Из чего должен состоять поминальный обед. Блюда на поминальный стол

Освящение кутьи в греческой церкви. Фото: monastiriaka.gr

Каждый человек живет с глубокой внутренней уверенностью в собственном бессмертии и бессмертии своих близких. Да, он понимает и даже видит – люди умирают, но подсознание хранит спокойную уверенность – с ним и его близкими этого случиться не может. Таково свойство здоровой человеческой психики.

Когда в дом приходит беда – это всегда неожиданно и очень-очень больно. Люди в растерянности. Что делать?! Куда бежать?! Кто поможет?! Необходимо переделать кучу неизвестных до того дел в предельно короткие сроки. С чего начать, как сделать правильно?

Тут на помощь приходят люди, имеющие опыт, силы и, самое главное – доброе сердце.

Похоронные обряды, правила и традиции ведут родных покойного по заданному алгоритму, который, с точки зрения православных христиан, необходим для блага и спасения души усопших.

Поминальный ритуал существует во всех религиях мира. Считается, что жизнь души не прекращается со смертью тела, как и любовь живых людей к покойному. Живые могут общаться с умершим в процессе поминальных обрядов и способны своими молитвами и добрыми делами помочь его душе попасть в Рай.

Когда поминают покойного

  1. В день смерти , после чего душа покойного еще два дня находится с ангелами и ей позволяют ходить по земле там, где она захочет. А хочется ей домой, туда, где находится ее тело и любимые близкие. Считается, что добродетельная душа посещает места, где творила правду.
  2. На третий день , то есть, в день похорон, душа возносится на небеса для поклонения Богу. Третий, потому что умерший был крещен во имя Отца, Сына и Святого духа, веруя в Единосущую и Нераздельную Троицу. И еще потому, что в этот день меняется лицо (образ) покойного. А тем временем ангелы показывают душе умершего Рай, и на девятый день приводят ее к Богу.
  3. На девятый день , когда, с православной точки зрения, разрушается все тело, кроме сердца. А душу водят по местам, где грешил покойный, показывают Ад, демонстрируя муки грешников. Душа покойного приходит в ужас от увиденного и от осознания того, что и он тоже согрешил, о чем душа горько сожалеет и молит о прощении. Это продолжается до сорокового дня.
  4. На сороковой день , когда разрушается и сердце. А над душой покойного вершится Божий суд, определяющий, место ли ему в Раю или в Аду.
  5. В полгода и год по кончине, день рождения и день Ангела усопшего и на все соответствующие религиозные праздники ежегодно: в Троицкую, мясопустную, родительские, Дмитриевскую субботы, в канун Пятидесятницы и на Радоницу.

Зачем нужны помнки

Поминки – не просто трапеза, а обряд, в ходе которого близкие усопшего ВСПОМИНАЮТ его самого и его добрые дела, где пробуждаются воспоминания об умерших предках, к которым в молитве обращаются за помощью, и где молятся за упокоение души усопшего, стараясь облегчить ее муки. В своих молитвах, обращенных к Богу – Святой Троице, живые просят простить покойному все его прегрешения, которые были содеяны словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.

Собираясь всей семьей, души живых обращаются к помощи древних психологических механизмов, стремясь ощутить себя неотъемлемой частью своего рода, который их защитит, поддержит, наделит новыми силами. И в семейный круг вливаются новые душевные силы, любовь и сострадание, исцеляющее живых людей.

Кутья – сладкая поминальная каша

Для проведения поминальной трапезы первым делом надо заготовить кутью (ее еще называют “коливо”) – это ритуальная каша, сваренная из зерен: пшеничных, ячменных или рисовых; подслащенная медом или изюмом; и освященная на панихиде. Зерна являются символом воскрешения души, ведь чтобы они плодоносили, их нужно вначале закопать в землю, где они истлеют, давая ростки – то есть, новую жизнь.

С православной точки зрения, тело усопшего предается земле, чтобы истлеть и появится нетленным в момент всеобщего Воскрешения. А мед и изюм выступают как символ духовной сладости благ вечной жизни в Царствии Небесном. Соединяясь в готовое блюдо – кутью, они выражают уверенность живых в грядущем воскрешении умерших и бессмертии души.

Как готовить кутью : зерна замочить на ночь или на несколько часов, сварить до готовности так, чтобы каша получилась рассыпчатой. Ближе к концу добавить сахар или подогретый мед, разведенный водой (чтобы легче впитался) и изюм (который необходимо предварительно промыть, ошпарить кипятком и подсушить). Еще в кутью можно добавлять мак. Здесь можно посмотреть рецепт кутьи (пропорции, советы). И еще вариант .

Принципы меню поминального обеда

Сам поминальный обед должен быть:

  1. простым и строгим;
  2. поддерживающим силы: физические и душевные (ведь известно, что еда – отличный антидепрессант);
  3. приготовленным из свежих и качественных продуктов, чтобы не омрачить этот скорбный день другими несчастными случаями;
  4. способствовать беседе и сохранению тихой душевной атмосферы, где скорбящие люди, собравшиеся для духовного общения в память об усопшем, смогут немного отдохнуть.

Конечно, состав блюд во многом зависит от традиций семьи, ее достатка и того, кто, предположительно, придет помянуть (ведь на поминки традиционно не приглашают, люди сами приходят). Если вы думаете, что пришедших помянуть окажется примерно столько, сколько бывает гостей на большой праздник, и вы сможете приготовить поминальную трапезу силами своей семьи, проведя ее дома, и нет сил, времени на продумывание и реализацию сложного меню, предложите пришедшим обычный обед (ужин). Чтобы он был примерно таким, каким вы бы накормили семью в выходной день.

Традиционно на Руси для поминального стола готовились щи, каши, блины, пирожки, кисели (твердые, желеобразные – как приготовить, можно посмотреть в конце этого рецепта киселя) и компоты. Можно предложить следующее простое и относительно недорогое меню: борщ, гречневая каша, куриные котлеты, домашние заготовки (салаты, лечо, консервированные огурцы и помидоры), компот и слойки с банановой начинкой.

Конечно, при желании можно нарезать свежих овощей и фруктов, колбасы и мясных деликатесов, подать разнообразные салаты, селедку или другую соленую рыбу, бутерброды с икрой, паштетами, шпротами.

Думаю, хозяева сами определятся, есть ли в этом необходимость. Главное, помнить, что при поминании нет цели – накормить до отвала и поразить изысканностью, дороговизной и обилием блюд. Зато есть цель – насытить гостей, поблагодарив за помощь и участие, вспомнить усопшего, помолится за упокоение его души и отпущение его грехов, и оказать друг другу психологическую помощь и поддержку. Главное – не еда, а люди – живые и умершие, объединенные горем расставания и изменением жизни – земной и загробной.

Что приготовить на поминки

Итак, приступим к приготовлению поминальной трапезы.

Домашний борщ

Некоторые считают, что борщ на следующий день, настоявшись и загустев, становится только вкуснее. Потому, если мы решим приготовить его накануне, вкус блюда изменится, но не пострадает. Кстати, слово “накануне” произошло от греческого “канун” (корзина), в них в церковь для освящения приносили продукты, приготовленные для поминального стола.

Для борща готовим бульон из мяса с косточкой. На разогретую сковороду вливаем растительное масло, аккуратно ссыпаем мелко нарезанный лук. Как только уловили сладкий луковый дух, растекшийся по всей кухне, добавляем свеклу и морковь, нарезанные небольшими кубиками. При такой обработке свекла сохранит свой окрас, а морковь заиграет ярким оранжевым пламенем в свекольных глубинах.

Простой и вкусный борщ

Овощи будут томиться в сковороде до перехода твердого состояния в мягкое. Из кастрюли уже проливается аппетитный мясной аромат? Пора познакомить бульон с картофельными кубиками (нарезанные размером со свеколько-морковные. Компоненты блюда должны составить однородное ассорти).

