Какие душистые вещества используют в парфюмерии. Эфирные масла и душистые вещества

Для создания запахов парфюмеры пользуются огромным ассортиментом душистого сырья - всего насчитывается более пяти тысяч наименований; среди них большое место занимают естественные душистые вещества, получаемые из растений.

Душистые растения для получения из них эфирного масла выращивают на Кавказе, в Крыму, Молдавии, Средней Азии, Центрально-Черноземной области, на Украине. Это главным образом кориандр, роза, тмин, фенхель, мускатный шалфей, герань, мята, лаванда, анис, жасмин, дубовый мох, азалия, ладанник и другие.

До 90% получаемых эфирных масел используется только парфюмерно-косметической промышленностью, остальные - для пищевой промышленности и отдушивания изделий бытовой химии (средств для стирки белья) и туалетного мыла.

Естественные душистые вещества получают из свежих и высушенных частей растений в основном перегонкой, прессованием (выжиманием) или экстракцией различными растворителями.

Перегонке парами воды подвергают растения, содержащие небольшое количество эфирных масел: так, кориандровое семя (плоды) содержит около одного процента эфирного масла, из одной тонны свежих лепестков розы получается от одного до двух килограммов розового масла. Перегонка происходит при высокой температуре, и некоторые составные части масел уходят с перегонными водами, поэтому запах масла изменяется и обычно значительно ухудшается по сравнению с запахом лепестков.

Выжиманию (прессованию) подвергают корки плодов лимонов, апельсинов, мандаринов, померанца и других, в которых содержится значительное количество сравнительно легко выделяемого масла (например, в свежей корке апельсина содержится около 3% масла).

Некоторые растения - цветы сирени, ландыша, акации - при нагревании вообще изменяют запах и дают совершенно непригодный продукт, поэтому при их переработке перегонку заменяют экстракцией легколетучими растворителями или сжиженными газами. Из вытяжек отгоняют растворитель, а в остатке получаются так называемые экстрактные масла. Ввиду того что отгонка растворителя производится при невысокой температуре, запах экстрактных масел соответствует запаху исходного сырья. Вместе с душистыми веществами в экстрактных маслах содержатся также растительные воски, смолы, перешедшие из сырья; такие масла большей частью тверды, их называют конкретами. При растворении конкретов в спирте воски и часть смол выпадают в осадок и в растворе остается почти чистое, так называемое абсолютное масло. Эфирные масла, конкреты и абсолюты получают из очень многих семян, цветов, корок, мхов, листьев, растений (например, из цветов розы, жасмина и других).

Растительное сырье нередко используют для приготовления спиртовых настоев, особенно когда желательно полнее сохранить запах сырья и извлечь вместе с ним сопутствующие смолистые и другие вещества (часто применяют настои, например, стручков ванили, ирисового корня, гвоздики, дубового мха).

Большое значение имеют многие душистые смолистые вещества, получаемые в результате надрезов на растениях. Чаще всего в парфюмерии применяют бензойную смолу (росный ладан), ладан, толуанский бальзам, стиракс.

Смолистые вещества дают великолепный стойкий запах. Они являются сильнейшими фитонцидами и пригодны для производства средств, очищающих и дезинфицирующих воздух.

В ассортименте «душистого» сырья немаловажное место принадлежит также душистым веществам животного происхождения. Речь идет о высушенных железах самцов некоторых животных (мускусного быка - кабарги, бобра и, реже, ондатры) и выделениях других органов. Мускусная кабарга водится в лесистых горных районах Средней Азии и Сибири. Цибет - это выделение желез цибетовой кошки, обитающей в Северной Африке и Азии; амбра - выделение кашалота (восковидная масса).

Мускус и амбра, применявшиеся в древности как самостоятель ные услаждающие обоняние средства, в настоящее время используются только для обогащения парфюмерных композиций. Амбра придает композиции особую теплоту, яркую освещенность. Мускус, помимо влияния собственного своеобразного запаха, обладает способностью облагораживать, округлять запах композиции, придавать духам утонченность и темпераментность. Темпераментность французских духов в значительной степени объясняется содержанием в них большого количества веществ с животным запахом. Кроме того, влияя на нервную систему, мускус и амбра обостряют чувствительность, увеличивают продолжительность восприятия запахов.

Роль животных запахов в парфюмерии до того велика, что без них сейчас трудно представить себе полноценные духи, они являются обязательной составной частью средств для отдушивания кожи, волос или платья.

Душистые вещества животного происхождения ценны ещё и потому, что они устанавливают гармонию между запахом духов и кожи человека, как бы роднят эти запахи, служат между ними по средниками, делают запах духов как бы свойственным человеку, присущим ему. В литературных произведениях весьма часто высказывается мысль об эмоциональном влиянии чудесных запахов здоровой чистой кожи и волос, а в быту почему-то об этом иногда стыдливо умалчивают. Между тем об этом влиянии нельзя забывать, так как духи, не гармонирующие с запахом кожи и волос, производят неприятное впечатление. Об этом хорошо помнят парфюмеры и об этом не следует забывать потребителю.

До начала XIX века считалось, что эфирные масла представляют собой однородное по составу вещество, более или менее за грязненное какими-либо примесями. Однако оказалось, что это далеко не так: эфирные масла - сочетание большого (и часто очень большого) числа химически индивидуальных душистых веществ, каждое из которых обладает собственным запахом, но в них преобладает одно-два вещества, определяющие основной запах эфирного масла. При этом в них имеются небольшие примеси со слабым запахом или без запаха, играющие большую роль, «округляющие» запах или придающие ему стойкость.

Даже небольшие примеси «загрязнений» изменяют запах эфирного масла иногда до неузнаваемости.

Толчком к развитию промышленного синтеза душистых веществ было синтезирование ванилина. Трудом отечественных и зарубежных ученых составные части многих эфирных масел были выделены в чистом виде. Началось изучение их химического состава, которое привело к синтезу главнейших душистых веществ, обусловливающих приятный запах этих масел.

В настоящее время в парфюмерно-косметической, мыловаренной, пищевой и других отраслях применяется около 80% синтетических душистых веществ. Получение синтетических душистых веществ стало возможным только благодаря высокому развитию химической науки и промышленности. Ученые синтезировали огромное количество душистых веществ, как имеющих аналоги в природе, так и не встречающихся. Было организовано производство не только душистых веществ, синтез которых впервые осуществлен зарубежными учеными, но и совершенно новых душистых веществ: таких, как тибетолид, мустен, сангалидол, мирценоль и многие другие, дающие возможность заменять натуральные душистые вещества (например, санталидол в большой степени заменяет сандаловое масло) и создавать продукцию высокого качества.

Следует учесть, что синтез душистых веществ относится к тонкой, весьма сложной, химической технологии, и даже незначительные примеси, наличие которых подчас невозможно определить обычными химическими или физическими методами, легко улавливаются обонянием; и тем самым препятствуют применению всего продукта.

Из наиболее широко применяемых в парфюмерии синтетических душистых веществ отметим лишь некоторые с указанием основы запаха: бензилацетат (запах жасмина), ванилин (запах ванили), гераниол, фенилэтиловый спирт и цитронеллол (запах розы), цитраль (запах лимона), гидрооксицитронеллаль и линалоол (запах ландыша), терпинеол (запах сирени), гелиотропин (запах гелиотропа), йонон (запах фиалок), кумарин (запах сена) и многие другие.

Уместно задать вопрос: могут ли синтетические душистые вещества полностью заменить естественные душистые вещества? Нет! Синтетические душистые вещества, если они цветочного характера, определяют лишь основную черту запаха растений (и то не полностью), они лишь напоминают запах того или иного растительного вещества, но это еще не самый его запах. Они лишены той прелести запаха, той окраски (тембра), звучности, бархатистости, «оркестровки» запаха, какие присущи натуральным душистым веществам.

Полностью заменить естественные душистые вещества синтетическими невозможно: только сочетание тех и других дает возможность создать действительно полноценные произведения.

Синтетические душистые вещества заслуженно занимают в современной парфюмерии весьма значительное место: без них парфюмерия осталась бы, пожалуй, в основном на уровне средних веков.

