Казахский чай с молоком и солью название. Удивительный напиток для чайных экстремалов – чай с солью

Казахи пьют чай «не разбирая времени и места, перед всем и после всего», - писал М.Я. Киттары еще в середине ХIХ века. И в правду, если посмотреть, когда казахи пьют чай, то строго установленных правил для этого нет: его пьют и до, и после основной трапезы, сам по себе, по разным поводам. Здесь действует только одно правило - ни одно угощение не обходится без чая….Приветствую Вас, Друзья Мои! Продолжаю тему «Чайной церемонии по-казахски»:)) начало, которой можно прочитать здесь

В обычной повседневной жизни чаепития устраивают оочень часто, например, при обычных визитах соседей или близких знакомых, чтобы душевно поговорить с друзьями, просто посидеть своей семьей. Чаепитие может выступать как отдельный прием пищи, например, завтрак. Как я уже писала в первой части, за завтраком обычно выпивается по 3-4, а то и больше чашке чая. Чаепитие как обязательная составная часть трапезы неперменно включена в традиционные угощения, сопровождающие многочисленные обряды казахов. Оно непременно открывает любое традиционное застолье. За чаепитием, после омовения рук, следует подача мяса. В конце трапезы раньше подавали кумыс иногда так оно и происходит и по сей день, например во время оразы, а иногда вместо кумыса опять устраивают чаепитие.

В зависимости от ситуации чаепитие может быть долгим или быстрым. Например, приехавших сватов сразу же угощают чаем и сидят с ними долго, разговаривают. Однако о цели приезда в это время говорить не принято, главные разговоры откладывают на время после окончания трапезы. Лишь тогда можно поинтересоваться: «Есть ли у вас какие-нибудь просьбы или поручения ко мне?».

Быстрые чаепития устраивались в тех случаях, когда в дом должно было прийти много людей, но не одновременно, - поздравить или выразить соболезнования. Тогда у нас происходит непрерывное чайное производство. Бывает так, что не успеют принести полный чайник чая, как надо уже приносить новый. В это время, самое главное не задерживать, потому что у нас не пьют холодный чай, необходимо, чтобы он всегда оставался горячим.

Для хранения чая у казахов существовали маленькие сундуки - шай сандык - деревянные, часто на ножках с петлей и замочком. Я помню, у моей бабушки был такой же, он и поныне есть, только там уже будут копаться мои детиJ) В нем хранилось все, что нужно для чаепития: помимо самого чая, сладости, сахар, печенье, конфеты. Особенно мы всегда в нем искали сладости:) А теперь я расскажу как пили и пьют чай казахи:))

С молоком, солью и талканом (перемолотое зерно пшеницы)

Сегодня мы, пьем черный чай с молоком, но так было не всегда. На способы заваривания чая у казахов оказали влияние традиции чаепития тех народов, у которых мы заимствовали чай. Северные казахи, в том числе букеевские, к которым чай пришел от татар и русских, по-видимому, поначалу пили черный чай без молока. Казахи, соседящие с калмыками, пили так называемый «калмыцкий чай» - с молоком, маслом и солью (мои бабушки частенько клали в чай масло, так, они считали, оно помогало им оставаться здоровыми) Казахи Алтая и до недавнего времени добавляли в чай, помимо молока, сливки, сметану, талкан, сало, соль или сахар. Казахи юго-западных районов Казахстана, как и туркмены северо-западной Туркмении, особым образом, заправляя его горячим жирным верблюжьим молоком. Молоко, используемое сегодня казахами, как правило, коровье и, как у всех кочевников, пресное кипяченое, часто с добавлением топленых сливок. Заварку не только заливают кипятком, но и кипятят, «томят», поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках. В Западном Казахстане во время чаепития заварочный чайник все время стоит на огне. Считается, что чай, приготовленный на углях, очень вкусен; подать такой чай гостям значит выказать им свое уважение.

Воду для чая традиционно кипятили в самоварах, которые появились у казахов вместе с чаем. Чай из самовара считается «почетнее», чем из простого или электрического чайника. Летом мы частенько пьем на свежем воздухе чай из самовара. Думаю, этот метод также был заимствован у России.