Помните, что овощи сохраняют наибольшее количество витаминов и яркий вкус, когда готовятся на быстром и сильном огне. Чуть погодя засыпаем в бульон овощи со сковороды, и когда они немного проварятся, добавляем тонко нашинкованную капусту, чеснок, лавровый лист, несколько горошин черного перца, нарезанные кубиками помидоры и сладкий перец, разумеется, они должны быть размера, аналогичного остальным компонентам.

Уже осталось чуть-чуть. Пробуем. Посолили. Подсластили, если показалось, что надо. Добавили капельку лимона или уксуса, если свекла слегка потеряла свой шикарный цвет. Все.

Есть еще вариант приготовления борща с тертыми морковкой и свеклой (рецепт) .

Заранее можно приготовить и куриные котлеты . Это вкусное, недорогое, несложное блюдо.

Котлеты

Нам необходим куриный фарш – свежий или замороженный (если, оттаяв, он окажется слишком жидким, попробуйте слить лишнюю воду. Если не поможет, наши котлетки формой будут больше напоминать оладьи, что все равно вкусно).

В фарш добавляем натертый на крупной терке лук, чеснок, яйца (если он жидковат, яиц можно положить больше обычного) и геркулесовые хлопья.

Вымешиваем фарш, солим, можно слегка поперчить. И теперь формируем котлетки, предварительно обмакивая руки в мисочку с водой, чтобы фарш не приставал к ладошкам. Если же он был изначально жидковат, то зачерпываем ложкой будущую котлету и шмякаем ее на сковороду с горячим растительным маслом. Когда сторона, соприкасающаяся с дном сковороды, уже достаточно крепенькая и изменила цвет (тут уже на любителя, кому-то нравятся зажаристые, темно-коричневые с явно ощущаемой корочкой, кому-то – нежные, светлые), переворачиваем и обжариваем котлету с другой стороны.

Потом складываем ароматные мясные вкусности в кастрюлю, дно которой залито невысоким слоем растительного масла, где они остаются в ожидании все котлетной партии для дальнейшего тушения. Когда все котлетки уложены, доливаем воды примерно до середины мясной конструкции, накрываем крышкой и томим на медленном огне до появления ярких характерных ароматов. Совсем забывать о кастрюльке не стоит, иногда поглядывайте, может, стоит долить воды или немного встряхнуть, чтобы котлеты не пристали к посуде. Можно в котлетную водичку бросить лавровый лист и эстрагон.

Вот другие рецепты приготовления тушеных в кастрюле котлет и тушеных в духовке котлет с советами, точным составом продуктов, количеством штук.

Сладкое

Пока тушатся котлеты, можно испечь слойки . Для этого берем готовое слоеное тесто и бананы.

Почему именно эта начинка? Аромат бананов действует на человека успокаивающе, умиротворяющее, а вещества, содержащиеся в них, расщепляясь, вызывают ощущение счастья. Пусть это будет хоть и маленькая, но помощь людям, встретившимся за поминальным столом.

Если вам не нравятся бананы или вы хотите разнообразить начинку слоек, можно использовать сладкую творожную массу, кусочек яблока, сырные полоски или смесь тертого сыра и жирного творога, и другую начинку.

Раскатываем оттаявшее слоеное тесто (можно и дрожжевое, и бездрожжевое), прочерчиваем ножом прямоугольники, выкладываем начинку (в нашем случае – банан, нарезаем его поперек на 4-5 частей, если кусочки слишком крупные, можно разделить их вдоль на половинки).

Соединяем края теста, так, чтобы начинка целиком оказалась в слоеном плену, чуток прищипываем и выпекаем в предварительно разогретой духовке при t = 220*С минут 10-15, до подрумянивания. После чего можно присыпать слойки сахарной пудрой.

Компот

Когда варить компот ? Наверное, лучше накануне, меньше забот будет потом. Тут уже ориентируетесь на то, что у вас есть в запасе и на время года. Есть ли у вас замороженные ягоды или готовые банки с компотом/вареньем, или напротив – сейчас летняя пора и все необходимое в изобилии. Компот не должен быть очень сладким или чрезмерно кислым, для придания свежего и прохладного привкуса можно добавить в него веточку мяты или мелиссы и пару бутонов пряной гвоздики.

Ягоды, фрукты или варенье бросаем в кипяток, добавляем немного сахара и варим на сильном огне, очень быстро. Чуток прокипел компот (минуты 2-3) – сразу выключайте. Да вы и сами, наверняка, все это знаете.

Если сомневаетесь в пропорциях, на кастрюлю в 4-5 литров потребуется банка ягод емкостью в 0,7 – 1 литр или такой же объем нарезанных фруктов, 0,5-1 кг сухофруктов или 0,5 литра варенья (все зависит от того, из чего именно вы готовите компот. Некоторые фрукты и ягоды обильно выделяют сок, другие – очень сдержаны, маловыразительны и нуждаются в дополнении из кислых ягод или лимонного сока). Если у вас ягод меньше, не расстраивайтесь, кидайте все, какие есть, возможно, и этого будет достаточно. Вы попробуйте, если вкус компота достаточно насыщенный, ощутимый, значит начинки достаточно. Если слабенький: добавьте еще ягод (или варенья, или горсть сухофруктов, оставшихся от приготовления кутьи, например) или накапайте лимонного сока, чтобы появилась свежесть и приятная кислинка. Если собираетесь оттенить компот цитрусовой корочкой (лимон, апельсин, мандарин), то бросайте ее в готовый горячий напиток, чтобы она не варилась. Иначе – компот будет горчить.

По вопросу сахара – на этот объем воды начинайте с половины стакана и пробуйте, достаточно ли сладко. При приготовлении компота из сладкого варенья, сахар может не потребоваться. В любом случае, пробуйте и ориентируйтесь на свой вкус.

Если вам больше нравится кисель, можно сварить его (рецепт киселя).

Гречневая каша

На день поминок остается только приготовление гречневой каши , она сварится довольно быстро и не потребует больших усилий. Заранее можно приготовить для нее вареные вкрутую яйца, из расчета 1 яйцо на стакан крупы. Когда до трапезы остается минут 40, можно приступать.

Берем кастрюлю (не эмалированную) с толстыми стенками, похожую на чугунок, наполняем водой и крупой из расчета 2 стакана воды на 1 крупы.

Если у вас найдутся сушеные белые грибы – кидайте и их из расчета 1 гриб на стакан крупы. Они обогатят вкус и аромат блюда.

Ставим на очень сильный огонь. Накрываем крышкой. И выдерживаем в таком виде 4-5 минут после закипания, после – переходим на огонь средней интенсивности (и в этот промежуток добавляем в кашу слегка обжаренный и мелко нарезанный лук. Просто кидаем сверху. Он сам найдет дорогу в гречневые недра), а ближе к концу приготовления, когда воды стало значительно меньше – переходим на маленький огонь.

Пар играет ведущую роль в приготовлении каши, поэтому, следите за положением крышки, она должна плотно прилегать к кастрюле.

Запрещается перемешивать. Строго соблюденное соотношение компонентов и температурного режима, посуда с толстыми стенками, создадут правильную структуру блюда, там появятся поры для испарения лишней влаги, и любое вмешательство разрушит эту гармоничную гречневую конструкцию. И все это готовится 15-16 минут (если крупы берется от 1 до 4 стаканов. И чуть дольше, если крупы больше).

Переваривать не стоит. Может улетучиться особенный гречневый аромат, каша станет невкусной. Выключили? Теперь позвольте каше дойти, настояться, минут 5.

После чего, наконец, можно добавить мелко порубленные яйца и добавить ложечку-другую сливочного масла. Перемешать. Посолить. Перемешать снова. Вкусно?!