Все парфюмерно-косметические изделия и туалетные мыла содержат в своем составе синтетические душистые вещества. Без них невозможно было бы получить всё многообразие продукции высокого качества, какое мы имеем в настоящее время. Слово «синтетика» в данном случае подразумевает не только замену натуральных душистых веществ искусственными, но и создание веществ с новыми запахами, не существующими в природе, и новыми ценными свойствами (стойкостью, оригинальностью и красотой запаха). Обилие синтетических и натуральных душистых веществ потребовало, для облегчения и повышения творческих возможностей парфюмера, поисков некоторых, так называемых промежуточных композиций, или баз, являющихся гармоническим сочетанием душистых веществ. Эти базы - незаконченные композиции, они играют ту же роль, что в музыке аккорды и мелодии. Это отдельные наброски, фрагменты, которые парфюмеры используют в своем дальнейшем творчестве.

Как мы уже говорили, всего существует около пяти тысяч наименований душистых веществ, а базы состоят из многих (большей частью в пределах десяти, а то и больше) душистых веществ. Поэтому при выборе основы для нового запаха или улучшения существующего, парфюмеру нет надобности запоминать запахи всех душистых веществ и рассеивать свое внимание.

Базы - ведущие или подсобные «отрезки» запаха - самостоятельны, законченны, поэтому современная парфюмерия не может существовать без этих баз.

Наибольший процент среди парфюмерного сырья составляет этиловый (винный) спирт высшей очистки. Он играет роль растворителя душистых веществ, освежающего и дезинфицирующего средства. Крепость спирта в духах колеблется от 96,2 до 60%, а в одеколонах - от 75 до 60%.

Из всех указанных душистых веществ путем гармонического их сочетания парфюмеры готовят композиции - законченные произведения парфюмерного искусства, которые в виде духов, одеколонов, туалетной воды и прочего доходят до потребителя.

1.1.2. Сухое растительное сырье

Сухое растительное сы-рье - высушенные душистые части растений (семена, плоды, корни) и лишайники (дубовый мох), применяют-ся в виде спиртовых настоев. Из всех древесных мхов в парфюмерии чаще всего используется дубовый. Он при-дает духам оттенки свежести и зелени, напоминающие анис. Это необходимо для шипровых или зеленых духов с запахом свежести.

Существуют растения (гвоздика, корица, ваниль), из которых эфирное масло может быть получено только после высушивания и длительного хранения, так как душистое начало образуется в результате происходящих при этом ферментативных процессов.

Спиртовые настои сухого растительного сырья пред-ставляют собой ценную составную часть духов, так как обладают полным и стойким запахом.

Смолы и бальзамы. К самому древнему парфюмерно-му сырью относят смолы и бальзамы. Мирра, ладан и гальбан использовали еще египтяне. Смолы и бальза-мы - это продукты, вытекающие из надрезов некото-рых деревьев. Смолы - твердые, липкие выделения, не-растворимые в воде, растворимые в скипидаре, спирте; содержат эфирные масла. К смолам относятся ладан, галь-бан, мирра, стиракс.

Ладан (от латинского «incensum» - сжигаемый в качестве жертвоприношения) обладает древесным, пря-ным, лимонным запахом, похожим на камфару. Луч-шим сортом является ладан росной (бензойная смола). Ладан собирают из надреза коры тропического дерева семейства бурзеровых, растущих в Восточной Африке и на Среднем Востоке. Смола бледно-желтого или оранже-вого цвета, застывая, превращается в темное и твердое вещество.

Гальбан - смола, получаемая из травянистых расте-ний рода ферула, растущих в горах Туркмении и Ирана. Затвердевший гальбан представляет собой беловатый кон-кремент, очень пахучий со свежими и одновременно лес-ными животными ароматами. Парфюм Мисс Диор вклю-чает аромат гальбана.

Мирра - ароматическая смола, вытекающая из над-реза коры ствола кустарника Commiphora myrrha, про-израстающего в Африке, Азии, Аравии. Застывшая смо-ла желтоватого, красноватого или бурого цвета, обладает сильным специфическим запахом, напоминающим одно-временно лимон и розмарин. Эфирное масло (мирол), входящее в состав мирры, обладает антисептическим свой-ством, благодаря чему мирру использовали для бальза-мирования.

Стиракс - смола, получаемая из дерева ликвидамбра. Аромат тяжелый, душистый, похож на запах ванили.

Бальзамы - это полужидкие вещества, растворы дре-весных смол в эфирных маслах, содержащие аромати-ческие кислоты. Наибольшее применение находит толуанский бальзам, обладающий запахом ванили.

Смолы и бальзамы ценны не только тем, что облада-ют собственным запахом. Они повышают стойкость запа-ха духов, служат фиксаторами, т. е. регулируют испаре-ние душистых веществ в композиции, не дают выступать отдельно.

Смолы и бальзамы используют в виде настоев.

1.2. Душистые вещества животного происхождения

Душистые вещества животного происхождения - это высушенные железы самцов некоторых животных или выделения желез внутренней секреции и других органов.

Мускус - зернистое вещество темно-коричневого цвета, получаемое из высушенных желез внутренней сек-реции самца оленя кабарги, обитающего в Восточной Сибири. Запах лошадиного пота и мочи. Основой явля-ются циклические кетоны. .

При растворении в спирте и настаивании дает очень приятный запах. Запах мускуса очень стоек: в Тавризе (Иран) находится единственная в своем роде «душистая» мечеть. Стены ее клали на растворе, к которому был добавлен мускус. Этот запах ощущается и сейчас, более 600 лет спустя.

Амбра - жирная, воскообразная масса зеленовато-серого цвета с запахом ладана. Амбру находят в виде кусков различной величины на поверхности океанов, во внутренностях и выделениях кашалотов. Основные со-ставные части - амбраин и бензойная кислота.

Мускус и амбра в древности применялись как само-стоятельные душистые средства. Сейчас - только для обогащения парфюмерных композиций.

Цибет - выделения кота виверра, обитающего в Се-верной Африке, Азии; желтоватая липкая масса с силь-ным специфическим запахом. Главная составная часть - кетон цибетон. При смешивании с другими компонентами парфюмерных композиций вещество теряет резкость за-паха и придает духам оттенки животного тепла и чув-ственности.

Кастореум (бобровая струя) - пахучее выделение внутренних желез бобра. Это маслянистое желтоватое вещество обладает резким дегтярным запахом. Касторе-ум создает теплую, животную ноту, близкую к запаху кожи, и парфюмеры используют его в восточных, шип-ровых композициях, а также в мужской парфюмерии. Стойкость кастореума чрезвычайно высока.

Используется в парфюмерии и мускусная струя - выделение мускусных крыс.

Сырье животного происхождения применяется в виде настоев. Они обостряют чувствительность органов обо-няния, увеличивая тем самым время восприятия запа-ха духов.

Темпераментность французских духов в значитель-ной степени объясняется содержанием в них душистых веществ животного происхождения. Они обладают «жи-вотным запахом» и устанавливают гармонию между за-пахом духов и кожей человека, делают запах как бы свойственным человеку. Эти продукты очень дорогие и используются в микроскопических дозах.

II . Синтетические душистые вещества

Синтетические душистые вещества - это продукты химической переработки нефти, каменного угля, древе-сины, эфирных масел.

Они подразделяются на 2 группы:

Собственно синтетические, получаемые органичес-ким синтезом из продуктов химической переработки ка-менноугольного дегтя, нефти, торфа;

Искусственные - путем выделения индивидуальных веществ химическими методами из натуральных эфир-ных масел, продуктов растительного и животного проис-хождения.

Важной задачей синтеза является получение новых душистых веществ с большой силой и устойчивостью.

Ученые-химики создают синтетическим путем инди-видуальные вещества, запах которых не имеет аналогов в природе. Это значительно расширяет возможности пар-фюмеров.

Методы синтеза становятся все более сложными, а оборудование все более эффективным, позволяющим вос-создать аромат цветка, не срывая его. Фирма «Ив Роше» благодаря новой технологии смогла собрать и изучить душистые вещества редчайшего цветка шафали, расту-щего у подножья Гималаев и распускающегося на зака-те. По установленным и сосчитанным компьютером ве-ществам парфюмеры воссоздали всю гамму нежных ароматов цветка (духи Шафали, редкий цветок).

