Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Как хлеб на стол пришел? «Как хлеб к нам на стол пришел.

Беседа на тему: «Как хлеб на стол пришёл?

старшая группа

Подготовила воспитатель МКДОУ № 29: М.В.Одинцова.

Беседа на тему: «Как хлеб на стол пришёл?

Задачи:

    обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, обогащать словарь детей прилагательными.

    развивать коммуникативные способности, развивать логическое мышление, память, творческое воображение.

    воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок, объяснение и заучивание поговорок о хлебе, сравнение колосков пшеницы, ячменя.

Материалы:

презентация о хлебе, ящик со всходами пшеницы, все ингредиенты для теста, колоски пшеницы, лупы, музыкальная колонка, запись гимна, разрезанные картинки по теме «Хлеб», на вышитом рушнике каравай, сюжетные картинки.

Ход занятия:

(звучит гимн Кубани)

Ой, Кубань,ты наша Родина,

Вековой наш богатырь,

Многоводная, раздольная.

Разлилась ты вдаль и вширь.

Так пели наши предки, кубанские казаки. Так и называют эту благодатную землю- Кубанью. Смыслом жизни целых поколений была забота о куске хлеба.

Сегодня мы с вами проведём экскурсию и узнаем как растёт хлеб, а нашим путеводителем будет, как вы думаете кто?

Круглый, пышный, ароматный

У него румяный бок,называется ребята

Это чудо -(колобок)

1 слайд-название

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (колосок)

Посмотрите какой золотой, красивый колосок у меня в руке. -Из чего он состоит ?(из зёрен)

(посадить детей за стол и рассмотреть через лупы зерно)

Работа с лупой

-Какой формы наши зёрнышки? Какого цвета?

Золотой колосок, отведи нас в поле

Бескрайним золотым морем раскинулись на Кубани пшеничные поля, думаете легко вырастить хлеб? Нелегко. Давайте проследим какой путь проходит хлеб, прежде,чем попасть к нам на стол.

-Когда начинается подготовка земли к севу? (весной, как только оттает и просохнет земля)

2 слайд -вспашка.

Колобок спрашивает вас ребята,чтобы посеять в землю зерно,что необходимо сделать? (вспахать, поборонить, удобрить)

-А когда всё распахали,можно ли сеять зерно?

(надо подготовить сеялки, семена, сделать бороздки, посеять и заборонить поля)

-Скажите, а кто управляет тракторами, сеялками? (трактористы,комбайнёры )

3слайд-профессии

4 слайд- сев.

Ровными, аккуратными рядами укладывают зерна пшеницы в почву сеялки.

Вот пшеница взошла. Всё лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.Но вот зёрна созрели,в поля выходят другие машины.

-Как они называются? (комбайны)

5 слайд-комбайн

Начинается уборка,а в старину называли уборку жатвой. Раньше это делали вручную, с утра до ночи мужчины косили, а женщины срезали серпами колосья. Затем слаживали в скирды.Скирда -это сложенное сено для просушки.

-Что делает комбайн ?(скашивает и обмолачивает зерно )

физминутка

Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх .)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья -
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад .)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте .)
Там немного отдохнём. (Дети садятся .)

-Кто знает куда везут зерно с полей? (на ток, элеватор )

    слайд-ток,элеватор .

Это специальное сооружение для хранения зерна.

-Что делают с зерном на току ?(сортируют, сушат, веют)

-Куда потом везут зерно ?(на мельницу )

-Для чего нужна мельница ? (молоть зерно в муку)

    слайд-мельница

-Кто мелет зерно ? (мельник)

На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с мукой добавляется вода, сахар, дрожжи,соль.

    слайд-пекарня

-Кто хлеб печёт ?(пекарь )

9-слайд-хлеб

Хлеб- это настоящее богатство, его нужно беречь

Пословицы.

-Какие пословицы вы знаете?

1.Хлеб поспевает- работник не гуляет.

2.Хлеб- всему голова.

3.свой сухарь- лучше чужих пирогов.

4. Без хлеба краюшки -не прожить и седой старушки.

5.Горька работа- да сладок хлеб.

-А как вы относитесь к хлебу ? (Доедаем,не бросаем )

-А какой хлеб вы любите больше всего ? (белый, ржаной )

-Ребята, а кто из вас видел,как мама делает тесто?

-Какие нужны компоненты для теста ?(перечисляют )

Показ детям теста

Игра «Бесконечное предложение» (передавать мяч )

Я скажу слово хлеб, а вы ответите какой он.