Считается, что это блюдо выступает как самостоятельное, оно не является гарниром. Когда вы попробуете, поймете, почему. Желательно подавать горячей.

Что будет на поминальном столе

Смотрите, что у нас получается . Есть сытный и очень вкусный борщ. Потом мы подаем гречневую кашу. К ней можно добавить нежные куриные котлеты. А можно съесть их и отдельно, с черным хлебушком, закусив соленым огурчиком или сладким перцем из лечо (которое будет приятно сочетаться и с гречневой кашей).

Если даже остановиться на этом, люди уже окажутся сыты. А у нас еще есть компот со слойками.

Конечно, кашу можно заменить картошкой, или подать на второе качественные готовые пельмени, или потушить картошку с мясом (все это готовится очень быстро, легко и стоит недорого). Можно сформировать стол из многочисленных овощных салатов и салатов под майонезом, колбасно-сырно-рыбно-овощной нарезки, конфет и печенья.

Примерное меню поминок после похорон

Вариант поминального стола на 25-30 человек, вот такое примерное меню для поминок:

  1. кутья,
  2. котлеты (3 кг фарша),
  3. жареные куриные бедрышки (поштучно, 30 шт.),
  4. картошка-пюре (ведро картошки),
  5. рыба в кляре (2 горбуши),
  6. копченая скумбрия (2 шт.), нарезанная кружочками,
  7. селедка (3 шт.),
  8. нарезка из колбасы, ветчины и сыра (каждого по 0,7-1 кг),
  9. салат Оливье (больше, чем на Новый год, объем в 3 литра),
  10. салат из помидоров и огурцов (по 2 кг + зелень и лук),
  11. бутерброды с красной рыбой (1 большая) на сливочном масле (пачка) и ломтиком огурца (возьмите из тех, что на салат);
  12. яблоки (2 кг), нарезаные дольками,
  13. хлеб, булочка (по 2 шт.),
  14. 2 вида конфет (по 2-3 конфеты на каждого гостя, всего около 1 кг),
  15. сладкие готовые рулеты (4 шт.);
  16. вишневый кисель (4 литра).
  17. Из других напитков: минералка (4-6 бутылки, ориентируйтесь на погоду, лучше побольше), Кагор (3 бутылки) и водка (3 бутылки).

Людей осталось на поминки 20-25 и часть блюд до конца не доели. Котлеты исчезли почти все, вместе с ними большой популярностью пользовалась минералка. Осталось прилично салата из огурцов и помидоров, немного Оливье, бедрышки (треть), нарезка, рулеты, немного скумбрии и селедки. Водки и вина тоже осталось много от первоначального. Но это – смотрите, как у вас в семье принято.

Могу сказать, что всего было даже много, можно было помянуть и значительно скромнее. На 9 дней так и получается, приходят самые близкие (их же значительно меньше, чем в день похорон) и поминают за простым, сытным ужином.

Примерное меню для поминок на 40 дней

Например, на 40 дней были поминки из расчета на 12 человек, поминальный стол состоял из следующих блюд.

Многие задаются вопросом, что через 1 год после потери близкого человека. И здесь важно составить не только вкусное меню - главное, чтобы оно соответствовало церковным канонам. Ведь в христианстве считается, что именно через год со дня смерти душа соединяется с душами предков. Отныне трехэтапный ритуал поминовения считается законченным. Теперь в честь памяти близкого человека можно собираться в узком семейном кругу в специальные поминальные дни или какие-нибудь важные даты, связанные с тем, кого больше нет.

Общие правила проведения поминок

Если при жизни человек был крещеным, то накануне поминок в церкви нужно заказать заупокойную Литургию. Она совершается специально для поминовения, когда звучат особые молитвы об усопших. Кроме того, можно написать имя человека на специальных записках, которые составляются в храме. Панихида не проводится по самоубийцам.

Если поминки выпадают на время Великого поста, то они переносятся на ближайшие выходные дни.

На нужно сходить на кладбище. Это важно в практических целях: могила требует ухода и благоустройства, оградка - обновления покраски. Будет символичным именно к этому дню заменить временный памятник или крест. С духовной точки зрения навестить своего родственника или друга просто необходимо, потому что в этот день важно действительно вспоминать человека, говорить о нем, молиться за его душу, раздавать милостыню. Рекомендуется угощать тех, кто в этом нуждается, - не имеющих крова бродяг или живущих бедно. При этом стоит непросто называть имя поминаемого человека, а кратко рассказывать, каким он был, вспомнить его хорошие дела. После этого можно попросить помолиться о нем. Издавна считается, что молитва тех, кто обделен земными благами, имеет больший вес, потому что такие люди ближе к Богу. Они живут надеждой и верой, а значит, их искренняя просьба об умершем, обязательно будет услышана.

Будет правильным принести цветы. На поминках они должны быть только живыми.

С этим требованием связано несколько обычаев. Первый тянется еще из Древнего Рима, когда весной могилы стали украшать всевозможными цветами, и не в специальные дни, а в обычные, чтобы таким образом сделать место захоронения красивее. Через некоторое время кладбища превратились в цветущие сады. В итоге церковь запретила брать на похороны любую цветочную атрибутику, включая венки, чтобы родственники концентрировались на молитвах.

Христианская традиция проповедует другое - бессмертность души. Это своеобразная аллегория о том, что человек, как и цветок, никогда не умирает. Он получает воскресение и вечную жизнь в другом, лучшем мире, а душа постоянно перерождается. Что касается венка, то в нем обязательно должен быть крест. Это воплощает духовную глубину скорби, молитвенное пожелание душе обрести покой. Таким образом, живые цветы, в отличие от искусственных, символизируют вечную жизнь, вечную любовь и вечную память. Поэтому сложилась традиция использовать в траурных процессиях и элементы вечнозеленых кустарников и деревьев.

Помещение и внешний вид

Отдельно стоит поговорить о месте . Это вопрос, конечно, индивидуальный, он зависит от возможностей и желания родственников. Можно арендовать специальное помещение и пригласить всех желающих либо тех, кто был близок умершему. Тогда необходимость обдумывания меню пропадет сама собой, потому что общественные заведения имеют стандартные варианты на разные случаи. Вам лишь понадобится утвердить имеющееся меню или дополнить его некоторыми блюдами. Однако с духовной точки зрения место поминовения человека должно быть с ним связано, поэтому многие семьи проводят памятные вечера дома.

Что касается одежды, то здесь все не так строго, как в день похорон. Приветствуется официальный стиль: костюмы, блузки, однако в скромных свитерах и джинсах нет ничего страшного. Главное, чтобы одежда была нейтральных оттенков. Это необязательно черный цвет, но футболка с бросающимся в глаза рисунком явно будет неуместной. Важно понять, что смерти являются актом памяти и уважения. Это не развлекательный вечер, но и превращать его в скорбный тоже не стоит.

По церковным канонам, долго скорбеть нельзя.

Нужно верить и радоваться, что наш близкий отправился в лучший мир. Тем, кому чужда эта позиция, стоит посмотреть на нее иначе - глазами того, кого хотите помянуть. Хотел бы он видеть, что вся семья, друзья и коллеги заливаются слезами? Или ему было бы приятно услышать истории, которые всех вас связывают? Обидело ли бы его, что вы надели красное платье, или он отметил бы ваш вкус? Улыбнулся бы он тому, что играют его любимые песни, или предпочел бы тишину? Как видите, универсального ответа нет.

Организация поминальной трапезы

В память об умершем необходимо символическим образом выделить ему место за столом: поставить стул, приборы, в рюмку налить воды и накрыть ее кусочком хлеба. Трапеза должна быть простой. Это особенный ритуал на поминках. Она служит не насыщению, а памяти и объединению семьи. Его цель - поддержание физических и душевных сил. Поэтому стол не должен ломиться от обилия блюд, чтобы вечер памяти не превратился в шумное застолье.

