету, размеру овощей и фруктов . Учить решать логическую задачу на установление закономерностей Рассматривание иллюстраций «Овощи и фрукты » (закрепление и расширение представлений о дарах осени) .

НОД №1Познавательное развитие 9.00

«Еда вкусная и полезная – Что растёт на грядке?» Л. А. Парамонова стр. 112

Интеграция о/о : познавательное, речевое развитие Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать события в определённой последовательности (на примере получения сахара, приобщать детей к традиционной культуре через знакомство с блюдами национальной кухни, подводить к пониманию того, как нужно правильно питаться. С Ксюшей, Кирой, Лизой,Захаром, Соней.

НОД № 2 Музыка 9.35-10.00 (по плану муз. руководителя)

НОД №3Развитие речи (худ. лит.) 15.30-15.55 Заучивание И. Белоусова «Осень» В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» , стр. 37

Интеграция о/о : познавательное, речевое развитие Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Учить эмоционально воспринимать стихотворную форму, развивать поэтический слух. С Женей, Ксюшей, Полиной, Людой, Лизой, Соней

Игры, подготовка к прогулке. Прослушивание аудиозаписи «Что нам Осень принесла»

Рисование и штриховка (фрукты – овощи ) Пальчиковая гимнастика "Хозяйка"

Прогулка Наблюдение за живой и неживой природой. Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза) ; что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки) . Обсудить с детьми, почему опадают листья.

Загадка : Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (осенний листопад)

Подвижные игры «Платочек» - закрепление правил, выполнение их. Цель : учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега. «Тише едешь, дальше будешь» - умение контролировать свои действия.

Трудовые поручения. Собрать упавшие ветки (безопасность) .

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Индивидуальная работа по развитию движений :

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

6. Самостоятельные игры с выносным материалом.

(Соня, Кира, Ксюша, Иван Б., Захар)

Экспериментальная деятельность : Взять на прогулку три прозрачных баночки. Насыпать в них песок, землю, глину (в каждую отдельно, налить воду и размешать. Песок быстро оседает, глина долго находится в воде, а в земле видны корешки. Познакомить со свойствами песка и глины.

Ситуативный разговор о том, как "Как поделить игрушку?» - обсуждение ситуации, необидные словесные формы выражения отказа, обыгрывание, применение в общении.

Возвращение с прогулки, обед Продолжать учить детей последовательно раздеваться, аккуратно складывать вещи в свой шкафчик.

КГН. Учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать) . За обедом продолжать учить доедать пищу, пользоваться салфеткой.

Вечер Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливание. Ходьба по массажным дорожкам. Цель : укреплять здоровье детей.

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин » Учить детей описывать выбранный товар словами, ролевой диалог.

Свободные игры детей в центре строительно-конструктивных игр. Закреплять умение детей вырезать круги способом последовательного закругления четырех уголков квадрата. (овощи , фрукты )

Егора, Матвея Л., Лизу, Киру, Захара, Женю. Выставка тематических картинок по теме «Овощи , фрукты » с целью поощрения речевой активности детей при обсуждении картинок друг с другом, направленной на самостоятельную совместную деятельность детей в центрах активности

Прогулка Наблюдения на тему «Сезонные изменения» Цели : закрепить знания детей о смене времён года; уточнить представления об особенностях каждого сезона. Задание Лизе, Захару, Соне : «Узнай дерево по описанию» . Народная игра «Горелки» Цель : развивать умение ориентироваться в пространстве, бегать не наталкиваясь друг на друга. Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом

Вторник Утро Беседа : ОБЖ «Вкусно и полезно» , о важности регулярного употребления овощей .

Рассматривание иллюстраций «Овощи »

Работа в экологическом центре. Цель : продолжать учить ухаживать за растениями в группе (поливать, протирать пыль с листочков) .

П/и «Кабачок»

Настольно-печатные игры : «Собери картинку» (овощи , фрукты ) Цель : закрепление и расширение представлений об урожае овощей и фруктов осенью .

Пальчиковая гимнастика «Фруктовые дорожки » . Индивидуальная работа по музыке с Лизой, Кирой, Соней, Ксюшей повторить слова песен и стихов к празднику Осени.