Хлеб -душистый. тёплый, мягкий и т.д.

Игра « Хлебобулочное изделие»

(кто быстрее соберёт разрезанную картинку)

-Скажите у вас был случай, когда хлеб вам показался очень вкусным?

-Остаётся ли у вас лишний хлеб?

-А что вы с ним делаете ? Почему хлеб нужно беречь?

М. Глинская «Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! - закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
- Ладно, - согласился дядя Матвей. - Если не знал - это другой разговор.- Поднял хлеб, положил на ладонь. - В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. - Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
-Нельзя, - возразил Саня, - хлеб запачкан, заболеть можно.
- Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
- Отдадим хлеб Лыске, - предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

Вопросы:

    Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?

    Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?

    Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? (не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.

Итог: Итак люди каких профессий трудятся,чтобы хлеб попал к нам на стол?

Работа эта трудная,тяжёлая, берегите хлеб!

Ребята мы сейчас вспомнили,как хлеб на стол пришёл.

- А вы сможете сделать так, чтобы сейчас у каждого из вас появился свой хлеб?(нет)

А почему не сможете ?

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Как хлеб к нам на стол пришел"

Фролова Наталья Анатольевна, МКДОУ детский сад №26 пгт. Ярославский.
Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов, с тем, что хлеборобы трудятся не только для себя, но и для других людей. Расширять и закреплять знания об окружающем. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: Мультимедийная установка.

Ход ООД:
Воспитатель: Послушайте загадку: «Он и черный, он и белый, и всегда он загорелый,
А обедать захотим, мы всегда садимся с ним» Что это?(Ответы детей) Почему вы решили, что это хлеб? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, люди всегда садятся кушать и ставят на стол хлеб. Без него не может обойтись ни один человек, и сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. А вы знаете, из чего пекут хлеб? (Ответы детей) Правильно, из муки, а муку делают из зерен. А это хлебные растения: пшеница и рожь. (Слайд №2)

Из пшеницы получается белый хлеб, а из ржи - темный. Люди, которые выращивают хлеб, называются хлеборобы. А кто знает, что нужно сделать прежде, чем посеять хлеб? (Ответы детей)
Воспитатель: Поле нужно вспахать. На чем пашут землю? (Ответы детей) А кто пашет? (Ответы детей) Да, весной трактористы пашут землю на тракторах. (Слайд №3)

А потом боронят ее, чтобы земля была мягкая и пушистая, (Слайд №4)

И пока земля влажная, сеют хлеб. (Слайд № 5) Скажите, а почему зерна лучше сеять во влажную землю? (Ответы детей) А что будет, если посеять семена в сухую землю?(Ответы детей) Конечно, семена будут слабыми или совсем погибнут.

Когда семена прорастут, поле покрывается зелеными всходами. (Слайд №6)

За будущим урожаем тщательно следит специалист - агроном. Он следит за здоровьем растений, оберегает их от вредителей. (Слайд № 7)

Воспитатель: Прошло лето, хлебные колосья пожелтели и созрели, стали тяжелыми. Такое поле называется красивым русским словом «нива». Какого цвета колосья? (Ответы детей) Колосья желтого цвета, можно сказать « золотые», говорят еще «Золотая нива» (Слайд № 8)

Наступило время уборки урожая – жатва. Здесь тоже не обойтись без машин - комбайнов, а люди, которые трудятся на комбайнах, называются комбайнерами. Рядом с комбайном едет грузовик, в который ссыпают зерно. (Слайд № 9)

Воспитатель: А как вы думаете, куда везут убранное зерно? (Ответы детей) Для того, чтобы зерно высушить, перебрать его отвозят на элеватор. (Слайд № 10)

А потом куда отправляют зерно? (Ответы детей) С элеватора, зерно отвозят на электрические мельницы и здесь его перемалывают в муку.(Слайд № 11)

Что происходит потом? (Ответы детей) Муку привозят на хлебозавод и здесь из нее в огромных чанах замешивают тесто и пекут хлеб и другие хлебобулочные изделия. (Слайд №12) Как вы думаете, чтобы получился хлеб, что еще добавляют в тесто, кроме муки? (Ответы детей)

Какие вы знаете хлебобулочные изделия? (Ответы детей) Много вы назвали хлебобулочных изделий. И баранки, бублики, пряники, сухарики, баранки, батоны, рогалики, сушки. А потом все это везут…. Куда? (Ответы детей) Правильно, в магазин. (Слайд № 13)

А как называется магазин, где продают хлеб? (Ответы детей) Мы с вами приходим в хлебный магазин и покупаем все, что нужно. Вот видите, какой долгий и трудный путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Поэтому как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей) Надо дорожить каждым кусочком хлеба, съедать его весь, не выбрасывать. Сейчас поиграем и покажем, как растет в поле колосок.