Сегодня самый распространенный способ заваривать чай следующий. В заварном чайнике делают крепкую, свежую, обязательно горячую заварку, для чего этот чайничек держат на маленькой электрической плитке. Рядом с хозяйкой также находится какая-нибудь посудина с кипяченым молоком и кипящий самовар. Сначала в пиалку (кесе) наливают молоко (обычно его разливают деревянной ложкой, и тогда это одна полная ложка), затем через ситечко чай из заварного чайника, а потом добавляют кипяток из самовара. Соотношение заварки и кипятка устанавливается «по ощущению», поэтому каждый раз чай имеет несколько иной вкус.

Традиционно с чаем употребляли зерновые кушанья - тары (пшенное толокно) и талкан. Продукты земледелия относительно поздно вошли в казахское меню, и поэтому до сих пор сохранились архаичные формы их использования. Первым зерном, ставшим известным казахам и занявшим затем основное место в их кухне как национальный злак, было просо. Тары - это пшено, которое дома готовят из особым образом прожаренного проса. Мелко дробленое тары называется талкан (его делают также из ячменя и пшеницы). Тары добавляют в пиалу с горячим чаем. Талкан можно есть со сметаной, которую тоже в пиалах ставят на дастархан, или добавлять в чай. Часто талкан со сметаной, дают маленьким детям - и питательно, и жевать не надо. Сейчас эти продукты по-прежнему активно употребляют казахи в районе Алтая. А вот в Поволжье, крупных российских городах, как мне известно, такие добавки к чаю стали лакомством, гостинцем, привезенным из Южного Казахстана.

Во многих районах, населенных казахами, к чаю непременно подают молочные продукты: балкаймак - сливки, томленые на огне (сгущенка по-казахски), сушеный сыр, курт, сыкпа и иримшик (вид творога) из пресного молока. Из иримшика делают коспа - истолченный сыр смешивают с просяной, ячменной или пшеничной мукой, заливают маслом, добавляют сахар, казахская национальная сладость.

«Сый-акы шай» - Чай «с уважением»

Существовуют некоторые особенные правила «чайной церемонии». По традиции, ну и как у всех народов Центральной Азии, пиалу не положено наливать до краев: чем меньше чая наливают в чашку, тем больше уважения оказывается гостю. Но опять все зависит от региона в каком вы находитесь. На сереве вам нальют чая в пиалу немного больше чем в южных районах и количество чая «с уважением» разное. Но никогда не наливают до краев.Это объясняется тем, что если чая наливать много, то это будет воспринято так, как будто ты хочешь, чтобы гость скорее ушел. Чем меньше чая наливают, тем чаще его подливают, и у гостя всегда горячий чай; а чем чаще подливают чай, тем больше демонстрируется забота о госте. Ну на этом пока все.В своем следующем посте я расскажу, как именно происходит чаепитие:))

Известный факт о казахстанцах - мы большие чаеманы. Причем чай с молоком за несколько веков стал одним из центральных элементов национальной кухни и даже потеснил с пьедестала кумыс. Так откуда в степи появился чай и кто научил казахов его пить?

Привет из Китая

Безусловно, он пришел к нам из Китая. Вероятнее всего, это было в период Золотой Орды, когда существовали интенсивные торговые и культурные связи в рамках одного государства, - рассказывает Евфрат ИМАНБЕК, социоантрополог, член Национального комитета по нематериальному культурному наследию при Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО . - Естественно, еще в доордынский период по Шелковому пути караваны везли этот продукт, с ним степняки были знакомы, но он, вероятно, не пользовался популярностью. В период Чингисхана, когда образовалась единое экономическое пространство, чай стал стремительно распространяться и уже во время Золотой Орды повсеместно был в ареале Великого Шелкового пути. Орда гарантировала безопасность торговли, это, естественно, способствовало продвижению новых продуктов питания.

Историк Жумажан БАЙЖУМИН поддерживает теорию, что с чаем наши предки познакомились .

Это самая близкая к нам территория, поскольку и женщин оттуда заимствовали, думаю, что и чай тоже. Китай, как выразился Лев Гумилев , это большой магазин, в который за приобретениями спускались кочевники. Могу сказать, что слово “чай” - тюркское, означает “напиток, влага, жидкость”. Отсюда такие тюркские слова, как “чайка” - означает “водная птица”, у казаков была многоместная лодка, тоже называлась “чайка”.