Речевая игра «Найди звук в слове» . Цель : закреплять умение выделять заданный звук в словах.

Игра «Рисование контуров овощей и фруктов , их штриховка»

Цель : развивать умение заштриховывать контур карандашом

НОД № 1 ФЭМП 9.00 – 9.25

Интеграция о/о : познавательное и речевое развитие. СЖеней, Соней, Захаром, Лизой, Кирой, Полей

НОД №2Аппликация. «Дары осени»

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова»Конспекты занятий ИЗО в старшей группе », стр. 9.

Интеграция :

Художественно - эстетическое развитие Продолжать учить самостоятельно вырезать разные формы из листа бумаги, сложенного вдвое или несколько раз. Воспитывать уважение к коллективному труду, учить работать согласованно. С Женей, Захаром, Егором, Соней, Кирой, Иваном Кор.

НОД № 3 Физическая культура (по плану физ. инструктора) 15.10 – 15.35

Игры, подготовка к прогулке. Игровая деятельность по интересам детей (настольно- печатные игры) - развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг. Чтение стихотворения Ю. Тувим «Овощи » .

Прогулка Наблюдение за работой дворника. Цели :

расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду. Какие орудия труда нужны дворнику для работы?

Какую работу выполняет дворник осенью?

Для чего нужна работа дворника?

Как мы можем помочь дворнику?

Трудовая деятельность. Предложить детям подмести дорожки и веранду.

Подвижные игры «Кот и мыши» .

Цели : продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность. «Платочек» . Цель : закреплять ловкость, быстроту бега.

Свободные игры детей на свежем воздухе с выносным материалом (лопатки, метёлки) . Развитие движений. Захаром, Матвеем Л., Лизой, Кирой, Иваном Б.

Цель : развивать навыки бросания мяча вдаль.

Возвращение с прогулки, обед Самообслуживание. Учить детей следить за внешним видом и поддерживать порядок в группе . Чтение стихотворения «Как варили суп»

С/и игры «Овощной базар » , «Магазин» . Обогащение личного опыта у детей. (муляжи овощей , весы, сумки, тележки-корзинки, кассовый аппарат).

Театрализованные игры. «Как варили суп» на имитацию движений. Цель : развивать воображение и пантомимические навыки.

Хороводные игры «Ручеёк» , «Что нам Осень принесла?»

Игра с пение «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой) .

Самостоятельная игровая деятельность детей в центре математического развития . Мелкая моторика : «вышивание» овощей и фруктов с Полиной , Юлей, Артёмом, Ксюшей, Кирой, Егором.

Исследовательская деятельность : рассматривание и сравнение предметов. (исследование кабачка) .

Проводить работу по нацеливанию родителей на продолжение работы по теме «Овощи , фрукты » .

Прогулка Наблюдение за перелётными птицами. Цели : закреплять знания детей о перелётных птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым. Обучение Захара и Лизы метанию в цель. Дидактическая игра «С какой ветки детки» . Цель : уточнить знания детей о деревьях и семенах.

П/и «Третий лишний» , «Иголка, нитка и узелок» Цель : развивать ловкость, внимание, координацию движений.

Игры с выносным материалом

12.10.16 Среда Утро Беседа на тему : «Какие бывают овощи , как их выращивать?»

Проговаривание четверостишия.

Повторение названия овощей .

Д/и «Собери урожай» . Цель : продолжать учить различать овощи и фрукты .

Завтрак : формирование КГН : правильно сидеть за столом, придвигать стул ближе к столу, правильно держать ложку.

Артикуляционная гимнастика «Дует ветерок» , «Тепло – холодно» Индивидуальная работа по ЗКР : Упражнение «Назови первый звук слова»

На фланелеграфе картинки. Дети называют предмет, выделяя первый звук, и звук изолированно. С Полиной, Людой, Лизой, Матвеем Л., Соней, Женей. Взаимодействие с родителями : привлечь родителей к изготовлению поделок из овощей .

Чтение стихотворения И. Белоусова «Осень»

Цель : продолжать заучивать стихи с детьми, развивать речь.