Производство синтетических душистых веществ очень сложное, но значительно дешевле, чем переработка при-родного сырья. Например, для получения 1 кг эфирного масла цветов жасмина нужно вручную с большой осто-рожностью сорвать 10 миллионов цветков, что требует огромных затрат, а синтетические душистые вещества - жасмин-альдегид обходится намного дешевле.

Синтетические душистые вещества сыграли огром-ную роль в развитии парфюмерно-косметической промыш-ленности и расширении ассортимента товаров. Сочетание природных и С.Д.В. позволило разнообразить по запаху парфюмерные товары.

Синтетические душистые вещества помогают сохра-нить природу. Идея увеличения производства эфирных масел из растений постоянно сталкивается с вопросом охраны окружающей среды.

Из года в год на Земле окончательно исчезает множе-ство видов растений, скудеют леса. Восстановление их идет с большим трудом. По данным статистики, с терри-тории США ежегодно исчезают десятки видов растений. По оценкам ученых, из 22 тысяч видов высших расте-ний, произрастающих на территории бывшего СССР, око-ло 3 тысяч - на грани исчезновения. Во всем мире под угрозой примерно 40 тысяч видов.

Не в меньшей опасности и животный мир. Для еже-годной добычи 2000 кг мускуса, извлекаемого из желез самца оленя кабарги, истребляется около 60 тысяч этих животных. Вместе с тем содержание мускона, являюще-гося душистым началом мускуса, составляет в последнем около 1%. Численность кашалотов в Мировом океане не превышает 300 тысяч голов и продолжает уменьшаться. С каждым годом сокращается добыча амбры. В Красную книгу записан и бобер. Производство синтетических ду-шистых веществ приостановило истребление некоторых видов животных. Так, спасителем оленя кабарги являет-ся душистое вещество мускус-кетон, обладающий интен-сивным запахом природного мускуса, а кашалота - амбреаль с амбровым запахом.

Однако синтетические душистые вещества полнос-тью не могут заменить натуральные душистые вещества. Синтетические душистые вещества даже цветочного за-паха определяют лишь основную черту запаха растения, лишь напоминают запах жасмина, розы и т. д.

Синтетические душистые вещества по консистенции - это жидкие или кристаллические продукты.

По виду химических соединений синтетические душистые веще-ства подразделяются на 9 групп:

2.1. Углеводороды

Дифенилметан - получают синтетически из бензола и хлористого бензола, в природных эфирных маслах не най-ден. Имеет запах апельсина с примесью запаха герани.

Лимонен - содержится в померанцевом, лимонном, тминном и других эфирных маслах. Получают его фрак-ционной перегонкой эфирных масел, а также синтети-чески из а-терпионела нагреванием с бисульфатом на-трия. Имеет запах лимона.

Парацимол - содержится в тминном, мускатном, шал-фее и других эфирных маслах. Получают его синтетически дегидратацией различных терпенов. Имеет запах тмина.

2.2. Спирты

Гераниол - содержится в розовом, гераниевом, цитронелловом маслах, в масле лимонной полыни и других эфирных маслах. Его выделяют из природных эфирных масел, содержащих гераниол, через его двойное соедине-ние с хлористым кальцием. Имеет запах розы Нерол - содержится в розовом, гераниевом, берга-мотном и других эфирных маслах. Его выделяют восста-новлением цитраля или изомеризацией гераниола. Име-ет запах розы, но более нежный, чем у гераниола.

Цитронеллол - содержится в гераниевом эфирном масле, имеет запах розы. Получают каталитическим вос-становлением цитраля или из цитронеллового масла.

Терпинеол - содержится в померанцевом, герание-вом, камфорном маслах. Получается обработкой тер-пентинного масла, содержащего до 70% пиненов, сме-сью серной кислот и толуолсульфокислот. Имеет запах сирени.

Линалоол - содержится в кориандровом, розовом, апельсиновом и других эфирных маслах. Получают фрак-ционированной разгонкой кориандрового масла в вакуу-ме. Имеет запах ландыша.

Бензиловый спирт - содержится в гвоздичном масле туберозы, получают омылением хлористого бензила ра-створом кальцинированной соды с последующей очист-кой. Имеет слабый ароматический запах.

β-Фенилэтиловый спирт - содержится в виде эфиров в гераниевом и перолиевом маслах; является составной частью розового масла. Получается взаимодействием бен-зола с оксидом этилена в присутствии катализатора хло-ристого алюминия. В разбавленном состоянии имеет за-пах розы.

ДУШИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА, природные и синтетические органические соединения с характерным запахом, применяемые в производстве парфюмерных и косметических изделий, моющих средств, пищевых и других продуктов. Широко распространены в природе: содержатся в эфирных маслах, душистых смолах и других сложных смесях органических веществ, выделяемых из продуктов растительного и животного происхождения. Со времени зарождения парфюмерии и вплоть до 19 века единственным источником душистых веществ служили природные продукты. В 19 веке было установлено строение ряда душистых веществ, некоторые из них удалось синтезировать (первыми синтетическими аналогами природных душистых веществ были, например, ванилин с запахом ванили, 2-фенилэтиловый спирт с запахом розы). К концу 20 века разработаны методы синтеза не только большинства душистых веществ, получаемых ранее из природного сырья (например, ментола с запахом перечной мяты, цитраля с запахом лимона), но и душистых веществ, не найденных в природе (фолиона с запахом листьев фиалки, жасминальдегида с запахом жасмина, циклоацетата с цветочным запахом и др.). Создание синтетических душистых веществ позволяет удовлетворять возрастающие потребности в этих продуктах, расширять их ассортимент, сохранять растения и животных (известно, например, что для получения 1 кг розового масла необходимо переработать до 3 тонн лепестков розы, а для выработки 1 кг мускуса уничтожить около 30 тысяч самцов кабарги).

Самая обширная группа душистых веществ - сложные эфиры; многие душистые вещества относятся к альдегидам, кетонам, спиртам и некоторым другим классам органических соединений. Эфиры низших жирных кислот и насыщенных алифатических одноатомных спиртов обладают фруктовым запахом (так называемые фруктовые эссенции, например изоамилацетат с запахом груши), эфиры жирных кислот и ароматических или терпеновых спиртов - цветочным (например, бензилацетат с запахом жасмина, линалилацетат с запахом бергамота), эфиры бензойной, салициловой и других ароматических кислот - главным образом сладким бальзамическим запахом (их часто применяют также в качестве фиксаторов запаха - сорбентов душистых веществ; для этой же цели используют амбру, мускус). К ценным душистым веществам среди альдегидов относятся, например, анисовый альдегид с запахом цветов боярышника, гелиотропин с запахом гелиотропа, коричный альдегид с запахом корицы, мирценаль с цветочным запахом. Из кетонов наиболее важны жасмон с запахом жасмина, иононы с запахом фиалки; из спиртов - гераниол с запахом розы, линалоол с запахом ландыша, терпинеол с запахом сирени, эвгенол с запахом гвоздики; из лактонов - кумарин с запахом свежего сена; из терпенов - лимонен с запахом лимона.

Связь между запахом вещества и его химическим строением изучена недостаточно для предсказания запаха по формуле вещества, тем не менее, для отдельных групп соединений выявлены частные закономерности. Так, наличие в молекуле нескольких одинаковых (для соединений алифатического ряда также и разных) функциональных групп приводит обычно к ослаблению запаха или даже к полному его исчезновению (например, при переходе от одноатомных спиртов к многоатомным). Запах альдегидов с разветвлённой цепью обычно более сильный и приятный, чем у их неразветвлённых изомеров. Алифатические соединения, содержащие более 17-18 атомов углерода, лишены запаха. На примере макроциклических кетонов формулы I показано, что их запах зависит от числа атомов углерода в цикле: при n = 5-7 кетоны имеют камфорный запах, при n = 8 - кедровый, n = 9-13 - мускусный (при этом замещение одной или двух СН 2 -групп на атом О, N или S не влияет на запах), при дальнейшем увеличении числа атомов С запах постепенно исчезает.

Сходство строения веществ не всегда обусловливает сходство их запахов. Так, вещество формулы II (R - Н) обладает запахом амбры, вещество III - сильным фруктовым запахом, а аналог II, в котором R - СН 3 , лишён запаха.