Сама традиция зародилась в языческие времена, когда на могиле усопшего вкушалась пища. У восточных славян погребальным обрядам сопутствовали песни, танцы, различные состязания. Считалось, что чем громче, ярче и богаче провожают человека в последний путь, тем легче будет его новая жизнь в другом мире.

По христианским правилам, в поминальной трапезе важна не еда и антураж, а скромность, смирение и духовность.

К тому же церковь настаивает на отсутствии алкоголя, потому что под его влиянием забывается повод мероприятия. А то, что спиртные напитки сами по себе относятся к веселящим, делает их присутствие на поминках повторением языческих традиций. Тем не менее в наше время поминальный ужин редко обходится без алкоголя, поэтому необходимо сделать употребление символическим. Игристые и сладкие напитки на таких мероприятиях недопустимы, как и распространенная ошибка поливать спиртным могильную землю. Церковь считает это чрезвычайным неуважением к усопшему и рассматривает как грех.


Что обязательно на поминальном столе?

Сколько бы времени ни прошло со дня смерти человека — 9 дней, 40 или один год, - поминальные трапезы в его честь должны включать традиционные для таких мероприятий блюда и продукты. Это кутья, блины, кисель и мед.

Кутья использовалась во время ритуалов поклонения умершим еще в Древнем Риме. В Греции вареную пшеницу с фруктами и ягодами подавали на похоронах. В христианский быт она попала из языческих обрядов сходного толка. Символизм кутьи в том, что зерна являют собой жизнь, смерть и перерождение. Попадая в землю, они дают новое дыхание, расцвет, пищу. С этим связано и употребление изюма, ягод, орехов. Мед в каше символизирует благополучие, сладкую и счастливую жизнь. А если вспомнить, что религия рассматривает смерть как путешествие в лучший мир, то появление этого блюда на поминальном столе приобретает более глубокий смысл.

Готовится кутья просто. Для этого понадобится 0,5 кг риса или пшеницы, курага, мед, изюм и мак по желанию. Зерна нужно замочить в воде на несколько часов, а потом варить до готовности. Сладкие добавки подсыпаются в конце.

Употребление же киселя сегодня является больше данью традициям. При нынешнем разнообразии безалкогольных напитков кисель можно заменить соком, лимонадом, узваром или компотом. Для последнего могут подойти как свежие, так и замороженные ягоды и фрукты. В большой кастрюле воду нужно довести до кипения, затем всыпать основные ингредиенты, добавить сахар. Все это варится до появления насыщенного цвета и ярко выраженного аромата.

Подаваемый компот должен получиться нейтральным - не кислым, но и не очень сладким.

Примерное меню

На поминальных встречах подают первые блюда. Это легкие супы, иногда уха, но чаще всего домашний борщ. Его приготовление начинается с бульона из мяса на кости, к нему спустя некоторое время добавляется картофель. Параллельно на сковороде пассеруются овощи, после чего их тоже отправляют в кастрюлю вместе с нашинкованной капустой и специями. Спустя 15–20 минут борщ можно снимать с плиты. Там, где есть первое блюдо, должно быть и второе. Это может быть картофельное пюре, макароны, гречневая каша или лапша. Ее готовят из муки и яиц, варят на курином бульоне со специями.

В качестве закусок используются бутерброды, рулет из лаваша, запеканка, котлеты, нарезка из колбасы и сыра, холодец, рыба, фрукты. Можно также приготовить слоеные пирожки. С готовым магазинным тестом их сделать гораздо проще, останется выбрать начинку и положить десерт в духовку.
Таким образом, примерное меню для поминальной трапезы можно представить так:

  • кутья;
  • борщ;
  • селедка;
  • пюре;
  • котлеты или жареное мясо;
  • бутерброды;
  • свежие фрукты и овощи;
  • соленья (в том числе и грибы);
  • выпечка (булочки, блины или пирожки);
  • конфеты;
  • компот, минеральная вода.

Существует еще одна неофициальная традиция - подавать то, что нравилось умершему. Его любимые салаты, выпечка, закуски могут идеально дополнить список традиционных блюд. Если же поминки приходятся на время поста, меню должно быть другим. Нужно исключить все, что содержит продукты животного происхождения. Подавать можно постный борщ, кутью, картофель с грибами, компот, котлеты из моркови или капусты, салаты. Это может быть вариант из огурцов и помидоров или из редиса и моркови, а также винегрет. Готовится он из вареных овощей: моркови, картофеля и свеклы с добавлением соленых огурцов, зеленого горошка и лука.

Идеально для постного стола подойдут блины. Они тоже имеют символическое значение. О нем мы знаем еще с масленичных традиций - это чествование солнца, обновления, новой чистой жизни. Понадобятся пшеничная или гречневая мука, сухие дрожжи, вода и сахар. Все перемешивается, затем добавляется соль и растительное масло. Выпекать блины нужно на горячей сковороде. В качестве начинки можно использовать грибы.

И снова о молитве. Перед вкушением пищи самый старший представитель семьи обращается к Богу и произносит добрые слова об умершем. Трапеза начинается с кутьи - каждый должен съесть хотя бы несколько ложек.

Сегодня я подробнее расскажу о традициях поминального стола, а также о том, что было принято готовить на поминки. О самих поминальных обрядах на день смерти, 9, 40 дней и год со дня смерти мы уже рассказывали подробно, но сейчас немного больше о поминальном меню, как об одном из важнейших традиционных составляющих этого процесса и ритуала, провожания бессмертной души родственников в мир иной.

О том, что душа человека бессмертна, смогли подтвердить учёные. Но людям это известно еще с ветхозаветных времен. Как говорил Екклезиат: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего». (Прем. 2,23)

Каких родственников следует и принято поминать в поминальные дни?

В дореволюционной России в каждой семье из поколения в поколение передавалась тетрадь, называемая «Помянник». В этой тетради записывались имена всех усопших членов данного рода. Поэтому, молитвы возносились даже за тех родственников, кого уже не помнили, даже самые старейшие, из здравствующих, членов семьи.

Поэтому в родительские субботы поминали родителей и всех прародителей рода. К сожалению, в наше время эта традиция во многих семьях утрачена. Помнить о своих корнях, составлять генеалогическое древо, великое благо, так как сила вашего рода и его поддержка вашему дому от этого возрастет. Однако память эта будет неполноценной, если она не освящена молитвой.

Через молитву происходит таинственная мистическая встреча с усопшим. Наши чувства намного огрубели, мы не видим таинственного мира душ. А молитва в родительскую субботу, или в другой день поминовения (об этих общих днях поминания подробнее читайте в отдельной статье), помогает не только встретиться, но и преподнести подношение.

Лучшим поминовением является молитва в церкви, но если вы не можете попасть в храм, можно вспомнить своих предков дома, или сходить на кладбище, как это чаще принято сегодня.

Как помянуть в церкви усопших?

Приносимые в родительскую субботу в церковь съедобные продукты: вино «кагор» и мука, используются для Богослужения. Из муки пекут просфоры. Которые вместе с кагором необходимы для служения литургии – главной христианской службы, где поминаются усопшие, происходит церковное таинство с вкушением плоти и крови Христовой.

Чтобы именно ваших усопших помянули в алтаре, необходимо подать записку об упокоении с именами. На листочке надо поставить небольшой крест и написать «О упокоении». Далее в столбик напишите имена почивших.

Мало кто знает, но в церкви можно жертвовать еще и ладан на помин души усопшего . Покупают его в церковной лавке. А самым простым способом поминовения, усопшего является свеча, которая ставится о его упоении.

Ну и конечно хорошо по старинной традиции в этот день устроить домашнюю поминальную трапезу с традиционным поминальным столом и соответствующими яствами.