НОД № 1 Музыка (по плану муз. руководителя) – 9.00 – 9.25

НОД №2 Рисование (предм.) 9.35-10. 00

«Загадки с грядки» Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» стр. 101

Интеграция о/о : Художественно -эстетическое развитие Учить передавать форму и характерные особенности овощей , создавать выразительные цветовые образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. С Егором, Кирой, Иваном Б., Захаром, Егором, Соней

НОД № 3 «Юный эколог» 15.30-15.55

«Для чего нужны семена» Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» стр. 115

Интеграция о/о : познавательное, речевое развитие Формировать представления о плодах, их разнообразии и назначении; учит классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; выкладывать сериационные ряды предметов по разным признакам, вызвать интерес к исследовательской деятельности. С Варей, Людой, Иваном К. ,

Лизой, Артёмом

Игры, подготовка к прогулке. Разучивание пословиц. Яблоко на ужин – и врач не нужен. Зелень на столе – здоровье на сто лет,

Цель : воспитывать желание разучивать пословицы.

Загадывание загадок об овощах и фруктах .

Прогулка Целевая прогулка вокруг детского сада.

Наблюдение за деревьями.

Цель : напомнить о деревьях, растущих вокруг детского сада. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Трудовая деятельность. Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок. Цель : учить аккуратно, собирать и различать листья разных деревьев.

Подвижные игры : «Коршун и наседка» , «Кто дальше?» . Цель : учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

Свободная игровая деятельность детей на прогулке Индивидуальная работа на развитие движений : с Миланой, Захаром,. Кирой, Соней, Женей, Егором

Цель : Учить стоять на носочках с закрытыми глазами, удерживая равновесие.

Возвращение с прогулки, обед КГН, навыков самообслуживания и взаимоотношения при одевании. Чтение и разучивание стихов и песен к осеннему празднику. Работа по воспитанию культуры поведения за столом в обед : закреплять знания о правилах поведения во время

обеда. Слушание аудиосказки «Осень на пороге» Н. Сладков

Вечер Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Нод№3 (см. план)

Слушание музыкальных произведений «Звуки осени» . Цель : учить оценивать музыку по характеру (грустная, веселая, какое настроение создает прослушивание музыкальных отрывков. Конструирование из бумаги : «Овощи , фрукты » Цель : учить детей конструировать из цветной бумаги овощи и фрукты . Развивать моторику пальцев, воспитывать желание трудиться сообща. Создание коллажа «Овощи , фрукты »

Самостоятельные игры в уголках по интересам. Сенсорное развитие. «Цветные камешки» . Цель : развивать мелкую моторику и гибкость рук, подвижность суставов. с Кирой, Егором, Иваном Кобз., Иваном Кор., Соней.

Развивающие игры :

Разгадывание путаниц, ребусов на тему «Овощи , фрукты » .

Цель : развивать память, речь, внимание.

Прогулка Наблюдения за природой осенью. Игра «Садовник и цветы» Цель : закрепить знание о цветах.

П/и «Кто быстрее до меня?» «Ловкая пара» Цель

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору.

Четверг Утро Беседа «Почему могут быть опасны овощи и фрукты - формировать у детей представление о том, что употребление немытых овощей и фруктов , неправильное употребление в пищу фруктов с косточками может быть опасно, объяснить почему.

Дидактическая игры : «Назови одним словом» «Что лишнее?»

Речевые игры. «Один – много» .

Воспитатель показывает картинки с изображением какого – либо овоща (один и много) и просит назвать его.

Труд в уголке природы. Уход за комнатными растениями. Цель : закреплять навыки и умения, приобретенные ранее.

Артикуляционная гимнастика «Дует ветерок» , «Улыбка» , «Грибок» Художественное творчество : закреплять умение детей рисовать овощи и фрукты с Женей , Кирой, Захаром, Егором, Соней – Развивать мелкую моторику рук; внимание.

Опытно-экспериментальная деятельность с овощами . Красящие и косметические свойства овощей Цель : Познакомит детей с тем, что в овощах тоже есть сок , он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на ткань, то при высыхании жидкость оставляет пятно такого же цвета, как и сам овощ , его сок. Овощи обладают косметическими свойствами и их используют для приготовления косметики. Материал и оборудование : Овощи : свёкла, морковь, огурец, помидор, салфетки из ткани, влажные салфетки, пластмассовые стаканчики.