Физкультминутка:
Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Воспитатель: Послушайте загадку:
«В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
И поют все: «Выбирай,
Кого любишь …!»
Посмотрите, вот он какой каравай! (Слайд №14)

Подберите к слову «каравай», слова, отвечающие на вопрос: «Какой?» (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение:
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Хлеб – это главное богатство нашей страны.
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Ответы детей)

Воспитатель: - Как можно, одним словом называть этих людей? (Ответы детей?) Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб? (Ответы детей) Давайте я вам буду бросать мяч, а вы отвечайте. (Ответы детей)
Воспитатель: - Как надо относиться к хлебу? (Ответы детей)
Воспитатель: - Да, конечно, хлеб надо беречь, уважать труд тех людей, которые его выращивают и пекут.

Презентация на тему: Как хлеб к нам на стол пришел

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №2026 СПД 4

КОНСПЕКТ

По организации и проведению познавательной деятельности в подготовительной группе.

«Хлеб всему голова!»

Выполнила воспитатель:

Абдуллаева С.Н.

Москва 2015

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира на тему: «Хлеб – всему голова!»

Программное содержание:
-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
-Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
-Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
-Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа:
-Беседа о сборе урожая хлеба;
-Рассматривание иллюстраций;
-Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; -Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Ход работы

Воспитатель:
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Дети:
Хлеб.

Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Какой хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:
Его покупают в магазине.

Воспитатель:
А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

Дети:
Пекут из муки.

Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?

Дети:
Из зёрен.
Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем в игру: «Назови какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.

Хлеб из ржи – ржаной; Хлеб из пшеницы – пшеничный; Каша из овса – овсяная; Каша из пшена – пшенная; Каша из ячменя – ячневая; Каша из кукурузы - кукурузная; Каша из гречихи – гречневая; Поле с рожью – ржаное; Поле с пшеницей – пшеничное; Поле с овсом – овсяное; Поле с ячменем – ячменное; Поле с кукурузой – кукурузное; Поле с гречихой – гречишное; Поле с просом - просяное

Воспитатель:
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети:
Да хотим.

Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?
Дети:
Тракторист.
Воспитатель:
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.

Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки, и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты можно назвать одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу почему все хлебобулочные изделия называются по разному.

Батон - Думали ли вы о том, что нарезая батон, вы держите в руке … палку. Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название «батон».

Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с.. папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно из польского языка. По –польски bulka (булка) –это уменьшительное слово от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет главную роль, т.к. первоисточником польского слова bula – шар, круглая печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли буллами.

Калач - это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно произошло от корня коло (колесо).

Сайка - Это слово пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai (белый хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального теста.

Воспитатель:
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки собрать и покормить птиц.

Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как хлеб на стол пришёл?»

Цели:

Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой он путь проходит, прежде чем мы его съедаем.

Закреплять знания о детей, о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России, как одном из величайших богатств на земле.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Как выращивают хлеб», иллюстраций.

Заучивание пословиц, чтение произведений по теме.

Рассматривание колосьев пшеницы и ржи.

Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.

Материалы и оборудования: мягкая игрушка Колобок; семена гороха, фасоли, ржи, пшеницы, подсолнуха на тарелочках; чёрный и белый хлеб, ИКТ, презентация «Как хлеб на стол пришёл?», мяч резиновый.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Здравствуйте, ребята. К нам сегодня на занятие пришёл необычный гость. А имя гостя я предлагаю разгадать:

Из муки, сметаны он
В жаркой печке был печён.
На окошке полежал
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? (Колобок ).

Посмотрите какой он хорошенький, кругленький и румяненький. (показываю мягкую игрушку Колобок)

Колобок предлагает нам отправиться в путешествие. А о чем мы будем с вами разговаривать, предлагаю вам самим разгадать.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Правильно, это хлеб. Вы наверное замечали, что без хлеба не обходится ни один завтрак, ни один обед, ни один ужин. Недаром говорят: «Хлеб всему голова». И не зря: ни один человек не может без него прожить ни дня.