Почему, собственно, новый во всех смыслах продукт, чай, в степи “пришелся ко столу” и даже потеснил традиционные молочные напитки? Ряд причин способствовал его закреплению в степной кухне, но прежде всего - климатические особенности. Считается, что чай отлично утоляет жажду и согревает в холод.

Представьте, это все равно что ребенку, который знает только вкус молока, дать натуральный кофе, он же не уснет, будет бодрствовать, - продолжает Иманбек. - Фактически такой же эффект на кочевников произвел чай. Думаю, что сначала пили зеленый чай, и он был сильно тонизирующий для них, а когда привыкли, возникла потребность в более крепком, черном, чае. С культурно-исторической точки зрения, безусловно, у степняков черный чай прижился, так как имел более высокий тонизирующий эффект, чем молочные продукты.

Кухня степняка: мясо и молоко

Дело все в том, что чайные культуры испокон веков окружали наш регион, а в Средней Азии чай уже употребляли, - говорит писатель и переводчик Кайрат ЖАНАБАЕВ . - Практически до XIX века в большинстве своем казахи-кочевники знали только ақ - это все продукты, связанные с молоком, и ет - мясо. Чай, может, и потребляли, они не могли его не знать, но только в тех регионах, которые прилегали к Шелковому пути. Он не был элементом нашей гастрономической культуры. Чай практически не упоминается ни в одном из устных литературных памятников.

В книге у Кабиболлы Сиытдыкова Махамбет Утемисов обращается с оттенком пренебрежения к Исатаю Тайманову и другим предводителям и казахским родам и племенам, которые уже живут в цивилизованных условиях, некоторые даже в теплых домах, и пьют чай, что вы, мол, такие избалованные, что пьете чай.

Это XIX век. Это было непривычно для кочевников. Другое дело - молоко, тут же подоил, тут же выпил… Все имело утилитарное, практическое, прикладное значение. Потому что чай в Индии и в Китае - это церемониальная вещь, а кочевникам не до особых церемоний, им нужно было двигаться вперед, осваивать мир. Поэтому кочевники потребляли только молоко и мясо.

Новый вкус

Добавление молока в чай стало отличительным признаком чая по-казахски . Причем не все сегодня знают, что чай по-казахски по рецепту, пришедшему из прошлого, это черный чай с молоком, когда сначала подогревается молоко, потом добавляется заварка и только затем кипяток.

- Только степнякам могло прийти в голову смешать чай с молоком , сделали это, чтобы смягчить его, потому что он для них был слишком резким, - говорит Иманбек. - Если китайцы заваривают просто чай на воде, то кочевники пьют обязательно с молоком.

- Молоко в чае появилось от кочевников, что хорошо выдает в них скотоводов , - продолжает Байжумин. - Мне кажется, черному предшествовал зеленый чай. Он прежде всего от жары, у нас и жарко, и холодно в степи, но он не такой крепкий, как черный. Это как на юге пьют вино, а на севере - крепкие напитки, для большей бодрости.

Любая культура, которая приходит в кочевье, апробируется. Понятно, что молоко нейтрализует что-то в заварке и добавляет полезные микроэлементы . На самом деле потребление чая - это великая культура. На Востоке чай пьют по-разному, уйгуры - с добавлением соли, а вот, скажем, персы добавляют элементы, которые можно есть, то есть получается суп.

Если внимательно посмотреть, то самые чистые традиции культуры чая - в Индии и Китае, а все остальное - это вариации.

Англичане, так же как и казахи, пьют чай с молоком. Настоящий чай по-английски подразумевается именно с молоком, приготовленный в определенном порядке. Такой же вариант заваривания был и у казахов-кочевников.