Различаются по запаху цис- и трансизомеры некоторых соединений, например анетола (транс-изомер обладает запахом аниса, цис-изомер имеет неприятный запах), З-гексен-1-ола

(цис-изомер обладает запахом свежей зелени, транс-изомер - хризантемы); в отличие от ванилина, изованилин (формула IV) почти не имеет запаха.

С другой стороны, вещества, различающиеся по химическому строению, могут иметь сходный запах. Например, запах розы характерен для розатона

3-метил-1 -фенил-3-пентанола

гераниола и его цис-изомера - нерола, розеноксида (формула V).

На запах влияет степень разбавления душистых веществ Так, некоторые чистые вещества имеют неприятный запах (например, широко используемый в парфюмерии цибет с фекально-мускусным запахом). Смешивание различных душистых веществ в определённых соотношениях может приводить как к появлению нового запаха, так и к исчезновению запаха.

Целесообразность применения того или иного душистого вещества определяется не только запахом, но и другими его свойствами - химической инертностью, летучестью, растворимостью, токсичностью; важное значение имеет наличие технологически удобных и экономичных методов получения. Душистые вещества используют в составе парфюмерных композиций, получаемых смешиванием в определённых пропорциях различных душистых веществ, а также в составе отдушек для ароматизации косметических товаров и товаров бытовой химии, в качестве ароматизаторов в пищевых продуктах. Сложные парфюмерные композиции содержат обычно несколько десятков индивидуальных душистых веществ и различных эфирных масел (например, композиция для духов «Красная Москва» включает около 80 душистых веществ и более 20 природных смесей). Современное производство душистых веществ базируется главным образом на химическом и лесохимическом сырье; некоторые душистые вещества получают из эфирных масел. Объём мирового производства душистых веществ около 110 тысяч т/год (свыше 800 наименований); в СССР производили около 6 тысяч т/год (более 150 наименований); в России производство душистых веществ практически прекращено.

Лит. : Войткевич С. А. 865 душистых веществ для парфюмерии и бытовой химии. М., 1994; Хейфиц Л. А., Дашунин В. М. Душистые вещества и другие продукты для парфюмерии. М., 1994; Chemistry and technology of flavors and fragrances / Ed. by D. Rowe. Oxf., 2005; Pybus D.Н., Sell С. S. Chemistry of fragrances. 2nd ed. Camb., 2006.

Синтетические парфюмерные компоненты дешевле натуральных, но не хуже качеством. Синтетика в данном случае - более чистый и практичный продукт, не зависящий от капризов природы и типа почвы. Когда в начале XIX века химикам удалось получить аромат розы не из розового эфирного масла, а из цитронеллового, стало ясно, что отныне парфюмерия будет развиваться только в содружестве с химией.

Триумфальное шествие синтетических компонентов продолжается два столетия. Стало возможным более дешевое и простое получение ценных ароматов фиалки, ванили и других традиционных составляющих парфюмов. Удалось воссоздание для парфюмерии неуловимых прежде запахов сирени и ландыша.

С помощью синтетических компонентов можно создать не только конкретный растительный или животный запах, но и сложный аромат леса, степи, джунглей, морского берега или утреннего воздуха над полем с пшеницей. Сейчас практически нет неосуществимых парфюмерных фантазий. Альдегиды дали парфюмерам мощное средство самовыражения.

К синтетическим душистым веществам относятся следующие.

Лимонен - имеет запах лимона, содержится в эфирных апельсиновом, лимонном и тминном маслах. Получают лимонен фракционной перегонкой эфирных масел, а также синтетическим путем из терпинеола, нагревая последний с бисульфатом.

Цитраль - издает запах лимона. Содержится в эфирном масле лимонной полыни и змееголовика. Получают цитраль химической переработкой кориандрового масла, а также синтетическим путем из изопрена и ацетилена.

Гераниол - имеет запах розы. Содержится в розовом, гераневом маслах и лимонной полыни. Гераниол получают из эфирных масел путем соединения с хлористым кальцием.

Нерол - создает запах розы, но более нежный, чем гераниол. Содержится в розовом, неролиевом, бергамотном и других маслах. Получают продукт восстановлением цитраля или изомеризацией гераниола.

Бензальдегид - издает запах горького миндаля. Содержится в маслах горького миндаля, апельсиновом, акации, гиацинта и др. Получают его окислением толуола.

Консерванты

Расширение ассортимента косметической продукции требует уделения должного внимания созданию эффективных консервантов.

Многие косметические изделия являются благоприятной средой для развития микроорганизмов. Порошки (тальк, крахмал и др.) подвержены заражению спорами. Большинство восков и эмульгаторов, растительных и животных экстрактов протеинов, входящих в состав косметических изделий, могут быть для микроорганизмов источником углерода и азота, а также материалом для энергетических процессов. Минеральные соли, вводимые в косметические средства, также способствуют развитию микроорганизмов. Биологически активные вещества, применяемые в косметике, являются стимуляторами роста бактерий и грибков.



Кроме того, при контакте сырья с кислородом воздуха, особенно при повышенной температуре хранения происходит окисление продуктов. При этом свойства вещества изменяются и сырье становится непригодным для производства косметических изделий.

Косметические изделия без использования специальных добавок теряют годность практически в течение нескольких недель или даже дней. Для увеличения срока их годности применяют консерванты. Введение консерванта не исключает необходимости соблюдения синитарно-гигиенических правил на косметических предприятиях, так как это средство не дает должного эффекта при массовом микробном загрязнении.

Банки и флаконы, предназначенные для упаковки косметических изделий, должны быть хорошо промыты раствором антисептика (бензиловый спирт, резорцин, фурацилин и др.) и закрыты от пыли, являющейся источником спор.

Консервация изделия должна обеспечивать сохранность косметического препарата и безопасность его употребления в течение гарантийного срока. Ввиду этого к консервантам предъявляется ряд требований:

Широкий спектр антимикробного действия, охватывающий все виды микрофлоры, которые встречаются в косметических препаратах;

Проявление активности в низких концентрациях и сохранение ее в наиболее широком диапазоне рН;

Хорошая растворимость в воде и плохая в маслах;

Способность не инактивироваться другими ингредиентами и материалом упаковки, не разлагаться и не улетучиваться в течение гарантийного срока хранения изделий;

Безопасность для здоровья человека, т.е. отсутствие острот и хронической токсичности, способности вызывать аллергические реакции и другие неблагоприятные эффекты;



Сохранение цвета, запаха, а иногда и вкуса изделий при введении консервантов;

Доступность получения и невысокая стоимость.

Универсального консерванта, который удовлетворял бы всем этим требованиям и мог быть использован в любых косметических изделиях, пока не найдено. В настоящее время все более широко применяются не отдельные консерванты, а их смеси, действующие в различной комбинации друг с другом, обладающие синергическим эффектом и имеющие широкий спектр действия.

К консервантам относятся формальдегид, сорбиновая кислота, этиловый спирт, цитраль, бензилацетат, бензойная кислота, эфирные масла и др.

Бензойная кислота - распространенный консервант, применяемый в виде натриевой соли, хорошо растворим в воде.

Формальдегид - хорошо известный антимикробный агент. Водный раствор формальдегида используют для консервации косметических продуктов в концентрациях от 0,05 до 0,2%.

Сорбиновая кислота - вещество, плохо растворимое в воде, но хорошо - в органических растворителях. Используется также калиевая соль сорбиновой кислоты, которая представляет собой небольшие, почти белые хлопья, хорошо растворимые в воде, и поэтому часто применяется вместо сорбиновой кислоты. Изопропиленовый спирт сорбиновой кислоты также относится к разряду консервантов.

Ванилиновая кислота - используется этиловый эфир ванилиновой кислоты в качестве консерванта в пищевой промышленности и косметике.

Гермаль - гигроскопический белый порошок без вкуса и запаха, хорошо растворимый в воде, но нерастворимый в маслах. Сочетается со всеми видами косметического сырья, причем белковые продукты и ПАВ усиливают его антимикробную активность. Устойчив при хранении, имеет широкий рабочий диапазон рН. Используется для консервации изделий детской косметики, белковых препаратов (средства для волос), средств ухода за кожей, входит в состав аэрозольных препаратов.