Д/и «Какой хлеб?»

Дети встают в круг и передают по кругу мяч и называют определения: ржаной, мягкий, свежий, ароматный, вкусный, витаминный, горячий…

Хлеб бывает разный. Кто мне скажет, откуда берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине? (ответы детей)

А хотите узнать, как хлеб пришёл к нам на стол?

(Рассказ воспитателя сопровождается презентацией)

1 слайд

Как только весной растает снег, начинается посевная пора для хлеборобов. Н а поля выходят тракторы, которые пашут землю.

А кто управляет трактором? (тракторист)

2 слайд

3 слайд

К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы и ржи.

И/у «Выбери зёрнышко»

Ребята, я приглашаю 2 желающих к столу. На столе у меня разложены семена: гороха, фасоли, ржи, пшеницы, подсолнуха. Задание: выберите семена, из которых вырастут колосья ржи и пшеницы? (ответ ребёнка).
Молодцы, из пшеницы пекут пшеничный (или белый), изо ржи – ржаной (ли чёрный) хлеб. Наше путешествие продолжается.

4 слайд

Потом при тёплом солнышке, летних дождях вырастают вот такие колоски. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зёрнышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка. (дети встают в круг)

В землю зёрнышко попало (приседают)

Подрастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

5 слайд

К концу лета зёрна в колосьях созревают.

Посмотрите внимательно, какого цвета становятся колосья? (жёлтого)

6 слайд

Начинается жатва. (Дети повторяют слово «жатва» хором и индивидуально).

И на поле выходят другие машины – комбайны.

Кто работает на комбайне? (Комбайнёр)

Что делает комбайнёр? (собирает колосья)

7 слайд

Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна. Эти зёрна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины. А из другого рукава комбайна выходят копна соломы.

А где используется солома? (на фермах, для домашних животных)

9 слайд

Из элеваторов чистое зерно машины везут на мельницу или в мукомольный завод, где из него сделают муку. Там зёрна перемелют в муку.

Ребята, а куда потом отправляется мука? (на хлебозавод, пекарню)
10 слайд

Правильно. На хлебозаводах месят тесто и пекут хлеб. А из каких продуктов получается тесто? (соль, сахар, дрожжи, вода, масло, яйца, мука).

11 слайд

А что ещё пекут из муки кроме хлеба? (печенье, пряники, кексы, торты, пирожные).

А как эти продукты называют одним словом? (хлебобулочные изделия)

12 слайд

И наконец, ребята, после всей проделанной работы хлеб
попадает в магазины, а затем к нам на стол.

Как много людей трудится для того, чтобы мы с вами ели свежий и душистый хлеб. А вот в старые времена, когда тракторов и машин ещё не было, люди пахали и сеяли с помощью лошадей. А собирали урожай вручную косами и серпами. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Хлеб – всему голова. Ребята, а какие ещё вы знаете пословицы о хлебе?

Пословицы про хлеб

«Хлеб - батюшка, водица - матушка».

«Хлеб в пути не тягость».

«Не будет хлеба, не будет и обеда».

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».

«Хлеб нельзя бросать на пол».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Подведение итогов

Скажите, пожалуйста, какие работы выполняют хлеборобы? (боронят, пашут, сеют, жнут)

Какие машины помогают хлеборобам? (тракторы, комбайны, грузовые машины).

Скажите мне, пожалуйста, как же надо обращаться с хлебом? (ответы детей). Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (ответы детей).

Заключение

Ну вот, наше путешествие подошло к концу. И теперь вы знаете какой долгий путь прошёл наш хлеб, чтобы попасть на наш стол. Сколько людей трудились, чтобы мы с вами кушали хлеб. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его.

Затем трактор разрыхляет землю с помощью больших грабель – борона. У них большие острые зубья, которые делают землю мягкой, рыхлой.

К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы и ржи.

Потом при тёплом солнышке, летних дождях вырастают вот такие колоски.

К концу лета зёрна в колосьях созревают.

Начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны.

Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна. Эти зёрна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины. А из другого рукава комбайна выходят копна соломы.

Из элеваторов чистое зерно машины везут на мельницу или в мукомольный завод, где из него сделают муку. Там зёрна перемелют в муку.

На хлебозаводах месят тесто и пекут хлеб.

После всей проделанной работы хлеб попадает в магазины, а затем к нам на стол.


Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...