Что подают на поминальный стол?

Прежде всего, на поминальный стол подают кутью, о том, мы уже писали отдельно, но расскажу кратко. Фактически кутья это тоже самое, что и коливо.

Обычно делается она из пшеницы или риса, кстати, у нас на

Желательно чтобы к поминальному столу кутья уже была освящена в церкви, но если нет возможности - это сделать, то можно просто дома окропить ее святой водой.

Что символизирует поминальная кутья?

Вкратце в поминальной кутье зерна - это символ воскресения. Чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и тело умершего предается земле, чтобы истлеть и во время всеобщего воскресения восстать нетленным для будущей жизни.

Что символизирует мед на поминках?

Мед или изюм в кутье знаменуют духовную сладость благ вечной жизни в Царстве Небесном. Таким образом, кутья — это видимое выражение уверенности живых в бессмертии усопших. И в воскресении их и в вечной жизни их через Господа Иисуса Христа.

С давних пор поминальным кушаньем и традиционной составляющей поминального стола считается мед. Его можно приносить на могилы усопших. Мед кладут так же во взвар (узвар), это прообраз современного компота. Кстати, компот тоже обязательное поминальное блюдо.

Поминальные блины

Традиционное блюдо на поминки – блины. Если поминки происходят в скоромные дни, то можно печь блины по рецептам масленичным. Если же поминки выпадают во время поста, то возьмите в конце статьи рецепты специальных постных блинов, так как поминальный стол также должен соблюдать

Поминальный кисель

Принято также подавать во время поминок кисель. В старину кисель (от слова «кислый») готовили из муки ржаной, овсяной или пшеничной. Сначала ставилась опара на закваске, а потом уже готовился кисель.

Такой поминальный кисель был настолько густым, что его резали ножом или ели ложкой. Вспомните из сказок молочные реки с кисельными берегами. О том, как приготовить традиционный славянский овсяный или ржаной кисель мы расскажем подробнее.

Каким должно быть спиртное на поминальном столе?

На поминальном столе по традиции всегда отсутствует спиртное. Обычай ставить напитки спиртные на поминальный стол, это отголосок языческих тризн.

Тем более, если мы поминаем своих умерших в родительскую великопостную субботу, то спиртное в пост употреблять категорически нельзя.

Кроме того, молитва и нетрезвый ум несовместимы и даже может приравниваться к богохульству. Прислушается ли Господь к словам нетрезвых ходатаев? Между тем души наших умерших родных очень ждут молитвенной поддержки от нас.

Как начинать поминальный стол?

Еще один совет — начинайте поминальную трапезу именно с обрядовых блюд, так как традиционный поминальный обед и стол должен начинаться с этого.

Более подробно, о порядке проведения поминок и за поминальным столом читайте также отдельно, чтобы не повторяться, а сейчас мне бы хотелось дать напоследок несколько рецептов самых традиционных кушаний на поминальном столе.

Рецепты традиционных блюд поминального стола

Потные блины – помянники

Чтобы приготовить старинные блины «помятники» к поминальному столу, необходимо взять 1-2 стакана пшеничной муки соединить с отрубями, 2 стакана воды, 3 столовые ложки растительного масла, добавляем 1 столовую ложку меда или сахара и 1/3 ложки соды. Лимонную кислоту добавить и соль по вкусу.

В одном стакане воды растворяем соду, соль, мед или сахар всыпать муку с отрубями. Далее в одном стакане теплой воды растворяем лимонную кислоту и соединяем две части. Размешиваем до тех пор, пока не получится однородное тесто без комочков. Выпекаем на сковороде, причем для каждого блина добавляем масло.

Старинные заварные русские блины к поминкам

1,3 стакана гречневой и 2,3 стакана пшеничной муки, 25 гр. дрожжей, ¼ ч. ложки соли, 1/2ч. Ложки сахара, масло для выпечки.

С вечера взять всю гречневую муку и половину пшеничной муки, заварить 2,5 стакана кипятка и быстро перемешивая с мукой сделать ком теста. Когда ком теста остынет добавить в него 1, 5 стакана теплой воды в нем распустить дрожжи и хорошо все тесто перемешать.

На другой день прибавить оставшуюся муку, соль, сахар. Тесто должно получиться немного гуще обыкновенных блинов. Хорошо его перемешать, когда тесто поднимется выпекать блины, тесто более не перемешивать.

Как приготовить кисель к поминальному столу?

Кисель. Это не только обрядовое поминальное блюдо, но еще и традиционно русское вкуснейшее кушанье. Кисели в древности варили зерновые, при этом заквашивая зерна. И только лет 200 назад отдавать стали предпочтение ягодным киселям.

При этом кисели очень полезны. Например, овсяной кисель улучшает обменные процессы в организме, помогает при лечении последствий инфаркта и болезней желудка. А ягодные и плодовые кисели стимулируют иммунитет и лечат желудочно-кишечный тракт.

Одним словом, лучше блюда на третье, чем кисель не найти. А уж в пост, это просто необходимое кушанье. Да и готовить его не так уж сложно, главное приноровиться.

Кисель овсяной старинный на поминки и не только

800гр. овса ли овсяной крупы, 2 ½ литра воды, 1 литр кваса, соль.

Чтобы приготовить традиционный славянский кисель на поминки и не только, необходимо измельчить овес на кофемолке, или взять овсяную крупу и залить горячей водой, оставляя его в теплом месте на полтора дня. Затем размешать, процедить, отжать овсяную шелуху. Тот раствор, что стечет, называется цежь .

Цежь при непрерывном помешивании варить, до загустения. Посолить по вкусу и когда загустеет снять с огня. Остудить и разрезать на кусочки. Подавать с квасом.

Поминальный кисель из черного хлеба

200гр. ржаных сухарей, 1 литр воды, 125 гр. сухофруктов, 125 грамм сахара, 50 гр. крахмала.

Чтобы приготовить кисель из черного хлеба к поминальному столу по традиции, необходимо взять подсушенные сухари их черного хлеба залить кипятком до разваривания и протереть через сито. Добавить сахар, размоченные сухофрукты, влить крахмал, разведенный в холодной воде и довести до кипения. Вылить готовый кисель на блюдо посыпать сахаром и остудить.

Естественно это далеко не все блюда, традиционно приготавливаемые к поминкам и поминальному столу христианами и славянами, но как минимум я хочу довести до читателей одну мысль, что основная цель поминальной трапезы – общая молитва за усопших.

И надеюсь, что наш материал поможет вам правильно и с пользой для всех провести поминальные дни, а также желаю вам как можно более спокойно и осознанно «по-христиански» с верой и любовью в сердце, пережить свою утрату. А также чтобы более полно ознакомиться с традициями поминальных блюд и порядком их подачи на стол во время поминок, советую ознакомиться со статей И конечно как проводить , полгода и .

В православии принято организовывать поминальные обеды, которые собирают вместе близких и родственников усопшего. Мы чтим покойного на похоронах и после них, на 9 и 40 дней и на годовщину смерти, накрывая стол и вспоминая близкого, но ушедшего от нас человека.

Если христианские поминки отличаются открытым выражением боли утраты и обилием блюд соответственно, то у мусульман не принято выражать свое горе в слезах и рыданиях, а стол должен быть скромным.

Поминальный обед: меню

Поминальный обед, или трапеза – это один из обрядов поминовения усопших, который является заключительной частью богослужения. Он имеет не только свою историю, традиции, но и меню. Стоит отметить, что трапезы для поминовения умерших проводились с древних времен, но христиане имеют на этот счет свое мнение. Итак, стол для почтения памяти усопшего накрывают на третий день после смерти, а также на 9, 40 дней и 1 год . Христиане не должны вкушать пищу на могилах умерших, а только после возвращения с кладбища и совершив перед трапезой обряд очищения. Если в давние времена это воплощалось в омовении всего тела, изменении одежды и мытье полов и стен, то в наше время все упростилось до мытья рук перед едой.