Довицил-200, как и гермаль, относится к группе доноров формальдегида. Это гигроскопичное белое кристаллическое вещество со слабым запахом, хорошо растворимое в воде и почти нерастворимое в маслах. Довицил и его комплексы с другими консервантами вводят в кремы для лица и рук, средства для бритья, шампуни, белковые препараты для ванн и особенно часто в различные белковые препараты для волос.

Красящие вещества

Парфюмерно-косметические изделия содержат различные красители. Их вводят в средства декоративной косметики, кремы, мыла, шампуни, лосьоны и другие товары для придания им косметического вида.

К красителям, используемым в парфюмерно-косметической промышленности, предъявляются определенные требования:

Тонкость помола (дисперсность) - при высокой дисперсности улучшается цвет парфюмерного средства, увеличивается интенсивность его воздействия;

Укрываемость - способность красителя, смешанного со связующим материалом, покрывать поверхность таким образом, чтобы она не просвечивала через нанесенный слой краски;

Красящая способность - при смешивании с пигментами другого цвета краситель должен придавать смеси свою окраску;

Светостойкость - способность сохранять цвет под действием света;

Малоемкость – малоемкие красители наиболее экономичны;

Химическая устойчивость - способность сохранять свои колористические свойства под действием кислот, щелочей и т.п.;

Отсутствие токсического воздействия на кожу.

Красители подразделяются на неорганические и органические.

Неорганические (минеральные) красители представляют собой оксиды и соли различных металлов. По происхождению они могут быть естественными и искусственными. Естественные красители добывают из земли. Они обладают высокой химической устойчивостью, но недостаточной яркостью, насыщенностью цвета. К ним относятся:

Охра - природный пигмент. По цвету различают охру светло-, средне- и золотисто-желтую. Охра устойчива к свету, атмосферным воздействиям, щелочам и слабым кислотам. Охра входит в состав средств декоративной косметики.

Сиена - разновидность охры. Бывает необожженная, желто-оливкового цвета и обожженная, коричнево-оранжевого цвета. Входит в состав гримировальных красок, туши для ресниц, теней для век.

Мумия - природный красный пигмент, получаемый обжигом железосодержащих руд. Устойчива к действию света, щелочей, кислот. Применяется в производстве декоративной косметики.

Умбра - природный пигмент коричневого цвета. Образуется при выветривании железных руд, содержащих марганец. По химическому составу близка к охре. Устойчива к свету, щелочам. При нагревании приобретает блеск и темный оттенок. Применяется в производстве декоративной косметики.

Искусственные минеральные пигменты представляют собой полученные химическим путем оксиды и соли металлов. Они светостойки, обладают хорошей кроющей способностью.

Ультрамарин - пигмент, получаемый сплавлением каолина, соды и серы. В зависимости от соотношения исходных веществ и условий реакции имеет различные цвета (от зеленого до фиолетового). Наиболее широко применяется синий ультрамарин. Устойчив к действию цвета, щелочей, но разлагается кислотами. Используется в производстве туши, теней, гримировальных красок.

Оксид хрома - пигмент темно-зеленого цвета. Его получают прокаливанием хромпика в присутствии серы и других восстановителей. Светостоек. Применяется в производстве туши для ресниц, теней для век.

Оксид цинка и диоксид титана используются в качестве белых красителей.

К органическим красителям относится сажа - наиболее распространенный черный краситель. Образуется при неполном сгорании древесины, нефти, каменного угля и природных смол (газовая сажа). В производстве декоративной косметики применяют газовую сажу для изготовления туши для ресниц, теней.

Искусственные смеси органических красителей с минеральными веществами:

Карминовый лак - густо-красный порошок, нерастворимый в воде. Представляет собой соединение глинозема с карминовой кислотой. Дает красную взвесь. Применяется в производстве губной помады.

Краплак - пигмент ярко-красного цвета с синеватым оттенком. Получают действием солей алюминия и кальция на ализарин в присутствии ализаринового масла. Применяется в производстве губной помады, румян, лаков и эмалей для ногтей.

Эозин - красный кристаллический порошок, растворимый в спирте, но нерастворимый в воде. Получают действием брома на флуоресцеин в присутствии хлорита натрия. Дает ярко-розовые растворы. Применяется ограниченно (до 30%) в производстве трудносмываемой губной помады.

Следует иметь в виду, что при пользовании такой помадой возможно воспаление красной каймы губ.

Родамины (родамин 6Ж) - фиолетовые кристаллы, растворимые в воде и спирте. Дают лиловые растворы. Родамин С - красно-фиолетовые кристаллы, растворимые в воде и спирте. Родамины применяются как самостоятельные красители и в смеси с эозином. До 30% их вводят в губные помады, румяна, в гримировальные краски.

Дезинфицирующие

и кровоостанавливающие средства

Дезинфицирующие средства

Парикмахер при обслуживании посетителей должен соблюдать установленные санитарно-гигиенические правила. На поверхности инструментов, используемых для стрижки, бритья, причесывания волос могут находиться всевозможные микроорганизмы, в том числе и болезнетворные. Чтобы предотвратить передачу инфекции, необходимо все инструменты дезинфицировать.

Дезинфекция - это уничтожение микроорганизмов различными способами. Химические вещества, убивающие микроорганизмы, называют бактерицидными. Они должны отвечать следующим требованиям:

Хорошо растворяться в воде;

Действовать в малых концентрациях и в короткие сроки убивать мик

роорганизмы;

Быть достаточно стойкими при хранении;

Быть дешевыми, а также удобными при хранении и транспортировке.

К средствам, которые применяются для дезинфекции инструментов, относятся хлорамин, формалин, этиловый спирт, карболовая кислота и т.д.

Выбор дезинфицирующих средств, их концентрация, количество и продолжительность срока дезинфекции зависят от материала, из которого изготовлен инструмент.

Дезинфицирующие средства подразделяются на два вида:

Физические (механическая очистка и мытье с моющим средством).

К физической очистке относятся:

1) прокаливание режущих частей инструментов;

2) проглаживание (белье);

3) стерилизация (кипячение);

4) сухая стерилизация (с помощью ультрафиолетовых лучей);

Химические - к ним относятся: этиловый спирт 70 %; перекись водорода 3 %; хлорамин 1-3 %; аламинол 1 %; септодор 1% и т.д.

Хлорамин - представляет собой кристаллический порошок белого цвета, иногда с желтоватым оттенком, со слабым запахом хлора. Может храниться в течение нескольких лет. Обладает высокой антимикробной активностью, хорошо растворяется в воде. В парикмахерских для дезинфекции инструментов для расчесывания волос используется 0,3 %-ный водный раствор (3г хлорамина на 1 л воды температурой не выше 60 °С). Раствор хлорамина должен находиться на туалетном столе парикмахера в специальном сосуде с закрытой крышкой. Инструменты погружают в раствор на 15-20 мин. Парикмахерское белье дезинфицируют в 0,5%-ном растворе, который следует менять каждые 5 дней.

Этиловый спирт - это бесцветная прозрачная жидкость с резким запахом, соединяется с водой в любых соотношениях, горит. Используется, как дезинфицирующее средство. Выпускается 88%-ный сырец, 95,5%-ный ректификат и 96,5%-ный спирт высшей очистки.

Спирт-денатурат - этиловый спирт-сырец, содержащий краситель, окрашивающий спирт в сине-фиолетовый цвет. Поступает в парикмахерскую 82%-ной крепости. Металлические инструменты дезинфицируют спиртом определенной чистоты и крепости (не менее 70%); для этого следует ежедневно профильтровывать его через слой ваты или марли, а банку промывать горячей водой. Спирт полностью заменяют через 150 процедур. При дезинфекции режущую поверхность инструментов нужно полностью погрузить в спирт на 15 минут.

Формалин - водный раствор формальдегида (бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворяющийся в воде). Формалин - бесцветная жидкость, мутнеющая при длительном хранении, так как при этом выпадает белый осадок со специфическим запахом. Используется в виде 4%-ного водного раствора (100мл формалина на 1 л воды) для дезинфекции новых кистей для бритья, не бывших в употреблении.

Для уборки рабочего зала и других помещений парикмахерской используется 0,3-0,5%-ный водный раствор хлорной извести или 0,5%-ный раствор хлорамина.