Откуда это у англичан? Они вывезли этот рецепт в период колонизации - думаю, скорее всего, из Пакистана, там живут потомки Великих Моголов, - говорит Иманбек. - Интересно, что восточнее Джунгарского Алатау, восточнее Тянь-Шаня народ заваривает чай в молоке, получается, как говорят уйгуры, “эткен чай” . Это фактически суп, они же его варят. Причем варят в кастрюле и бросают туда изрядный кусок сливочного масла и соль, это фактически чайно-молочный суп, он очень калорийный и питательный . Его пьют большими пиалами, выпил - и энергии до обеда хватает. А вот для тюрков, которые живут на территории от Алтая до Волги, характерен чай просто с молоком и разные способы заваривания . Я помню, в 90-е годы, когда поднялся железный занавес, была информация, что лаборатория питания в Бельгии проводила эксперименты, чтобы выяснить, как правильно заваривать чай .

И оказалось, что правильно - это один в один, как заваривали наши апашки (улыбается) . Нужно в нагретое молоко налить заварку и потом - кипятка.

Почему соленый молочный чай не прижился в казахской степи?

Я думаю, он более подходит для оседлых народов, но, возможно, соленый чай мог и по вкусу не понравиться. У животноводов свой режим питания. Вот представьте, жара, утром чабан уходит, быстро выпил чая или айрана, хозяйке некогда варить молочный суп, а остывший он невкусный. Это же не как сегодня - газ включил, надо воду набрать, огонь развести… Думаю, в структуру трудового дня кочевника эткен чай не очень вписывался.

Чай: connecting people

Инсталляция художника Асхата АХМЕДЬЯРОВА “Ландшафт души” из традиционных пиал для чая выставлена в национальном павильоне Казахстана на ЭКСПО-2017. Для него чай символизирует душу народа.

Если внимательно посмотреть пиалушки - это ожерелье, украшение. То, чем можно гордиться, но здесь идет косвенное указание не на сами пиалушки, а на гостеприимство, открытость, толерантность кочевников. Это не только у казахов, я обратил внимание, что кочевники в разных частях планеты очень схожи своим гостеприимством. И это является украшением их души.

Традиция чаепития у нас буквально на ментальном уровне, казахи очень щепетильно, трепетно относятся к чаю. Эти жесты, то небольшое количество чая, его концентрат с молоком - все о чем-то говорит.

До 15-17 лет мне казалось, что чай пьют только в Казахстане. И когда увидел, что он популярен по всему миру и это в общем-то распространенное явление, мои иллюзии развеялись (смеется) . Могу с уверенностью сказать: это проникновение произошло благодаря Шелковому пути. Здесь была именно необходимость в чае из-за климата. При жаре чай учащает кровообращение, выступает пот, и дальше чай располагает к размеренному разговору, к общению, к контакту людей между собой.

9331 0

Чай занял свое место в культуре питания казахов. До середины XIX века чай пили в основном только зажиточные казахи. А во второй половине XIX века чай начали употреблять все слои казахского общества

Чай проник в казахскую среду именно через Россию, и его употребление в среде кочевников было связано с изменением быта. Распространение чая и культуры чаепития в Казахстане происходило во второй половине XIX века.

Основным проводником его распространения была российская администрация. Чай получил распространение сначала среди элиты казахского общества – ханов, султанов, а затем дешевизна товара, изменение уклада жизни кочевников приводят к расширению его употребления простыми кочевниками.

В Государственном архиве Оренбургской области сохранилось письмо вице-канцлера графа Нессельроде, направленное военному губернатору Оренбургского края графу П.К. Эссену в 1829 году, где говорилось: "ввести между кочевыми народами (казахами и башкирами), обитающими за Уралом, привычку употребления кирпичного чая, которая должна принести выгоду казне Российского государства в торговле с Китаем, в частности на Кяхтинской таможне". Главным аргументом явилось то, что такие подвластные России кочевые народы "монгольского племени Буряты и Калмыки силою времени и обычая получили к такому чаю охоту, что ныне находят в ней почти классный предмет пищи и питья трезвого, здорового и дешевого. Даже наши поселяне, живущие в смежности с ними, заимствовали от них ту же привычку, способствующую при том и к сбереженью стад, ибо как те, так и другие употребляют кирпичный чай, легко обходятся без мяса".

Он рекомендует "искать новые пути для продажи китайского чая: кочевые народы, за Уралом обитающие, коих и нужно приучать, подобно вышеуказанным племенам, пить тот чай", и предлагает выдавать казахам, "в Оренбург приезжающим, для возбуждения в них охоты в виде подарков по несколько брусков кирпичного чая".