Для поминальных трапез установлен и свой этикет. Так, на них не могут прийти без приглашения. Сервировка стола происходит особым образом: используется обыденная посуда, ставится прибор для усопшего и его портрет с черной лентой, а гости рассаживаются по дальности родства, то есть, ближе всех к прибору покойного будут сидеть супруг или супруга, родители, дети и т.д. Все прибывшие с кладбища, должны вымыть руки, садятся за стол по приглашению. Во время обеда не принято громко разговаривать и смеяться. Трапеза для поминовения всегда начинается с зажигания свечи и чтения молитвы, а также заканчивается ею. Кроме обращения к богу во время такого обеда принято говорить и вспоминать все хорошее об усопшем, в память о котором он организован. После окончания обед и чтения молитвы все расходятся не прощаясь.

Теперь поговорим о меню. На стол в поминовение усопших готовят кутью из пшеничных либо рисовых зерен, заправленную медом. С нее начинается вкушение пищи, ею же завершается. Здесь зерна символизируют воскрешение, обещанное праведникам после страшного суда, а мед показывает, насколько сладкой будет жизнь в царстве господнем. Кутью святят в храме.

Далее еду готовят в зависимости от наличия в день проведения поминок поста. Желательно спиртное на поминальной трапезе исключить. Обязательными блюдами, которые подают на поминках, являются блины и кисель. Здесь блины символизируют суточный круг, когда после заката обязательно следует восход, так и бессмертная душа ждет возрождения. В старину блины подавались обязательно с медом до вкушения блюд основных.

Вообще вся еда, которую принято подавать к столу на поминовение усопшего, несет в себе особое значение и является конкретным символом. Первым яством, которое ставили на стол после кутьи с блинами, был горячий суп, от которого непременно должен подниматься пар, помогая душе усопшего вознестись к богу. На первое обычно подают борщ либо щи, а иногда их заменяют супом с лапшой. Далее по важности шла ячневая или пшеничная каши, демонстрируя заключенную в них силу. Также есть нужно было яйца, как символ перерождения души и ее бессмертия. Если обед приходится не на день поста, то среди необязательных блюд могли быть поставлены на стол:

  • котлеты;
  • голубцы;
  • отбивные;
  • мясная и сырная нарезки;
  • другие мясные блюда.

На поминках подают салаты из овощей. Самыми популярными в таких случаях считаются винегрет, салат из свежих огурцов и помидоров, а также из капусты свежей или квашенной. Если поминальную трапезу организовывают дома, то ставят и холодец.

Подают и сладкие блюда: печенье, оладьи, конфеты, другую выпечку. Но не принято в таких случаях подавать торты, пирожные.

В старину по таким поводам подавали густой овсяный кисель, который разрезали на куски ножом. Сейчас напитками для поминовения на трапезах выступают компоты и узвары из сухофруктов, соки и кисели фруктовые.

Пищу, оставшуюся после окончания поминок, принято раздавать участвующим в нем, чтобы они дома со своими близкими продолжили поминовение, и тем самым, помогли душе усопшего приблизиться к творцу. При их организации следует помнить, что они должны служить поддержкой душе умершего в ее нелегком пути к господу, а не становиться пиршеством. Поэтому не стоит готовить и заказывать много еды. Все должно быть скромно и строго.

Все сказанные ранее слова были о людях, которые приняли крещение. Для некрещеных и самоубийц, по которым не свершается молебен и литургия, также можно организовать поминки, прочитав домашние молитвы, а в храме о таких людях молятся в родительскую субботу перед Троицей, когда читается моленье обо всех умерших.

Поминальный обед на 40 дней

Религиозные каноны говорят о том, что по истечении сорока дней после кончины душа умершего предстает перед господом и судят ее, и определяют ее место. Последнюю надежду на ее спасение могут дать молитвы и поминовение родственников. Оно заключается не только в мольбах, возносимых к богу, но и в добрых словах об упокоенном, в поминальном столе, который продолжает богослужение и является демонстрацией любви и уважения к нему.

Душа умершего на 40-й день возвращается в родной дом, чтобы через сутки покинуть его навеки. Для этого и накрывают стол, чтобы за ним еще раз помолиться о ее спасении и помочь обрести покой. Считается, что неуспокоенные души остаются в доме навсегда, потому что не могут уйти из него пока не успокоятся.

Для того чтобы облегчить скитания и мытарства духа усопшего, после его смерти нужно выполнить несколько условий:

  1. В церкви заказывают сорокоуст – молебен, который служится по покойному 40 дней. Дополнительно к нему, все эти дни молятся о душе покинувшего их родственники и близкие люди усопшего.
  2. Чтобы оказать ей весомую помощь, православные священники советуют принести себя в жертву хотя бы на этот период, отказавшись от пагубной привычки: курение, употребление алкоголя, чревоугодие и т.д.
  3. На 40 дней зовут лишь крещенных и верующих в бога людей. Только в их силах помочь душе близкого, но почившего в боге человека, получить прощение грехов и попасть в рай.
  4. Поминальная трапеза не должна превращаться в застолье. Это обряд поминовения и пустые разговоры неуместны.
  5. На поминках запрещено употребление спиртных напитков, веселье и пение песен.

На 40 дней накрывать на стол можно теми же блюдами, что и поминки после похорон. Здесь обязательными будут кутья и блинчики, а приготовить можно различные блюда. Меню на такую трапезу можно собрать такое:

  • закуска овощная из баклажанов и помидоров с чесноком;
  • гречневая каша с мясом или грибами;
  • бутерброды со шпротами;
  • салат из овощей, например, винегрет – зимой, а помидорно-огуречный – летом;
  • котлеты;
  • жареная рыба;
  • фаршированный перец или голубцы;
  • пироги с различными начинками: грибами, капустой, яблоками;
  • кисель из ягод или узвар.

Если на дату для проведения поминок припадает пост, то и подавать должны исключительно постные блюда.

На 40 дней христианский обычай предполагает раздавать нуждающимся вещи умершего с просьбой помолиться о его душе. Эта благотворительность может засчитаться ей при принятии решения о ее участи. Не розданные вещи принято относить в храм. Но выкидывать ничего нельзя.

В этот день во время вкушения пищи говорят слова в поминовение не только усопшего, по которому они организованы, но и вспоминают всех умерших родных. Считается, что все они незримо присутствуют вместе с живыми. Слова об умерших произносятся стоя.

Поминальный обед на 9 дней

По истечении 9 дней после похорон также принято поминать усопшего, организовав обед. Такая трапеза происходит исключительно дома.

Душа умершего после похорон готовится для встречи с творцом. Она, после трех суток пребывания с нами, отправляется в рай, где должна отдохнуть от мирских страданий и боли. Ей показывают все совершенные человеком при жизни грехи. На девятый день душа усопшего предстает перед богом, после чего ей положено отправиться в ад, чтобы претерпеть мытарства.

В православии считается, что постоянно оплакивать умершего нельзя, нужно постепенно успокоиться, ибо это мешает душе усопшего обрести покой. Своими слезами живые не дают душе уйти, удерживая ее на земле.

На 9 дней не принято приглашать людей, все сами приходят. Вначале и конце трапезы читают «Отче наш». Во время трапезы нужно молиться о прощении грехов покойного.

Начинают трапезу с кутьи, а после подают борщ и кашу. К ней подают котлеты, рыбу, грибы, мясо. Напитками могут быть компоты, а заканчивают ее пирожками с повидлом или другой сладкой начинкой, могут быть блины.