При уборке помещений парикмахерской можно использовать дезинфицирующие средства, применяемые в быту.

Полидез. Его готовят: 8-10 г полидеза на 1 л воды, получают 1%-ный раствор полидеза. Ежедневно необходимо менять этикетку на полидезе. На этикетке должна быть указана дата и надпись «Полидез 1%».

Аламинол 1%. Применяется для дезинфекции вещей, мебели.

Виркон – сбалансированная стабильная смесь перекисных соединений, ПАФ, органических кислот и неорганической буферной системы. Главной составляющей частью является калиевый пероксисульфат, оказывающий сильный окисляющий эффект. Применяют для одновременной очистки и дезинфекции стен, полов, оборудования, инструментов, стеклянных предметов и т.д. Виркон обладает бактерицидным действием (однопроцентный раствор, экспозиция 10 минут); туберколоцидным действием (3% раствор, экспозиция 5 минут); вирулецидным действием (в том числе против гепатита «В» - 10% раствор, экспозиция 10 минут); фунгицидным действием (1% раствор, экспозиция 10 минут).

Для приготовления раствора требуемой концентрации порошок необходимо добавить в теплую воду.

Кровоостанавливающие средства

Кровотечение можно остановить с помощью специальных средств.

1. Перекись водорода 3-6%-ной концентрации, однако она останавливает кровь очень медленно.

2. Алюминиевые квасцы выпускаются в виде карандаша, но в этом виде пользоваться квасцами нельзя, так как таким путем могут передаваться различные заболевания. Лучше приготовить раствор квасцов в перекиси водорода. Для этого кровоостанавливающий карандаш дробят в порошок и небольшими порциями засыпают в 3-6%-ный раствор перекиси. Квасцы добавляют до тех пор, пока на дне флакона не останется некоторое количество крупинок квасцов - приготовленный раствор станет насыщенным. Раствор следует хранить в темном флаконе с плотно закрытой пробкой.

3. Фибрин - безжировые пленки. Выпускается в форме пленок в стеклянных пробирках.

4. Йод, если маленькая рана, то на нее, если большая, то вокруг раны.

Йод, раствор люголя, ёдинол, ёдинат обладают бактерицидным, противовирусным действием.

5. Водородабероксид - бесцветная жидкость, без запаха. Для очищения ран.

Парфюмерные средства

История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества. Еще в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево и смолы, можно улучшить вкус пищи. Далее пришло время Египтян, прославлявших своих богов окуриванием и изготавливавших благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты

Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии. Арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.

Нужно было дождаться XII века, чтобы христианский мир вновь смог открыть наслаждение от запахов при их использовании, в целях ли гигиены или же просто ради удовольствия, или для борьбы с чумой или миазмами. XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, т.к. в моду вошли парфюмированные перчатки. Если средневековое общество практиковало ванны и омовения, то в эпоху Возрождения и далее, в XVI и ХVII веках, отказались от их использования. Как реванш, потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

XVII век предлагает на выбор цибет и мускус, которым в эпоху просвещения предпочли нежные, цветочные и фруктовые запахи. ХVII век известен как век обольщения, богатый новыми запахами (отдушивали даже пепел в среду первой недели Великого поста), а также флаконами. В XIX веке прогресс в области химии позволил искусственным путем воспроизвести запахи, существующие в природе, но также и создать новые. Это было началом парфюмерной промышленности, и Грасс утвердил свое мастерство в области переработки цветочного сырья.

Наш век, нескупой ни на люкс ни на прогресс, не прекратил подтверждать место парфюмерии в привилегированном мире искусства, но также и в безжалостном мире коммерческой конкуренции.

3.1. Классификация запахов

В каждой крупной сырьевой компании (а именно они начали наводить порядок в мире ароматов) есть своя таблица запахов. Принято считать, что цветочную, шипровую, древесную группы выделяют практически все. Целесообразно обозначить цитрусовую, папоротниковую и кожаную семьи. (Они продолжают делиться все более дробно или, наоборот, сливаться, но мы остановимся на самой общей схеме.) Вооружившись такой системой, как своеобразным компасом, можно заранее определить, что стоит продегустировать в первую очередь, а что можно оставить на потом.

Цветочная семья

Можно сказать без преувеличения - цветочная семья самая многочисленная. Ароматы таких цветов, как роза, фиалка, жасмин, ландыш и другие настолько притягательны сами по себе, что некоторые современные парфюмеры, как и их коллеги пару сотен лет назад, делают духи только с доминирующим запахом одного цветка, на основе натурального или синтетического сырья. Существуют и более сложные цветочные запахи, состоящие из целого букета. В таких парфюмах сначала чувствуется аромат одного цветка, затем постепенно начинает звучать другой, третий и так далее.

В это семейство входят цветочные альдегидные запахи, которые, как понятно из названия, получаются из синтетического сырья. Эталон этой подгруппы, конечно же, Сhаnеl №5. Есть еще цветочно-древесно-фруктовые, состоящие из букета свежих цветочных ароматов и сладких фруктовых, как будто припудренных сдержанностью древесного духа.

Цитрусовая семья

При создании парфюмерных продуктов этой группы используются цитрусовые эфирные масла бергамота, лимона, мандарина, апельсина. Духи и туалетные воды с ароматом этой семьи - абсолютно беспроигрышный вариант при покупке. Если цветочный запах может вызвать симпатию одних и отвращение других, то цитрусовое благоухание у подавляющего большинства людей ассоциируется со свежестью в чистом виде. В цитрусово-цветочно-шипровой подгруппе терпкая свежесть сменяется нежной цветочной сладостью.

Шипровая семья

Ее рождение связано с созданием парфюма знаменитым парфюмером и бизнесменом. Характерный тяжелый запах дубового мха парфюмеру удалось сделать воздушнее, благодаря аромату жасмина. Получилась сложная композиция с ясной первоначальной зеленой нотой, сменяющейся плавным переходом от одного тонкого оттенка к другому. Относящаяся к этой группе продукция интересна тем, что ароматы не слишком узнаваемы, тем более в сочетании с другими. Без сомнения, запах эфирного масла пачули - субтропического полукустарника - не так знаком, как роза или фиалка. Дубовый мох, пахнущий и древесной корой, и солнечной землей, и приятной влажностью леса. Именно эти ароматы вместе с благоуханием ладанной камеди и бергамота составляют в том или ином сочетании странный и притягательный шипровый ансамбль

Древесная семья

Объединенные в ней ароматы - родоначальники парфюмерии. Сначала был костер, в котором горело дерево. И если кора его была душистой, то легкая удушливая волна дыма и благоухание пахучей древесины гармонично сливались воедино. Человечество не забыло свои первые парфюмерные опыты. Они стали классикой, которая сейчас уже не кажется отягощенной тяжестью веков, потому что используется в новом прочтении. Легкий аромат кедра, к примеру, отделяющийся, как при порыве ветра, от дымного потока, насыщенного запахом сандалового дерева с острыми цитрусовыми нотами, - это свидетельство принадлежности духов к древесной семье.

Иногда подобный парфюм может поразить неожиданной и приятной горечью полыни, шалфея, тимьяна, что присуще подгруппе древесно-душистых запахов. Для любителей пропасть в теплом пудровом облаке - как будто специально созданы духи древесно-амбровые. А тем, кому по душе острые ощущения, нужно искать свой аромат среди древесно-пряной продукции. Острый эмоциональный оттенок придает ей мускатный орех, корица, перец, гвоздика.

Водные ноты, появившиеся в парфюмерии совсем недавно, лишь в 90-х годах, великолепно освежают древесные композиции.

Амбровая семья

Запах амбровых (ориентальных или восточных) духов сладко-сексуально-вкрадчивый, иногда немного приторный. Именно он больше всего соответствует традиционному представлению древних народов о настоящем божественном аромате. Недаром «амбровый» означает «ароматный», «благовонный». Составляют ориентальную композицию такие «сладкие» компоненты, как ваниль, ладанная камедь, ладанник. Этому головокружительному букету порой придают немного животной страсти с помощью мускуса.