Настольно-печатные игры.

Сюжетные картинки.

Плакат «Овощи , фрукты »

НОД №1 Познавательное развитие «Почемучка» 9.00-9.25

«Путешествие на планету «Осенин»

«Путешествие по Фанталии» , стр. 44

Интеграция о/о : Речевое развитие Упражнять в умении группировать растения по месту их произрастания; правильно пользоваться обобщающими словами овощи , фрукты , грибы, ягоды. С Матвеем П., Полиной, Юлей, Женей, Захаром, Кирой.

НОД №2 Ручной труд 9.35-10.00

«Осенние картины» И. А. Лыкова «ИЗО деятельность в д/С» , стр. 58

Интеграция о/о : Художественно-эстетическое развитие Учить создавать сюжетные композиции из природного материала, развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранить её красоту в аранжировках и флористических композициях. С Егором, Кирой, Захаром, Егором, Соней, Женей.

НОД № 3 Физическая культура (на улице) 11.20 -11.40 (по плану физ. инструктора)

Игры, подготовка к прогулке. Чтение худ. лит. А. Плещеев «Осень наступила» , A. Барто «Морковный сок» .

Вспомнить пословицы об осени, повторить стихи и песни об осени.

Прогулка Наблюдение за небом, подбор определений.

Трудовая деятельность Коллективный труд в природе : Сбор опавших листьев. Использование носилок, граблей. Правила безопасности, взаимодействие, умение договариваться.

Подвижные игры «Платочек» - учить самостоятельно организовывать игру, выбирать водящего считалочкой. «У медведя во бору» -проговаривание слов игры, бег только после слов.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом. Инд. работа «Кто дальше прыгнет?» Цель : развитие умение прыгать вдаль с Матвеем Пр., Соней, Кирой, Ксюшей, Ваней Кобз., Лизой.

Ситуативные разговоры с детьми, как вести себя в коллективе.

Цель : воспитывать заботливое отношение друг к другу

обед : упражнение «Мы едим» .

Чтение. Толстой Л. «Корешки и вершки» .

Цель : воспитывать желание слушать рассказы и сказки об осени.

Вечер Театрализованная деятельность Повторение инсценировки «Перелётные птицы» (план муз. рук.)

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин » . Цель : продолжать учить придумывать сюжет и обыгрывать его, использовать разные атрибуты (внести новый атрибут – кассовый аппарат)

Свободная игровая деятельность в центре художественного творчества (лепка, рисование, аппликация)

Просмотр мультфильма «Мешок яблок» Сутеев. Конструирование из бумаги овощей и фруктов (создание коллажа) с Лизой, Варварой, Ваней Кобз. Женей, Кирой.

хозяйственно-бытовой труд. Поручение – Протереть пыль в игровом уголке, постирать кукольное бельё.

Прогулка Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. П\игра «Лохматый пёс» -учить двигаться в соответствии с текстом, упражнять в беге. «Ловкая пара» Цель : развивать глазомер, достигая хорошего результата.

Игровая деятельность детей по интересам.

Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.

Пятница Утро Беседа с детьми на тему «Картины художников, которые рисовали осень» (натюрморты) Цель : рассмотреть репродукции художников, которые писали натюрморты, учить отвечать на вопросы воспитателя полными ответами, развивать активный словарь.

Д/и «Собери урожай» . Цель : продолжать учить различать овощи и фрукты , воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.

Хороводные игры : «Огородная -хороводная» , «Ходит Ваня» Грамм Грамматический строй речи : КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель : закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

С Кирой, Захаром, Женей, Лизой, Соней, Юлей.

Пальчиковые игры : «Фруктовые дорожки » . «Штриховка в заданном направлении» .

Цель : продолжать учить штриховать фигуры в заданном направлении.

НОД №1 Развитие речи 9.00-9.25

«На улице две курицы…» (ЗКР)

Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» стр. 99.

Интеграция о/о : Речевое развитие Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С и Ц в словах и фразах. Учить различать их на слух, выделять голосом. Развивать речевое внимание, речевой слух. Закреплять обобщающее понятие «овощи » , «фрукты » . Учить подбирать определения к слову. Обогащать словарь выразительными словами и выражениями. С Кирой, Егором, Соней, Ваней Кобз., Соней, Лизой, Людой

НОД № 2 Рисование (сюжет.) 9.35-10.00

«Яблоня с золотыми яблоками»

Т. С. Комарова «Занятия по изо- деятельности» , стр.