Поминальный обед на год

Годовщина смерти является итогом жизни на земле. В этот день ходят на кладбище и поминают умершего в церкви . Тогда же и накрывают стол, приглашая на поминальный обед. На годовщину смерти, кроме обязательной кутьи, принято подавать любимые покойным блюда. Меню должно быть простым. В этот день можно подать:

  • борщ;
  • лапшу или кашу с курицей и грибами;
  • мясные и рыбные блюда;
  • кисель, компот или сок;
  • пирог или пирожки;
  • нарезки: мясную, сырную, рыбную.

Поминальный обед в пост

Посты не являются причиной отказа в поминовении усопших. Исключением являются те дни, когда 9 и 40 дней попадают на будние дни Великого поста. В таком случае поминальная трапеза переносится на ближайшую субботу. Для проведения трапезы в пост примерное меню может быть таким:

  • постные борщ или щи;
  • грибы с картофелем, лапшой, гречневой кашей;
  • соленые, квашенные или свежие овощи;
  • бобовые: соя, фасоль;
  • постные блины и пирожки;
  • орехи и изюм;
  • на такие праздники, как Благовещенье и Вербное воскресенье разрешается готовить рыбу.

Молитва перед поминальным обедом

Ни один поминальный обед не обходится без молитвы. Вся суть этого обряда заключается в вымаливании прощения грехов душе усопшего и дарования ей вечной жизни в царствие господнем. Какую молитву читают перед усаживанием за стол? Традиционной для начала поминок является 17 кафизма. Также читают «Отче наш» или домашнюю молитву.

Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Среди ритуальных русских национальных застолий наиболее прочно удерживались в течение всего XX в. как при царской, так и при советской власти так называемые поминки - застолье, устраиваемое после погребения какого-либо лица для его родственников, близких друзей, а иногда и для всех тех, кто пришел на его похороны и провожал его до могилы. После кладбища близкие и знакомые покойному люди возвращаются по приглашению близких родственников в его дом, где их обычно уже ждет приготовленный стол.

В советское время это был либо холодный стол, либо ужин с одним горячим блюдом, либо (если поминки устраивались учреждением) - холодный фуршетный стол. Разумеется, в течение XX столетия состав пищи, блюд во время таких поминок чрезвычайно сильно менялся и в целом, как правило, отражал состояние кулинарных возможностей и всего общества, и конкретной семьи. Важным считалось пригласить и накормить людей, а вот чем, в каком количестве, в каком составе или при каком меню, - это уже вовсе не входило в соображения устроителей. Таким образом, поминальный обед или поминальный ужин совершенно терял, утрачивал свой ритуальный кулинарный характер и превращался в обычный обед или ужин, устраиваемый родственниками, чтобы отблагодарить людей, пришедших на похороны их близкого. Вот почему ели и пили все, что в данный момент смогла достать и выставить на стол конкретная семья.

Между тем, русский поминальный стол (будь то обед или ужин) традиционно должен состоять из обязательного и определенного числа и состава блюд.

Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий.

Между прочим, поминальный стол имеет еще одно традиционное русское название - «горячий», что прямо указывает на то, что замена поминального стола «холодным закусочным», а тем более фуршетным, является грубым нарушением правил этого вида застолья. Это нарушение прямым образом затрагивает и лишает значения сам смысл еды на поминках как выражение уважения памяти покойного. Вот классическое, традиционное, правильное меню поминального стола:

Блины. Они могут подаваться с маслом (сливочным), сметаной, семгой или лососиной и икрой - красной, зернистой или паюсной. Все эти традиционные «приклады» зависят исключительно от индивидуального достатка и вкусов устроителей. Но блины должны быть обязательно, причем именно дрожжевые, а не какие-нибудь блинчики.

Щи. Речь идет о классических русских капустных щах. Из какой капусты будут сделаны эти щи - свежей или кислой, квашеной, будут ли они богатыми или постными (то есть с мясом или без него), свежими или суточными, - все это опять-таки решается индивидуально в каждом конкретном случае. Но щи должны быть непременно и приготавливаться по-настоящему, а не заменяться борщом или иным супчиком.

Пироги могут быть также любые, с любой начинкой - мясные, капустные, луковые, картофельные, рыбные, грибные. Но они должны быть непременно. Тип поминальных пирогов может быть любым. Более того, чем больше представлено на поминках пирогов разных типов, тем лучше. Это могут быть подовые, жирные мясные пироги, многослойные кулебяки или легкие пироги из слоеного теста, они могут быть и из простого кислого теста, из ржаного или пшенично-ржаного теста на закваске.

Единственным строгим требованием ко всем типам и видам пирогов, подаваемых на поминках, является то, что они обязательно должны быть закрытыми, а также несладкими, поскольку сладкие пироги всегда делаются либо открытыми, либо решетчатыми, а также потому, что они служат ритуальными пирогами для дней радости - в дни рождения, свадьбы, юбилеев и т. п., в то время как в дни скорби должны употребляться только закрытые пироги. Уже одно это создает правильный, приличный случаю погребения, сдержанный фон всего застолья, что и должен почувствовать человек, даже не сведущий в любых правилах, условностях и церемониях.

Жаркое. Это блюдо - кульминация поминального застолья. Оно может быть приготовлено из любого мяса или домашней птицы и снабжено, как правило, скромным овощным гарниром, чаще всего картофельным или овощным пюре, поскольку пюре удобно разделить на сравнительно большое число лиц. Реже и, так сказать, беднее, когда в виде гарнира подаются каша или макароны (вермишель), но в XX в. эти замены можно считать допустимыми, особенно для массовых «пиршеств», как продукты, имеющие в основе зерновое (мучное) сырье.

Кисель. Заключительное блюдо на поминках, носит крайне важное ритуальное значение. Его нельзя исключать из меню поминального стола ни при каких обстоятельствах. Даже в случае чрезвычайной бедности покойного, когда разрешается ограничивать и сокращать поминальный стол до минимума. Этим минимумом должны оставаться два блюда: первое - блины и последнее - кисель. Кисель должен быть обязательно кислым и растительным, то есть клюквенным, брусничным или, на худой конец, яблочным, крыжовенным, смородинным, но только не молочным! Это связано как с ритуальным, языческим смыслом поминальной пищи, так и с учтенным еще в древности, на базе многовекового опыта, чисто кулинарным смыслом этой гастрономической процедуры. Дело в том, что тяжелая мучная и мясная пища легко и хорошо усваивается и перерабатывается в кислой среде. Вот почему за тяжелыми блинами обязательно следуют кислые щи, а за пирогами и жарким - кисленькие кисели.

Питье во время поминок. На поминках, если они ритуально правильны и культурны, разумеется, предусмотрены определенные каноны и для употребления напитков. К сожалению, в последние десятилетия XX в. поминки превратились в своего рода повод напиться «в честь покойника». Это, конечно, неверно. Употребление алкогольных напитков, как и всей остальной поминальной еды, ритуально, подчинено четким правилам. Первое блюдо - блины - предваряется одной рюмкой чистой водки (примерно 50 г), которую должны выпить все присутствующие в память об усопшем. И на этом в ходе классических поминок употребление водки (или коньяка) как крепких алкогольных напитков, собственно, кончается. Далее на протяжении всего застолья употребляются пиво, брага, квас, а к жаркому, особенно если оно из птицы, подается красное виноградное вино. Но водка, после первой всеобщей рюмки, демонстративно должна быть убрана с поминального стола.

Этот особый характер поминального русского застолья, однако, полностью забылся, игнорировался и нарушался. Между тем, он полон смысла: в момент скорби все должны сохранять трезвость мысли и действий, а также не имеют морального права оскорблять память покойного неприличной формой поведения (пьяным видом).