Традиционные ориентальные ароматы, головокружительные и тяжелые, были очень популярны в 70-80-е годы XX века. Их современная интерпретация предполагает более легкий вариант. Это достигается за счет появления в композициях фруктовых и свежих цитрусовых оттенков.

По-другому ее называют фужерной, от французского слова fougere, что в переводе означает папоротник. Родоначальником этого семейства стало творение Fougere Royale («королевский папоротник») от фирмы Houbigant. Настоящее мужское содружество фужерных ароматов соответствует образу сильного и в то же время утонченного мужчины. А все благодаря оригинальному сочетанию, в которое входят еще бергамот, лаванда и мох. Эти компоненты дают «убойный» по своей силе аромат. И неудивительно, что они так нравятся женщинам, порой настолько, что им хочется самим пользоваться такими парфюмами. В этой группе выделяют фужерно-ароматическую и фужерно-свежую (или водяную) подгруппы. То, что сами папоротники не пахнут - значения не имеет, потому что созданные парфюмерами вариации на эту тему очень убедительны.

Кожаная семья

Немногочисленная, но очень мужественная семья. В основе ее - запах табака и сухой кожи, от которой порой исходит легкий аромат цветочного луга.

Эти ароматы - еще один «запретный» магнит для женщин, и все чаще заимствуются ими у любимых.

Кожаный запах может быть частью шипровой композиции. Тогда лишенный сантиментов, он смягчается до такой степени, что может быть использован даже женщиной, не желающей благоухать экстравагантно.

3.2. Виды парфюмерной продукции

Все виды духов можно сгруппировать по следующим признакам: консистенции, характеру запаха, содержанию композиции, стойкости запаха, назначению и месту производства.

По консистенции духи бывают жидкие, твердые и порошкообразные.

Жидкие духи представляют собой приятно пахнущие спиртовые или водно-спиртовые растворы парфюмерных композиций с запахом цветочного или фантазийного направления и применяются как ароматизирующие средства.

Твердые духи - это воскообразная масса, чаще всего в виде карандаша, насыщенная парфюмерной композицией и окрашенная в определенный цвет. Применяют для натирания кожи.

Порошкообразные духи - это высушенные растения, растертые в порошок и отдушенные парфюмерной композицией. Применяют для отдушки белья.

По характеру запаха духи бывают цветочные, обладающие запахом какого-либо цветка и фантазийные, сочетающие несколько запахов цветов или запахов, не встречающихся в природе.

Подобно музыке, запах живет во времени. Как правило, в каждом настоящем аромате выделяется три ноты или тона, соответствующие трем стадиям восприятия. «Высокие тона» (головная нота) самые короткие и ослабевают примерно через 10-15 минут. Они отвечают за формирование первого впечатления от запаха, когда вы открыли флакон или вдохнули аромат сразу после того, как нанесли духи на кожу. «Средние тона» (нота сердца) - главная тема запаха, она проявляется после исчезновения высоких тонов, через 20-30 минут и «звучит» разное время, в зависимости от замысла парфюмера. Самыми продолжительными являются «низкие тона» (конечная нота): они образуют основу парфюма и запоминаются окружающими. У стойких духов конечная нота работает от нескольких часов до нескольких суток. Люди с очень тонким обонянием способны уловить аромат хорошего парфюма даже неделю спустя. В современных композициях, например, последовательность нот иногда нарушается. Например, могут одновременно звучать верхние ноты и сердечные, или же сразу раскрываются ноты сердца, переходящие в шлейф, минуя головные. Есть парфюмы, благоухающие ровно, без переходов.

Духи группы «Экстра» содержат не менее 10% парфюмерной композиции (от массы духов), а стойкость запаха должна сохраняться не мене 60 часов.

К духам группы «А» относятся духи, содержащие, как правило, не менее 10% композиции и имеющие стойкость запаха не менее 40 часов.

Духи групп «Экстра» и «А» выпускаются в художественно оформленных футлярах и коробках.

К духам группы «Б» относятся духи, содержащие не менее 5% композиции и не более 10% воды и имеют стойкость запаха не менее 30 часов.

К духам группы «В» относятся, главным образом, духи с цветочным запахом, содержащие не менее 5% композиции и 30% воды. Стойкость запаха не менее 24 часов.

Духи групп «Б» и «В» выпускают в футлярах и без футляров.

Одеколоны

Это водно-спиртовые растворы парфюмерных композиций с запахом цветочного или фантазийного направления.

Одеколоны применяются как гигиенические, освежающие и ароматизирующие средства.

В зависимости от состава одеколоны делят на две группы: цветочные и гигиенические,

Цветочные одеколоны применяются как гигиеническое и ароматизирующее средство. Гигиеническое значение одеколонов заключается в дезинфицирующем и освежающем действии спирта и душистых веществ.

К группе цветочных одеколонов относятся и одеколоны с фантазийным запахом.

Одеколоны, как и духи, по содержанию композиции (в зависимости от качества) делятся на четыре группы: экстра, А, Б и В.

К одеколонам группы экстра относятся одеколоны высшего качества, содержащие от 3 до 5% композиции. Стойкость запаха не менее 24 ч. Выпускаются в художественно оформленных футлярах и коробках.

К одеколонам группы А относятся одеколоны, содержащие от 3 до 5% композиции. Стойкость запаха не менее 24 ч.

К одеколонам группы Б относятся одеколоны, содержащие от 3 до 4% композиции. Стойкость запаха не нормируется.

К одеколонам группы В относятся одеколоны, содержащие от 2 до 3% композиции. Стойкость запаха не нормируется.

Одеколоны группы А, Б и В выпускают в разнообразных футлярах и без них.

Гигиенические одеколоны отличаются тем, что применяются только для гигиенических целей. Запах их должен быть приятным, но не сильным и не особо стойким. Содержание композиции до 2%, причем в состав композиции гигиенических одеколонов входят эфирные масла цитрусовых. Крепость спирта не превышает 60%.

Туалетные воды

Туалетные воды занимают промежуточное место между духами и одеколоном. Это парфюмерное изделие с относительно слабым запахом. Содержание эссенциальной композиции в водно-спиртовом растворе составляет обычно от 3 до 10-15%. Туалетная вода выпускается либо как самостоятельное изделие, либо в коллекции с одноименными духами. Туалетная вода содержит примеси, которые и определяют ее свойства. Содержание душистой композиции в них больше чем в одеколонах, но меньше чем в духах.

Очищающие препараты

4.1. Туалетное мыло

Самое раннее описание мыловарения было обнаружено на шумерских глиняных табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Способ основывался на смеси из древесной золы и воды, которую кипятили и растапливали в ней жир, получая мыльный раствор. Однако этот раствор не имел определенного названия, свидетельств его применения не сохранилось и то, что принято считать мылом, из него не производилось.

Изобретение собственно мыла зачастую приписывают римлянам и относят его к первому тысячелетию до нашей эры. Легенда гласит, что слово мыло (англ. Soap) произошло от названия горы Сапо, на которой совершались жертвоприношения богам. Смесь из растопленного животного жира и древесной золы жертвенного костра смыло дождем в глинистый грунт берега реки Тибр. А женщины, стиравшие там белье, обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда отстирывается значительно легче.

Объективное доказательство появления ремесленного мыловарения было получено при раскопках руин римского города Помпеи. Археологи обнаружили мыловарню и нашли готовые куски мыла. Как известно, римляне были знамениты своими общественными банями – термами, однако мытье было не самой главной целью их посещения. Римская баня, так же как и греческая, в большей степени носила социальную функцию – люди собирались в большом бассейне, расслаблялись и вели беседы. Мыло же, которое производилось в то время, было слишком жестким для кожи и использовалось только при стирке.

А вот жители средневековой Европы вообще не отличались чистоплотностью, что среди прочего послужило причиной страшных эпидемий. Мода на чистоту вернулась в Европу только к XVII веку. В это же время окончательно сформировалось ремесло мыловарения. Ингредиенты для приготовления мыла варьировались в зависимости от региона. На севере при варке мыла применялся животный жир, а на юге использовалось оливковое масло, благодаря которому мыло получалось превосходного качества.