Интеграция : Художественно - эстетическое развитие Учить рисовать развесистые плодовые деревья с ветвистыми кронами. Закреплять умение рисовать красками. Учить рисовать по всему листу; познакомить с законами перспективы, передним, средним и дальним планом. Учить С Женей, Кирой, Захаром, Лизой, Соней, Егором.

НОД № 3 Физическая культура 15.30-15.55 (по плану физ. инструктора)

Игры, подготовка к прогулке. Чтение художественной литературы. Носов Н. Огурцы.

Свободная деятельность в центре творчества (рисование, лепка, аппликация)

Прогулка

Наблюдение «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо» Цель : Развитие у детей способности объяснять сезонные явления : выделять характерные признаки дождя осенью. Обогащение словаря : дожди, туман, гроза, град. Трудовая деятельность Сгребание листьев в кучи и их уборка. Цель : воспитывать желание трудиться в коллективе.

П. И. «Не упади» .

Самостоятельная деятельность детей на участке - игры с выносным материалом. Индивидуальная работа по развитию движений «Закати мяч» - прокатывание теннисного мяча в ворота. «Прыгни дальше» Цель : прыгнуть как можно дальше.

(Иван Бузун., Матвей П., Люда, Милана) .

Ситуативный разговор о правилах безопасного поведения при трудовой деятельности.

Возвращение с прогулки, обед Работа по воспитанию культуры поведения за столом в обед : закреплять знания о правилах поведения во время обеда.

Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании : побуждать помогать друг другу

при одевании.

Повторение стихов и песен об осени.

Вечер Гимнастика после сна.

С/Р игра : «Овощной базар » Цель : развивать умение детей договориться, вести диалог.

Совместный хозяйственно – бытовой труд «Мытье муляжей овощей и фруктов » .

Народные игры, хороводы «Ручеёк» , «Плетень»

Строительно – конструктивные игры. «Построим сад» развивать у ребенка творчество, мышление, пространственное воображение.

Чтение. Коркин B. «Что растет на нашей грядке?» Индивидуальная работа по конструированию из бумаги. Цель : закреплять умения складывать бумагу и делать простые поделки из бумаги. с Соней, Иваном Кобз., Ксюшей, Людой, Захаром, Егором.

Итоговое мероприятие : Презентация «Овощи и фрукты » .

Взаимодействие с родителями : Выставка творческих работ детей и родителей «Фруктовый сад » , «Наш огород» .

Прогулка Наблюдение за ветром. Продолжать учить определять силу ветра; Расширять знания детей о неживой природе. Подвижные игры : «Солнышко и Дождик» , «Воробушки и автомобиль» .

Игры с выносным материалом.

Занятие

на тему: «Овощи – фрукты»

по произведениям Ю.Тувима «Овощи» и

Н. Кончаловской «Показал садовод»

Возрастная группа: средняя.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Задачи: уточнить и обобщить представления детей об осенних явлениях в природе; закрепить обобщающие понятия: овощи-фрукты; подкрепить знания детей об этих понятиях новыми произведениями; развивать речь, мышление, творческое воображение; воспитывать интерес к художественной литературе.

Предварительная и предшествующая работа: экскурсия на огород, в сад; наблюдения в природе за овощами и фруктами, беседы о них; д/и «Угадай по вкусу», «Определи на ощупь».

Демонстрационный материал: иллюстрации на тему «Осень», кузовок с овощами, проектор, ноутбук, интерактивная доска с изображением овощей, фруктов и двух блюд: фруктовницы и плоского блюда; иллюстрации спаржи, сельдерея; рисунок «Чудо овощ».

Раздаточный материал: альбомные листы, фломастеры.

Словарная работа: кипяток, спаржа, сельдерей.

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Загадка:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Это время года … зовется как?

Правильно! Это загадка про осень. Посмотрите, дети на эти иллюстрации. Где здесь осень? А что вы знаете об осени? Расскажите.

Идет дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы, поспевают овощи и фрукты.