Как видим, меню и характер еды на поминках, выработанные у русского народа в XVII-XIX вв., подвергались в течение XX в. систематическому нарушению и искажению как в силу утраты опыта предыдущих поколений, так и в силу крайней некультурности подавляющего большинства населения, которое не связывает характер поминальной еды со смыслом данного события и смотрит на поминки лишь как на повод для попойки, встречи со знакомыми и на форму благодарности этим знакомым за их близость или прошлое содействие в чем-либо покойному лицу.

Другая причина искажения поминального застолья в XX в. - это общая утрата кулинарных навыков, привычка пользоваться готовыми или полуготовыми промышленными пищевыми продуктами. Вот отчего на поминальном столе появились колбаса, консервы, шоколад, конфеты, совершенно не подобающие данному событию.

Если внимательно вглядеться в поминальное меню, представленное выше, то станет совершенно очевидно, что в его состав входили основные русские национальные блюда, требующие ручного приготовления из сырых продуктов при помощи печи или плиты (блины, щи, пироги, жаркое, кисель).

А именно эти блюда к концу XX в. совершенно исчезли из состава семейного стола большинства средних советских, и в том числе русских семей, особенно в городах. Эти блюда требуют, конечно, не только хороших кулинарных навыков, но и времени, возни, а при наличии большого числа участников поминок - чрезвычайно большого количества посуды. Вот почему настоящие поминки фактически должны ограничиваться лишь крайне близким кругом родственников и друзей. Только тогда они могут быть осуществлены по-настоящему правильно - как в ритуальном, так и в кулинарном отношении. Только тогда они смогут сохранить нужную данному событию атмосферу и иметь для семьи и ее самых близких серьезное национально-воспитательное значение. А в этом изначально и состояла цель устройства и троекратного повторения поминок - воспитывать будущие генерации в семейно-партриархальном национальном духе, ненавязчиво, но последовательно и определенно устанавливать связь и преемственность поколений, по крайней мере, в сфере усвоения и поддержания национальных традиций.

Ныне, к концу XX в., такая связь, честно говоря, полностью утрачена. И именно это прискорбно и заставляет нас в конце XX в. напоминать тем, кто будет продолжать русский народ в XXI в., о забытых, растерянных и искаженных правилах и канонах русского национального поминального стола. Право, это наследие далеких предков не грех и восстановить, и сохранить, и перенести в XXI в. По крайней мере тем и для тех, кто хотя и равнодушен к «родным могилам», но хочет быть хорошим кулинаром или желает сохранить один из важных «уголков» русской национальной кулинарии и иметь случай вспоминать о нем хоть несколько раз в жизни, при печальном расставании со своими «предками» или близкими друзьями.

Из книги Кухня века автора

Обычное ежедневное меню обследуемой пенсионерки Завтрак: овсянка, приготовленная из 2 столовых ложек геркулеса на воде с чайной ложкой растительного масла, а также 2 стакана сладкого чая с куском черного хлеба со сливочным маслом.Обед: суп без мяса, заправленный фасолью

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Глава 3. Меню: их роль и значение в организации питания в XX

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Примеры меню Обед простой, натуральная кухня (без затей)Carottes r?p?es aux raisins secs - тертая морковь с изюмомIrish stew - баранина, тушенная с луком и картофелемPommes bonne femme - печеные яблокиЛегкий обедPotage ? l’oseille - щи из щавеляDarnes de saumon au concombre - рыба отварная со свежим огурцомGlace au yaourt

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Гостевые меню Обед простого гостяBisque de langoustines - лангусты (или крабы) в густом бульоне с овощамиPetites galettes au chedder - запеканка из яиц с сыромCanard ? l’orange - утка, начиненная апельсинамиSalade Beaucaire - салат Бокер (из отварных овощей и ветчины)Balthazar - Балтазар (запеченный шоколадный

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Меню монахов С течением веков в разных орденах и разных регионах меню претерпевает сильные изменения. Нужно также иметь в виду, что братия могла делать в этой области лишь свои первые шаги. Пионеры кулинарии довольствовались малым, своего рода поварской начальной

Из книги Чудовища морских глубин автора Эйвельманс Бернар

Входим ли мы в меню осьминога? Действительно ли можно теперь утверждать, что все рассказы о его агрессивности, о нападениях на человека есть только плод воображения? По?моему, слишком рано делать такой вывод. В книге «Животные легенд» доктор Морис Бартон из Британского

Из книги Крымская война автора Трубецкой Алексис

Из меню для лондонского ужина Котлеты из омара Нарезать кубиками полфунта омара. Положить на сковороду 2 унции сливочного масла и две чайные ложки мелко нарезанного репчатого лука. Жарить 1–2 минуты, добавить чайную ложку муки, хорошенько размешать и жарить еще минуту.

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Особенности «египетского пути» и традиции наследования трона фараонов Отчасти возможность легитимного женского правления в Египте была вызвана тем, что в культуре и религиозной традиции Древнего Египта (в отличие от других известных культур Древнего мира, античности

Из книги Еда Древнего мира автора Ивик Олег

Клинописные меню Если понимать Библию буквально, то самая значимая в истории человечества трапеза состоялась в междуречье Тигра и Евфрата, в тех самых местах, где, по мнению большинства богословов, некогда находился земной рай. Именно здесь Адам и Ева вкусили плодов оп

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Сервировка стола Сервировка стола в XVI–XVII вв. была несложной. Скатерти - браные чешуйчатые, золотые, китайчатые, шитые, узорчатые - покрывали узкой полосой края стола. Необходимой принадлежностью стола были солонки, перечницы, уксусницы, иногда горчичницы, которые

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Глава четвертая. Закуски русского стола Царский стол и столы феодальной знати, богатых горожан отличались не только богатой сервировкой, но и парадным, пышным оформлением блюд, особенно холодных закусок. В этом русские повара-профессионалы достигли большого мастерства.

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Напитки русского стола Своеобразие русского национального стола выражается не только в рецептурах и способах приготовления блюд, но и в особых напитках, многие из которых неизвестны другим народам. Конечно, у всех народов есть свои напитки, и некоторые из них очень

Из книги Истории простой еды автора Стахов Дмитрий

Принцесса стола Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. Александр Пушкин. Евгений Онегин Котлета, вопреки воспоминаниям целых поколений советских и постсоветских людей, – не убогий продукт общепита, а

Из книги Большевики, 1917 автора Антонов-Овсеенко Антон Антонович

3.3. Политическое меню: либерализация от Временного правительства и «революционная цензура» от Петроградского совета Политическая конкуренция за властное поле между Временным правительством и Петроградским советом по мере развития ситуации в революционном Петрограде

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Русское меню Во времена ГДР самым большим русским заведением общепита в городе, да, видимо, и во всей стране был двухэтажный ресторан «Москва», построенный в 1964 г. немецкими архитекторами Йозефом Кайзером и Вернером Дучке на Карл-Маркс-Аллее. Фактически это был

Из книги Империя для русских автора Махнач Влаидмир Леонидович

Смута. Разрушители русского общества и русского города Порядок, противостоящий хаосу Смуты, есть корпоративная организация домохозяев, точнее – домосемейств. По-гречески это «демос», а по-русски – «общество». Полноценный гражданин во все времена у всех народов –

Последние материалы раздела:

Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях
Итальянское карпаччо из помидоров – простой рецепт приготовления с пошаговыми фото в домашних условиях

Гаспачо — блюдо с таким красивым и аристократичным названием! Ну кто бы мог подумать, что некогда этот суп был едой бедняков. А сейчас он подается...

Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый
Детский торт «Корабль» на день рождение Торт в виде корабля кремовый

Торт «Корабль» - отличный десерт для детского праздника. Он приведет малышей в настоящий восторг! Делать такое вкусное и оригинальное лакомство...

Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной
Свиной окорок в маринаде Как сварить окорок свиной

Для традиционной славянской кухни всегда было характерно приготовление любого мяса в виде крупных кусков. Их варили и запекали в горшках, чугунах и...