Патент на чистоту: главный шаг к широкому коммерческому производству мыла был сделан в 1791 году, когда французский химик Никола Леблан запатентовал процесс получения кальцинированной соды из мела, соли и древесного угля. Двадцать лет спустя другой француз, Мишель Эжен Шеврель, установил химический состав жиров и получил жирные кислоты. Два этих открытия фантастически положили начало всему современному мыловарению. Предприимчивые люди сразу же поняли, какую прибыль может принести изготовление мыла в промышленных масштабах. Началась бурная организация «мыльных» компаний и повсеместное строительство мыловаренных заводов.

Современное кусковое мыло представляет собой обработанные каустической содой растительные и животные жиры. Берётся сода, распускается в воде, подогревается, в этот раствор добавляют расплавленное, очищенное и охлажденное сало и размешивают до образования однородной массы. Образовавшуюся смесь разливают по формам и дают затвердеть. Усовершенствовать свойства и качество мыла можно добавлением в его состав кокосового масла, которое широко применяется в косметике, в том числе при изготовлении жидкого мыла и шампуней. Кокосовое масло делает мыло более мягким по действию и повышает его вспениваемость.

Мыло можно готовить несколькими способами: горячим, холодным, методом переплавки и строганием.

Пена, которая образуется при намыливании, состоит из солей жирных кислот, обладающая способностью разрушать жир. Помимо этого мыло обладает щелочной реакцией, и все это определенным образом влияет на состояние кожи. В конце дня на коже скапливаются остатки косметики, пыль, грязь, все это скреплено потом и салом кожи. Мыло способно разрушить слипшуюся грязь путем разрушения жиров. Но кожа имеет свои специальные жиры - липиды. Мыльная пена не разбирает, где нужные жиры, а где лишние, и разрушает все подряд. Поэтому после умывания кожа становится сухой и чувствительной.

В настоящее время мыло приобрело новый контекст. Теперь оно становится элитарным продуктом. Мыло, которое разрабатывают современные косметологи, существенно отличается от того, в котором мы так подробно разбирались. Это мыло не сушит кожу, оно не только прекрасно очищает, но и порой заменяет весь остальной уход - лосьоны, тоники, кремы.

Туалетное мыло выпускают 4-х групп: 1, 2, «Экстра» и «Д».

Требования к мылу

1. Должно образовывать устойчивую пену.

2. Должно растворять загрязнения.

3. Должно хорошо смываться.

4. Должно иметь приятный запах и цвет.

5. Не должно оказывать вредные действия.

6. Должно иметь хороший эстетический вид.

Классификация

Туалетное мыло. Все великое множество сортов туалетного мыла создано с единственной целью - ухаживать за кожей. Такое мыло должно иметь уровень кислотности, близкий к нейтральному, и содержать особые компоненты. Так, туалетное мыло обогащают экстрактами трав, успокаивающими кожу; тонизирующими фруктовыми концентратами; миндальным, кокосовым маслом и маслом какао, смягчающим сухую чувствительную кожу; питательными компонентами - молочными белками, ланолином, маслом авокадо; увлажняющими веществами - глицерином и алоэ вера; а также витаминами-антиоксидантами: они защищают кожу от преждевременного старения.

Среди огромного разнообразия сортов туалетного мыла нетрудно выбрать то, которое подходит именно для ваше

В производство парфюмерных товаров применяют душистые вещества, этиловый спирт, иногда красители.

Душистые вещества составляют основную группу сырья, применяемую в парфюмерии. К ним относятся вещества, обладающие приятным специфическим запахом, способные передавать его другим веществам, будучи внесенными, в них даже в очень небольшом количестве.

При этом изобутилхинолин - создает оттенок запаха кожи, стирол ацетат - запаха зелени, бензилсалицитат - запаха цветов, альфа-амальдегид коричневой кислоты хоть и пахнет жасмином, но не изготовляется из жасмина.

Душистые вещества подразделяют на две группы: натуральные (природные) душистые продукты, основным источником получения которых является большая группа эфирно-масличных растений и животные, и синтетические вещества.

Натуральные душистые вещества

Натуральные душистые продукты делятся на продукты растительного и животного происхождения.

К натуральным душистым веществам растительного происхождения относятся эфирные масла, полученные различными способами, растительное сырье, смолы, бальзамы, цветочные помады.

Эфирные масла- представляют собой ароматные жидкости внешне похожие на растительные жирные масла, но по своей химической природе не имеющие с ними ничего общего.

Эфирные масла представляют собой смесь веществ, принадлежащих к различным классам органических соединений (углеводы, спирты, альдегиды, кетоны, эфиры, фенолы и др.).

Каждое эфирное масло состоит из большого числа компонентов, среди которых один или несколько содержаться в большом количестве, считаются главными, обусловливают направление запаха и ценность этого эфирного масла.

Эфирные масла - легколетучие жидкости, наличие в воздухе паров душистой части эфирного масла является причиной возникновения у человека запаха. Они хорошо растворяются в спирте.

К основным эфиромасличным культурам относятся кориандр, мята, герань розовая, роза эфиромасличная, лаванда, базилик эвгенольный, шалфей мускатный.

В 21веке город Грасс во Франции стал самым крупным центром по производству сырья для парфюмеров. Оставаясь им до сих пор, он является лидером в этой области. На плантациях Грасса выращивают жасмин, розы и апельсиновые деревья.

Эфирные масла получают из различных частей эфирномасличных растений: цветов, листьев, древесины, корней и корневищ, цветочных почек, плодов, кожуры и плодов, хвои.

РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ применяется в парфюмерной промышленности в виде спиртовых настоев или растворов.

Сухое сырье - это высушенные части растений, а также лишайники (дубовый мох). Настои имеют полный и стойкий запах, повышают стойкость запаха парфюмерных изделий.

Смолы - представляют собой массу твердой консистенции, выделяемую смолоносными растениями, произрастающих в районах с жарким климатом, наиболее распространенные из них:

Стиракс - вещество серого цвета со смолянисто - пряным запахом, получают от амбрового дерева (Сирия, Закавказье, Ср. Азия).

Бензойная смола - вещество белого цвета, покрытое коричневой коркой, имеет ванильный запах, извлекают из растений, растущих в Индии.

Ладанник - имеет лимонно-бальзамический запах, получают из кустарника циамус (Средиземноморье).

Бальзамы - это полужидкие вещества, естественные растворы древесных смол в эфирных маслах, превращающиеся со временем в густую массу вследствие испарения эфирных масел. Наибольшее применение имеет толуанский бальзам, обладающий ванильным запахом.

СЫРЬЕ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ:

Мускус - зернистое вещество темно-коричневого цвета, находящееся в мускусных железах кабарги(оленя). Мускус обладает сильным своеобразным запахом.

Цибет - мазеобразное вещество желтоватого или коричневого цвета, обладающее сильным специфическим запахом, представляет собой (хищное животное, живущее в Азии и Африке).

Бобровая струя - железы сибирского речного бобра-самца. Имеет запах мускуса с оттенком дегтя.

Для того, чтобы драгоценные душистые вещества не испарялись, к ним добавляют так называемые фиксаторы - закрепители запаха.

Один из лучших фиксаторов - амбра, извлекаемая из желудков китов.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ ДУШИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА.

В настоящее время в состав парфюмерных товаров вводят до 75% синтетических душистых веществ. Они имеют самый разнообразный ассортимент и запахи, например:

Дифенилметан - апельсина с примесью герани;

Парацимол - тмина;

Лимонен - лимона;

Гераниол - розы;

Нерол - розы, но более нежный;

Лианол - ландыша;

Терпинеол - сирени;

Эвгенол - гвоздики;

Метиловый эфир - черемухи;

Кумарин - свежего сена;

Бензальдегид - миндаля и др.

Синтетические душистые вещества передают запахи как имеющиеся, так и не встречающиеся в природе.

В состав парфюмерных изделий также входят: этиловый спирт (используется как растворитель), феромоны (в-во из фермента железы редкого животного - мускусной кабарги), недушистые вещества вспомогательного назначения (бензилбензоат, диэтилфталат, бензилсалицилат и др.), вода, красители (родамин, флуоресцин, кислотные зеленые и фиолетовые антрахиновые).

Анализируя данную информацию можно сделать вывод, что в парфюмерной промышленности применяется великое множество душистых веществ и для каждого из них определен процент содержания композиции, то есть предел, который безопасен для здоровья.

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...