Правильно! И сегодня мы с вами будем говорить об овощах и фруктах.

II. Основная часть.

1. Беседа об овощах и фруктах.

Вспомните, где растут фрукты?

В саду на деревьях.

Какие фрукты вы знаете?

Яблоки, вишни, сливы, груши.

Где растут овощи?

На огороде, в земле.

Какие овощи вы знаете? Перечислите.

Огурцы, редис, помидоры, картофель и т.д.

Давайте с вами поиграем в игру «Овощи – фрукты».

2. Д/и «Овощи-фрукты» (на интерактивной доске)

Вот здесь на доске нарисованы овощи и фрукты. Также есть два блюда: плоское для овощей, фруктовница для фруктов.

(Показываю иллюстрации на доске)

Задание: «Нужно методом перетаскивания в фруктовницу сложить фрукты, а в плоское блюдо – овощи. Н-р, огурец я положу в блюдо, т.к. это овощ, сливу положу в фруктовницу. Это фрукт и т.д.

Свои действия нужно объяснять.

3. Сюрпризный момент

Стук

Дети, кто-то к нам в гости пришел.

(Открываю дверь, приношу кузовок с овощами, прикрытыми салфеткой. Предлагаю детям по описанию в форме загадок отгадать какие овощи припрятаны под салфеткой в кузовке).

Круглая да круглая

Откусишь – сладкая

Засела крепко

На грядке, что?... (репка)

Заставит плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а … (лук)

Как надела сто рубах

Захрустела на зубах. (капуста)

Красные сапожки

В земле и в лукошке. (свекла)

Красная девица

Сидит в темнице

А коса на улице. (морковь)

(По мере отгадывания, овощи вынимаю и кладу на стол)

Что это? - Овощи.

Что из них можно приготовить? – Различные салаты, супы, борщи.

Сейчас мы узнаем об этом из стихотворения «Овощи» Ю.Тувима.

4. Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи».

Беседа по содержанию. Куда пошла хозяйка? Что она принесла с базара? Перечислите овощи. О чем заспорили овощи? Чем же закончился их спор? Когда суп бывает вкусным, когда в него кладут один овощ или все? Как называется такой суп? Что такое кипяток?

5. Физкультминутка. Засолка капусты.

Мы капусту рубим – резкие движения прямыми кистями вниз вверх.

Мы морковку трем – пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим – из щепотки движение пальцев, имитирующие посыпание солью.

Мы капусту жмем – интенсивно сжимаем и разжимаем кулаки.

6. Чтение стихотворения «Показал садовод» Н.Кончаловской.

Давайте послушаем еще одно стихотворение Н.Кончаловской «Показал садовод…». Оно тоже об овощах и фруктах:

Показал садовод

Нам такой огород

Где на грядках, заселенных густо

Огурбузы росли,

Помидыни росли

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Понравилось стихотворение? Какие чудо-овощи и фрукты вам запомнились? Какие незнакомы? Спаржа? Сельдерей?

(Показываю иллюстрации)

Спаржа и сельдерей – это травянистые растения, которые добавляют в суп, как приправу, чтобы суп и другие блюда были вкуснее и ароматнее. А что такое огурбузы? Помидыни? Репуста? Какие названия спрятались в этих смешных словах?

(Ответы детей)

Посмотрите, ребята, как я нарисовала один чудо-овощ.

(Вывешиваю рисунок чудо-овоща – верхняя часть помидор, нижняя – редиска).

Как вы думаете, что это? Как можно назвать этот чудо – овощ?

(Ответы детей)

А вы хотите нарисовать какой-нибудь чудо-овощ или чудо-фрукт? Попробуйте.

7. Рисование «Чудо – овощи».

(Дети рисуют, в конце рассказывают, что они нарисовали)

III. Итог.

Ребята, о чем мы сегодня беседовали? Какие произведения я вам прочитала? Давайте пройдем на выставку книг об овощах и фруктах и посмотрим, что же на самом деле выросло в саду и в огороде.

(Дети рассматривают подборку книг в книжном уголке)

Галявиева Е.Н.,

ДОУ №36

г.Нижнекамск, Татарстан


  1. Расширить знания детей об овощах. Учить сознательному, правильному, плавному чтению по слогам; соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания.
  2. Развивать произвольное внимание через упражнения в переключаемости и сохранении объёма внимания.
  3. Воспитывать положительную мотивацию в обучении.