Чай из "чужого" напитка превращается в "свой" в период трансформации общества. В этот период он становится доступным для всех. Главное условие для этого – переход от кочевого быта к полуоседлому и оседлому.

Бейбит Даулбаев в работе "Рассказ о жизни киргиз Николаевского уезда Тургайской области с 1830 по 1880 год", описал культурно-бытовые изменения в жизни казахов за 50 лет. Среди этих изменений он указал внедрение чаепития в традиции кочевников. "С 1853 года сначала бедные, а потом и богатые стали заниматься хлебопашеством, и с того же времени киргизы начали жить роскошно и сытно и между прочими предметами роскоши стали употреблять чай. Чай сначала пили из чугунных кумганов (рукомойников), потом из медных чайников и, наконец, уже начали пользоваться самоварами. В 1854 году при одном народном собрании, между прочими разговорами, коснулись чаепития и стали считать самовары; оказалось… чаю теперь из 10 семейств разве только одно не употребляет".

Переход к оседлому образу жизни казахов и распространение русского самовара, при котором заваривание чая превратилось в быстрое и несложное дело, способствовали распространению чая среди кочевников.

Русский самовар выполнял функцию не только бытовой посуды, но и социальную. В "Русском архиве" сохранился интересный рассказ о роли самовара. В Петербурге произошла беседа князя М.С. Воронцова, прибывшего с Кавказа, с русским купцом В.А. Кокоревым, который в это время был откупщиком на Кавказе. Во время беседы князь сообщил, что ищет людей в Ставрополе, которым он бы мог давать разные поручения для сближения мирных аулов с немирными путем гражданского завоевания последних посредством развития знакомства и торговых интересов. На что В.А. Кокорев ответил: "… а позвольте мне рекомендовать Вам такого фактора для сближения, который никогда ничего не перепутает, а будет постоянно основывать, хотя и медленную, но прочную связь сношений. Рекомендуемый мною фактор – просто русский самовар. На западной границе мы сходимся с соседями иногда на пиве, а на восточной можем всегда сходиться на самоваре, который азиатцы до такой степени любят, что при появлении самоваров в мирных аулах туда станут ездить из аулов немирных, чтоб рассиживать долго и пить чаю много, обобщаясь в это время разными беседами".

Имперская правящая элита была заинтересована во внедрении чая среди кочевников. Министерство иностранных дел решило увеличить торговлю кирпичным чаем. Его потребителями были народы Сибири, и здесь возник вопрос: "Нельзя ли обучить и других инородцев, обитавших в России, употреблению кирпичного чая?". Внимание было обращено на казахов.

Одна из причин употребления чая казахами в XIX веке указывается, например, в "Тургайской газете": "…в нашей степи, при сухом, накаленном в 45-50 градусов воздухе, при отсутствии здорового, утоляющего жажду питья, этот благотворный напиток – чай необходим, чтобы хоть сколько-нибудь освежить себя и прогнать ту горечь и истому, какие являются следствием употребления горько-соленой стоячей воды".

Постепенно казахское чаепитие начало оформляться в церемонию. Уважение к гостю определялось тем, кто наливает чай и поскольку. Если налили чашку чая до краев, это означает, что вы нежеланный гость. Чай наливают понемногу: наполовину или меньше чашки. Сначала молоко, потом крепкая заварка.

Казахстан огромен, и традиция чаепития в разных регионах отличается. На юге республики – Южно-Казахстанской, Кызылординской областях, а также в Атырауской, Мангистауской и юго-восточной части Актюбинской областей Западного Казахстана чай подают в маленьких пиалах, а в остальных регионах – в средних или больших. Такая специфика напрямую связана с природно-климатическими условиями этих регионов. Там, где жаркий климат, посредством маленьких глотков чая из наполовину наполненной чашки можно в определенной степени утолить жажду.

Чай наливает женщина, ее статус и возраст говорят об уважении к гостю. Обычно это невестка (келин) или жена хозяина дома, которая не вмешивалась в разговор мужчин. Она внимательно наблюдают за бесперебойным чаепитием многочисленных гостей и, не дожидаясь просьб с их стороны, постоянно наполняет их пиалы, пока они не напьются или вежливо не откажутся.

Чай не принято допивать до дна, это было дурным тоном. Пьется всегда свежезаваренный чай из чашек без ручки, пиал. К чаю подавали сушеные молочные продукты: курт, иримшик, сарысу.

Здесь же наряду с традиционно общепринятым красным чаем с молоком, употребляют зеленый чай, особенно после калорийной и жирной пищи. В других регионах, наоборот, с прохладным и умеренным климатом, пьют полную пиалу.

Чай, в привычном понимании, может обладать разными оттенками вкуса или цвета, но чаще всего – он сладкий. Но даже для тех, кто пьет чай без сахара, покажется довольно странной мысль пить чай с солью. На первый взгляд, это одно из тех сочетаний, которые неизменно вызывают недоумение или улыбку, вроде колбасы с вареньем. Однако, существует среди огромного множества рецептов и соленый чай, как один из национальных напитков этнической кухни.

История атканчая

Называется необычный соленый напиток атканчаем или в тибетской версии – часуйма. Он издавна был традиционным напитком уйгуров, кочевого народа, живущего на границе с Китаем. Через их земли проходил знаменитый Шелковый путь, по которому в Европу везли не только шелк, но и чай.

Атканчай представляет из себя крепко заваренный черный байховый чай, разведенный молоком и приправленный солью. Иногда в него добавляют сметану или масло. Хотя основа рецепта одна, в каждом районе, селении, даже семье он имеет свои особенности приготовления, которые тщательно сохраняются из поколения в поколение.

Существует легенда, связанная с распространением атканчая. Согласно ей, один суфийский монах, путешествуя по землям Туркестана, выбился из сил и попросил приюта в одном из домов небольшого селения, расположенного рядом с китайской границей. Гостеприимные хозяева не только приютили монаха, но и угостили его необычным напитком, после которого силы странника восстановились за считанные минуты, тело наполнилось энергией, а разум прояснился. Удивленный путешественник выпросил у хозяев рецепт чудесного напитка и с тех пор рассказ о нем распространился по миру. Согласно легенде, монах дожил до 100 лет и много сил посвятил изучению свойств соленого чая.

Сегодня чай с солью распространен во многих регионах Восточной Азии: его пьют монголы, калмыки, киргизы, казахи. И хотя у каждого народа этот чай имеет свое название, основа рецепта остается похожей.

Полезные свойства

Несмотря на свой необычный вкус, соленый чай способен придавать силы, утолять жажду, бодрить и снимать усталость. Его и сейчас часто подают по утрам, в качестве сытного завтрака, который утолит голод до следующего приема пищи. Недаром его пили древние кочевники, тратившие много сил на ежедневные переходы.

Также, благодаря содержанию соли, атканчай благотворно влияет на поддержание оптимального водно-солевого баланса организма, нормализует работу всех органов желудочно-кишечного тракта. Зимой горячий атканчай защищает от простуд и других последствий холодной погоды.

Считается, что соленый чай способен повышать способность к концентрации, прояснять ум. Его рекомендуют пить при активной, насыщенной мозговой деятельности, чтобы избежать переутомления.

Хотя свойства чая с солью пока не изучены полностью, какие-либо побочные эффекты от его употребления выявлены не были.

Рецепты приготовления

Существует довольно много вариаций, семейных рецептов атканчая, но основа его неизменна уже многие столетия. Для приготовления используют:

  • черный чай – 1-2 ч.л. заварки;
  • стакан воды;
  • стакан молока;
  • щепотка соли.

В кипящей воде заваривают крепкий чай, затем в него добавляют молоко и соль, после чего снова доводят до кипения и держат на огне еще примерно 5 минут, постоянно перемешивая напиток.

Это интересно! В разных вариациях рецепта в чай с солью добавляют также сметану, сливочное масло, молотый перец или семена кунжута, а также могут изменять количество соли.

Подают атканчай в специальных пиалах – апкур-чиня. Масло кладут в каждую чашу отдельно. Пьют чай с лепешками, получается очень сытный перекус.

Несмотря на свой необычный вкус, соленый чай может порадовать набором удивительных качеств, которые делают его традиционным напитком многих народов уже несколько столетий. И хотя уклад жизни существенно изменился, и нет уже кочевых племен, нуждающихся в восстановлении сил после тяжелых походов, атканчай все также пьют в городах и селениях Восточной Азии.