Оборудование: картина “овощи”, магнитные буквы, закрытое название темы, книги с закладками, слова на карточках, зашифрованное слово, маски овощей, посуда, слова из слогов на доске, магнитофон, предметные картинки овощей и посуды.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Входим в класс на своё рабочее место по “пропускам”. Найди у себя карточку с такой же последовательностью букв: ОВЩОИ

(варианты : ВЩИОО и ОВЩОИ)

Составь из этих букв слово: овощи (на доске).

II. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на дыхание.

Представьте, что вы зашли на кухню, а там мама режет огурцы и вы чувствуете свежий огуречный запах:

И.п.: стоя.

  • Глаза закрыты, руки на диафрагме. Медленно вдыхаем носом, ощущая запах огурца. Резкий выдох - ртом. И так 3-4 раза.
  • Высматриваем огурцы: вытянуть шею (вдох ртом), наклонить голову вперёд вниз (выдох носом).
  • Стручок фасоли. Изобразим створки фасоли; челюсти спокойны на 1-2-3: стручок лопнул - движение нижней челюсти вперёд (на счёт 4).

Упр. для губ, щёк, языка.

  • Дети увидели тыкву: О-о-о-о! (под счёт до 6)
  • “Толстячки-худышки” (кочан капусты, горох)
  • “Лопата”. Язык внизу спокоен до 10 раз.
  • “Копаем картошку”. Кончик языка закрывает то верхнюю, то нижнюю губу.
  • “Ровная грядка в огороде”. Широко открыть рот, опустив язык за нижние зубы.
  • Разговор овощей в масках:

Помидор красивый, красный хвастается: ла-пу, па-лу.

Огурец обиженно: пы-по, пы-по

(Эта игра в парах.)
  • Произнести: Ох! Ах! шепотом, тихо, громко от имени бабушки, которая зашла в огород и увидела много красных помидоров.
  • Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Огородное пугало. Показать: вы испугались пугала. Изобразите огородное пугало и птицы его испугались.

Упражнение для глаз: выбери игрушку, которая тебе понравится.

  • Глаза следят за игрушкой, влево - вправо, верх - вниз.
  • Игрушку приблизить к носу, отодвинуть.
  • Крепко зажмурить глаза, открыть под счет.

III. Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы.

Какой рассказ читали на прошлом уроке, кто автор, какие овощи выбирали на огороде, найти и прочитать о…(показ картинок огурца, лука, капусты).

Почему говорят:

“У капусты 77 одежек”?

2. Чтение рассказа: “Кто как одет”, “цепочкой” по одному предложению. Я рисую цепочку на доске из бусин, если вы ошиблись, то ниточка порвется.

IV. Физминутка.

Упражнение на внимание.

V. Сообщение тему, цели урока.

Прочитайте название стихотворения на доске. Ваша задача - читать слова правильно, четко, соблюдая интонацию в конце предложения.

VI. Работа над текстом.

1. Чтение учителем.

Какие овощи принесла хозяйка?

2. Словарная работа:

базар - место для торговли;

кипеть - бурлить;

крошить - раздроблять на мелкие части;

душный - тяжелый для дыхания;

горшок - округлый сосуд для приготовления и хранения пищи.

Найди среди этих предметов горшок (кастрюля, кувшин, горшок, чайник).

Встретились еще несколько трудных слов, Мы их прочитаем вместе.

Хозяйка - женщина, ведущая хозяйство.

Завели - это значит “начали”

Спор - разногласие.

Кипяток - это значит кипящая вода.

З. Чтение по частям по магнитофонной записи.

Дети следят указкой по тексту.

1 часть. Где была хозяйка? Какие овощи она принесла?

2 часть. О чем заспорили овощи?

З часть. Что сделала с ними хозяйка?

4 часть. Что приготовила хозяйка из овощей?

4. Самостоятельное чтение. Индивидуальная работа.

VII. Заключительная работа.

2. Чтение отрывка текста с 1/4 прикрытой нижней частью строчки (текст на доске).

VIII. Мини драматизация.

“Как зайцы морковь потеряли”.