Все материалы на сайте сайт представлены исключительно для ознакомления в информационных целях. Перед применением любых средств консультация с врачом ОБЯЗАТЕЛЬНА!

На вопрос казахи и калмыки готовят чай с молоком. кто знает рецепт? заданный автором ЁовА лучший ответ это ЧАЙ ПО-КАЗАХСКИ
Чай - 6 г, молоко или сливки - полстакана. Чай - самый распространенный напиток на территории Казахстана. Излюбленным считается чай черный байховый. Перед заваркой фарфоровый чайник согревают, ополаскивая кипятком, затем кладут в него чай, заливают крутым кипятком (примерно на 1/3 объема чайника) и оставляют на 5-7 минут для настаивания. Затем добавляют кипяток. Перед подачей на стол в пиалу наливают кипяченое молоко или сливки, затем заварку и кипяток. Отдельно подают сахар-рафинад, восточные сладости (нават) , сухие фрукты, изделия из сдобного теста - баурсаки, хворост, лепешки
+ Может пригодится? 😉
Степной чай по-казахски
12 ч. ложек зеленого чая залить 0,5 л. холодной воды и довести до кипения (предполагается, в котелке над костром). Добавить 2 л. молока, подсолить, довести до кипения, выдержать 10 минут, процедить.
Чай по-калмыкски
5-6 ст. ложек измельченного листового чая залить 2 стаканами холодной воды, довести до кипения. Добавить 2-3 стакана молока, лучше топленого, довести до кипения, процедить. Одновременно на топленом масле обжаривается до золотистого цвета 1 ст. ложка муки. В муку добавляется немного молока, и эта масса смешивается с чаем. По вкусу можно добавить специи, например мускатный орех, корицу, гвоздику.
Чай по-киргизски
2 ч. ложки зеленого чая (можно и черного) залить стаканом кипятка, настаивать 5-6 минут. Затем влить стакан горячего молока, добавить 1 ч. ложку сливочного масла и 2 ст. ложки сметаны, подсолить.
Чай по-киргизски «К празднику»
В льняной или шелковый мешочек положить 1-2 ч. ложки лимонной цедры, 3-4 бутона гвоздики, немного мускатного ореха и корицы (на кончике ножа). Специи опустить в стакан кипящей виды, выдержать на слабом огне 8-10 минут. Полученный настой смешать с 1 стаканом крепко заваренного чая (2-3 ч. ложки на стакан кипятка) , добавить 1/2 стакана апельсинового сока и 2 ст. ложки лимонного сока. Довести смесь до кипения, добавить сахар по вкусу.
Чай по-татарски
2 ч. ложки зеленого чая залить 1/2 стакана кипятка, добавить 1/2 стакана молока. Довести до кипения, выдержать 5-6 минут на слабом огне. Перелить в пиалу, сверху положить 10-15 г. сливочного масла или влить 1 ч. ложку растопленного сливочного масла, слегка подсолить.
Чай по-тибетски
4-5 ч. ложек зеленого чая залить 1 л. холодной воды, довести до вскипания и на слабом огне кипятить 15-20 минут. Добавить по щепотке соли и соды, 1 ст. ложку сливочного масла и взбить до получения однородной смеси.
Чай по-узбекски с перцем «Мурч-чай»
2-3 ч. ложки зеленого чая, 8-10 горошин черного перца (раздробленных скалкой или в ступке) , залить 3 стаканами кипятка. Этот чай пьют и с медом, но это уже «Ассали мур-чай» .

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: казахи и калмыки готовят чай с молоком. кто знает рецепт?

Ответ от Атлантис [гуру]
Чай по-английски
на каждую чашку:
по 1 чайной ложке чая + 1 чайная ложка на чайник,
кипяток
молоко
сахар
Залить чай кипятком и выдержать 5 минут.
Затем перелить настой в другой сосуд, который за эти 5 минут дважды сполоснуть горячей водой.
В хорошо прогретые чашки налить молоко (по 1/4 их объема) и добавить чайный настой.
В 17.00 ежедневно вся Великобритания пьёт чай – традиция!
Чай наливают в молоко! ! Не наоборот! ! Это важно! !
Англичане ввели традицию размешивать сахар по часовой стрелке! Это - железное правило. Истоки коренятся в оккультных учениях, докапываться до которых совершенно не обязательно для повседневности. Вспомните правило "буравчика", правило письма (слева - направо) . Ну, а что касается тех, кто нарушает правила, то те - кому повезло, оказываются "счастливчиками" и история запечатлевает их имена в своих анналах. Те же, к кому фортуна была менее благосклонна - уходят в безызвестность, и об их количестве (!) также ничего неизвестно.


Ответ от <<< AnGeLoK >>> [гуру]
у них просто кипяток не используется... у них в горячее молоко засыпается заварка


Ответ от Moly [гуру]
ссылка
Калмыки обычно не растирают зелёный кирпичный чай, а кладут его кусками в котел с водой (иногда уже слегка согретой) из расчёта одна горсть (граммов 50) на литр воды и варят до кипения, а затем прибавляют вдвое больше молока (около 2 л) и соль по вкусу. Смесь эту при постоянном помешивании кипятят 10-15 минут, а затем фильтруют через волосяное сито, причём разваренный чай отжимают. Иногда воды добавляют очень мало, всего 1-1,5 стакана, и чай варят на молоке. Это объясняется отсутствием или нехваткой пригодной для чая воды в солончаковых степях. Именно это обстоятельство следует, по-видимому, считать основной причиной возникновения у ряда степных народов традиции приготовления чая с молоком. Кроме молока и соли, в чай кладут лавровый лист, мускатный орех и гвоздику и лишь иногда чуть-чуть сливочного масла. Как правило, пьют чай без масла, но с пшеничными сухарями из масляного теста.


Ответ от Ѐадмила [гуру]
А мы пьём чай такой: В горячие кипячёное молоко наливаем густо заваренный чай (заварку) . Вкус совсем другой. Друзьям казахам очень нравится. Говорят Как настоящий казаский чай. Попробуйте.


Ответ от Дина [гуру]
у нас в Казахстане, во всяком случае у меня дома, просто в свежезаваренный чай наливают молока, т. е сначала молоко, потом заварку, а потом кипяток, его нужно совсем чуть - чуть, чтобы где - то до середину пиалки (кисюшки) доходил


Ответ от Нина Зайцева [гуру]
А как шикарно готовят чай по-индийски с молоком и специями!



Ответ от Надежда [гуру]
Кое-кто попал в точку. Вся фишка в том, чтобы наливать чай в молоко, а не наоборот! И цвет и вкус сильно отличаются. Если налить правильно, т. е. чай в молоко, цвет будет шоколадно-кремовым, а не серым, а вкус сливочным. Вот и весь секрет:)


Ответ от А т [гуру]
у меня дед в монголии служил, оттуда привез рецепт монгольского /соленого/ чая, который очень любил.
в молоке отваривается мясо барана, как в обычный суп. соль как в суп.
мясо убирается. в бульон ложится заварка - дед обычную индийскую листовую кидал, сразу всю пачку, грамм сто. варил минут двадцать. потом досаливал, если хотелось, и добавлял капельку сливочного масла.
очень питательно. похоже на чифир с молоком со вкусом мяса.
очень тонизирует, с непривычки тыркнуть может
мясо обычно как закусь к такому чаю шла
прикольная штука, попробуйте. дед говорил - настояший мужской чай должен быть с мясом
пс
сахар в него естественно не ложат. это как суп - соленный должен быть


Ответ от Люська [гуру]
Ингредиенты:
2/3 крепкого чайного настоя и 1/3 молока.
Инструкции:
В хорошо прогретые чашки влить определенное количество молока и затем долить чайным настоем. Опыт показывает, что только при такой последовательности напиток приобретает хороший вкус и аромат. Чай способствует усвоению молока, вследствие чего его лучше переносят люди, страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта.


Ответ от Гульнара [гуру]
Сначала наливают молоко в чашку, затем чай из заварочного чайника и кипячённую воду. Это шай.


Ответ от Belena F [гуру]
Тот рецепт, который я знаю, в глотку не полезет: там и жир бараний кроме молока. А вот просто налить в чай молока - это нормально, у нас дома это называется по-бурятски.


Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...