Мы с тобой шли?

Морковку нашли

Я тебе ее дал?

Ты ее взял?

Где она?

Морковка.

Мы с тобой шли? и т. д.

Задачи: расширять и обогащать представления и знания детей об овощах; расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме; учить детей образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные;

развивать умение согласовывать в словосочетаниях прилагательные с существительными, числительные с существительными; учить составлять простое распространённое предложение с однородными определениями; ; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Предметный словарь: овощи, баклажан, перец, кабачок, петрушка, салат, редис, тыква, лук, чеснок, свёкла, картофель, фасоль, горох, капуста.

Предикативный словарь: копать, сажать, поливать, рыхлить, собирать, зреть, срывать, выдёргивать, срезать, варить, сушить, солить.

Словарь признаков: морковный, тыквенный, фасолевый, гороховый, картофельный.

Материал: картина «Сбор урожая», муляжи и предметные картинки овощей, фотографии блюд из овощей.

Ход занятия

Организационный момент .

Пальчиковая гимнастика «Сложим из пальцев».

Сложим ворота, замочек, горку, канавку, мостик, заборчик.

Рассматривание картины «Сбор урожая».

Воспитатель (В.). Где дети собирают урожай? (В огороде.)

Какие овощи собирают дети? Давайте и мы с вами соберём урожай.

Игра «Найди ошибку».

Синий огурец, жёлтый баклажан, зелёный помидор, квадратный огурец, мягкий картофель, горькая капуста.

Помидор не синий, он - красный и т.д.

Игра «Повар и овощи ».

В. Я решила стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. И сейчас я превращу вас в овощи.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем мы играть.

Руками похлопаем, ногами потопаем.

Покружились, покружились

И в овощи превратились.

Каждому ребёнку прикрепляется эмблема какого-либо овоща.

В. Кто ты? Расскажи про себя. «Я капуста зелёная, круглая, твёрдая и т.д.»

Игра «Назови верно».

Суп из гороха - гороховый.

Из фасоли -

Сок из моркови -

Из тыквы -

Запеканка из картофеля -

Игра «Посчитай-ка».

В. Едем, едем мы домой

на машине грузовой,

Эй, ворота отворяй, едет с поля урожай.

Вот приехала машина домой, давайте посчитаем, сколько овощей она привезла.

Чтение стихотворения.

Раз, два, три, четыре

Дети овощи учили.

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

Итог занятия.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе по теме: « Чтение стихотворения Ю.Тувима « Овощи».

Цель: формировать интерес к художественной литературе, знакомить детей с произведениями фольклорного жанра – загадками. Развивать речь, мышление, воображение, память. Оборудование: хрестоматия, цветные иллюстрации, макеты овощей.

Ход занятия:

Круг радости : Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам, Кто – то придумал просто и мудро, Со всеми здороваться доброе утро!

Ребята, сегодня я вас познакомлю с произведением поэта Ю.Тувима «Овощи» . Воспитатель читает стихотворение, после прочтения проводит с детьми беседу, используя следующие вопросы по содержанию текста: - Ребята, понравилось вам стихотворение? - Да, очень понравилось. - Откуда пришла хозяйка? - Хозяйка пришла с базара. - Вспомните, какие овощи она принесла домой? - Картошку, морковь, капусту, горох, петрушку и свеклу. - А как вы думаете, какой из овощей самый полезный? - Все овощи полезные, в них много витаминов. - О чем спорили овощи? - Кто из овощей вкусней и полезней. – Что сварила хозяйка из овощей? - Она сварила суп. Физкультминутка: Вот летают птички, птички – невелички. Все летают, все летают, крыльями махают. Прыгают по веткам, чтоб сильней быть деткам. Прыг – скок, прыг – скок, прыгают по веткам.

Дидактическая игра « Назови овощ» . Воспитатель показывает детям макеты овощей и просит их называть овощи.

Отгадайте загадки: 1. Из головы перо торчит, на вкус попробуешь – горчит. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява Кто любит щи, меня в них ищи. (капуста)

2.Раскололся тесный дом на две половинки. И посыпались от туда бусинки – дробинки. (горох)

3.Она важней всех овощей для винегретов и борщей. (свекла) 4.Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...